Канадарм
- 1 year ago
- 0
- 0
Ахи́мса ( санскр. अहिंसा , IAST : ahiṃsā , пали avihiṃsā ) — древний индийский принцип поведения и образа действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — невреждение, ненасилие . Это ключевая добродетель в индуизме , буддизме и джайнизме .
Слово произошло от санскритского корня hiṃs — «бить»; hiṃsā — «наносить вред», «разрушение». A-hiṃsā — отрицание, то есть «не причинять вреда» .
Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла ( ненависти , страданий), а не против людей, его творящих. Ахимса состоит в отказе от причинения вреда (убийства, насилия) всему живому (людям, животным; в джайнизме — также бережное отношение к растениям) действием, словом и мыслью .
Принцип ахимсы приобрел особую важность в индийской религиозной мысли начиная с середины I тыс. до н. э., когда представители новых направлений: адживики , а затем джайнизма и буддизма, выступили против ведийской практики ритуальных жертвоприношений с закланием животных. К III веку до н. э. концепция ахимсы занимает настолько центральное место в индийской культуре, что царь Ашока в своей попытке унифицировать все конфессии посвятил ей первые два из своих наскальных эдиктов .
Распространено в виде обета во многих восточных духовных школах, таких как буддизм , джайнизм , индуизм и йога .
В джайнизме доктрина и практика ахимсы разработана наиболее глубоко. Для джайнистов это основной обет , из которого вытекают все остальные. Представление о всеобщей одушевленности природы определяет всеохватность принципа ненанесения вреда живому. Ахимса для практикующих выражается не только в диетических ограничениях, таких как строго вегетарианская диета, но и в других формах. Как недопустимое занятие, причиняющее вред живому, может рассматриваться не только рыболовство, но даже и землепашество. Часть наиболее ревностных джайнистов используют специальные повязки на рот для предотвращения случайного попадания туда живых существ, а передвигаются, подметая метёлкой дорожку перед собой, чтобы случайно не наступить на живое существо. Первостепенная важность ахимсы выражается в том, что она рассматривается как основа любых обетов: подверженность страстям видится как насилие ( химса ) над душой того, кто их испытывает; ахимса становится и критерием истинности любого учения: любая доктрина, допускающая нарушение этого первопринципа по любой причине, объявляется «учением недостойных».
Буддизм способствовал нравственному развитию индийского общества. Именно буддизм (и другая религия шраманского происхождения — джайнизм) впервые провозгласили принцип ахимсы — ненасилия и непричинения вреда живым существам, усвоенный позднее индуизмом. Эту заслугу буддизма признала и индуистская брахманская ортодоксия: обожествив Будду в качестве девятого аватара (воплощения) бога Вишну, брахманы определили его миссию как проповедь сострадания к живым существам и запрет ритуальной практики принесения в жертву животных .
В «Чунда-сутте» (АН 10.176) перечислены 10 основных негативных карм (неблагих действий, от которых следует воздерживаться). Первая негативная карма : уничтожение жизни, жестокость, кровожадность, насилие, побои, беспощадность к живым существам .
Ахимса является первым из предписаний в системе нравственных правил буддизма (панча-шила) и входит в систему восмеричного пути (правильные намерения, правильная речь, правильные поступки, правильный образ жизни). Поздние индо-буддийские мыслители видели непричинение вреда, как корень других добродетелей — негневливости (адвеша) , милосердия, любви ( майтри) . В буддизме махаяны через ахимсу осуществляется практика сострадания (каруна) . Тхеравада выводит из принципа непричинения вреда живому запрет на самоубийство и самопожертвование, в то время как в других течениях они не считаются нарушением ахимсы. Буддизм в целом не абсолютизирует ахимсу, ставя стремление соблюдать дух принципа выше буквального ему следования, и признавая, что полностью воздержаться от причинения вреда в несовершенном мире невозможно.
«Все трепещут перед жестокостью , все боятся смерти . Сравнивая себя с другими, не следует ни убивать, ни понуждать к убийству.» (Дхаммапада, 129)
« Тот, кто, желая счастья для себя, с жестокостью наносит вред существам, что также желают счастья, не обретает счастья после смерти.» (Дхаммапада, 131)
Принцип ахимсы был сформулирован в таких древних текстах индуизма , как « Чхандогья-упанишада » (начало I тыс. до н. э.), но важность этой добродетели возросла из-за позднейшего влияния буддизма и джайнизма. Признание важности ахимсы привело к отказу от жертвоприношений животных, принятых в раннем ( ведийском ) индуизме, и в распространении среди индийцев вегетарианства .
В «Йога-Сутрах» Патанджали в главе II « Садхана-пада» в сутре 30 перечислены пять ям (моральных заповедей). Первой ямой там названа ахимса — любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и желания нанесения вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было (из комментария к сутре 35) . Человек, практикующий ахимсу, не только не должен сам причинять вред другим, но также не должен быть косвенной причиной вреда и не должен побуждать другого на совершение вреда. Ахимса рассматривается как любовь ко всему существующему, и практикуется на трёх уровнях [ источник не указан 1921 день ] :
В христианстве ахимсе соответствуют заповеди « Не убий » и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», а также одна из заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Совершенный в ахимсе обладает следующим сиддхи : в его присутствии прекращаются все ссоры и споры, воцаряются мир и спокойствие.
Махатма Ганди , добившийся освобождения Индии от власти Британской империи без единого выстрела, известен как величайший практик принципа ахимсы . Результатом серии кампаний гражданского сопротивления стало мирное возвращение независимости Индии, ставшее величайшим достижением политических активистов, вероятно, за всю историю.
Ахимса — основа для поисков истины. Поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе. Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного Творца, и божественные силы в нас безграничны. Третировать человеческое существо — значит третировать эти божественные силы и тем самым причинять зло не только этому существу, но и всему миру. Для меня всегда было загадкой, как могут люди считать для себя почётным унижение ближнего.
— «Моя Жизнь» (Ч. 4, гл. IX)