Архангел Рафаил
- 1 year ago
- 0
- 0
Арха́нгел Михаи́л , Архистрати́г Михаи́л ( др.-евр. מיכאל , ивр. מִיכָאֵל [mixåˈʔel], Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Ἀρχάγγελος Μιχαήλ ) — ангел , упоминаемый по имени в ряде библейских книг ( Иуд. , Откр. и др.). Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых архангелов в авраамических религиях . В православии его называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов» (см. ) .
Празднование в Русской Православной церкви — 6 (19) сентября , 8 (21) ноября , в Коптской православной церкви — каждое 12-е число месяца, в Католической церкви — 8 мая.
Выражение « Архангел Михаил » состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где « ангел », греческий перевод др.-евр. מלאך « малах », означает «посланник», а с добавлением к слову «ангел» приставки «арх» — «старший посланник».
«Ми ка эл» ( др.-евр. מיכאל ) буквально означает вопросительное « Кто как Бог? » в значении « никто не равен Богу ».
Однако допустим и вариант «который, как эл ». « Эл », или «Эль» (см. Элохим ), в русских переводах традиционно означает « Бог », тем не менее, это слово вовсе не однозначно, и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение « Архангел Михаил » может означать: « Старший посланник, наделённый полномочиями Эля », или « Старший полномочный посланник Эля ».
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила :
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
— Дан.
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
В Новом завете упомянут дважды.
В Соборном послании св. апостола Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» ( Иуд. ). Это единственное место в канонических текстах, где Михаил назван архангелом. Апостол заимствует свой рассказ из апокрифического «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея», в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского , Оригена и Афанасия Великого это сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождение или Вознесение Моисея» . Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея» .
В 12-й главе Откровения Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце , и её младенца:
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним
— Откр.
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде , на который он призовёт души трубным гласом (см. ниже раздел ).
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших . Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: « Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде » .
В коптской гомилии об архангеле Михаиле ( X век ) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде : он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их .
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда , был вознесён к престолу Бога:
…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: « Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки ». И поклонились ангелы Господни и молвили: « Пусть приблизится он по слову Твоему ». И сказал Господь Михаилу: « Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей ». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил .
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий Божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом .
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
И сказал я архангелу: « Что сиё, господин мой? » И говорит он мне: « Сиё есть Ахеронтово озеро, внутри же его — град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предаётся он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам » .
Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия .
Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль , Уриэль и Рафаэль ), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь двое названы в Ветхом Завете: Михаэль и Гавриэль. Рафаил упоминается по имени в Книге Товита , которая отсутствует в Еврейской Библии (Танахе) , но присутствует в Септуагинте и в синодальном переводе Библии в качестве неканонической книги.
В еврейской литературе эпохи Второго храма для Михаэля характерна роль проводника душ- психопомпа , он принимает души праведников и сопровождает их на небеса .
В Коране архангел именуется « Микаилом » , имеет изумрудно-зелёные крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов .
Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Мукаррабун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.
По церковному преданию , Бог в начале времён сотворил огромное количество ангелов и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Во главе всех ангелов стоял Денница — самый сильный, умный, красивый и приближённый к Богу ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов, подчинённых ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда один из ангелов проявил верность Богу, и громко возгласив: «Кто как Бог?» или «Кто равен Богу?» (по-еврейски «Ми ка Эль?», по-русски звучит как «Михаил»), во главе сохранившего верность Богу большинства ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божьей, низверг Денницу (который стал называться дьяволом и сатаной ) с другими падшими духами — бесами или демонами с Неба . С тех пор святое (верное Богу) ангельское воинство возглавляют два архистратига: архангел Михаил и архангел Гавриил . При этом нужно заметить, что несколько позже, Пресвятая Богородица стала «Честнейшей всех херувимов и Славнейшей без сравнения всех серафимов » .
В православии архангел Михаил именуется архистратиг ( греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий ) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд. ). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: « Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола ». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла .
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо .
К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех смотрите раздел ). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель, и его главная святыня — Михалион — находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину ) .
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил . Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября . Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня , когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки .
Дабы он к Древу Жизни не простёр
|
|
В христианстве принято считать, что вооружённым мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил ( Быт. ). В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах . На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила « Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига »:
«И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса» .
Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом « Евангелии от Никодима » Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу , но не пишется, что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в « Золотой легенде » .
Во Фригии , в городе Колоссы , недалеко от города Иераполя , был храм , посвящённый архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский , прославившийся своей добродетельной христианской жизнью . Язычники , питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия, и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался неприкосновенным. Город, где совершилось это чудо, стал называться Хоны (расселина, отверстие) .
В 590 году в Риме свирепствовала чума . Папа Григорий Великий , проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии , увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела .
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды услышали сильный гром и увидели облако, сходящее на гору Гарган с огнём, дымом и молниями. Это устрашило их и обратило в бегство . Узнав о явлении архангела Михаила, они отказались от арианской ереси .
Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение .
Чудо описано в коптской гомилии X века . Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его, когда он садился на коня .
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века ). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород . Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: « Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ » .
Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе . При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов .
По преданию православной церкви, явившийся на Балканах , архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми . Предание оказало влияние на иконографию этих святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.
Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе , бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонах (Колоссах).
В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние века он считался обязательным, но с XVIII века утратил статус торжества. В католической церкви существует ещё ряд праздников, связанных с архангелом Михаилом:
Папа Лев XIII распорядился читать после каждой читаной мессы (missa lecta) ряд молитв, в том числе молитву архангелу Михаилу. В современном ординарном чине мессы чтение этих молитв не предусмотрено.
Особо почитается как место паломничества раннесредневековый монастырь -крепость святого Михаила на высоком острове у берегов Нормандии ( Мон-Сен-Мишель ) и пещерная церковь на полуострове Монте Гаргано (область Апулия в Италии ).
Память Архангела Михаила отмечается 12-го числа каждого месяца.
Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделён пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы» .
Этот персонаж Нового Завета , победитель Сатаны , считается покровителем немецкого государства. В соответствии с народными верованиями он появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитал верховный бог германцев Один (Вотан) .
Установленный церковью ( 29 сентября ) находится в тесной связи со старинным германским обычаем отмечать праздником окончание уборки урожая.
Изображение архангела, начиная с IX века, неизменно присутствует на боевых знамёнах. Существует легенда, что победа при Лехфельде в 955 году была одержана благодаря вмешательству Архангела на немецкой стороне (апокалиптическая битва Михаила с сатаной воспринималась, как « первое деяние воинской и рыцарской доблести » ). В этой битве у города Аугсбурга Оттон Великий нанёс сокрушительное поражение мадьярам , что существенно ослабило постоянную угрозу созданной им Священной Римской империи германской нации (возникла в 962 году , когда Оттон был коронован в Риме папой Иоанном XII как император) со стороны воинственных венгров.
В немецком искусстве имеется тенденция проведения параллели между архангелом и победителем червя-дракона легендарным национальным героем Зигфридом .
«В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства , что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра» .
В иконописи архангел Михаил часто изображается с тростью- копьём в одной руке и особой сферой- зерцалом (символ предвидения, переданного архангелу Богом) — в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью , на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит . Начиная с XII века, изображения архангела Михаила появляются в композиции Страшного суда , он изображается грозным воином с весами , одну чашу которых пытается перевесить дьявол . Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей .
Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса , в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого « ангельского деисуса ».
Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонах», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и « Собор Архистратига Михаила ».
Илл. | Название | Описание | |
---|---|---|---|
Архангел Михаил (из деисуса) | Помимо изводов в полный рост, существуют и поясные варианты. | ||
Архангел Михаил | Облачённый в одежды византийских придворных архангел предстаёт в качестве стражи Царя Небесного. В руках у него «мерило» (жезл) — символ власти. В руке может быть лабарум (древко с полотнищем) — боевой штандарт императора, символ властных полномочий. Он может быть изображён в т. н. лоратных одеяниях : далматике (узкая длинная одежда с широкими рукавами, вышитым оплечьем и подолом) и лоре (широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; часть одеяния византийских императоров), в расшитых золотом и камнями сапогах . | ||
Архистратиг Михаил | Образ архангела в воинских доспехах. Этот тип изображения появляется в иконографии «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Затем архангела как архистратига начинают изображать в латах не только в сцене явления иудейскому полководцу, но в других композициях — маленькая коленопреклонённая фигурка полководца (см. справа) исчезает. Одеяние архангела повторяет доспехи римского полководца: короткая туника, поверх которой надет украшенный рельефом металлический панцирь с наплечниками и набедренниками; алый офицерский плащ завязан узлом на левом плече . | ||
Архангел пронзает копьём дьявола | |||
Архангел попирает ногой богатого старика-беса (душит). Образ основан на Библии: Послание Иуды, 1, Откровение, 12:7 и др. Изображение встречается в балканских иконах и фресках. | |||
Архангел Михаил Воевода | Архангел изображён скачущим на красном крылатом коне. Эсхатологический сюжет согласно библейской книге Откровение (Откр. 12:7). Пламенный архангел трубит, возвещая конец времён. Одной рукой он победно воздел Евангелие , другой держит восьмиконечный крест и копьё, которым повергает сатану в геенну . Под копытами крылатого коня иногда изображены рушащиеся земные царства. Между руками архангела переброшена радуга. В верхнем углу иконы в небесном сегменте изображается Спас Эммануил перед горним престолом . | ||
Чудо архангела Михаила в Хонех | Архангел ударом копья отводит от храма поток воды, грозящий храму затоплением . Справа может присутствовать башня со старцем. | ||
Чудо о Флоре и Лавре | Архангел стоит на вершине горы. По его сторонам Флор и Лавр , внизу лошади. Образ основан на Житии Флора и Лавра. | ||
Собор Архистратига Михаила
(Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных) |
|||
Три отрока в пещи огненной | Редко встречающееся изображение ангела в иконописи. Реминисценция по Книге пророка Даниила 3: 24 — 95 (синод. пер.) | ||
Поклонение Кресту | Редко встречающееся изображение ангела в иконописи. |
Образ архангела Михаила присутствует в сюжетах, где силы небесные сослужат Христу. Так, в изводе «Служба святого Василия Великого» святителю предстоят архангелы в диаконских облачениях и с покровенными руками. Архистратиг изображается на иконах «Собор архангелов», «Собор архангела Михаила», а также в композициях, составной частью которых являются ангельские силы, например, Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный суд, «Предста Царица одесную Тебе» .
См. Список церквей и соборов, освящённых в честь архангела Михаила
В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам . Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй — архангел Гавриил ). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева , Малоархангельска, Архангельской области , а также ряда других городов и изображён на их гербах .