Базилика Девы Марии (Шэшань)
- 1 year ago
- 0
- 0
Вознесе́ние Девы Марии, или Ассунта, Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу ( лат. Assumptio Beatæ Mariæ Virginis , от лат. assumere — брать, принимать , итал. Assunta — Вознесённая) — католический догмат о взятии Девы Марии с душой и телом на небеса после окончания Её земной жизни.
Официально изданный Катехизис католической церкви , утверждённый Конференцией католических епископов России , вместо термина « Вознесение Девы Марии » употребляет « Успение » и « Взятие Пресвятой Девы в небесную славу » .
Догмат о Вознесении был официально провозглашен папой Пием XII 1 ноября 1950 года в апостольской конституции « Munificentissimus Deus » и поддержан Вторым Ватиканским собором в конституции Lumen Gentium . Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом телом и душой вознеслась на небо: после вскрытия Её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено.
Согласно католической традиции, сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной .
Вознесение Девы Марии не является догматом для Православных Церквей, хотя византийская Церковь отмечала этот день, а дата была установлена, по-видимому, императором Маврикием , у которого папа Сергий I перенял этот праздник.
Относительно письменных святоотеческих свидетельств о кончине Божией Матери существует твёрдое убеждение, что до IV в. их не было. Св. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IV в. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита , «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием .
В VII—IX веках на Западе сосуществовали так называемые , настаивавшие на факте физической смерти Марии, и . Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). К умеренным морталистам принадлежали Фома Аквинский , Бонавентура и Иоанн Дунс Скот , отстаивавшие принцип гармонии природы и благодати, предопределённый для Девы Марии.
В Канонических текстах Библии , признаваемых всеми основными направлениями христианства , о Вознесении Марии не упоминается.
Вознесение Богородицы отмечается как церковный праздник (в большинстве стран — 15 августа). Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар церквям и капеллам, посвящённым Святой Деве Марии. Праздник сопровождается торжественными богослужениями , церковными процессиями и театральными действами. С этого дня в Германии начинается тридцатидневный период «Frauendreißiger».
Государства, где Вознесение Богородицы — нерабочий день:
Сюжетом Вознесения Девы Марии был вдохновлён ряд художников: Андреа дель Кастаньо , Корреджо , ван Дейк , Гверчино , Беноццо Гоццоли , Лоренцо Лотто , Эль Греко , Бартоломе Эстебан Мурильо , Пьетро Перуджино , Пуссен , Рубенс , Тициан .