Interested Article - Corpus iuris civilis

Издание 1663 года

«Corpus juris civilis» — современное название свода римского гражданского права , составленного в 529 534 при византийском императоре Юстиниане Великом . Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана» .

Первоначально свод состоял из 3 частей:

Позже была добавлена четвёртая часть, « Новеллы » (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке .

Содержание

Данная кодификация вплоть до XI в. являлась важнейшим источником действующего права Византии , а также была фундаментом, на котором окончательно сформировалась вся её правовая система . Свод законов Юстиниана , в целом отражает большинство основных черт римского права , но при этом также олицетворяет специфические византийские черты . Например, они отражены в Новеллах Юстиниана, так как данная часть Свода выполнена не на латыни , а на греческом языке . Кроме того, в Своде наметилась явная тенденция на упрощение и «вульгаризацию» римского права под влиянием позднеэллинистического (греко-восточного) права .

Юристы византийской эпохи в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций , сокращений и использовавших казуистический стиль , зачастую стремились к упрощениям: проясняли термины , вырабатывали простые и понятные определения . Примером является заключительная (50-я) книга Дигест в которой введены специальные титулы (16 и 17) дающие толкование слов и основных понятий .

На формирование византийской правовой системы существенное воздействие оказали правовые обычаи , распространенные в восточных провинциях . Обычное право с характерным ему примитивистским форматом искажало логическую стройность и системность римского права . Также Свод законов Юстиниана унаследовал от позднегреческого права такой институт, как эмфитевзис , а также новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц .

В свою очередь в результате влияния восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство . Таким образом данное введение повлекло за собой полную отмену римской системы исков и абсолютное утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса .

Многие интерполяции, имеющиеся в Своде законов Юстиниана, происходят далеко не из юридической практики, а отражают популярные идейные течение Византии такие как платонизм , стоицизм и христианство .

Значительное влияние на Свод законов Юстиниана оказало христианство . Во многих местах Свода законов Юстиниана встречаются ссылки на священные книги и христианские писания . Кроме того, ряд правовых институтов начинают трактоваться в религиозном ключе ( брак стал рассматриваться как «божественная связь» — nexum divinum) . В Дигестах наряду с понятием права (jus) используется традиционное понятие « правосудие » (justitia), однако трактуется как « справедливость » в духе христианской морали . Кроме того, в Свод законов Юстиниана включена конструкция естественного права (jus naturale), разработанная ещё классическими юристами III века, однако трактуется она снова в христианской парадигме как установленное божественное провидение .

Практическое применение Свода законов Юстиниана вызывало значительное количество сложностей в византийских судах . Многие его нормы устарели, однако главная проблема их применения состояла в недоступности для населения . Для удобства использования и упрощения понимания основных положений Свода законов Юстиниана, византийскими юристами в VI—VII веках составлялись комментарии к нему на греческом языке . Данные комментарии были подготовлены в виде парафразов (пересказов), индексов (указателей) и схолий (учебных примечаний) . Особую популярность получили Парафразы Институций Юстиниана написанные для студентов-юристов на греческом языке Феофаном и Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана .Кроме того, византийскими юристам основываясь на определённых положениях Свода законов Юстиниана были составлены практические сборники . Сборники содержали в себе формы и образцы различных договоров , формуляры исков и иное . В данный период времени в Византии был принят ряд императорских законов, которые обобщали в себе нормы обычного права . Таким образом, характерная черта правовой системы Византии это консолидация всех норм права в писанный закон .

Институции

Дигесты

Дигесты или Пандекты , основная часть компиляции Юстиниана I состоящая из 50 книг. Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Западе

Кодекс Юстиниана

Новеллы

Corpus juris civilis и рецепция римского права

Практическое значение кодекса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права ( XII век ) — и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия , так как к нему приурочилось применение и изучение римского права . В Средние века в Западной Европе начинается активное усвоение римского права. В раннефеодальных монархиях , образовывающихся на развалинах Западной Римской Империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства. Для галло-римского населения создавались специальные сборники римского права, наибольшую известность из которых получил Бревиарий Алариха (Breviarum Alarcianum), составленный в начале VI в. Эти сборники вплоть до XI в. оказывали заметное влияние на развитие феодального права Франции и других стран Западной Европы.

См. также

Примечания

  1. Жидков О.А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. — НОРМА, 2004. — С. 474—476. — 609 с. — ISBN 5-89123-341-X .

Литература

Ссылки

  • от 21 февраля 2010 на Wayback Machine
  • Дигесты Юстиниана
  • от 29 октября 2013 на Wayback Machine
  • , Hugues de la Porte, Lion, 1558—1560.
Источник —

Same as Corpus iuris civilis