Interested Article - Праотцы
- 2020-05-08
- 1
Пра́отцы ( греч. προπατέρες , προπατως ) — в христианстве название для предков Иисуса Христа по плоти . К праотцам относятся ветхозаветные патриархи ( греч. πατριάρχης — родоначальник, праотец), рассматриваемые как родоначальники еврейского народа и человечества в целом. Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии , были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием; вплоть до Иакова и Иосифа , со смертью которых закончилась патриархальная эпоха библейской истории, патриархам было свойственно непосредственное общение с Богом . Как предки Иисуса Христа праотцы включены в рассматриваемую христианской сотериологией историю спасения и в историю движения человечества к Царству Небесному .
В более широком смысле под праотцами в православной церкви понимаются все ветхозаветные святые, почитаемые как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи . При этом святые предки Христа, входящие в Его родословную, именуются святыми отцами .
Часто праотцами именуют только троих патриархов — прародителей еврейского народа: Авраама , Исаака и Иакова . Им соответствуют четыре праматери — Сарра , Ревекка , Рахиль и Лия . В иудейской традиции именно Авраам, Исаак и Иаков именуются и патриархами, и отцами (праотцами) ( ивр. שְׁלֹשֶׁת הָאָבוֹת — «три праотца») .
Памяти ветхозаветных святых предков Иисуса Христа православная церковь посвящает Неделя святых праотец и Неделя святых отец накануне празднования Рождества Христова .
Праотцы
Допотопные праотцы
Патриархи:
В сонме праотцов почитаются также:
Послепотопные праотцы
Патриархи:
- Арфаксад, сын Сима
- Каинан, сын Арфаксада
- Сала , сын Каинана
- Евер , сын Салы
- Фалек , сын Евера
- Рагав , сын Фалека
- Серух , сын Рагава
- Нахор , сын Серуха
- Фарра , сын Нахора
В эпоху после Потопа и до дарования Моисею Закона среди патриархов были Авраам , Исаак , Иаков и Иосиф , на последнем и завершается патриархальный период библейской истории. Также в число праотцов этой эпохи входят Мелхиседек и Иов .
Христианская традиция усматривает в деяниях этих патриархов промыслительное значение, ветхозаветное предвосхищение новозаветной истории: так, принесение Авраамом в жертву Исаака прообразует, согласно патристическим толкованиям, крестную смерть и воскресение Христа. Это прообразовательное (типологическое) истолкование отразилось в христианской гимнографии (воспоминание ветхозаветных патриархов в службах Господским и Богородичным праздникам ) и иконографии .
В качестве праотцов, входящих в календарь Русской православной церкви, почитаются следующие потомки Иакова, сына Исаака:
- Рувим
- Симеон
- Левий
- Иуда
- Дан
- Неффалим
- Гад
- Асир
- Иссахар
- Завулон
- Иосиф
- Вениамин
- Пророк Моисей
- Первосвященник Аарон , брат Моисея
- Первосвященник Елеазар , сын Аарона
- Ор , сподвижник Моисея
- , иерей великий
- Иисус Навин
- Варак
- Гедеон
- Самсон
- Иеффай
- Пророк Самуил
- Иессей , сын Овида
- Царе-пророк Давид , сын Иессея
- Царь Соломон , сын Давида
- Пророк Нафан
- Пророк Илия
- Пророк Елисей
- Царь Езекия
- Царь Иосия , сын Аммона
- Праведный Зоровавель
- Неемия
- Праведный Захария , отец Иоанна Предтечи
- Иоанн Предтеча .
Также к праотцам относятся четыре великих пророка: Исаия , Иеремия , Иезекииль , Даниил , а также двенадцать малых пророков и три юноши: Анания, Азария и Мисаил .
К праотцам относятся также праведные богоотцы Иоаким и Анна , родители Богородицы и праведный Иосиф , обручник Богородицы. Также царь Давид именуется богоотцом.
Праматери
Помимо святой Анны, в сонме праотцов почитаются следующие ветхозаветные жёны:
- Праматерь Ева
- Праведная Сарра , жена Авраама
- Праведная Ревекка , жена Исаака
- Праведная Лия , первая жена Иакова
- Праведная Рахиль , вторая жена Иакова
- Праведная Мириам , сестра Моисея
- Праведная Раав , жительница Иерихона
- Праведная Девора , судившая Израиль
- Праведная Иаиль , убившая Сисара
- Праведная Руфь
- Пророчица Олдама
- Праведная Юдифь , умертвившая Олоферна
- Праведная Есфирь , избавившая еврейский народ от Амана
- Праведная Анна , мать пророка Самуила
- Праведная Сусанна
Почитание
История
Почитание ветхозаветных праотцев в христианской Церкви засвидетельствовано по крайней мере со второй половины IV века . Предполагается, что оно восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и связывается прежде всего с Иерусалимской церковью .
Ветхозаветные святые поминаются в чине литургии в ходатайственной молитве перед причастием: « Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки… » ( Литургия Василия Великого ). Такое поминовение появляется уже у святого Кирилла Иерусалимского (умершего в 386 году ), который писал: « Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков , Апостолов , Мучеников , чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству ».
Неделя святых праотец
Памяти ветхозаветных святых и предков Иисуса Христа православная церковь посвящает Неделя святых праотец и Неделя святых отец — дни памяти с подвижной датой. В данном случае слово неделя понимается как богослужебный термин , означающий «воскресенье». Неделя святых праотец отмечается в предпоследний воскресный день перед Рождеством Христовым и приходится на промежуток с 24 декабря (11 по юлианскому календарю) до 30 декабря (17 по юлианскому календарю).
В Неделю святых праотец и в Неделю святых отец церковь воспоминает всех ветхозаветных патриархов, от Адама до Иосифа Обручника , и всех ветхозаветных праведников, оправдавшихся верой в грядущего Мессию. В песнопениях церкви они перечисляются поименно.
Помимо недели святых праотец вспоминаются праотцы в стихирах в неделю святых отец.
На греческом | На церковнославянском (транслитерация) | На русском | |
---|---|---|---|
Тропарь праотцам |
Ἦχος β'
Ἐν πίστει τοὺς Προπάτορας ἐδικαίωσας, τὴν ἐξ Ἐθνῶν δι' αὐτῶν προμνηστευσάμενος Ἐκκλησίαν. Καυχῶνται ἐν δόξῃ οἱ Ἅγιοι, ὄι ἐκ σπέρματος αὐτῶν, ὑπάρχει καρπός εὐκλεής, ἡ ἀσπόρως τεκοῦσά σε. Ταῖς αὐτῶν ἱκεσίαις, Χριστὲ ὁ Θεός, σῶσον τὰς ψυχὰς ἡμῶν. |
глас 2:
Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́, от язык те́ми предобручи́вый Це́рковь: хва́лятся в сла́ве святи́и, я́ко от се́мене их есть Плод благосла́вен, без се́мене Ро́ждшая Тя. Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас." |
глас 2:
Верою праотцев Ты оправдал, в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. Хвалятся во славе святые, ибо от семени их плод славный, — без семени Родившая Тебя. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши. |
В иконостасе
В православном иконосостасе праотцам может посвящаться отдельный праотеческий ярус, который встречается, однако, реже чем пророческий ярус. Центром праотеческого яруса является икона «Отечество» с Богом-отцом, Сыном божьим и Святым духом, ближе всего к центру располагаются Адам, Ева и Авель, далее — другие праотцы со свитками в руках. До XVI века в центре изображалась Троица .
См. также
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Живов В. М. Праотец // Святость. Краткий словарь агиографических терминов. — М. : Гнозис, 1994. — С. 78—80.
- Протоиерей Александр Шаргунов . . от 25 февраля 2015 на Wayback Machine
- : [ 15 июня 2022 ] // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 387. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4 .
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ . от 23 января 2021 на Wayback Machine . Календарь Русской православной церкви
- . от 16 января 2021 на Wayback Machine . Календарь Русской православной церкви
- . от 5 декабря 2020 на Wayback Machine . Календарь Русской православной церкви
- ↑ . Дата обращения: 24 декабря 2020. 28 июня 2021 года.
- . от 16 января 2021 на Wayback Machine . Календарь Русской православной церкви
- Дата обращения: 10 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 25 декабря 2020. 27 декабря 2020 года.
- Т.И.Швецова. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл. — С. 179—182.
Ссылки
- . от 26 июля 2014 на Wayback Machine // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
- . Архивировано из 25 апреля 2012 года.
- . от 19 апреля 2012 на Wayback Machine
- . Архивировано из 28 сентября 2015 года.
- . Архивировано из 15 августа 2011 года.
- 2020-05-08
- 1