Девяностый псалом
— 90-й псалом из книги
Псалтырь
(в
масоретской
нумерации
— 91-й). Известен по первым словам «Qui habitat (in adjutorio Altissimi)» (
лат.
) и «Живы́й в помощи» (
церк.-слав.
). Зачастую используется как
молитва
в опасной ситуации.
Содержание
Надписание и авторство псалма
В
еврейском тексте
Библии
псалом не имеет заголовка, в
Септуагинте
имеет надписание
Αἶνος ᾠδῆς τῷ Δαυΐδ
— «
хвалебная песнь
Давида
», которое перешло и в другие переводы. Надписание в церковно-славянском тексте: «Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей», в
Вульгате
— «laus cantici David XC» (хвалебная песнь Давидова). Указание авторства псалма в Септуагинте является результатом позднейшей приписки, которая могла быть сделана переводчиками.
Еврейская традиция называет в качестве автора псалма
Моисея
, потому что считает этот псалом смысловым продолжением предыдущего, 89-го, где авторство Моисея указано в надписании.
Содержание
Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику или к сыну, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним. В последних трёх стихах вводятся слова Самого Бога, подтверждающие сказанное выше. В «Толковом
Типиконе
» указывается, что данный псалом «
рисует в форме наставления все выгоды полной надежды на Бога
».
Афанасий Великий
в своём толковании пишет про данный псалом, что в нём вводятся лица:
тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т.е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: страхом нощным, стрелою летящею во дни, вещию во тме преходящею, срящем и бесом полуденным, тысящами и тмами, аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы
Богослужебное использование
В
иудаизме
указанный псалом читается семь раз во время похоронного обряда. Его произносят ежедневно в молитве перед отходом ко сну, также он включён в утреннюю молитву
субботы
.
В фильме «
Бой с тенью 2: Реванш
» Артём Колчин (Денис Никифоров) дважды читает несколько стихов из Псалма 90 в автозэке и во время финального поединка с Ларри Палмером.
В фильме «
Бой с тенью 3D: Последний раунд
» Псалом 90 читают в конце фильма Артём Колчин (Денис Никифоров) и Вагит Валиев (Андрей Панин) по строкам.
В романе «
Доктор Живаго
»
Бориса Пастернака
главный герой, Юрий Живаго, во время боя красных лесных партизан с белогвардейцами обнаруживает на шее убитого партизана-телефониста
ладанку
с бумажкой, содержащей извлечения из текста девяностого псалма, записанные искаженно, «на слух». Упоминается, что в народе «текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль». Далее Живаго обнаруживает на шее раненого белогвардейца золотой футлярчик на цепочке, со сложенной бумажкой, содержащей девяностый псалом, «но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
В фильме «
Викинг
» воин
князя Владимира
Феодор
, преследуемый вместе со своим сыном Иоанном язычниками, читает Псалом 90 перед смертью.
В мультфильме "Необыкновенное приключение Серафимы" Серафим Саровский стоя на камне читает Псалом 90, является Архангел Гавриил и восстающие на него тёмные силы рассеиваются.
Ленты и ремни с написанным на них текстом 90 псалма часто используются в качестве
оберега
. При этом официальная христианская церковь не одобряет этот обычай из-за его сходства с практикой иудаизма — надеванием
тфилин
и прикреплением на косяки дверей
мезузы
.
Kaplan, Rabbi Aryeh (1990),
Innerspace: Introduction to Kabbalah, Meditation and Prophecy
, Moznaim
Kraus, Thomas J. (2009),
, in Evans, Craig A.; Zacharias, H. Daniel (eds.),
Jewish and Christian Scripture as Artifact and Canon
, Bloomsbury Publishing, p. 139,
ISBN
978-0-56735188-3