Interested Article - Te Deum
- 2021-03-17
- 1
Te Deum ( лат. Te Deum laudamus — «Тебя, Бога, хвалим») — старинный христианский гимн. Согласно церковному преданию, текст гимна написал в конце IV века св. Амвросий Медиоланский . В русском православном богослужении тот же текст известен как «Тебе Бога хвалим» . Распевы этого текста (мелодии) у католиков и православных разные.
Te Deum в Католической церкви
Текст
Текст гимна Te Deum церковная традиция приписывала Амвросию Медиоланскому и Августину , что ныне ставится под сомнение исследователями . Некоторые филологи и богословы считали его автором служившего в Римской Дакии епископа Никиту Ремеcианского (ок. 335—414) , на том лишь основании, что Никита горячо поддерживал церковное пение . В любом случае, принято считать, что гимн был создан в IV веке, возможно, в первой его половине .
Одно из самых ранних упоминаний текста гимна содержится в письме к епископу Женевскому Максиму, которое датируется 524—533 годами , причём упоминается гимн как «принятый во всей Церкви» и исполняемый «ежедневно» . Первая наиболее полная запись текста содержится в Бангорском антифонарии (VII век).
В тексте Te Deum выделяют 29 стихов, в каждом из которых — 1-2 строки произвольной длины. Наряду с оригинальной гимнографией (например, Te aeternum patrem omnis terra veneratur ) текст содержит интерполяции и парафразы общеизвестных библейских текстов. Так, стихи 22—29 скомпилированы из стихов псалмов 144, 122, 32, 30, 70, а стихи 5—6 кроме одного слова ( majestatis ) совпадают с ординарным текстом Sanctus мессы.
оригинальный (латинский) текст | церковнославянский перевод | русский перевод |
---|---|---|
1. Te Deum laudamus:
|
Тебе́, Бо́га, хва́лим,
|
(1) Тебя, Бога, хвалим,
|
Нерифмованный текст Te Deum напоминает псалмы и псалмоподобные «кантики» из Нового завета и не похож на многие другие (позднейшие) католические гимны — привычные образцы силлабо-тонического (реже — имитации античного метрического) стиха; типологически Te Deum — не стихи, а молитвословная ритмическая проза .
Музыка
Автор и время создания музыки гимна неизвестны. Древнейшие рукописи, содержащие полный нотированный Te Deum , датируются XII веком , хотя по стилю (узкий диапазон, минимум мелизмов , формульно -вариационный распев, напоминающий обычную антифонную псалмодию ) музыка несомненно более раннего происхождения. Древнейшие нотированные фрагменты гимна находятся в анонимных трактатах «Musica enchiriadis» («Учебник музыки», конец IX века) и «Inchiridion Uchubaldi Francigenae» (X век) . В последнем записанная (в системе дасийной нотации ) мелодия с текстом первой стихотворной строки гимна обнаруживает прямое сходство с мелодией, известной по позднейшим источникам: d-f-g-g-a-g | d-f-g-g-f-g-a-a-g-f .
Колебание в ладовой атрибуции гимна в (стандартных) солемских книгах отражает ладовую неопределённость в самой его звуковысотной структуре . В многочисленных изданиях « Liber usualis » и в «Римском антифонарии» («Antiphonale Romanum», 1912) гимн отнесён к третьему тону, в «Монастырском антифонарии» («Antiphonale monasticum», 1934) надписан как «третий и четвёртый тоны», в «Гимнарии» (1983) ладовая атрибуция у Te Deum вовсе отсутствует (номер тона не выставлен).
Функционирование
Te Deum в западной литургической традиции поётся в конце утрени по воскресеньям и большим праздникам (кроме Адвента и Великого поста). За пределами церкви Te Deum звучал во время процессий, приуроченных к особым случаям, как, например, коронация королей и императоров, возведение в сан церковных иерархов, празднества по случаю военных побед. Te Deum исполнялся на коронации Карла Великого в 800 году, при испанском дворе по случаю «открытия» Америки Колумбом, наутро после печально известной Варфоломеевской ночи (1572), после Битвы народов 1813 года. Историки считают, что по своему «церемониально-политическому» значению с гимном « Te Deum » не сравнится ни один другой христианский текст .
Особое литургическое положение Te Deum выделено в солемских « Liber usualis » и антифонариях — редакторы расположили его в самом конце певческих книг (а не внутри раздела утрени) с пометкой pro gratiarum actione («благодарственный гимн»).
В протестантизме
Гимн Te Deum также присутствует в богослужениях некоторых протестантских церквей (главным образом, англикан и лютеран ). Мартин Лютер , в 1529 сочинивший собственный рифмованный перевод текста («Herr Gott, dich loben wir», см. иллюстрацию), ставил гимн чрезвычайно высоко, называл его «третьим Символом веры». Возможно, по этой причине ещё долгое время после Реформации в лютеранских церквах «Te Deum» распевали не только на лютеровский, но и на оригинальный латинский текст . С XIX века широкое распространение получила немецкая обработка « Großer Gott, wir loben dich », сделанная в 1771 году католическим священником Игнацем Францем. Русский перевод этого текста появился в начале XX века в сборнике гимнов евангельских христиан « Гусли » (№ 165. ). В Англиканской церкви Te Deum (в переводе Книги общих молитв — «We praise thee, O God») является одной из двух неизменных песен утрени .
В Русской православной церкви
В Русской православной церкви «Te Deum» известен как «Тебе Бога хвалим». Поётся обычно либо на 3-й тропарный глас , либо в обработке Д. С. Бортнянского . Это произведение завершает последование благодарственных молебнов , молебна после литургии в Неделю Торжества Православия , в конце новогоднего молебна. Кроме того оно часто используется на праздничных концертах духовной музыки на юбилеях и именинах .
В академической музыке
Музыку на текст гимна писали многие европейские композиторы, среди них Свелинк , Люлли , Шарпантье , Гайдн , Сальери , Моцарт , Брукнер , Берлиоз , Дворжак , Верди , Стравинский и Пендерецкий . На текст в немецком переводе писали М. Преториус (7 пьес), Г. Шютц , И. Г. Шейн ; лютеровский перевод использовал в Кантате № 190 И. С. Бах . На текст в английском переводе писали музыку Г. Пёрселл , Г. Ф. Гендель , А. Салливан , У. Уолтон и другие композиторы. В органной фантазии Букстехуде традиционная мелодия гимна использована как cantus firmus . Начальную фразу гимна использовал как основу для двух органных сочинений — фантазии a-moll (op.7 № 2) и пьесы «Te Deum» (op.59 № 12) — Макс Регер .
Сохранился ряд композиций на церковнославянский текст «Тебе Бога хвалим»: в крюковой рукописи конца XVII века (ГПБ, Кирилловское собрание, № 677/934), у композиторов М. С. Березовского , А. Л. Веделя , С. И. Давыдова , Н. И. Бахметева , Н. А. Римского-Корсакова , А. А. Архангельского . Итальянский композитор Дж. Сарти написал один Te Deum на латинский и три — на славянский текст (для Екатерины II по случаю взятия Г. А. Потёмкиным Очакова ).
В западноевропейских странах получило распространение песнопение на переработанный текст Te Deum , посвящённый Деве Марии Te matrem Dei laudamus .
Прелюдия к гимну Te Deum М.-А. Шарпантье используется Европейским вещательным союзом , в том числе в качестве заставки Евровидения .
Рецепция в литературе
Гимн Te Deum (под аккомпанемент органа ) — первое, что слышит герой « Божественной комедии » Данте , когда перед ним распахивается дверь Чистилища :
Я поднял взор, когда она взгремела,
И услыхал, как сквозь отрадный гуд
Далекое Te Deum долетело.
И точно то же получалось тут,
Что слышали мы все неоднократно,
Когда стоят и под орган поют,
И пение то внятно, то невнятно.— Перевод М. Л. Лозинского
У Виктора Гюго есть стихотворение «Te Deum 1 января 1852» (в сборнике , с антиклерикальными мотивами) .
Примечания
- «Тебе» — форма винительного падежа местоимения «ты», образованная по правилам церковнославянского языка .
- от 1 февраля 2019 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia (1917)
- Амвросий Медиоланский // Католическая энциклопедия . М., 2002. Т. 1. С. 211
- Morin G. Nouvelles recherches sur l’auteur du Te Deum // Revue bénédictine XI (1894), 49-77, 337-45; Burn A.E. The hymn ‘Te Deum’ and its author. London, 1926
- McKinnon J. Niceta of Remesiana // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001
- Nohl 2002, S. 173
- Epistolae Merowingici et Karolini aevi // Monumenta Germaniae Historica, Epistolae (Quart), t. III, 1892, pp. 434—436
- Sed in hymno quem omnis ecclesia toto orbe receptum canit, cotidie dicemus: Tu es rex gloriae Christus, tu Patris sempiternus es Filius , et consequenter subiungit: Tu ad liberandum suscepturus hominem non horruisti virginis uterum. Te ergo quaesumus, tuis famulis subveni, quos pretioso sanguine redemisti
- Bangor: Pleni sunt caeli et universa terra honore gloriae tuae
- Bangor: verum unigenitum.
- Bangor: suscepisti. Правописание «suscepturus» зафиксировано в послании к епископу Женевскому Максиму, которое датируется более ранней датой, ca. 524—533.
- Bangor: sedens.
- Древнейшие рукописи с текстом — Бангорский антифонарий и ирландская «Liber hymnorum» (IX в.) вместо numerari дают здесь munerari (инфинитив наст. вр. страд. залога от munero одарить, удостоить).
- Bangor: usque in saeculum.
- Bangor: in aeternum et in saeculum saeculi.
- ↑ Нет в Бангорском антифонарии.
- Цит. по: Воспойте Господу. 2-е изд. М., 2005, с.360-365. ISBN 5-94270-038-9 . Перевод П. Сахарова в Католической церкви России считается «нормативным» (см. там же, на с.5 «Декрет» архиепископа Т. Кондрусевича ). Существуют и другие переводы, например, Р. Л. Поспеловой в книге: Musica Latina. СПб.: Композитор, 2000, с. 180—181.
- Жукова О., Сахаров П. Te Deum // Католическая энциклопедия. Т.5. Москва, 2013, стлб. 884.
- Antiphonale monasticum. Parisiis, Tornaci, Romae, 1934, p. 1250.
- Steiner R., Falconer K. Te Deum // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New Your, 2001
- Musica et Scolica enchiriadis… quam edidit Hans Schmid. München, 1981, pp.32, 35, 36, 38, 39. Фрагменты, которые даёт аноним (все на текст 15-й строфы Tu Patris sempiternus es Filius ), показывают, как из простейшего октавного удвоения мелодии рождается параллельный органум
- ib., p.202. Источник представляет собой расширенную глоссу к «Учебнику музыки»
- Ладовая «нерегулярность» мелодии Te Deum была подмечена с давних пор, например, см. в учебнике по григорианике А. де Лафажа «Cours complet de plain-chant» (Paris, 1855, p. 127)
- Nohl 2002, S.174
- Nohl 2002, S. 174.
- 30 июня 2014 года.
- . Дата обращения: 29 июня 2011. 28 февраля 2012 года.
- от 22 марта 2016 на Wayback Machine .
Литература
- Kähler E. Studien zum Te Deum und zur Geschichte des 24. Psalmes in der Alten Kirche. Göttingen, 1958.
- Nohl P.-G. Lateinische Kirchenmusiktexte. Übersetzung — Geschichte — Kommentar. Kassel, Basel: Bärenreiter, 2002, S. 173—187.
- Жукова О., Сахаров П. Te Deum // Католическая энциклопедия . Т.5. Москва, 2013, стлб. 884—885.
- Лебедев С. Н. Te Deum // Большая российская энциклопедия . Т. 31. Москва, 2016, с. 751.
Ссылки
- 2021-03-17
- 1