Собор Монреальской Богоматери
- 1 year ago
- 0
- 0
Коронование Богоматери — распространённая тема в западноевропейской иконографии : коронование Девы Марии Царицей Небесной после Её Вознесения на небеса.
Другие варианты на русс.яз.: Коронование Богородицы, Коронование Царицей Небесной, (преимущественно правосл .), Коронование девы Марии, Коронование Марии, Коронование Святой Девы (католич.). Не верно, но употребимо: Коронация девы Марии, Коронация Марии (коронация — светский термин). Не корректно: Коронация Богородицы (Богоматери). Редко: Коронование (коронация) Мадонны, Приснодевы.
Иностранные языки: англ. Coronation of Virgin (Mary) , нем. Die Krönung Mariä (Marienkrönung) , исп. La Coronación de María (Virgen) , итал. Incoranazione della Vergine (di Maria) .
Коронование Девы Марии Царицей Небесной от Самого Бога согласно доктрине римско-католической церкви является одним из эпизодов, входящих в цикл Вознесения Богоматери , и последним эпизодом Её жития.
Само Вознесение Девы Марии, как правило, подразделяется на четыре стадии:
Коронование Девы Марии отмечается католической церковью 22 августа . В православии есть только праздник Успения Богородицы .
Ты есть слава Иерусалима, честь нашего народа. Ты есть Королева небес и, королева Ангелов. Твоё имя будет благословенно вечно. (Хорватская молитва на «Коронование Богородицы на Царицу Неба и Земли»).
Благословенная матерь Божия после своей кончины и Вознесения, разумеется, была достойна принять «царство благолепия и венец доброты от руки Господней» и стать одесную Бога в славе царской, как о том говорили пророки. Именно после коронации Мария может называться Царицей Небесной. Теперь на небесах Богоматерь предстоит по правую руку от Бога и Сына Своего, ходатайствуя пред ним за грешников.
«Избрание Её для воплощения Сына Божия совершилось от всех лиц Святой Троицы — от Отца, Сына и Святого Духа. И венчание Её на царство совершилось от всех лиц Святой Троицы: Бог Отец венчал Её как Свою Дщерь, Бог Сын венчал Её как Свою Матерь, Святой Дух венчал Её как Свою Невесту»
(православная молитва)
Никакой из католических догматов и ни единая строка в Священном Писании не говорят ничего о том, что Мария после вознесения на небеса была коронована. Тем не менее, несмотря на отсутствие подкрепления утверждёнными церковью догматами, эта тема в религиозном искусстве была очень популярна.
Эта традиция известна с XII века, причём своим возникновением она даже не обязана « Золотой легенде » — она либо развилась из текста, приписываемого епископу Melito of Sardis, либо из пламенных писаний, описывающих телесное вознесение Богоматери на небо, в особенности «De gloria martyrum» Григория Турского (VI в.) и наставления, ошибочно приписываемого Святому Иерониму ( ) . В последнем Мария входит в рай как царица во славе, и небесное воинство ведет её к трону. Изначально этот образ опирается на Псалтырь («…стала царица одесную Тебя в Офирском золоте…») и Песнь Песней , которые истолковываются как «приди, избранная, к моему трону» ( Veni electa mea…in thronum meum ) , а также на видении Иоанна Богослова : «…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце ; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» ( Откр. ), которая истолковывается как Богоматерь, ставшая царицей. Песнь Песней как детальную аллегорию, в которой невеста отождествлялась с Девой Марией, истолковал Бернард Клервоский . Предтечей коронованию Богородицы послужил и следующий эпизод из жизни Соломона : после смерти Давида царем Израиля становится Соломон, и Вирсавия , мать Соломона, приходит к нему и просит у него покровительства. «Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» ( 3Цар. ) .
« Золотая легенда » популяризировала сюжет своей пространной главой, посвященной Вознесению Девы Марии и её блистательному входу в Царство Небесное . Некоторые фрагменты из этого описания были дословно скопированы из Псевдо-Иеронима. Эта популярнейшая книга Средневековья снабдила художников огромным количеством деталей и атрибутов, которые они с успехом стали использовать при работе над данным сюжетом.
В этот день обрели Небеса Благословенную Деву, возрадовались ангелы , торжествовали архангелы , Престолы пели и Господства музицировали, Начала сплетались голосами, а Силы играли на арфах, херувимы с серафимами , подхватывая гимны и восхваления, вознесли Её с благодарностями и прославлениями к трону божественного и высшего Владыки. ( Иаков Ворагинский , « Золотая легенда »)
Главная черта этого типа, в отличие от других изображений Девы Марии в образе Царицы Небесной, состоит в том, что корона на её голову ещё не надета, её держит кто-то другой.
Может быть несколько вариантов расположения фигур:
Два (или больше) ангела по бокам — обозначение присутствия небесных легионов. Часто изображение музицирующих ангелов — ведь Марию на небесах встречали торжественно; инструменты — это символ музыки небесных сфер. Иногда можно увидеть изображение сферы, на которую опирается Бог-Отец — это символ вселенной. Под ногами Марии встречается полумесяц — он пришёл из строк Иоанна Богослова. А цветы служат для обозначениня чудного аромата, возникшего в момент Успения, по свидетельству очевидцев. Несмотря на то, что согласно апостолам, Мария опочила в возрасте 60 лет, изображается она, конечно, как прекрасная юная дева, богато одетая, в соответствии с её будущей ролью Царицы Небесной (Regina Coeli). В руках Иисус может держать книгу со строками: «Veni, electa mea, et ponam te in thronum meum» (Приди, избранная…).
Коронование может быть совмещено с сюжетом Успения (тогда картина имеет две зоны, земную и небесную), и с сюжетом Вознесения. Изображение может сопровождаться как предстоящими апостолами — свидетелями последних минут жизни Марии, так и просто избранными святыми — патриархами, Отцами Церкви, мучениками, и даже донаторами (коленопреклоненными). Такое количество свидетелей приближает поздние работы к типу Sacra Conversazione . В искусстве Контрреформации возникнет стремление вытесенения этой темы Непорочным зачатием .
Самое раннее известное произведение искусства данной иконографии (первого типа) — скульптура в верхнем регистре тимпана Собора Сенли (ок. 1170 ), в нижнем регистре которого высечены Успение и Вознесение. Эта композиция повторяется почти полностью в тимпане Шартрского собора ( 1194 — 1260 ) , напрашиваясь на сравнение с мозаикой «Maria Ecclesia» в Санта-Мария-ин-Трастевере . Правда, строго говоря, эти два тимпана ещё нельзя назвать изображениями «Коронации Богоматери» , поскольку Мария на них уже с короной, надетой на голову. Зато тимпан Нотр-Дам де Пари уже отвечает этому требованию: ангел, спускаясь с небес, увенчивает Богоматерь венцом. Та же самая композиция появляется в резьбе по слоновой кости этого же времени.
Наконец, в XIII в. мы находим фреску в Англии (Black Bourton), где заметно приближение к классическому типу: Бог-сын приподнимает свою правую руку, чтобы короновать мать. Подобная иконография «лицом к лицу» была подхвачена многочисленными мастерами XIV и XV вв., часто с фланкирующими ангелами по бокам. С распространением « Золотой легенды » сюжет становится всё более популярным. Растущую популярность этой темы в искусстве Эпохи Ренессанса исследователи связывают с развитием самосознания и восприятием личности, индивидуальности, свойственным этому периоду, что выражалось в моде на «триумфальность», «славословие», «чествование личности» применительно ко многим сюжетам.
Произведения на данный сюжет писало бесчисленное количество западноевропейских мастеров, включая Джентиле да Фабриано , Лоренцо Монако , Джотто , фра Беато Анджелико (несколько вариантов), Боттичелли (неск. вар.), Мемлинг , Дюрер , Гирландайо , Джованни Беллини , Эль Греко (неск.вар.), Филиппино Липпи , фра Филиппо Липпи , Рафаэль , Веласкес , Гвидо Рени , Аннибале Карраччи и так далее . Особенно известна картина Веласкеса, выполненная им по просьбе королевы Изабеллы Бурбонской для её личных покоев.
Иконография Коронования Богоматери встречается и в православии от Балкан до России .
В русской иконописи композиция появилась в конце XVII в., под влиянием, как считается, привозных гравюр . Ареал наибольшего распространения — Украина в XVIII-нач. XIX вв. Одним из ранних примеров можно считать «Коронование» в среднике иконы «Успение Богоматери» 1694 г. из церкви Покрова в Филях . В более позднее время выделяется уже как отдельный сюжет, подобно католическому варианту. Вначале сюжет «Коронования» вызывал в России своим сходством с западным догматическое неудовольствие. Однако, поскольку он отвечал тексту 44-го псалма «…Предста царица одесную тебе…», иллюстрированного иконой (см. Предста Царица ), почитавшейся на Руси минимум с XIV в., и впрямую не проводил католический догмат, бытование подобной иконы всё-таки оказалось возможным. Вариант с коронованием Марии ангелами послужил почвой для развития независимого типа православной иконы, называемый « Вертоград заключенный »
Как отмечают исследователи , в Российской империи широкое распространение мотив коронования Царицей Небесной получил в годы « » XVIII в., в особенности, в эпоху правления Екатерины II — причём подчас даже вытесняя изображение Вседержителя с главного купола.