Interested Article - Спорительница хлебов

«Спори́тельница хлебо́в» чудотворная икона Богородицы , почитаемая в Русской церкви .

На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами. Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского .

Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября .

История

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому , возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители , он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем .

Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи .

Начало почитания

Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре .

Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай . В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай .

Поскольку почитатели старца Амвросия хотели иметь изображения этой иконы, с образа стали делать живописные списки и литографии . Почитание иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились газетные и журнальные публикации .

Попытка запрета

После кончины Амвросия Оптинского на растущее почитание иконы обратила внимание Консистория . В 1892 года она выдала предписание «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице », которое и было исполнено. Помимо того, Святейший Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери с необычным названием .

В 1896 году Святейший Синод вновь рассмотрел дело «О допущении к употреблению иконы Божией Матери, именуемой „Спорительницею хлебов“» и не нашёл оснований к пересмотру прежнего решения. Запрет на печатание и распространение изображений данной иконы был связан, однако, не столько с необычной иконографией образа и его названием, сколько с личностью старца Амвросия .

И всё же, несмотря на запрещения Синода, изображения иконы продолжали распространяться . В 1918 году иконе посвятил свои стихи поэт Вячеслав Ива́нов , один из идейных вдохновителей Серебряного века , из которых видно, что к тому времени образ был уже весьма известен в православной среде .

Внесение в церковный календарь

Начиная с 1995 года в календаре Русской православной церкви присутствует день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято патриархом Алексием II в ноябре 1993 года) .

Судьба первоначального образа

Судьба первоначального образа в точности неизвестна. Согласно некоторым данным, он оказался в Литве, в деревне (местечке) Михново, ныне Микнишкес Шальчининкайского района , что в 30 км от Вильнюса . Однако исследователи В. Каширина и Г. Черкасова считают это мнение неосновательным .

Почитание

Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в городе Горки на территории Белорусской сельскохозяйственной академии

Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, об избавлении от засухи, гибели хлебов, голода . В акафисте поётся: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (кондак 7).

Священный синод Русской православной церкви на заседании 16—17 июля 2020 года (журнал № 34) одобрил для употребления за богослужением и в домашней молитве текст акафиста Божией Матери в честь иконы Её, именуемой «Спорительница хлебов» .

Мнения

Православный богослов, философ и искусствовед Павел Флоренский в своей работе «Икононостас», отметил, что икона написана «недостаточно чутко, художником, проникнутым натуралистическими навыками кисти» и «в полном противоречии со всем строем современной церковной интеллигентности, в противоречии с Синодом…». По мнению автора, на иконе образ Богородицы предстаёт в канонической форме Матери Хлебов — Деметры .

См. также

Примечания

  1. Л. А. Щенникова. // Уваровские чтения — III. — Муром, 17-19 апреля 1996 г. — Муром, 2000. — 250 стр., 65 ил.
  2. Минаков С. от 24 декабря 2016 на Wayback Machine Православие.Ru , 28.10.2014.
  3. , с. 110.
  4. . Patriarchia.ru (17 июля 2020). Дата обращения: 18 июля 2020. 18 июля 2020 года.
  5. Флоренский П. А. Икононостас — М. : Искусство , 1994—255 с.

Литература

  • // Евстигнеев А. А. 100 спасительных молитв — М. : ОЛМА Медиа Групп , 2012 г. — 320 с.
  • Евстигнеев А. А. 100 чудотворных икон. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 120 с.
  • Емелях Л. И. «Загадки» христианского культа. — Л. : Лениздат , 1985. — 187 с.
  • Капица Ф. С. Полудница // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / рецензент д.ф.н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН ; рис. И.Я. Билибина и др. — 8-е изд. — М. : Флинта, 2011. — С. 633. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-308-5 .
  • Полудница / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 154-156. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л. : Государственный музей истории религии , 1990. — 106 с.
  • // Сингаевский В. Н. Самые известные русские иконы — М. : Астрель , 2010 г. — 160 с. — SBN: 978-5-271-26497-9
  • М. : Аксиос, 2000 — 107 с.

Ссылки

  • (deva-maria.ru)
  • (livejournal.com)
Источник —

Same as Спорительница хлебов