Санта-Мария-дель-Кармине (Флоренция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Са́нта-Мари́я-Маджо́ре ( итал. Santa Maria Maggiore ) — католическая церковь в историческом центре Флоренции , Тоскана , Италия , одна из старейших церквей города, основанная в X веке или ранее.
Легенда повествует об основании храма в VI веке папой Пелагием II , но она не имеет исторической основы. Первое письменное упоминание о церкви относится к 931 году . В это время храм был крупнейшей во Флоренции церковью, посвященной Деве Марии , за что и получил своё название .
В 1176 году церковь стала коллегиальной , а в 1184 получила покровительство папы Луция III , подтвержденное в 1186 году Урбаном III .
В XIII веке храм отошёл цистерианцам и был ими перестроен в готическом стиле . Возможно, строительством руководил Арнольфо ди Камбио . Участие некого «мастера Буоно», упоминаемого Вазари, вероятно, легенда .
В 1521 году храм перешёл к кармелитам, а в 1596 была начата реконструкция интерьера под руководством сначала Бернардо Буонталенти , а затем Герардо Сильвани . Работы были завершены около 1606 года .
В XVII веке кампанила была укорочена, а внутреннее убранство храма было дополнено алтарными табернаклями .
В ходе реставрации в начале XX века из центрального нефа было удалено барочное убранство, чтобы восстановить его готический облик .
Сегодня церковь принадлежит приходу , а в бывшем монастыре проводятся выставки и другие культурные мероприятия .
Три нефа храма разделены колоннами квадратного сечения и перекрыты крестовыми сводами .
Наружные стены храма мало украшены. Главный портал , сохранивший готический облик, расположен по центру западного фасада, над ним — круглый окулюс . Слева от входа — оставшаяся часть первоначальной романской кампанилы. В верхней её части можно увидеть мраморную голову женщины — бюст позднеримской эпохи. Происхождение этого бюста, называемого «Бертой», неизвестно. С ним связаны многочисленные легенды .
В то время как два боковых нефа богато украшены фресками и лепниной в стиле барокко, центральный неф был лишен украшений в ходе реставрации начала XX века. Центральный неф завершается поднятым на три ступени пресбитерием с прямоугольной апсидой . В боковых нефах расположены шесть алтарей с украшениями из мрамора и пьетра-серена .
На контрфасаде, над порталом, мраморная балюстрада отделяет хоры, где размещался орган .
Из произведений искусства, хранящихся в церкви, самое значительное — древняя икона, изображающая Мадонну с младенцем Иисусом в окружении апостолов. Она выполнена в виде гипсового рельефа на деревянном основании, раскрашенного темперой и золотом. Традиционно её приписывали флорентийскому художнику XIII века Коппо ди Марковальдо . Однако в начале XXI века эта атрибуция была поставлена под сомнение. В ходе реставрации были проведены исследования, которые позволили отнести дату создания к XII веку .
В церкви также находится несколько захоронений, в частности, Брунетто Латини , флорентийского ученого, наставника Данте .
На протяжении нескольких веков считалось, что в храме похоронен изобретатель очков Сальвино дельи Армати . Однако в 1920 году было доказано, что и сама фигура изобретателя, и факт изобретения били результатом фальсификации XVII века .