Interested Article - Кардинальные добродетели

. Четыре кардинальные добродетели (ок. 1400 года)

Кардинальные добродетели ( от лат. cardinālis "главный, основной", далее от cardo (род. п. cardinis) "дверная петля" [ источник не указан 806 дней ] ); — группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии, основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах.


Платон (греч.) Августин (лат.) Клайв Льюис (англ.) Русский перевод
1 σοφία ( софия ) prudentia Prudence мудрость , благоразумие
2 σωφροσύνη ( софросюне ) temperantia Temperance умеренность , целомудрие
3 ἀνδρεία fortitudo Fortitude мужество
4 δικαιοσύνη iustitia Justice справедливость

В Древней Греции одно из первых перечислений добродетелей находится у Эсхила в описании Амфиарая («Семеро против Фив»). Вестник характеризует персонажа как справедливого, мужественного, мудрого и благочестивого человека .

Платон в «Государстве» (4 кн.) заменил благочестие на рассудительность и назвал получившийся список «четырьмя добродетелями идеального государства», каждая из которых соответствует одному из его классов, за исключением справедливости, которая объемлет всю социальную систему. Цицерон в трактате «Об обязанностях», основанном на трудах Панетия Родосского , называет следующие качества: познание истины, справедливость и благотворительность, величие духа, умеренность . Похожий список содержится в Книге Премудрости Соломона (8, 7): «Если кто любит праведность, плоды её суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни». Филон Александрийский видит аллегорию четырёх добродетелей в эдемских реках .

В христианство понятие четырёх добродетелей принёс Амвросий Медиоланский , который ввёл и сам термин «кардинальные добродетели». Вслед за ним той же системы придерживались Августин Блаженный и Григорий Двоеслов , но наибольшее развитие она получила в «Сумме теологии» Фомы Аквинского . Вместе с богословскими добродетелями , выделенными апостолом Павлом , благоразумие, справедливость, умеренность и мужество составили семь добродетелей , которые иногда тоже называются кардинальными.

Философия Нового времени поставила под сомнение список добродетелей. Так, Кант называл рассудительность и мужество свойствами темперамента , которые могут быть как полезными, так и вредными. Безусловно доброй он считал лишь . Гербарт предлагал в качестве кардинальных добродетелей мужество, свободу, доброту и справедливость .

В искусстве Средних веков и Возрождения встречаются изображения персонифицированных добродетелей. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами: Справедливость — с мечом и весами, Умеренность — с уздой, дешёвыми продуктами, разбавляющая вино водой, Мужество — в доспехах, со львом и пальмовой ветвью, Благоразумие — с книгой или свитком, зеркалом, змеёй.

Свои списки главных добродетелей имела и восточная философия. В конфуцианстве в качестве таковых выделялись жэнь (человеколюбие), и (справедливость, чувство долга), ли (благопристойность), чжи (знание, разумность) и синь (правдивость). Мэн-цзы выдвигал сходную концепцию «пяти связей»: господина и слуги, родителей и детей, мужа и жены, старшего и младшего, между друзьями . В индийской философии существовало понятие пяти принципов ямы и пяти принципов ниямы .

Примечания

  1. Государство (Платон) , кн.4
  2. См. Фома Аквинский . Сумма теологии . II-II. от 6 марта 2019 на Wayback Machine
  3. Эсхил . Семеро против Фив .
  4. Утченко С. Л. от 17 сентября 2010 на Wayback Machine
  5. Мень А. В. от 8 февраля 2011 на Wayback Machine
  6. Фома Аквинский . Сумма теологии . Ч2. от 23 февраля 2019 на Wayback Machine
  7. от 22 декабря 2006 на Wayback Machine
  8. . Дата обращения: 1 сентября 2010. 4 июля 2011 года.
  9. Ким Г. Н . Конфуцианство. Общие сведения // История религий Кореи. — Алматы: Қазақ университеті, 2001. — С. 95—99. — 230 с. — ISBN 9965-12-168-0 .
Источник —

Same as Кардинальные добродетели