Анна и Командор
- 1 year ago
- 0
- 0
Али́са Бру́новна Фре́йндлих (род. 8 декабря 1934 , Ленинград , СССР ) — советская и российская актриса и певица; народная артистка СССР (1981), лауреат трёх Государственных премий Российской Федерации (1996, 2001, 2008), Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1976) и премии Правительства Российской Федерации (2010).
С 1983 года — одна из ведущих актрис Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова .
Фильмы с её участием вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа . Наиболее известна по картинам « Соломенная шляпка » (1974), « Агония » (1974), « Служебный роман » (1977), « Д’Артаньян и три мушкетёра » (1978), « Сталкер » (1979), « Жестокий романс » (1984), циклу фильмов «Женская логика» и фильму « Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину » (2009).
Ещё помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днём поспать. Для него дневной сон был как « Отче наш », для того, чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилёг и оставил меня совершенно одну — бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он, наконец, задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол. Помню, будто это было вчера.
Мать будущей актрисы, Ксения Фёдоровна Фрейндлих (в девичестве Фёдорова; умерла 12 марта 1971 ), в молодости проживала в Пскове , где участвовала в художественной самодеятельности . Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909—2002) . Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна Зейтц, отцом — Артур Иванович Фрейндлих . И Зейтцы, и Фрейндлихи окончательно переехали в Россию из Германии ещё в XVIII веке , создав династии стеклодувов . Прапрапрадед актрисы по линии матери отца был родом из Мекленбург-Шверина .
Артур Фрейндлих пытался продолжить семейное дело, однако его карьера мастера стекла не состоялась — у его второго сына, брата Бруно, были крайне слабые лёгкие . Вскоре он устроился на работу в обувной магазин Вейса, который тогда поставлял обувь Императорскому Двору . Недолго проработав там, он решил открыть собственное дело: закупил необходимое оборудование, снял помещение возле Мойки и заказал вывеску «Изящная обувь Фрейндлиха» . Его планам не суждено было сбыться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался .
Алиса родилась 8 декабря 1934 года в доме на Исаакиевской площади в Ленинграде . Как признавалась позже Фрейндлих, мама хотела, чтобы дочь носила другое имя — Наташа . На «Алисе» настояли отец и бабушка, заявившие, что «Наталья Бруновна Фрейндлих» — странная каша . В графе «национальность», по настоянию матери, значилось «русская» . Вскоре после рождения девочки семья переехала в коммунальную квартиру дома 1/64, что в переулке Гривцова , где из окон открывался вид на Исаакиевский собор , а неподалёку от дома располагался памятник « Медный всадник » .
Ещё в детстве Алиса стала проявлять артистические способности . В три года она попала на дипломные спектакли сестры матери и её мужа, которые тогда заканчивали консерваторию . Несколько дней после этого девочка напевала мелодии из оперы и сама с собой играла в «театр», тайком от взрослых надевая мамины платья .
Незадолго до начала войны родители Алисы расстались . Отец с актёрами своего театра уехал на гастроли в Ташкент , а девочка осталась жить с матерью . Бруно Фрейндлих покинул Ленинград ещё до того, как из Ленинграда начали выселять немцев. По воспоминаниям Алисы Фрейндлих, «бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры — всем им пришлось уехать из Ленинграда» ; «папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли» .
В 1941 году Алиса пошла в первый класс школы № 239 (ныне физико-математический лицей № 239) . Заведение находилось прямо в центре города — районе, который подвергался самым массированным обстрелам . Через несколько дней после этого началась блокада Ленинграда . Из-за тяжёлых условий учёбы как таковой не было: учительница говорила не по теме урока, а обо всём, что тогда было нужно блокадникам . Позже Алиса Бруновна вспоминала:
Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых — выжить, во-вторых — всё, всё запомнить. Может быть, когда-нибудь напишу об этом… Вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке — видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита…
Только бабушка помогла выжить Алисе в те времена, а точнее, её пунктуальность: она выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала . Здоровье девочки и её матери было крайне слабым и нестабильным не только в физическом отношении, но и в психологическом: ребёнок с немецкими корнями ужасно себя чувствовал в обществе тех, кто немцев презирает .
Во время войны Ксения Фёдоровна работала бухгалтером, а после её окончания переехала вместе с дочерью в Таллин на три года .
Позднее, в 2014 году, Алиса Фрейндлих сыграла одну из главных ролей в мини-сериале « Линия Марты », посвящённом событиям блокадного Ленинграда.
В столице Эстонии Алиса училась в третьем, четвёртом и пятом классах средней школы . Ей не удалось и здесь закончить обучение — в 1948 году они с матерью вернулись в Ленинград, где девочка снова поступила в школу № 239 . В город вернулся и Бруно Фрейндлих, привёзший с собой свою новую семью — жену и дочку Ирину . Ксения Фёдоровна была не против встреч Алисы с отцом, но этому категорически противилась его новая супруга . И Ирина долгие годы даже не догадывалась о существовании своей единокровной сестры .
В школе № 239 Алиса попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова — именитая советская актриса . Марии Александровне девочка сразу же понравилась, она смогла разглядеть в ней будущую «звезду» . Всё свободное время Алиса проводила у преподавательницы. Именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства .
Окончив школу в 1953 году, Алиса Фрейндлих уже точно знала, что станет актрисой, только не могла решить, какой именно: музыкальной или драматической . Выбор в пользу второго варианта помог сделать отец, отговоривший Алису от оперной сцены: «Ты же кроха, а там фактура нужна» , хотя у девушки был сильный голос — высокое меццо-сопрано .
Вскоре Алиса подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского . Поступать ей помогали Мария Призван-Соколова и её муж Павел Вейсбрём , каждый вечер ожидавшие девушку у себя дома . Алиса успешно сдала вступительные экзамены, прочитав отрывок из поэмы Николая Гоголя « Мёртвые души » и исполнив романс «Не брани меня, родная» . Комиссии выступление Фрейндлих понравилось, и в 1953 году Алиса была принята на курс Бориса Зона .
До Фрейндлих Зон воспитал немало признанных мастеров советского театра и кино. Среди них: Борис Блинов , Павел Кадочников , Николай Трофимов , , Александр Белинский , Игорь Владимиров , Сергей Гиппиус , Давид Карасик , , Зиновий Корогодский , Оскар Ремез , Эмма Попова , Зинаида Шарко и многие другие. За время обучения в институте Фрейндлих удостоилась множества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за образцовую учёбу . Но обучение не было безоблачным. Встал даже вопрос об отчислении. Зон вступился: «Если кто-то посмеет коснуться моих студентов — я тут же ухожу из института». Алиса Бруновна благодарно вспоминает главного своего учителя: «Выпускал меня как травести и острохарактерную актрису. Но никогда даже в голову ему не приходило, что я могла бы играть Джульетту, что мне можно доверить драматические или лирико-драматические роли» .
В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах « Неоконченная повесть » и « Таланты и поклонники » . Тогда же она впервые вышла замуж за свою «студенческую любовь», одного из своих однокурсников — Владимира Карасёва . Брак продержался недолго — уже после выпуска из института пара разошлась .
Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне своё фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы» . Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения (см. фото). Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской . Шёл 1957 год .
Позже Фрейндлих говорила: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова . А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в „Пятой колонне“ Э. Хемингуэя » . Однако даже до таких ролей Алиса Бруновна начинала с самого малого — перевоплощения в мальчиков и хулиганов .
Всего за время работы в театре Фрейндлих сыграла более десяти ролей; к этому времени относится её работы в фильмах « Город зажигает огни » и « Повесть о молодожёнах ». В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым , который был приглашён поставить в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской спектакль «Время любить» . Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и в 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета , она перешла туда .
Тогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова , который вёл подготовку к съёмкам комедии « Гусарская баллада » . По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла пробы просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину . В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину .
Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно — я жадно, как губка, впитывала всё, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне всё в нём было интересно, мне было чему у него поучиться.
В Театре имени Ленсовета, напротив, Игорь Владимиров, которому, как отмечали критики, удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих» , не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы (в 1960-х годах это были преимущественно мелодрамы) . В 1979 году Алиса Фрейндлих говорила: «Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю» . Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих — в начале 1960-х годов она вышла за него замуж .
Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих . Она стала первой леди театра, как позже писали газеты, и играла почти во всех спектаклях его репертуара . Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из « Малыша и Карлсона ». На этот спектакль с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети .
В кино между тем Алису Бруновну почти не приглашали . Отдельно можно отметить всего лишь одну роль 1960-х годов — « Похождения зубного врача » (1965), комедию Элема Климова , на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым . Позже они вместе сыграют в « Служебном романе » . В 1967 году Алисе Бруновне снова пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, написавшим тогда киноповесть «Зигзаг удачи» . Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих . В этот раз успешной роли помешала беременность актрисы .
В следующем году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара . Больше всех о появлении девочки на свет мечтала мама актрисы — Ксения Фёдоровна . За месяц до родов Фрейндлих с матерью отправились в дом отдыха ВТО в посёлок Комарово . Ночью 13 марта у Алисы Бруновны начались схватки, она сообщила об этом матери, а та вызвала две «скорых»: одну — дочке, вторую — себе . Ксения Фёдоровна увидела внучку только через два месяца — сразу же, как только выписалась из больницы .
В 1971 году Ксении Фёдоровны не стало . Она умирала на глазах трёхлетней внучки, перенеся внезапный инсульт . Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию . За обедом женщина неожиданно упала . Девочка пыталась привести её в сознание, однако всё было бесполезно . Алису Бруновну ещё и задержали в театре, прийти на помощь Ксении Фёдоровне было некому . Наконец, вернувшись домой, Фрейндлих увидела страшную картину: на полу лежит мать, на ней — её собственная дочь (Варвара так плакала, что уснула прямо на бабушке), а вокруг — разбросанные игрушки . Через неделю Ксения Фёдоровна скончалась, не приходя в сознание .
После этого трагического происшествия Фрейндлих продолжала играть в театре и кино . В 1974 году Анатолий Солоницын , коллега Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сообщил ей, что на вечерней постановке будет присутствовать сам Андрей Тарковский . После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского, начинавшуюся словами: «Госпожа Фрейндлих!..» . В ней режиссёр писал, что спектакль ему понравился, и он предлагает актрисе исполнить небольшую роль в его новом фильме . Фрейндлих без раздумий согласилась и продолжала расспрашивать Солоницына о предстоящей картине, на что тот отнекивался, заявляя, что и сам ничего не знает . В этот раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не получилось — она просто не смогла приехать на съёмки .
Примечательно, что в том году Алисе Фрейндлих снова не удалось сыграть и у Эльдара Рязанова в новой комедии « Ирония судьбы, или С лёгким паром! » . Предыстория этого была такова: Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноимённую пьесу и отдали её в Театр имени Ленсовета с обязательным условием, что главную роль, Надю Шевелеву , в пьесе исполнит ведущая артистка театра Алиса Фрейндлих . Через некоторое время авторов пригласили на премьеру . В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: «А она в вашей пьесе вообще не играет!» После такого Рязанов не поехал на премьеру, а в фильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих не мог, поскольку уже была утверждена Барбара Брыльска .
Несмотря на это, в 1974 году вышло три киноленты с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама « Анна и Командор » (которую и называют первым большим проектом Фрейндлих ), музыкальная комедия Леонида Квинихидзе « Соломенная шляпка » и историческая драма Элема Климова « Агония ».
Закончив «Иронию судьбы», Эльдар Рязанов задался вопросом: «А что снимать дальше?» Неожиданно он вспомнил о пьесе « Сослуживцы », написанной им вместе с Брагинским шесть лет назад . Пьеса была успешна: её поставили 134 театра в разных городах СССР . Рязанов, подумав, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме . Фрейндлих согласилась, и режиссёр приступил к другим аспектам предстоящей картины .
Ключевой в фильме должна была быть роль Калугиной . Рабочим названием ленты поначалу даже было «Сказка о руководящей Золушке» . Отметив, что Фрейндлих в театре больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант . По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой» . Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам, который не смог найти нужный костюм для съёмок . Его нашла сама актриса, «излазив» всю гардеробную « Мосфильма » . Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени .
Фильм имел огромный успех. После премьеры к Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок» . По сей день роль Калугиной остаётся самой известной в карьере Алисы Бруновны, а актриса считает её одной из самых любимых . Картину оценили и в высших слоях государства. Все её создатели были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых , кроме Алисы Фрейндлих, которая тремя годами ранее уже получила Государственную премию РСФСР (имени К. С. Станиславского) за свои театральные работы, а по положению Госпремия РСФСР дважды одному человеку не присуждалась. Сама Фрейндлих на вопрос, не обидно ли ей, отвечала так: «Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно» .
За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала « Советский экран ». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актёрские способности, но и музыкальные: две песни в её исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу же стали хитами и многократно исполнялись по радио и телевидению .
В 2011 году на экранах кинотеатров появился ремейк ленты — « Служебный роман. Наше время », где роль Людмилы Калугиной исполнила молодая актриса Светлана Ходченкова . Алиса Бруновна говорила, что фильм не смотрела и смотреть не будет, так как ей «очень трудно принять и смириться с какими-то новыми открытиями в этом сюжете» .
После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино . Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма « Три мушкетёра » . Фрейндлих говорила: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой» . По словам режиссёра фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича , Алиса Бруновна отказывалась играть королеву до тех пор, пока ей не объяснили, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески . За несколько лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме « Старомодная комедия » . И в «Трёх мушкетёрах», и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна исполнила несколько песен .
Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте — « Сталкере » Андрея Тарковского . О пробе ей снова сообщил Анатолий Солоницын . Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце . Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован . На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что люди общались между собой полушёпотом . В одной из сцен, где жена сталкера , которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание . Позже Алиса Бруновна говорила, что с такой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова .
В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих . Актрисе было присвоено звание « Народной артистки СССР », а вскоре после этого она рассталась с мужем Игорем Владимировым . Причиной этого Фрейндлих называла большую любовь Владимирова к женщинам и пристрастие к алкоголю . По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы» . Существовало также мнение, что изменившийся репертуар театра и засилье «крикливых и шумных» пьес не соответствовали дарованию Алисы Бруновны, которая убедительней всего исполняла камерные роли. Ещё два года проработав вместе с бывшим супругом, в 1983 году Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького .
Незадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с молодым артистом Юрием Соловьём , служившим в то время актёром в театре имени Ленсовета. Однако основным его призванием были картины — Соловей был художником-самоучкой . Между ними достаточно быстро завязался роман, и Фрейндлих вышла замуж в третий раз .
Помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах (« Опасный возраст », « Успех »), так и мелодрамах (« Будни и праздники Серафимы Глюкиной », для роли в которой Фрейндлих похудела на 7 килограммов ) . Однако наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы « Бесприданница » Александра Островского . Фрейндлих с радостью согласилась на роль у Рязанова, но худсовет не видел в роли Огудаловой Алису Фрейндлих . Рязанов спас ситуацию и настоял на кандидатуре актрисы .
В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим мужем . Сама Фрейндлих объяснила причину развода так: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…» . После распада Советского Союза Фрейндлих почти не приглашали в кино . В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», но сиквелы должного успеха не имели . Отдельно можно отметить и роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского « Подмосковные вечера », принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии « Ника » за лучшую женскую роль второго плана .
В 1999 году Игорь Владимиров, второй муж Алисы Фрейндлих, скончался после долгой болезни, а уже через три года не стало и отца актрисы — Бруно Артуровича .
« На Верхней Масловке » — так называлась лента 2004 года, в которой Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино. Её партнёром на съёмочной площадке стал молодой актёр Евгений Миронов . Персонаж Фрейндлих — 87-летняя скульптор Анна Борисовна , доживающая свою жизнь в старой мастерской .
Несмотря на неоднозначное восприятие фильма кинокритиками, актёрская игра Алисы Фрейндлих высоко оценивалась журналистами и аналитиками. Обозреватель сайта film.ru Екатерина Тарханова отметила, что Фрейндлих «совершенно безупречно делает „старушечий этюд“: пластически, мимично, интонационно» . Игорь Михайлов с сайта kino.ru выразил своё мнение так:
Она играет невозможность ходить, дышать, иногда говорить. В последних кадрах она играет переход в смерть. Но ключевые слова в словах «женщина за девяносто» — ЖЕНЩИНА. Она играет способность любить, очаровывать, презирать, прощать, ПЫТАТЬСЯ ПОМОЧЬ МУЖЧИНЕ БЫТЬ МУЖЧИНОЙ… Всегда, при любых испытаниях и обстоятельствах. И зритель живёт вместе с Алисой, любит вместе с Алисой, смеётся вместе с Алисой и умирает вместе с Алисой .
За подобное перевоплощение Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль .
Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Из последних проектов с участием актрисы выделяется « Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину » — картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника» . Фрейндлих досталась необычная роль — мать поэта Иосифа Бродского . По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи .
7 декабря 2009 года на сцене Большого зала Центрального дома актёра им. Яблочкиной прошла торжественная церемония вручения премии «Звезда Театрала 2009». Среди номинантов на премию «За лучшую импровизацию» Алиса Фрейндлих — Мадлен, «Уроки танго и любви»; Москалева, «Дядюшкин сон» .
5 декабря 2014 года в честь юбилея блистательной актрисы Алисы Фрейндлих в Санкт-Петербурге в Музее-квартире актёров Самойловых, Стремянная, 8 открылась выставка, посвящённая истории её семьи «Театральные династии. Фрейндлих» .
В апреле 2019 года Фрейндлих исполнила главную роль в премьере спектакля « Волнение » по пьесе Ивана Вырыпаева , которую драматург написал специально для актрисы. Новой ролью артистка отметила 35-летие своей работы в БДТ .
Успешным совместным проектом Алисы Бруновны и её внука Никиты стал фильм « Родители строгого режима ». В картине, премьера которой состоялась весной 2022 года, она сыграла главную роль матери мэра города. Постаревшие родители, видя, что их сын живёт не по совести, решили перевоспитать наследника, посадив того в доме буквально за решетку.
Никита Владимиров поделился с прессой информацией, что его бабушка долго не соглашалась на съемки, находя аргументы. Но долгие уговоры все же привели к успеху.
В работе между родственниками не возникало конфликтов. Внук звезды понимал, насколько той было сложно довериться «новичку» в киноискусстве. Но начинающий режиссёр не почувствовал недоверия со стороны Алисы Бруновны.
Осенью стало известно, что Фрейндлих попала в шорт-лист премии «Звезда театрала» вместе с Евгением Цыгановым , Максимом Авериным и Викторией Исаковой .
Является членом партии « Единая Россия » .
Алиса Фрейндлих трижды выходила замуж:
Во втором браке 13 марта 1968 года родилась дочь Варвара . За ней до 10 лет ухаживала няня, тоже Варвара, с которой пришлось расстаться в связи с её алкоголизмом. Из-за занятости родители не могли уделять много внимания ребёнку, и Варвара отставала в учёбе по большинству предметов. В детстве Варвара дружила со своим единокровным братом (сыном Владимирова от актрисы Зинаиды Шарко ) Иваном .
После развода с Фрейндлих Владимиров оставил своей семье квартиру, а сам некоторое время жил в гостинице . Когда Варвара была подростком, Алиса Бруновна вышла замуж за Юрия Соловья . Расставшись с ним, Фрейндлих отправилась к «высоким начальникам» просить для него квартиру, потому что ему негде было жить . Вскоре после расставания с Фрейндлих Соловей женился на коллеге по театру имени Ленсовета Римме Шибаевой и переехал сначала в Израиль , а затем в Германию .
Варвара окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии , снялась в нескольких полнометражных фильмах. Владимирова была замужем за политиком Сергеем Тарасовым , от которого у неё двое детей: сын Никита Владимиров и дочь Анна Тарасова . Тарасов погиб в 2009 году во время подрыва поезда «Невский экспресс» , в связи с чем Фрейндлих отказалась от празднования своего 75-летнего юбилея . Внук Никита окончил школу-студии МХАТ , после чего стал кинопродюсером.
Фрейндлих неоднократно заявляла, что доброжелательно относится к президенту России Владимиру Путину . В 2009 году они вместе спустили на воду танкер « Кирилл Лавров », а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и неодобрение оппозиционеров . Спустя ещё четыре года 81-летняя актриса попыталась уточнить свою общественную позицию следующим образом: «Тут мы с вами ударяемся в политику, а это — не моё. Но я скажу… Главное — что Россией недовольны. Почему именно — дело второе. Крым — не причина, а только повод проявить это недовольство. Мы дали повод. Но мы поступили правильно: я считаю, что Крым испокон веку был наш. А то, что Хрущёв , царство ему небесное, сотворил такую белиберду, отдав Крым Украине, — он же не знал, что Советский Союз распадётся, ему это и в голову не приходило. Если б он знал, то, может, тогда бы этого и не сделал» .
В 2011 году Фрейндлих перенесла операцию на кишечнике, которая была связана с последствиями многолетнего курения . По словам Фрейндлих, курить она начала в 36 лет — сразу после смерти матери .
Театр для меня — это как будто продолжение детства. Потому что мне кажется, что сценическая игра — это прежде всего такая равная детству вера в предлагаемые обстоятельства. Потому что никто так не верит в игру и в обстоятельства, которые сам себе задаёт, как дети. Ведь нет сценического воплощения без сценического воображения. А воображение у детей такое, каким мало кто из взрослых может похвалиться . |
Центральное место в жизни Алисы Фрейндлих занимает театр, где она работала с 23 лет. С самого детства, наблюдая за спектаклями с участием своего отца, она знала, что станет актрисой .
Среди современных театральных режиссёров Фрейндлих нравится Роман Виктюк , с которым они вместе работали над несколькими спектаклями . Незабываемое впечатление на Алису как на зрителя произвели спектакли Георгия Товстоногова «Идиот», « Мещане » и «Варвары» в Большом драматическом, «А зори здесь тихие» Юрия Любимова в Театре на Таганке , многие спектакли Марка Захарова , но по-настоящему ошеломили актрису « Ричард III » и «Кавказский меловой круг» Роберта Стуруа .
Самой первой ролью Фрейндлих на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноимённой пьесе Алексея Файко . До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова . По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а актриса его совершенно не знала (в школе Фрейндлих учила английский), в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы . Примечательно, что на роль Гоги её «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра .
После перевоплощения в мальчика, как говорила сама Фрейндлих, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга» .
Одним из спектаклей, где Алиса Бруновна сыграла второстепенную роль, по злому стечению обстоятельств, стал «Рождены в Ленинграде» режиссёра Ильи Ольшвангера по одноимённой пьесе Ольги Берггольц . Во время постановки Фрейндлих пришлось пережить многие события блокады города . Зрителями, как вспоминала актриса , были сплошные блокадники . Премьерные показы проводились в мёртвой тишине, а под конец спектакля некоторые молча стояли, некоторые — плакали навзрыд .
Работа в театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а её саму даже называли «первой леди театра» . Среди её репертуара была и Селия Пичем из « Трёхгрошовой оперы » Брехта , и Джульетта Капулетти из « Ромео и Джульетты » Шекспира , и Катерина Ивановна из « Преступления и наказания » Достоевского . Актриса прослужила в театре двадцать два сезона .
В 1966 году, когда Игорь Владимиров ставил «Трёхгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Алису Фрейндлих, точно подходящую по возрасту . Невзирая на это, Фрейндлих сыграла старую мисс Селию Пичем , говорившую хриплым надорванным голосом .
Отдельно выделяется и Малыш из « Малыша и Карлсона », обласканный всесоюзными театральными критиками . В интервью газете « » Фрейндлих говорила, что роль Малыша была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает её наиболее симпатичной в своей театральной карьере .
В 1973 году вышел фильм «Алиса Фрейндлих. Избранное», который построен как воспоминание актрисы о своих ролях в театре имени Ленсовета — «Таня», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», « Укрощение строптивой », « Преступление и наказание », «Варшавская мелодия» и др.
Ещё в 1979 году Фрейндлих заявляла, что совершенно не представляет себя в БДТ , без режиссёра Владимирова . Четырьмя годами позже актрисе всё-таки пришлось покинуть Театр имени Ленсовета и перейти в БДТ. В 1990-х годах её пригласили на юбилей бывшего места работы, где первую половину действия она просидела в зале, а под финал кто-то всё-таки вытащил её на сцену, которую она, заплакав, начала целовать .
Войти в коллектив ей помог художественный руководитель театра Георгий Товстоногов . Сначала он предложил актрисе в качестве дебютной небольшую острохарактерную роль в опере-фарсе « Смерть Тарелкина », над которой в это время работал, но затем понял, что нужно нечто большее . Дебют Фрейндлих на сцене БДТ состоялся в 1984 году в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка» . Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Алисе Фрейндлих .
Одна из крупных и запоминающихся работ Алисы Фрейндлих — леди Мильфорд в « Коварстве и любви » Шиллера , при создании которого актриса впервые встретилась с режиссёром Темуром Чхеидзе .
На сцене театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле « Макбет » Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», « Дядюшкин сон » и «Калифорнийская сюита» .
До сих пор [ каких? ] актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты , однако понимает, что возраст уже не тот, да и «роман такой многоплановый, что, когда даже появилась возможность инсценировать его в театре, добиться серьёзных успехов мало кому удалось» . Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому , который, по её признанию, является одним из её любимых авторов .
В театральном сезоне 2016—2017 Алиса Фрейндлих была занята в пяти спектаклях БДТ, в том числе — в «Алисе» Андрея Могучего .
В конце декабря 2020 года стало известно о госпитализации артистки с 80%-м поражением лёгких. Позже родственники уточнили, что процент поражения составляет 93 %. За две недели до этого ей диагностировали коронавирусную инфекцию, однако лечение проходило в домашних условиях. В это время самочувствие Алисы Бруновны ухудшилось, и её пришлось доставить в реанимацию. Только спустя месяц врачи отметили положительную динамику в состоянии здоровья пациентки. Выписали Фрейндлих из больницы в феврале 2021 года .
Алиса Фрейндлих — по большей части театральная актриса. К сегодняшнему дню, когда её знают на всём пространстве бывшего Советского Союза, она удостаивалась всевозможных эпитетов: от «выдающейся» до «великой», критики отмечали её тонкость, глубину и ум . По состоянию на 2012 год в активе Фрейндлих — 16 национальных и государственных премий, а также 5 орденов.
К такому признанию актриса шла долго, играя поначалу эпизодические роли в кинофильмах и мальчиков в театральных постановках .Первое упоминание о Фрейндлих в прессе датировано 1957 годом — годом выпуска актрисы из института . В еженедельнике « » Т. Славина отмечала, что образ Коти в спектакле «Светите, звёзды!» по пьесе И. Микитенко запомнился всем, кто видел спектакль . Удалась актрисе, по мнению критика, и предыдущая роль — Гога в «Человеке с портфелем» А. Файко . И Котя и Гога — «убедительные характеры, прочувствованные исполнительницей, в которых подкупают искренность, темперамент, мягкий юмор» .
Фрейндлих прославилась в кругу ленинградских театралов уже в 1960-х годах . В кино, напротив, актрису долго не брали на крупные роли по одной простой причине: некрасивая, как считали «большие начальники» . Огромным событием стало её появление в картине « Похождения зубного врача », где дурнушка превратилась в красавицу . Это явление преследовало её ещё десять лет: в начале 1970-х Фрейндлих играла Альдонсу в «Дульсинее Тобосской», а в конце десятилетия перевоплотилась в Людмилу Прокофьевну из « Служебного романа » .
В дипломе амплуа Алисы Фрейндлих было определено как « острохарактерное », но, как отмечает критик Е. Горфункель , её характерность всегда была своеобразной: «следы судьбы» актриса находила прежде всего в речи своих маленьких героев и взрослых героинь. Так, в спектакле « На дне » провинциальное просторечие Насти обозначило её чужеродность в ночлежке, ломаный русский Шарлотты в « Вишнёвом саде » превратился в знак отверженности, а в «Варшавской мелодии» польский акцент Гелены стал у Фрейндлих, по определению критика, настоящей «мелодией судьбы» .
Перейдя в БДТ, Фрейндлих легко влилась в коллектив и нашла общий язык с его руководителем, который, по собственным словам, едва ли не с первой минуты почувствовал себя так, «будто они вместе работают лет тридцать» . В 1960-х годах на сцене театра блистала Татьяна Доронина , олицетворявшая тогда женское роскошество. Её противоположностью стала Алиса Фрейндлих, «владевшая душами» . Сегодня Алиса Бруновна Фрейндлих — первая леди петербургской сцены, кого только не игравшая за всю свою долгую и плодотворную карьеру .
Фрейндлих обожают коллеги по сцене и съёмочной площадке. Михаил Боярский называл актрису своим учителем, а , дочь близкого друга Фрейндлих Кирилла Лаврова , призналась, что Алиса Бруновна напоминает ей Анни Жирардо : французская актриса была такой же утончённой, как Фрейндлих .
Алиса Фрейндлих, безусловно, – одна из самых выдающихся актрис России. И на редкость честный, порядочный, интеллигентный человек, каких сейчас мало. При этом она не только уникальная актриса, но и гениальная мать. Она воспитала замечательную дочь, мы с Варей вместе работали, и это действительно чудесный человек – лучше не бывает. А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и красиво. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это чувствует и высоко её ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось . Георгий Штиль
Почётные звания:
Государственные премии и поощрения:
Ордена:
Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1961 | тф | Жанна плачет, Жан смеется | Имя персонажа не указано |
1963 | тф | Ася | Имя персонажа не указано |
1964 | тф | Мильон терзаний | Имя персонажа не указано |
1966 | тф | 12 стульев | Эллочка-Людоедка |
1968 | тф | Тёмные аллеи | Имя персонажа не указано |
1973 | тф | Укрощение строптивой | Катарина |
1975 | тф | Ковалёва из провинции | Елена Михайловна Ковалёва |
1975 | тф | Необыкновенное воскресенье | Малыш (в сценах из спектакля театра имени Ленсовета «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше») |
1976 | тф | Пансионат на Страндвеген | Мария Йенсен |
1979 | тф | Люди и страсти | Мария-Антуанетта/ старушка/ Елизавета Английская/ Акоста / 1-й певец |
1983 | тф | Пятый десяток | Екатерина Александровна Ёлочкина |
1986 | тф | БДТ тридцать лет спустя | Женет Фишер (сцена из спектакля « ») |
1989 | тф | Элейн Мацони\ Бобби Митчел\ Женет Фишер | |
2004 | тф | Оскар и Розовая Дама | главная роль |
2007 | тф | Двенадцатая ночь, или Как пожелаете | Фесте |
2007 | тф | Калифорнийская сюита | Ханна Уоррен/ Диана Николс/ Милли Майклз |
2011 | тф | Дядюшкин сон | Марья Александровна Москалёва |
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1957 | ф | Росица (роль Р. Симеоновой) | |
1966 | ф | Три толстяка | Суок (некоторые эпизоды, роль Л. Бракните ) |
1969 | мф | Великие холода | все роли |
1978 | ф | Комедия ошибок | Лиз (роль С. Чиаурели ) |
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1965 | ф | Похождения зубного врача |
Маша / исполнение песен «Автодорожная» (муз. и сл.
Ю. Кима
),
«Песенка о хорошем настроении» (муз. и сл. Ю. Кима), «Песня о Луне» (муз. Ю. Кима, сл. Н. Матвеевой и Ю. Кима) |
1967 | ф | Его звали Роберт | исполнение песни «Кто сказал, что дважды два четыре» (муз. А. Петрова , сл. Л. Куклина ) |
1975 | мф | Поезд памяти | исполнение песен (муз. Г. Гладкова , сл. П. Неруды , пер. С. Кирсанова ) |
1976 | мф | Голубой щенок | Щенок / исполнение «Песенки Голубого щенка» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина ) |
1977 | ф | Служебный роман | исполнение песен на стихи Р. Бёрнса (пер. C. Маршака ) и Э. Рязанова (муз. А. Петрова) |
1978 | кор | Младший научный сотрудник | исполнение песни за кадром на стихи А. Блока «И вновь — порывы юных лет…» (муз. А. Гагулашвили ) |
1978 | ф | Старомодная комедия | исполнение «Песенки о цирке» (муз. М. Таривердиева , сл. Б. Ахмадулиной ) |
1980 | мф | Разлучённые | исполнение песни (муз. Г. Гладкова, сл. Д. Самойлова ) |
Абсолютная музыкальность, безупречный слух, а главное, чувство стиля произведения, верность авторскому замыслу, замыслу режиссёра и, наконец, точное соответствие исполнения песни исполнению всей роли — вот что характерно для народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии Алисы Бруновны Фрейндлих ( Александр Белинский ) . |
Эстрадной певицы из меня не получилось бы при всём моём желании. Нет данных. Я драматическая актриса, которая очень любит петь. И танцевать. (Алиса Фрейндлих) . |
«Поёт Алиса Фрейндлих» | |
---|---|
Высшие позиции в чартах:
н/д
—
ЗД
СССР
(общий тираж — не менее 218 440 проданных экземпляров);
|
|
Список композиций
|
Данные |
«Песни для театра и кино» | |
---|---|
Высшие позиции в чартах: н/д — Россия |
|
Список композиций
|
Данные |