Interested Article - Юность Максима

Юность Максима

«Юность Максима» советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Ленинградской киностудии «Ленфильм» в 1934 году режиссёрами Григорием Козинцевым , Леонидом Траубергом .

История создания

Замысел картины появился уже в конце 1920-х годов. К созданию сценария кинематографисты приступили по прямому заказу ленинградской кинофабрики и рекомендации ВКП(б) . Одной из первых авторами рассматривалась следующая сюжетная линия: «юноша из местечка на западной окраине Российской империи — участие в Октябрьской революции — карьера авторитетного и всемирно известного дипломата». Источником этой сюжетной линии стала биография революционера-нелегала, а позже дипломата и наркома Максима Литвинова , жизнь которого была полна резкими поворотами и настоящими приключениями. Однако авторы отказались от этого замысла, оставив при этом лишь имя героя — Максим .

В 1932 году в газетах сообщили, что Г. Козинцев и Л. Трауберг приступили к созданию «большой революционной кинопоэмы в трёх сериях» . В журнале «Советское кино» за 1933 год были опубликованы отрывки из сценария «Большевик» (это название в качестве рабочего прослужило практически весь съёмочный период). В первой редакции Максим — худой и тихий, чуть смешной, юноша, владеющий грамотой, непьющий . Среди актёров, которые проходили пробы на эту роль, подобным требованиям вполне удовлетворял Эраст Гарин . Наташей могла стать Елена Кузьмина . С их участием сняли несколько эпизодов, но съёмочный процесс был остановлен . Авторами был сделан выбор в пользу другого типажа, персонажа из русского фольклора с набором черт от лубочного Петрушки до былинного богатыря.

Сюжет

Ночь на 1 января 1910 года . Дворянский и мещанский Петербург широко празднует наступление нового года. Среди веселящегося города немолодой революционер-подпольщик «Поливанов» , он же «Седой» (Тарханов) продолжает свою борьбу: он обходит конспиративные адреса, встречая где-то дружескую поддержку, а где-то малодушие и прямое предательство. С трудом ему удаётся избавиться от слежки.

Действие продолжается весной того же года. Три товарища из пролетарского района Петербурга Максим (Чирков), Дёма (Каюков) и Андрей (Кулаков) случайно спасают от полицейского информатора подпольщицу Наташу (Кибардина). В этот же день Андрей умирает, искалеченный неисправным станком. Дёма от горя выбирает путь разгула и пьянства, Максим осознанно сближается с революционно настроенным пролетариатом . Через пару дней в цехах завода гибнет ещё один молодой рабочий. Его похороны спонтанно перерастают в демонстрацию. Максим и Наташа призывают к политической стачке. Полиция легко преодолевает сопротивление неорганизованных рабочих. В попытке вступиться за Максима пьяный Дёма убивает городового-ефрейтора . Всех героев арестовывают. В тюрьме Максим попадает в одну камеру с «Седым». Ночью в тюремном дворе слышен крик: это Дёму увозят на казнь. Он громко прощается с товарищами. Большинство заключённых в знак солидарности поют « Варшавянку ».

Спустя некоторое время Максим выходит из тюрьмы. Он активно втягивается в работу подпольщиков и обеспечивает работу тайной рабочей конференции, которая проходит в пригородном лесу. Поливанов зачитывает обращение Ульянова-Ленина . Жандармы Охранного отделения прерывают собрание и арестовывают всех его участников. Благодаря помощи паровозной бригады Максиму удаётся скрыться, спрятавшись в куче угля тендерного вагона локомотива. Совместно с Наташей он пишет и издаёт эмоциональную прокламацию о продолжении сопротивления. По заданию РСДРП под конспиративным именем Павла Агафоновича Малаханова отправляется в Нижний Новгород помогать борьбе сормовского пролетариата .

В ролях

Съёмочная группа

Отзывы и культурное влияние

Афиша фильма

Премьера картины состоялась 27 января 1935 года . В первые две недели только в Ленинграде фильм посмотрели более полумиллиона зрителей . Успех в других городах нарастал лавинообразно. Лента получила тысячи хвалебных рецензий и превосходных эпитетов и практически сразу стала классикой советского кинематографа. Неожиданно, но о кинофильме были и негативные отзывы. Сборник документов Оргбюро , Секретариата ЦК ВКП(б) , Агитпропа содержит следующий «официальный анализ» картины: «путь к большевизму молодого рабочего изобретён довольно таки схематично и бледно. Фигура Наташи эпизодична. Старый большевик Поливанов местами дан интересно, но „засорён“ рядом трюков <…> В тексте есть ряд небольших несообразностей (вроде записки в тюрьму о конференции и побеге)» .

Однако данные критические замечания остались без последствий, так как противоположное мнение о фильме высказал И. Сталин . Из записи его беседы с руководителем кинематографа Б. Шумяцким о фильме «Юность Максима» во время кинопросмотра 18—19 декабря 1934 года следует, что все присутствующие <…> очень хвалили режиссёрское и операторское мастерство и игру актёров. Сталин «особо выделил блестящие фотографии и хорошую культурную музыку, особенно в прологе, и сольные номера гармони» . Практически дословно «образцовую» рецензию повторяет много лет спустя В. Пудовкин :

Картина начинается взрывом новогоднего веселья в царском Петербурге. Изумительная «москвинская» фотография (оператор Москвин), музыка Шостаковича, блестящий монтаж создают образец формального мастерства.

Собрание сочинений, Том 2

Неожиданное признание своей высокой художественной силы картина получила в капиталистических странах. Она была запрещена к показу, например, во Франции . В Детройте ( США ) высокий полицейский чин заявил, что «фильм является советской пропагандой и может внушить классовую ненависть к правительству и социальному порядку Соединённых Штатов», и на основании этого запретил картину к показу. Отменить это решение после долгих разбирательств сумел только Верховный суд штата .

Награды

Видео

С начала 1990-х годов фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план». Также в 1990-е фильм выпущен на кассетах студией «48 часов», «Восток В», С 2000 года — «Ленфильм Видео» и «Мастер Тэйп».

17 марта 2005 года фильм выпущен студией «Союз Видео» на DVD. Также фильм выпущен дистрибьюторами «Мастер Тэйп», «Восток В», «Клуб».

  • Фильм восстановлен в 1965 году на киностудии «Ленфильм»

См. также

Примечания

  1. Зоркая Н. М. . portal-slovo.ru. Дата обращения: 5 ноября 2012. Архивировано из 26 декабря 2011 года.
  2. Добин Е. С. Козинцев и Трауберг. — Л. : Искусство, 1963.
  3. Калашников Ю. С. Очерки истории советского кино. Том 2. — М. : Институт истории искусств, 1959.
  4. Колесникова Н. У Гарина и Локшиной // Советский экран . — 1973. — № 17 .
  5. . Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 11 ноября 2012.
  6. Кремлёвский кинотеатр. 1928-1953. Документы / составители Андерсон К., Максименков Л., Кошелева Л., Роговая Л.. — Культура и власть от Сталина до Горбачёва.. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2005. — С. 211. — 1120 с. — 1000 экз. ISBN 5-8243-0532-3 .
  7. от 4 марта 2016 на Wayback Machine РГАСПИ . Ф. 558. Оп. 11. Д. 828. Л. 81-81 об.
  8. Пудовкин В. Собрание сочинений, Том 2. — М. : Искусство, 1974.
  9. Ромм М. И. Избранные произведения в 3-х томах. — М. : Искусство, 1980. .
  10. от 27 сентября 2013 на Wayback Machine на forbfilms.ru
  11. от 23 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)

Ссылки

Источник —

Same as Юность Максима