Ефрем (Рязанов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Эльда́р Алекса́ндрович Ряза́нов ( 18 ноября 1927 , Самара , СССР — 30 ноября 2015 , Москва , Россия ) — советский и российский кинорежиссёр , сценарист , актёр , поэт , драматург , телеведущий , педагог , продюсер ; народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979).
Среди шедевров советской киноклассики, созданных Эльдаром Рязановым, — комедии и мелодрамы « Служебный роман » (1977), « Девушка без адреса » (1957), « Карнавальная ночь » (1956), « Ирония судьбы, или С лёгким паром » (1976), « Вокзал для двоих » (1982), « Гараж » (1979), « Берегись автомобиля » (1966), « Жестокий романс » (1984), « Невероятные приключения итальянцев в России » (1973), « Дайте жалобную книгу » (1965), « Старики-разбойники » (1971), « О бедном гусаре замолвите слово » (1980), « Небеса обетованные » (1991).
Рязанов — автор более 200 собственных телевизионных программ, с 1979 по 1985 год вёл телепередачу « Кинопанорама ». Автор текста ряда широко популярных романсов, среди которых «У природы нет плохой погоды» и «Любовь — волшебная страна» .
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре — родном городе своей матери, в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны (в девичестве Шустерман), в доме по улице Фрунзе , 120 .
Вскоре родители переехали в Москву , где отец работал начальником винного главка . В 1930 году семья распалась, и Рязанов с семи лет воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Михайловичем Коппом, вдовцом, относившимся к Эльдару как к родному сыну .
В начале Великой Отечественной войны был с матерью и младшим братом эвакуирован в Куйбышев , где жил в бывшей квартире своей бабушки на улице Фрунзе, № 120 ; семью приютила у себя в двадцатиметровой комнате коммунальной квартиры сестра Софии Михайловны — Евгения Шустерман, работавшая в штабе Приволжского военного округа . В Куйбышеве Рязанов окончил седьмой класс школы № 58, а летом 1942 года в связи с работой отчима семья переехала в Нижний Тагил , где жила в посёлке Красный Камень (ныне микрорайон города) . Через год отчима вновь перевели в Москву, где Эльдар экстерном сдал экзамены за курс средней школы.
С детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания школы отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище .
В 1950 году с отличием окончил ВГИК (мастерская Григория Козинцева ). Его дипломной работой стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей Зоей Фоминой. На протяжении пяти лет работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов . Снимал сюжеты для киножурналов « Пионерия », « Советский спорт », « Новости дня », несколько выпусков смонтировал целиком. Также снял киноочерки «Дорога имени Октября» (с Лией Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1951), « Остров Сахалин » (с Василием Катаняном , 1954) и другие .
С 1955 года работал режиссёром киностудии « Мосфильм ». Совместно с Сергеем Гуровым поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю « Весенние голоса », в котором были и игровые эпизоды.
Первый же фильм Эльдара Александровича (« Карнавальная ночь »), вышедший на большой экран в 1956 году, принёс режиссёру всесоюзную славу. Фильм в 1956-57 гг. посмотрело более 50 миллионов зрителей .
В последующие несколько лет ставил комедии: лирическую « Девушка без адреса » (1957), героическую « Гусарская баллада » (1962), бытовую « Дайте жалобную книгу » (1964), эксцентрическую « Невероятные приключения итальянцев в России » (1973). В 1961 году снял две сатирические ленты: « Как создавался Робинзон » (по одноимённому фельетону Ильфа и Петрова , новелла в комедийном альманахе « Совершенно серьёзно ») и « Человек ниоткуда » (в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» впервые исполнили главные роли Сергей Юрский и Анатолий Папанов .
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь кинорежиссёру оказал Иван Пырьев , добившийся разрешения постановки и уговоривший Юрия Яковлева сниматься в роли поручика Ржевского . Самому кинорежиссёру стоило огромных усилий убедить киноначальство, что Игорь Ильинский — лучшая кандидатура на роль Кутузова , что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её [ источник не указан 1523 дня ] . Пьесу Александра Гладкова « Давным-давно », послужившую драматургической основой для фильма, он сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников кинорежиссёра [ источник не указан 1523 дня ] . Это сценарист Эмиль Брагинский , композитор Андрей Петров , операторы Вадим Алисов , Владимир Нахабцев и художник Александр Борисов .
Известными стали такие фильмы Рязанова, как « Карнавальная ночь », « Девушка без адреса », « Дайте жалобную книгу », « Берегись автомобиля », « Ирония судьбы, или С лёгким паром! », « Служебный роман », « Гараж », « О бедном гусаре замолвите слово », « Вокзал для двоих » и другие.
В 1980—1990-е годы Рязанов был соавтором многих своих сценариев, написал несколько пьес, опубликовал ряд книг. В 1980-х годах в планах у режиссёра была своя кинопостановка романа Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита », на которую высокопоставленные чиновники по идеологии не дали разрешение .
В 1979—1985 годах работал в качестве ведущего телепередачи « Кинопанорама » . Наиболее популярными стали телевизионные циклы: [ источник не указан 1523 дня ] «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова» (« ОРТ ») (в рамках которого вышли интервью Рязанова с Жаном Маре , Брижит Бардо , Пьером Ришаром , Романом Полански и Патрисией Каас ).
Был членом и (в 1988—1990) секретарём правления Союза кинематографистов СССР при первом секретаре Андрее Смирнове .
В 1980—1984 годах руководил мастерскими режиссёров комедийного фильма на Высших курсах сценаристов и режиссёров . Среди его учеников — режиссёры Юрий Мамин , Иван Дыховичный , Евгений Цымбал , Исаак Фридберг .
Являлся членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
Долгое время сотрудничал с телекомпанией « REN-TV », где сделал немало авторских передач. Весной 1993 году вместе с телекомпанией была сделана и показана на « 1-м канале Останкино » программа «Мужской разговор Эльдара Рязанова с Борисом Ельциным » , в ходе которой президент отвечал на вопросы кинорежиссёра . Позднее, Рязанов возьмёт интервью у Ельцина ещё два раза (в том же 1993 году и 1996 году) . Повторный показ первого интервью состоялся 25 апреля 2007 года на этом же телеканале и был приурочен памяти Ельцина .
В 2002 году Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств « Ника ».
23 января 2005 года открылся киноклуб «Эльдар» , задуманный, по выражению самого режиссёра, как своеобразный центр отечественной комедии . В трёх залах (самый большой из которых рассчитан на 520 мест) идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты .
Был членом Союза кинематографистов России . В 2010 году стал одним из учредителей « КиноСоюза » .
В 2010 и 2011 годах перенёс операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался . В конце 2014 года у Рязанова было диагностировано острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа следующего года он перенёс инфаркт, который, как сообщали СМИ , привёл к отёку лёгких .
В августе 2014 года начался процесс колоризации фильма Рязанова « Берегись автомобиля » (1966), сам режиссёр успел принять участие в процессе. 18 ноября 2017 года на « Первом канале » состоялась премьера цветной версии, приуроченная к 90-летию со дня рождения Рязанова .
6 октября 2015 года Рязанов был госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова . Свой день рождения 18 ноября встретил дома. Спустя три дня был снова госпитализирован .
Скончался в московской больнице в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года в возрасте 88 лет от острой сердечной недостаточности .
Прощание прошло 3 декабря в Центральном доме литераторов . В тот же день был похоронен на Новодевичьем кладбище . Вопреки воле Рязанова, желавшего быть похороненным на том же кладбище рядом со своей второй женой — Ниной Скуйбиной, по желанию вдовы режиссёра Эммы Абайдуллиной его похоронили в другом месте .
В начале 1993 года публично поддержал президента России Бориса Ельцина, призвав голосовать за доверие ему во время апрельского референдума того же года [ источник не указан 1523 дня ] .
В ночь с 3 на 4 октября 1993 года, выступая в эфире « РТР », Рязанов осудил решение Конституционного суда о снятии запрета с деятельности первичных организаций КП РСФСР ( КПРФ ) и назвал сторонников Верховного Совета «коммунистическими выродками», и «ублюдками», «которых не нужно щадить». Также он сравнил КПСС с НСДАП .
В январе 1996 года был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу .
В интервью радиостанции « Эхо Москвы » в 2011 году дал преимущественно положительную оценку деятельности и личности Бориса Ельцина, а самой большой ошибкой экс-президента назвал назначение Владимира Путина своим преемником . В том же году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием отменить «антиконституционный запрет на регистрацию новых партий» и допустить к выборам все политические силы страны .
Высказывался против уголовного преследования фигурантов « Дела ЮКОСа » и участниц группы Pussy Riot . Призывал москвичей принять участие в акциях протеста против Федерального закона № 272 (т. н. «Закона Дмитрия Яковлева»), запретившего усыновление российских детей гражданами США .
В марте 2014 года вместе с супругой подписал опубликованное «КиноСоюзом» открытое письмо с осуждением « российской военной интервенции на Украину » и «беспрецедентной антиукраинской кампании, развязанной российскими государственными каналами» . Поддержал проведение в Москве конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма» и подписал обращение конгресса, в котором осуждалась аннексия Крыма . Также подписал обращение деятелей российской культуры против политики президента РФ В. В. Путина по отношению к Украине .
Имя и фамилия Рязанова были внесены властями Украины в так называемый «белый список» деятелей культуры и искусства разных стран, которые поддержали территориальную целостность и суверенитет страны .
На протяжении многих лет последовательно выступал в защиту животных : за принятие соответствующего федерального закона , расследование фактов жестокого обращения , создание цирков без номеров с дрессировкой . Поддерживал кандидатуру экологической активистки Евгении Чириковой на .
Жил в доме № 12 по Большому Тишинскому переулку .
Не все замыслы удалось осуществить. В конце 1960-х годов Рязанов планировал снять фильм о Сирано де Бержераке по мотивам героической комедии Эдмона Ростана . Испробовав на главную роль многих популярных актёров ( Андрея Миронова , Олега Ефремова , Сергея Юрского , Владимира Высоцкого и других), режиссёр в итоге утвердил поэта Евгения Евтушенко . Он удачно прошёл кинопробы, однако вышестоящие инстанции закрыли проект из-за его общественной деятельности .
В фильме « Служебный роман » прозвучали песни на стихи Рязанова, в том числе получивший широкую известность и часто исполняемый романс на музыку композитора Андрея Петрова «У природы нет плохой погоды — каждая погода благодать». Перу Рязанова принадлежит популярный и часто ошибочно приписываемый Марине Цветаевой романс «Любовь — волшебная страна» из фильма «Жестокий романс» .
Фильмы « Вокзал для двоих » и « Жестокий романс » часто транслируются в прайм-тайм федеральных телеканалов, а фильмы «Карнавальная ночь» и «Ирония судьбы» стали символами Нового года , «Служебный роман» — символом 8 марта .
Оранжевым выделены документальные фильмы .
Год | Фильм | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Актёр | Роль | Автор стихотворений, текстов песен и романсов | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 |
|
|
Сорежиссёр и соавтор сценария (с З. Фоминой) | |||||
1951 |
|
Сорежиссёр (с Л. Дербышевой) | ||||||
1951 |
|
|||||||
1953 |
|
Сорежиссёр (с З. Фоминой) | ||||||
1953 |
|
|||||||
1954 | Остров Сахалин |
|
Сорежиссёр (с В. Катаняном ) | |||||
1955 | Весенние голоса |
|
Сорежиссёр (с
С. Гуровым
);
Прокатное название — «Счастливая юность». |
|||||
1956 |
|
Сорежиссёр (с В. Катаняном) | ||||||
1956 | Карнавальная ночь |
|
||||||
1957 | Девушка без адреса |
|
||||||
1957 |
|
лётчик | ||||||
1961 |
Совершенно серьёзно
(киноальманах) |
|
|
Новелла « Как создавался Робинзон » | ||||
1961 | Человек ниоткуда |
|
||||||
1962 | Гусарская баллада |
|
|
Соавтор сценария (с А. Гладковым ) | ||||
1964 | Дайте жалобную книгу |
|
|
главный редактор газеты |
|
|||
1966 | Берегись автомобиля |
|
|
Соавтор сценария (с Э. Брагинским ) | ||||
1968 | Зигзаг удачи |
|
|
Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | ||||
1970 |
(телефильм) |
|
камео | |||||
1971 | Старики-разбойники |
|
|
|
коллега Мячикова | Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | ||
1973 | Невероятные приключения итальянцев в России |
|
|
|
доктор на крыле самолёта | Соавтор сценария (с Э. Брагинским, Кастеллано и Пиполо ) | ||
1973 |
Сослуживцы
(телеспектакль) |
|
Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | |||||
1975 |
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
(телефильм) |
|
|
|
пассажир самолёта | Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | ||
1977 | Риск — благородное дело |
|
камео | |||||
1977 | Служебный роман |
|
|
|
пассажир автобуса |
|
Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | |
1978 |
(телефильм) |
|
камео | |||||
1979 | Гараж |
|
|
|
спящий пайщик, начальник отдела насекомых | Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | ||
1980 |
(телефильм) |
|
камео | |||||
1980 |
О бедном гусаре замолвите слово
(телефильм) |
|
|
|
трактирщик-кондитер | Соавтор сценария (с Г. Гориным ) | ||
1981 |
(телеспектакль) |
|
Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | |||||
1982 | Вокзал для двоих |
|
|
|
Иван Кузьмич, заместитель начальника вокзала |
|
Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | |
1984 | Жестокий романс |
|
|
|
||||
1987 | Забытая мелодия для флейты |
|
|
|
человек с подзорной трубой |
|
Соавтор сценария (с Э. Брагинским) | |
1987 |
Четыре встречи с Владимиром Высоцким
(телефильм) |
|
|
ведущий | ||||
1988 | Дорогая Елена Сергеевна |
|
|
|
сосед Елены Сергеевны | Соавтор сценария (с Л. Разумовской ) | ||
1991 | Небеса обетованные |
|
|
|
человек в кафе |
|
Соавтор сценария (с Г. Альтман) | |
1993 |
(телефильм) |
|
|
|
ведущий | |||
1993 | Предсказание |
|
|
|
Сценарий написан по собственной повести «Предсказание» | |||
1994 |
(телефильм) |
|
ведущий | |||||
1996 |
(телефильм) |
|
ведущий | |||||
1996 | Привет, дуралеи! |
|
|
|
Николай Тимофеевич, директор книжного магазина |
|
Соавтор сценария (с А. Тиммом) | |
1997 |
|
|||||||
2000 | Старые клячи |
|
|
|
судья |
|
Соавтор сценария (с В. Моисеенко) | |
2000 | Тихие омуты |
|
|
|
|
врач-рентгенолог |
Соавтор сценария (с Э. Брагинским);
Сопродюсер (с Л. Бицем). |
|
2003 | Ключ от спальни |
|
|
|
|
полицейский пристав |
|
Сопродюсер (с Л. Бицем) |
2006 | Андерсен. Жизнь без любви |
|
|
|
|
хозяин гробовой мастерской |
|
Соавтор сценария (с И. Квирикадзе ) |
2007 |
Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
(телефильм) |
|
|
камео |
|
|||
2007 | Ирония судьбы. Продолжение |
|
пассажир самолёта | |||||
2009 |
Музыка жизни
(телефильм) |
|
|
|
камео |
|
Государственные награды:
Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:
Прочее
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)