Андроников, Ираклий Луарсабович
- 1 year ago
- 0
- 0
Андро́ников монасты́рь ( Спасо-Андроников , Андроников Нерукотворного Спаса ) — комплекс зданий в Москве на левом берегу реки Яузы , где до 1918 года располагался мужской монастырь Русской православной церкви . Монастырь был основан в 1357 году митрополитом Киевским Алексием как митрополичий, назван по имени первого игумена — Андроника , ученика Сергия Радонежского . В настоящее время монастырь находится в Таганском районе города у Андроньевской площади .
Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов ( церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров ). В настоящее время в бывшем монастыре действует Патриаршее подворье.
Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника , в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог . День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному .
По версии Олега Ульянова , в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привёз в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год .
Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом .
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
По версии Георгия Вагнера и Олега Ульянова , после пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по стилистике и исполнению. В 1420—1427 годах Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.
Николай Воронин полагал, что сохранившийся храм, который учёный датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. Сергей Заграевский следует позиции Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок , выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым , который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).
В 1439 году в монастыре учреждена архимандрия . За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка , где с 1475 года было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).
При архимандрите Митрофане, духовнике Ивана III , в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря ).
В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека .
Монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).
В августе 1653 года в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум .
По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла , который был упразднён в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ). Был также устроен ещё один придел — во имя святого . На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.
В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Родиона Казакова на месте старой колокольни, над Святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого ). В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь во имя святого Симеона Богоприимца .
Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.
В ходе секуляризации 1764 года монастырь был лишён вотчин и отнесен ко 2-му классу с назначением определённого жалованья .
В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763—1779 годов к собору пристроили крытую паперть .
В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.
В 1846—1850 годах собор был значительно переделан по проекту Петра Герасимова : с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник .
Монастырь был закрыт большевистским правительством в 1918 году. На его территории, как и на территории бывших Ивановского и Новоспасского монастырей, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти; в лагере проводились массовые расстрелы . В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников . В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот» , в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны .
В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого , 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв , воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 годов и Отечественной войны 1812 года , основатель русского театра Фёдор Волков , меценат Павел Демидов , представители многих дворянских родов: Лопухины , Толстые , Барятинские , Волконские , Аладьины , Щербатовы .
Заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева .
Исследованиями Барановского и Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.
Возрождение архитектурного комплекса началось после войны , когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор ). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Но в « хрущёвскую оттепель » работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре Михаила Алпатова , Николая Воронина, Варвару Адрианову-Перетц , Дмитрия Лихачёва выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26.10.1956).
В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников .
После повторного письма академиков Алпатова и Сергея Герасимова Никита Хрущёв был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). В собрании музея находятся произведения иконописцев круга Дионисия и Андрея Рублёва и другие шедевры, в числе которых икона « Спас Вседержитель » первой половины XIII века.
В 1989 году Спасский собор был освящён , возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница .
В 1993 году под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано . По утверждению Сергея Никитина , два из них с высокой долей вероятности принадлежат преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному .
В феврале 2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры следующее представление :
Объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции.
В январе 2019 года Русская православная церковь обратилась к Росимуществу с просьбой передать РПЦ для использования согласно её уставу объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных. Все эти здания ранее принадлежали Андроникову монастырю .
Директор Музея древнерусской культуры Михаил Миндлин выступил против передачи РПЦ всего комплекса монастыря, так как в этом случае музей окажется без помещений .
В архитектурном ансамбле Андроникова монастыря сохранились: