Interested Article - Башкортостан в эпоху Ногайской Орды

Башкортостан в эпоху Ногайской Орды — история части территории расселения башкир Исторического Башкортостана , находившиеся в составе Ногайской Орды .

После распада Золотой Орды основная территория Исторического Башкортостана вошла в состав Ногайской Орды. При этом земли северо-западных башкир находилась в составе Казанского ханства , а земли северо-восточных башкир — в составе Сибирского ханства .

Вхождение в состав Ногайской Орды

Военачальник Золотой Орды Едигей считается основателем Ногайской орды , в его личный улус входила южная часть Исторического Башкортостана . По сообщению Абд аль-Гаффара Кырыми , после того как в сражении 1419 года на реке Яик хана Кадыр-Берди против Едигея, в ходе которого последний был убит, его сыновья Кей-Кувад и Нураддин «ушли в вилайет Тура и поселились среди народа под названием башкурд». Согласно башкирским преданиям, Нураддин ( башк. Мораҙым ) был похоронен в долине реки Дёма . В основу сюжета эпоса « Идукай и Мурадым » вошли эпизоды жизни Едигея .

Согласно преданиям рукописи «Записки факихов или Древняя книга по истории» ( башк. «Факихтар яҙыуы йәки Боронғо тарих китабы» ), башкирский правитель Касым-хан обосновался на устье реки Сакмара (ныне территория города Оренбурга ), где строит себе ставку и каравансарай ". Далее в предании описываются взаимоотношения Касым-хана с правителем Казанского ханства Мырзабек-ханом. В « Истории Усергана », во времена правления Барак-хана граница между башкирскими и ногайскими владениями проходила по реке Самары : «Тура-хан. На реке Агидель известна гора (под названием) Тура-таг . Это место его ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сын был Кусем-хан. В те времена в Сарайчике было сражение с Бурак-ханом , то есть происходили битвы из-за земли и воды. После Кусем-хан отправил своего младшего брата Бирдебека с сильным войском с северной стороны. Бурак с правой стороны отправил Мансура . Затем с двух сторон противостояли (друг другу), готовились к битве. Ведя переговоры, заключили соглашение о следующем: правая сторона реки Самары досталась Бурак-хану, его подданными были ногайцы; северная сторона реки Самары досталась Кусем-хану, его подданными были башкиры. Затем после перемирия Бирдебек-султан (и) Мансур с двух (противоположных) берегов реки Агидель состязались в стрельбе из лука. Каждый из них был великолепным стрелком и эмиром, и стрелы обоих перелетали дороги, идущие по (обеим) сторонам реки Агидель. Прожив с таким пиршеством и весельем месяц, ушли обратно, то есть вернулись в свои страны. Башкирский и ногайский народы на некоторое время остались (жить) в мире, до эпохи Урак Мамая » .

В конце XV века — начале XVI века в северной и центральной части Исторического Башкортостана правил башкирский хан — Тюря-хан (Тура-хан, Тора-бий), ставки которого находились в Уфимском городище (Башкорт, Имэн-кала, ныне территория города Уфы ) и на горе Тратау . В то же время в последней четверти XV века брат Тюря-хана Басман-хан правил южной частью Исторического Башкортостана . Согласно « », правнуком Басман-хана был . По сообщению Кидряса Муллакаева , ставка Басмана располагалась в местности Актюба (ныне территория города Оренбурга ): «был ногайский хан именем Басман,… который по бывшим великим моровом поветрии, оставя прежнее свое жительство в семнадцати тысячах кибиток, перешел к реке Яику, и близ Сакмарского устья на горе, в расстоянии от Оренбурга шесть верст, где ныне поставлен маяк, построил город, именова Актюба, то есть Белый стан, или село, отчего та гора и поныне Актюбой называется и некоторые на ней развалины видны» . Личная орда Басмана состояла из «семнадцати тысяч кибиток» и кочевала «вверх и вниз по Яику и другим степным рекам, а именно по Берде, по Сакмаре, по Салмышу, по Юшатыру, по Таналыку, по Оре, по Кизилу, и по протчим рекам. А зимою оные кибитки, переходя Уральские горы, кочевали по рекам Белой, Соколе, Ашкадару, Куганаку, по Шкадру, по Деме, где места лесистые и теплые» . Басман вёл войну с ногайским мурзой Алтакаром (Алчагиром) . После гибели Басмана, мурза Алтакар распространил власть на юге и юго-востоке Исторического Башкортостана .

Одно из самых ранних упоминаний присутствия ногаев в Башкортостане зафиксировано в грамоте Ямгурчи к Ивану III . С начала XVI века в состав Ногайской Орды включается основная территория исторического Башкортостана . В историографии она известна как «Ногайский Башкортостан» («Ногайская Башкирия»). Территория Исторического Башкортостана находящийся в составе Ногайской Орды, не включалась в дуально-крыльевую структуру ногайцев и была экономически замкнутой и политически обособленной. Западная граница Ногайской Башкирии (с Казанским ханством ) проходила по рекам Ик и Каме . Восточной границей (с Сибирским ханством ) служил восточный рубеж Катайской волости — приблизительная меридиональная линия по озёрам Южного Урала : Иткуль (или Щелкун), Синара , Касли , Кызылташ , Увильды , Аргази и далее по верхнему течению Уя . Южные границы Ногайского Башкортостана проходили по бассейнам рек Большой и Малой Узеней , Чагана , Чижинским разливам и далее по Яику .

Система управления

Владения Ногайской Орды в начале XVI века.

Территория Исторического Башкортостана, находившаяся в составе Ногайской Орды, составила особую провинцию со своим административным центром. Ногайский Башкортостан находился под управлением верховного наместника. Институт наместничества состоял из Верховного наместника Ногайского Башкортостана, помощников, контролировавших отдельные районы. Наместники в основном следили за сбором ясака и других налогов с башкир. Ясак в основном выплачивался пушниной и мёдом, также башкирское население должно было выставлять военные отряды в войско Орды. Ногайцы собирали налоги при помощи вооружённых отрядов. В 1520—1540‑х годах, после проведения переписи в основной части Ногайской Орды, на башкир усиливается налоговый гнёт. Согласно башкирскому преданию «Сказания о Мамай-хане», сбор ясака на деле сопровождался насилием и грабежом по отношению к башкирам, что вызывало ожесточенное сопротивление со стороны башкирского населения. Кроме этого для кочёвки ногайцы заняли лучшие земли башкир .

После своего правления в Ногайском Башкортостане большинство мурз становятся нурадинами в Ногайской Орде, среди них исключениями являются царевичи Хакк-Назар и Ахмед-Гирей, а также Канай, который сразу занял пост бия) .

До 1530-х годов ставка ногайского наместника находилась на Эмбе , после центр Ногайского Башкортостана перемещается в Уфимское городище (Башкорт, Имэн-кала, ныне территория города Уфы ). По сообщению Кидряса Муллакаева , в те времена это был «великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся гор, так что жительство его распространялось по длине верст на десять» .

Согласно А. З. Асфандиярову , одной из форм взаимоотношений между башкирами и ногаями являлся институт аманатства .

Ногайские наместники

Согласно В. В. Трепавлову , наместниками Ногайской Орды в Башкортостане были :

В XV—XVI веках на территории Башкортостана велась междоусобная война наместников Ногайской Орды и их вассалов.

В начале XVI века наместником Ногайской Башкирии был ногайский мурза Алтакар (Алчагир) . Позднее Алтакар потерпел поражение в войне с войсками Казахского ханства и был убит.

В 1‑й четверти XVI века наместником Ногайского Башкортостана был Шейх-Мамай . После того как Шейх-Мамай стал нурадином Ногайской Орды, он поставил наместником в Башкортостане своего воспитанника Акназара (Хакк-Назара) . С приходом к власти Акназара, который был наместником в 1522—1538 годах, окончательно устанавливается власть ногаев в Башкортостане . Акназар распространил свою власть на южном и юго-восточном Башкортостане, где им были установлены жестокие порядки и упорядочено налоговое обложение: «Акиазар-хан всех один в своей власти имел, и у смотря их непостоянство и разные воровства, всячески их изнурял и в бессилие приводил, ибо на три двора по одному котлу иметь допущал, как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал и землями владеть також и чрез реку переходить не допущал, а кои звероловством промышляли, принуждены были платить ему за то ясак с каждог о человека по лисице, по бобру и по кунице» . По мнению Б. А. Азнабаева , правление Акназара в Башкортостане сказалось на ограничении власти башкирской аристократии в подвластном регионе . Согласно историческому преданию башкир, Акназар-хан в Башкортостан прибыл из Сибири, а затем подчинил Казанское, Астраханское ханства, Бухару, Хиву, Ташкент и другие прилегающие к Южному Уралу районы . Его ставка располагалась на территории современной Уфы. Акназар-хан также вёл борьбу с ногайским мурзой Исмаилом и его преемниками, которые проводили промосковскую политику, и притеснял башкир принявших русское подданство .

Мурза Исмаил в 1538—1545 годах был наместником Ногайского Башкортостана, проводил политику сближения с Московским государством. В 1545 году стал нураддином Ногайской Орды, при его правлении продолжилась междоусобная борьба, которая в итоге привела к распаду государства . Царевич Сибирского ханства, чингисид Ахмет-Гирей в 1546—1558 годах был наместником Ногайского Башкортостана. В его юрт входила территория центральной части Исторического Башкортостана .

Уход ногаев

Во второй половине 1550-х годов в Ногайской Орде начинается великий голод, который вместе с эпидемиями привел к высокой смертности и массовому бегству народа из Орды. Английский путешественник Э. Джекинсон, в 1558 году проехавший через Астрахань , описал это событие таким образом: «Такого мора никогда не видели в этих странах; земли ногайцев изобиловали пастбищами, теперь же они пусты… их мертвые тела кучами валялись по всему острову, не погребенные, подобно зверям» . Причиной массового голода являлись природные катаклизмы. Согласно преданию башкир племени юрматы : «Выпал великий снег, и сряду три года стояла жестокая зима. На овец и скот напал падеж, и хлеб не родился» . Междоусобные войны, голод и эпидемии способствовали уходу ногаев с территории Башкортостана. Сведения об уходе ногаев и вместе с ними части башкир сохранились в преданиях некоторых башкирских племён ( мин , юрматы , усерган , бурзян , кипчак , тамьян ).

Наместники Ногайской Орды вместе со своими улусами были явно нежелательным элементом в Башкортостане. Нарушение вотчинных прав башкир и вмешательство во внутреннее управление также не способствовали повышению авторитета пришлой ногайской аристократии . Борьба башкир с войсками правителей Ногайской Орды нашло отражение в « », в памятниках башкирского фольклора . Согласно общему шежере юго-восточных башкир (усерган, бурзян, кипчак, тамьян), башкиры схватили мурз Бурсай-хана и Акзуша (Актулуша) «и доставили их хану России Ивану Васильевичу». Известны главы некоторых башкирских родов, возглавивших борьбу башкир против Ногайской Орды — , , , Канзафар-бий , , Татигас-бий , и другие. Долгое противостояние башкир и Ногайской Орды способствовало добровольному вхождению Башкортостана в состав Российского государства .

Однако и после присоединения значительной части Башкортостана к Московскому государству, в системе управления Ногайской Орды сохраняется пост наместника Ногайского Башкортостана. Ногаи вновь делали попытки установить в регионе свою власть, которые выражались в набегах и в сборе ясака. Ставка наместников вновь перемещается на реку Эмбу. В 1558—1578 годах наместником был , сын Исмаил-бия. На этом посту он находился 20 лег и, как Урус, стал ханом; Динбай перебрался с Эмбы на Волгу. Далее в 1578—1584 годах пост наместника занимал Саид-Ахмед . Мурза Кара-Килембет в начале XVII века по 1623 год был наместником Ногайского Башкортостана, вёл борьбу с мурзой Аксак-Килембетом за единоличную власть над юго-западными башкирами, их междоусобная борьба нашла отражение в « » .

После постройки Уфимской крепости и разгоревшейся в конце XVI веке междоусобной борьбы в Ногайской Орде власть ногаев в Башкортостане окончательно пресекается. В начале XVII веке ещё отмечались набеги ногайских мурз, однако они не являлись попытками восстановления ногайской власти в крае .

Примечания

  1. Таймасов С. У. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  2. , с. 28—29.
  3. , с. 374—376.
  4. Надергулов М. Х. // Ватандаш . — 2011. — № 2 . — С. 185—190 . — ISSN . 28 сентября 2018 года.
  5. , с. 48—50.
  6. , с. 444—445.
  7. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  8. Хамидуллин С. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  9. , с. 199.
  10. // / гл. ред. А. З. Асфандияров . — Уфа: Башкирская энциклопедия, 2013. — 432 с. — ISBN 978-5-4466-0040-3 .
  11. Хамидуллин С. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  12. , с. 197.
  13. , с. 198.
  14. , с. 89.
  15. , с. 80.
  16. Мажитов Н. А. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  17. , с. 89, 90.
  18. , с. 88.
  19. , с. 443.
  20. Хамидуллин С. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  21. Хамидуллин С. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  22. Хамидуллин С. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  23. , с. 93.
  24. , с. 90.
  25. Хамидуллин С. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  26. Хамидуллин С. И. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  27. , с. 94.

Литература

  • Ахметзаки Валиди Тоган . История башкир / Перевод с турецк. ; авт. вступ. статей А. М. Юлдашбаев, И. Тоган. — Уфа: Китап, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-295-05000-8 .
  • Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной . — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. — С. 95—98. — 288 с.
  • Еникеев З. И. , Еникеев А. З. История государства и права Башкортостана. — Уфа: Китап, 2007. — 432 с. — ISBN 978-5-295-04258-4 .
  • История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 кл. / Отв. ред. И. Г. Акманов . — Уфа: Китап, 2005. — 248 с. — ISBN 5-295-03503-4 .
  • История башкирских родов. Байлар. Том 22 / С. И. Хамидуллин, Б. А. Азнабаев, И. З. Султанмуратов, И. Р. Саитбатталов, Р. Р. Шайхеев, Р. Р. Асылгужин, И. М. Васильев, А. М. Зайнуллин, В. Г. Волков, А. А. Каримов. — Уфа: Китап, 2016. — ISBN 978-5-850-51605-5 .
  • История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов ; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. — Уфа: Гилем, 2012. — Т. II. — 400 с. — ISBN 978-5-91608-100-8 .
  • Мажитов Н. А. , История Башкортостана. Древность. Средневековье. — Уфа: Китап, 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-295-05078-7 .
  • История Башкортостана XV—XVI вв. (социально-политический аспект). — Уфа: Гилем, 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-7501-1014-8 .
Источник —

Same as Башкортостан в эпоху Ногайской Орды