Interested Article - Боклевский, Пётр Михайлович

Пётр Михайлович Боклевский ( 1816 1897 ) — русский художник- иллюстратор .

Биография

Родился 12 ( 24 ) июня 1816 года в семье прапорщика Рязанского внутреннего батальона Михаила Фёдоровича Боклевского (?—1833) , «по-видимому в г. Рязани , ибо, как видно из копии метрической книги, хранящейся в архиве Московского университета, крещение „младенца Петра“ совершено было 13 июня в рязанской Ильинской церкви» . Позже появилась версия рождения в селе Елшино , которая вошла и в «Большую российскую энциклопедию» .

Художественные способности Пётр Боклевский унаследовал от матери, Марьи Даниловны, очень религиозно и хорошо писавшей акварелью и лепившей из воска. Мальчик начал рисовать с пятилетнего возраста, но самая ранняя из известных его работ — акварельный портрет отца в военной форме, выполненная им в семнадцать лет.

После окончания в 1834 году Рязанской гимназии , он поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета , перейдя в 1835 году на нравственно-политическое отделение. В студенческие годы посещал кружок Аполлона Григорьева . Большое влияние на Боклевского оказали лекции профессора Н. И. Крылова . Выпускные экзамены в 1840 году сдал блестяще, но выпущен был из университета со званием действительного студента . В своём сочинении «О римском владении» он изложил критические взгляды на систему крепостного права в России. Отказавшись переписать его «в правильном ключе», он оставил университет, так и не получив звания « кандидат права» .

По окончании университета вернулся в Рязанскую губернию, в имение своей матери. Служил губернским секретарём в Рязани . Часто посещал Скопинский уезд ; гостил у помещика Маркова, Лихаревых. Там и познакомился со своей будущей женой, молодой помещицей села Питомши , Варварой Павловной Мальцовой; свадьба состоялась в 1849 году. В 1850 году у них родилась дочь Мария (в замужестве Лихарева ), а затем ещё пять сыновей: Павел, Семён, Иван, Алексей , Константин.

В 1840-е годы, приезжая в Петербург, он брал уроки у профессора Академии художеств А. Е. Егорова , а в 1845 году стал «сторонним посетителем» академического класса К. П. Брюллова . Хорошо знакомый с историей, Боклевский критиковал с этой точки зрения произведения живописи даже известных мастеров и «…необыкновенно бойко и зло рисовал карикатуры <на преподавателей академии>, да такие хлесткие, что профессора приходили в бешенство». Уйдя из Академии, Боклевский некоторое время работал в мастерской скульптора П. К. Клодта , лепившего тогда коней для Аничкова моста . В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора П. С. Кожина (1848). В марте 1852 года за портрет чиновника Котона Боклевский был удостоен Академией званием «свободного художника по живописи портретной акварельной».

В 1852—1854 годах посетил Францию, Германию, Италию, Испанию и Швейцарию. По возвращении в Россию стал зарабатывать, исполняя заказные портреты; им были созданы портреты графа А. А. Нессельроде, К. Т. Солдатенкова , Кокорева , графа Кушелева-Безбородко , Воронцова-Дашкова и др. Начал иллюстрировать книги: выполнил «характеристические виньетки» к произведениям М. А. Стаховича , рисунки к рассказу В. И. Даля о Синопском сражении .

В 1855 году Боклевский впервые выступил в печати, создав альбом карикатур на тему Крымской войны . Альбом носил название «На нынешнюю войну» и состоял из семи рисунков-литографий. В это время он сблизился с кружком «молодой редакции Москвитянина ».

В 1864 году Боклевский был избран в участковые мировые судьи ; спустя девять лет стал председателем съезда мировых судей в Скопине . В 1869 году сгорел дом Боклевского; в огне погибли литографские камни, готовые литографии, рисунки и иллюстрации. В 1872 году семья Боклевских переехала в Москву , где Пётр Михайлович вступил в корпорацию присяжных поверенных . В начале 1880-х годов они вернулись в Скопин; 1 января 1883 года умерла от воспаления лёгких его супруга и осенью того же года он переехал в Санкт-Петербург , к дочери Марии Лихаревой, к тому времени уже потерявшей мужа. В 1886 году он на короткое время переехал в Москву, а затем в течение пяти лет, вновь с дочерью, жил в Нижнем Новгороде , где познакомился с В. Г. Короленко .

Последний период жизни, который он провёл с дочерью в Москве, был труден из-за бедности и болезней, но над иллюстрациями П. М. Боклевский, несмотря на преклонный возраст, работал чуть ли не до самой смерти.

Творчество

Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Боклевский выступал и как политический карикатурист (альбом На нынешнюю войну , 1855), но по настоящему показал себя после сближения с литературным миром Москвы , посвятив себя книжной иллюстрации .

Среди наиболее известных его работ — альбомы литографий и рисунков к сочинениям А. Н. Островского (вып. 1-6, 1859—1860) и циклы иллюстраций (преимущественно портреты литературных героев — карандаш и акварель) к произведениям к Н. В. Гоголя :

  • «Галерея гоголевских типов. „ Ревизор “» (1858); переизданы в альбоме «Бюрократический катехизис. Пять сцен из „Ревизора“» (1863)
  • Альбом гоголевских типов… (1881)
  • Типы из поэмы « Мертвые души » (с 1870-х гг.; полностью изданы в 1895).

Боклевский усиливал жизненность Городничего , Хлестакова , , и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актёры (подобно М. А. Чехову (Хлестаков) в Ревизоре, Московский художественный театр , 1921) нередко специально гримировались «под Боклевского» . Он также работал над иллюстрациями к П. И. Мельникову-Печерскому (издания 1882, 1914, 1934), И. С. Тургеневу («Отцы и дети», 1869; «Записки охотника» ), Ф. М. Достоевскому («Бедные люди», «Преступление и наказание», оба 1881) и др.

Боклевским был выработан жанр сатирического, социально заострённого портрета литературного героя.

Он также исполнял портреты: Вольтера , М. И. Глинки , Гоголя и др. (пастель, 1870—1880-е гг.).

Память

«Скорбящий ангел» на могиле Петра Боклевского (фото сделано до 1917 г.)

Умер П. М. Боклевский 10 ( 22 ) января 1897 года в Москве . Похоронен в городе Скопин , в Троицкой роще на территории Свято-Духова монастыря, где ему был установлен мраморный монумент «Скорбящий ангел». Памятник был разрушен вандалами в начале 1920-х годов. Новый советской властью был установлен, но сейчас находится в крайне плачевном состоянии .

Примечания

  1. Род Боклевских был записать в I-ю часть дворянской родословной книги Киевской губернии . По семейным преданиям, дед художника носил фамилию «Боклеев и принадлежал к числу болгарских колонистов, живших на юге России».
  2. , с. 10.
  3. . Дата обращения: 29 июля 2021. 29 июля 2021 года.
  4. .
  5. Дата обращения: 27 мая 2013. 4 марта 2016 года.
  6. Его сыном был поэт Г. А. Боклевский .
  7. . Дата обращения: 26 мая 2013. 13 ноября 2012 года.
  8. Иллюстрации к ним погибли в 1869 году, в пожаре дома Боклевского. Тогда сгорели также множество рисунков к произведениям Гоголя и Островского.
  9. . m.vk.com . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  10. Дата обращения: 27 мая 2013. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Кузьминский К. . — М. : т-во тип. А. И. Мамонтова, 1910. — 132, [1] с.
  • Петр Михайлович Боклевский: 1816—1897. — М. : Искусство, 1952. — 31 с., 5 л. ил. : ил. — (Массовая библиотека).
  • Орлова Т. В. П. М. Боклевский. — М. : Искусство, 1971 — 109 с.
  • / Муратов А. М. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
  • Популярная художественная энциклопедия / Под ред. В. М. Полевого. — М. : Советская энциклопедия, 1986.
  • Орлеанский А. Ю. Петр Михайлович Боклевский и его персонажи из произведений Николая Васильевича Гоголя // Филокартия, 2009. — № 4(14) — С. 28—29.
  • // Новая газета. — № 6. — 17 февраля 2011.

Ссылки

Источник —

Same as Боклевский, Пётр Михайлович