Музыкальные педагоги Франции
- 1 year ago
- 0
- 0
Французская музыка — одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из фольклора кельтских и германских племён, живших в давние времена на территории нынешней Франции . Со становлением Франции в период Средневековья во французской музыке слились народные музыкальные традиции многочисленных регионов страны. Французская музыкальная культура развивалась, взаимодействуя также с музыкальными культурами других европейских народов, в частности итальянского и немецкого . Начиная со второй половины XX века музыкальная сцена Франции обогатилась музыкальными традициями выходцев из Африки. Она не остаётся в стороне от мировой музыкальной культуры, вобрав в себя новые музыкальные тенденции и придав особый французский колорит джазу , року , хип-хопу и электронной музыке .
Французская музыкальная культура начала формироваться на богатом слое народной песни. Хотя древнейшие достоверные записи песен, сохранившиеся до наших дней, датируются XV веком, литературные и художественные материалы свидетельствуют о том, что ещё со времён Римской империи музыка и пение занимали видное место в повседневной жизни людей.
С христианством на французские земли пришла церковная музыка . Первоначально латинская, она постепенно изменялась под влиянием народной музыки. Церковь использовала в богослужениях материал, понятный местным жителям. Между V и IX веками в Галлии сложился своеобразный тип литургии — галликанский обряд с галликанским пением. Среди авторов церковных гимнов славился Иларий из Пуатье . О галликанском обряде известно из исторических источников, свидетельствующих, что он значительно отличался от римского. Он не сохранился, поскольку французские короли отменили его, стремясь получить от Рима титул императоров, а римская церковь пыталась добиться унификации церковной службы.
С IX—XII веков сохранились « песни о деяниях » ( фр. chansons de geste ).
В работах французских фольклористов рассматриваются многочисленные жанры народной песни: лирические, любовные, песни-жалобы ( фр. complaintes ), танцевальные ( фр. rondes ), сатирические, песни ремесленников ( фр. chansons de metiers ), календарные, например рождественские ( ноэль ); трудовые, исторические, военные и другие. К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями. Среди лирических жанров особое место занимают пасторали (идеализация сельской жизни). В произведениях любовного содержания преобладают темы неразделённой любви , расставания. Немало песен посвящено детям — колыбельные , игровые, считалки ( фр. comptines ). Разнообразны трудовые (песни жнецов, пахарей, виноградарей и другие), солдатские и рекрутские песни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях (эту группу песен исследователи называют «поэтическим эпосом истории Франции»). В целом для французских народных песен характерна гибкая мелодика, тесная связь музыки и слов, чёткая и нередко куплетная форма, лады — натуральные мажор и минор. Наиболее распространённый метр — 6/8. В припеве часто используются повторяющиеся звукосочетания, не имеющие смысла, на подчёркивающие ритм (например, тин-тон-тэна, ра-та-план, рон-рон).
К французским народным танцам относятся хороводы , групповые и парные танцы — жига , бурре , ригодон , фарандола , бранль , паспье . Многие из них были заимствованы из придворной музыки времён Средневековья и Раннего Нового времени, либо напротив, возникнув в народной среде, были восприняты знатью.
Основными французскими народными музыкальными инструментами являются скрипка , волынка ( фр. musette ), колёсная лира ( фр. vielle à roue ) и дудка . Нередко волынки и колёсные лиры звучали дуэтом, при этом бурдоны волынок отключали, поскольку им аккомпанировали лиры. Французские лиры обычно обладают большим колесом, четырьмя бурдонными и двумя мелодическими струнами, узкой струнной коробкой (куда помещаются бурдонные струны), лютневидным или гитарообразным корпусом и так называемым жужжащим мостиком, на который натянута бурдонная струна, и держащийся одним концом в пазу на деке, а другой, т.н. «молоточек» прилегает к деке и может более-менее свободно вибрировать. При медленном вращении колеса лиры звучит лишь бурдонная струна trompette , но при ускоренном мостик приподнимается, и, соприкасаясь с декой, издаёт характерный ритмичный жужжащий звук Чувствительность жужжащего мостика регулируется с помощью колка ( фр. tirant ), изменяющего боковое натяжение на струну и таким образом регулирующего чувствительность жужжащего мостика относительно скорости вращения колеса . Волынки богато украшаются. Конструктивно волынки, бытующие на территории Франции, делятся на несколько типов. Например, в местностях Берри и Бурбонне распространена двухбурдонная центральнофранцузская волынка ( фр. musette du centre, cornemuse du Berry ), в Оверни — безбурдонная волынка кабретт ( фр. cabrette , досл. козочка ), а у окситанцев (жителей Прованса ) распространена волынка с одним бурдоном под названием бодега ( фр. и окс. bodega ). Кроме того, у окситанцев сохраняется широко распространённый в средневековье дуэт барабана- тамбурина и продольной флейты-галубе ( фр. galoubet ), играющей под ритм тамбурина. В частности, эти инструменты аккомпанируют фарандоле .
В середине XIX века во французскую народную музыку проникает аккордеон , а в 1880-х годах возникает жанр музыки . Так назывались танцевальные салоны с бесплатным входом и платными танцами, где исполнялись сначала народные танцы вроде бурре, а затем — вальсы, польки, гавоты, мазурки и тому подобные танцы . Впоследствии название перенеслось и на музыку, исполняемую в таких салонах. Изначально танцы сопровождались ансамблем с главенствующей ролью волынки (первоначально бал-мюзеты открывались на окраинах Парижа выходцами из Оверни ), впоследствии, к началу XX века, под влиянием итальянских иммигрантов, заменённой аккордеоном . Современное звучание бал-мюзет приобрёл к концу Первой мировой войны, а пик популярности жанр испытывал в 1920—1950-е годы, в те годы проникают новые танцы — фокстрот , пасадобль , свинг , танго ; а также появляются аккордеонисты-виртуозы (в СССР наиболее известными были Адольф Депренс и Морис Александер). Под музыку подобного жанра исполняли песни такие певицы, как Жозефина Бейкер и Эдит Пиаф . В начале 1960-х популярность жанра резко пошла на спад . В конце XX века бал-мюзет смешался с джаз-мануш — направлением джаза, возникшем под влиянием народной музыки французских цыган (мануш — самоназвание французских цыган, относящихся к группе синти ), и аккордеону стали аккомпанировать гитары , а в 1990-е годы происходит возрождение бал-мюзета и приход нового поколения аккордеонистов. Именно бал-мюзет у многих и ассоциируется со французской народной музыкой .
Свои уникальные музыкальные традиции имеют бретонцы — кельтоязычный народ, представители которого являются потомками беженцев с Британии, покинувших родину из-за нашествия англосаксов в VIII—X вв. н. э.; и корсиканцы — романоязычный народ, населяющий одноимённый остров и по языку и культуре более близкий к итальянцам , нежели к французам. Бретонская волынка, биню-коз или биню ( брет. biniou, biniou-kozh , с брет. — «маленькая волынка» — фр. petit biniou ) довольно небольшая, имеет короткий чантер (мелодическая трубка). В 1932 на основе усовершенствованной биню-коз и шотландской волынки была создана биню-браз ( брет. biniou braz , фр. grand biniou ), также вошедшая в бретонскую музыку . Другой музыкальный инструмент бретонцев — жалейка бомбарда ( брет. talabard, vombard ), нередко аккомпанирующий биню : волынки играют бурдон, а бомбарды — непосредственно мелодию. Такая техника игры называется кан-а-дискан ( брет. kan ha diskan ) или шан-э-дешан ( брет. chant-et-dechant ). Впервые бомбарда зафиксирована у бретонцев в XVI веке. Бомбарда обладает диатоническим звукорядом, что позволяет играть лишь в одной тональности. Играть на бомбарде очень трудно, от музыканта ( брет. talabarder — музыкант-мужчина , брет. talabarderez — женщина-музыкантша ) требуется развитое дыхание . Самой известной бретонской песней является « Ev chistr 'ta, Laou! » (с брет. — «Пей сидр , Ла́у!»), написанная крестьянами братьями Прима в 1929 г. и обретшая статус народной. В Интернете мелодия песни часто ошибочно считается гимном Люфтваффе или маршем СС из-за популярности немецкоязычного кавера «Was wollen wir trinken» в исполнении немецкой фолк-рок-группы « Oktoberklub » 1971 г. и нидерландской рок-группы « » 1980 г., а также ремиксом « How much is the fish » немецкой диджей-группы Scooter 1998 года.
На Корсике бытует необычное мужское многоголосие пагджелла , по звучанию очень напоминающее грузинское . Особое место в корсиканской народной музыке занимают вочери — импровизированные песни-плачи, исполнявшиеся женщинами над телом убитого, и в которых перечислялись его заслуги и звучали призывы к отмщению. Старинными народными танцами являются караколла (женский траурный танец) и мореска . Более поздний слой фольклора сформировался главным образом под итальянским влиянием. К музыкальным инструментам относятся рог-пифана, цистра ( четера ), волынка ( карамуза ) и духовой язычковый инструмент чьяоамбелла ; в XVIII-XIX веках они были вытеснены аккордеоном, скрипкой, мандолиной и гитарой. Широко распространены инструментальные ансамбли .
Интерес к народной музыке стал особенно проявляться в 1950-е-1960-е годы , и не угасает до сих пор.
В период Средневековья лучше всего было документировано развитие церковной музыки. На замену ранним галликанским формам христианской литургии пришла григорианская литургия . Распространение григорианского пения в период царствования династии Каролингов (751—987) связано прежде всего с деятельностью бенедиктинских монастырей. Католические аббатства Жюмьеж (на Сене, также в Пуатье, Арле, Туре, Шартре и других городах), стали центрами церковной музыки, ячейками профессиональной духовной и светской музыкальной культуры . Для обучения учащихся пению при многих аббатствах были созданы специальные певческие школы ( ). Там преподавали не только григорианское пение, но и игру на музыкальных инструментах, умение читать музыку. В середине IX в. появилась невменная нотация , постепенное развитие которой привело через много столетий к формированию современной нотной грамоты.
В IX веке григорианский хорал обогатился секвенциями , которые во Франции называют также прозами . Создание этой формы приписывалось монаху Ноткеру из Санкт-Галленского монастыря (современная Швейцария ). Впрочем, Ноткер указывал в предисловии к своей «Книге гимнов», что сведения о секвенции он получил от монаха с Жюмьежского аббатства. Впоследствии во Франции особенно прославились авторы проз Адам из аббатства Сен-Виктор (XII век) и создатель знаменитой «Ослиный прозы» Пьер Корбейл (начало XIII века). Другим нововведением были тропы — вставки в середину григорианского хорала. Через них в церковную музыку начали проникать светские напевы.
С X века в Лиможе , Туре и других городах в недрах самого богослужения появилась литургическая драма, родившаяся из диалогированных тропов с поочередными «вопросами» и «ответами» двух антифонных групп хора. Постепенно литургическая драма все больше отходила от культа (наряду с образами из Евангелия включались реалистичные персонажи).
Для народной песни с древнейших времен было характерно многоголосие, тогда как григорианский хорал сформировался как одноголосный. В 9 веке элементы многоголосия начали проникать также в церковную музыку. В 9 веке были написаны пособия по многоголосию органум . Автором старейшего из них считается монах Хукбальд из Сен-Амана близ Турне в Фландрии . Многоголосный стиль, сложившийся в церковной музыке, впрочем, отличается от народной музыкальной практики.
Наряду с культовой развивалась светская музыка, звучавшая в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов. Носителями народных музыкальных традиций средневековья были главным образом бродячие музыканты — жонглёры, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанемент различных инструментов, в том числе тамбурина , барабана , флейты , щипкового инструмента типа лютни (это способствовало развитию инструментальной музыки). Жонглёры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях (участвовали в некоторых обрядах, театрализованных шествиях, приуроченных к церковным праздникам, получивших название Carole ). Их преследовала церковь как представителей враждебной ей светской культуры. В XII—XIII веках в среде жонглеров происходило социальное расслоение. Часть их оседала в рыцарских замках, попадая в полную зависимость от рыцаря-феодала, другие останавливались в городах. Таким образом, жонглёры, утратив свободу творчества, стали оседлыми менестрелями в рыцарских замках и городскими музыкантами. Однако этот процесс в то же время способствовал проникновению в замки и города народного творчества, который становится основой рыцарского и бюргерского музыкально-поэтического искусства.
В эпоху позднего средневековья в связи с общим подъёмом французской культуры начинает интенсивно развиваться и музыкальное искусство. В феодальных замках на основе народной музыки расцветает светское музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов (XI—XIV вв.). Среди трубадуров славились Маркабрюн , Гильом IX — герцог Аквитанский , Бернард де Вентадорн , Жофре Рюдель (конец XI—XII вв.), Бертран де Борн , Гираут де Борнейль, Гираут Рикье (кон. XII—XIII вв.). Во 2-й половине XII века в северных областях страны возникло подобное направление — искусство труверов, которое сначала было рыцарским, а в дальнейшем все больше сближалось с народным творчеством. Среди труверов наряду с королями, аристократией — Ричардом Львиное Сердце , Тибо Шампанским (королём Наварры), впоследствии получили известность представители демократических слоев общества — Жан Бодель , Жак Бретель, Пьер Мони и другие.
В связи с ростом таких городов, как Аррас , Лимож , Монпелье , Тулуза и других в XII—XIII веках развилось городское музыкальное искусство, создателями которого стали поэты-певцы из городских сословий (ремесленники, простые горожане, а также буржуа). Они внесли свои особенности в искусство трубадуров и труверов, отойдя от его возвышенно-рыцарских музыкально-поэтических образов, освоив народно-бытовую тематику, создав характерный стиль, свои жанры. Виднейшим мастером городской музыкальной культуры XIII века был поэт и композитор Адам де ла Аль , автор песен, мотетов , а также популярной в своё время пьесы « Игра о Робене и Марион » (около 1283 г.), насыщенной городскими песнями, танцами (необычной была уже сама идея создания светского театрализованного представления, пронизанного музыкой). Он по-новому трактовал традиционные единогласные музыкально-поэтические жанры трубадуров, использовав многоголосие.
Укрепление экономического и культурного значения городов, создание университетов (в том числе в начале XIII века Парижского университета ), где музыка была одним из обязательных предметов (входила в квадривиум ), способствовали повышению роли музыки как искусства. В XII веке одним из центров музыкальной культуры стал Париж , и прежде всего его Поющая школа собора Нотр-Дам , объединившая крупнейших мастеров — певцов-композиторов, ученых. С этой школой связан расцвет в XII—XIII веках культового многоголосия, появление новых музыкальных жанров, открытия в области музыкальной теории.
В произведениях композиторов Нотр-дамской школы григорианский хорал претерпел изменения: ранее ритмически свободный, гибкий хорал приобрел большую размеренность и плавность (отсюда название такого хорала cantus planus ). Осложнения многоголосной ткани и её ритмической структуры потребовало точного обозначения длительностей и совершенствование нотации — в результате представители парижской школы на смену учению о модусах постепенно пришли к мензуральной нотации . Значительный вклад в этом направлении сделал музыковед Иоанн де Гарландия .
Многоголосие вызвало к жизни новые жанры церковной и светской музыки, в том числе кондукт и мотет . Кондукт изначально выполнялся преимущественно во время праздничной церковной службы, однако позже стал чисто светским жанром. В числе авторов кондукта — Перотин .
На основе кондукта в конце XII века во Франции сформировался важнейший жанр многоголосной музыки — мотет . Ранние его образцы относятся также мастерам Парижской школы ( Перотин , Франко Кёльнский , Пьер де ла Круа). Мотет допускал свободу объединения литургических и светских напевов и текстов, — такое сочетание привело к рождению в XIII веке шутливого мотета. Значительное обновление получил жанр мотета в XIV веке в условиях направления ars nova , идеологом которого выступил Филипп де Витри .
В искусстве ars nova большое значение придавалось взаимодействию «бытовой» и «научной» музыки (то есть песни и мотета). Филипп де Витри создал новый тип мотета — изоритмичный мотет. Нововведения Филиппа де Витри затронули также учение о консонансе и диссонансе (объявил консонансы терции и сексты ).
Идеи ars nova и, в частности, изоритмичный мотет продолжили своё развитие в творчестве Гийома де Машо , который объединил художественные достижения рыцарского музыкально-поэтического искусства с его единогласными песнями и многоголосной городской музыкальной культуры. Ему принадлежат песни с народным складом (lays), вирелэ , рондо , он же впервые разработал жанр многоголосной баллады . В мотете Машо более последовательно, чем предшественники, применял музыкальные инструменты (вероятно, инструментальными были прежде нижние голоса). Машо также считается автором первой французской мессы полифонического склада (1364).
В XV веке во времена Столетней войны ведущее положение в музыкальной культуре Франции XV в. заняли представители франко-фламандской (нидерландской) школы . В течение двух веков во Франции работали самые выдающиеся композиторы нидерландской полифонической школы: в середины XV века — Ж. Беншуа , Г. Дюфаи , в 2-й половине XV века — Й. Окегем , Я. Обрехт , в конце XV — начале XVI веков — Жоскен Депре , во 2-й половине XVI века — Орландо ди Лассо .
В конце XV веке во Франции утверждается культура Возрождения . На развитии французской культуры сказались такие факторы, как возникновение буржуазии (XV век), борьба за объединение Франции (завершилась к концу XV века) и создание . Существенное значение имели также непрерывное развитие народного творчества и деятельность композиторов франко-фламандской школы.
Возрастает роль музыки в светской жизни. Французские короли создавали при своих дворах большие капеллы , устраивали музыкальные празднества, королевский двор становится центром профессионального искусства. Укрепилась роль придворной капеллы. В 1581 Генрих III утвердил должность «главного интенданта музыки» при дворе, первым этот пост занимал итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо. Важными центрами музыкального искусства вместе с королевским двором и церковью были также аристократические салоны .
Расцвет Возрождения, связанный с формированием французской национальной культуры , приходится на середину XVI века. В это время выдающимся жанром профессионального искусства становится светская многоголосная песня — шансон . Её полифонический стиль получает новую трактовку, созвучную идеям Французских гуманистов — Рабле , Клеман Маро , Пьер де Ронсар . Ведущим автором шансонов этой эпохи считается Клеман Жанекен , который написал более 200 многоголосных песен. Шансоны получили известность не только во Франции, но и за её пределами, во многом благодаря нотопечатанию и укреплению связей между европейскими странами.
В эпоху Возрождения возросла роль инструментальной музыки. В музыкальном быту были широко распространены виола , лютня , гитара , скрипка (как народный инструмент). Инструментальные жанры проникали как в бытовую музыку, так и в профессиональную, отчасти церковную. Лютневые танцевальные пьесы выделялись среди господствующих в XVI веке полифонических произведений ритмической пластичностью, гомофонным составом, прозрачностью фактуры. Характерным было объединение двух или нескольких танцев по принципу ритмического контраста в своеобразные циклы, которые стали основой будущей танцевальной сюиты . Более самостоятельное значение приобрела и органная музыка . Возникновение органной школы во Франции (конец XVI века) связано с творчеством органиста .
В 1570 году Жан-Антуаном де Баифом была основана Академия поэзии и музыки . Участники этой академии стремились возродить античную поэтико-музыкальное метрику, защищали принцип неразрывной связи музыки и поэзии.
Значительный пласт в музыкальной культуре Франции XVI века составляла музыка гугенотов . Гугенотские песни использовали мелодии популярных бытовых и народных песен, приспосабливая их к переведенным французским богослужебным текстам. Чуть позже религиозная борьба во Франции породила гугенотские псалмы с характерным для них переносом мелодии в верхний голос и отказом от полифонических сложностей. Крупнейшими композиторами-гугенотами, составлявшими псалмы, были Клод Гудимель , Клод Лежён .
Сильное влияние на французскую музыку XVII века оказала рационалистическая эстетика классицизма , которая выдвигала требования вкуса, равновесия красоты и истины, ясности замысла, стройности композиции. Классицизм, развивавшийся одновременно со стилем барокко , получил во Франции XVII века законченное выражение.
В это время светская музыка во Франции преобладает над духовной. С утверждением абсолютной монархии большое значение приобретает придворное искусство, определившее направление развития важнейших жанров французской музыки того времени — оперы и балета . Годы правления Людовика XIV отмечены необыкновенной пышностью придворной жизни, стремлением знати к роскоши и утонченным увеселениям. В этой связи большая роль отводилась придворному балету. В XVII веке при дворе усилились итальянские веяния, чему особенно способствовал кардинал Мазарини . Знакомство с итальянской оперой послужило стимулом к созданию своей национальной оперы , первый опыт в этой области принадлежит Элизабет Жаке де ла Герр («Триумф любви», 1654 ).
В 1671 году в Париже открылся оперный театр под названием « Королевская академия музыки ». Руководителем этого театра стал Ж. Б. Люлли , который теперь считается основоположником национальной оперной школы. Люлли создал ряд комедий-балетов, ставших предтечей жанра лирической трагедии, а позже — оперы-балета. Существенным является вклад Люлли в инструментальную музыку . Им был создан тип французской оперной увертюры (термин утвердился во 2-й половине XVII века во Франции). Многочисленные танцы из его произведений крупной формы ( менуэт , гавот , сарабанда и другие) повлияли на дальнейшее формирование оркестровой сюиты .
В конце XVII — 1-й половине XVIII века для театра писали такие композиторы, как Н. А. Шарпантье , А. Кампра , М. Р. Делаланд , А. К. Детуш . У преемников Люлли условность придворного театрального стиля усиливается. В их лирических трагедиях на первый план выступают декоративно-балетные, пасторально-идиллические стороны, а драматическое начало все более ослабляется. Лирическая трагедия уступает место опере-балету.
В XVII веке во Франции получили развитие различные инструментальные школы — лютневая (Д. Готье, который повлиял на клавесинный стиль Ж.-А. д’Англебера , Ж. Ш. де Шамбоньера), клавесинная (Шамбоньер, Л. Куперен ), виольная (М. Марен, который впервые во Франции ввел в оперный оркестр контрабас вместо контрабасовой виолы). Наибольшее значение приобрела французская школа клавесинистов. Ранний клавесинный стиль сложился под непосредственным влиянием лютневого искусства. В произведениях Шамбоньера сказалась характерная для французских клавесинистов манера орнаментации мелодии . Обилие украшений придавало произведениям для клавесина определённую изысканность, а также большую связность, «певучесть», «протяжённость» отрывистое звучание этого инструмента. В инструментальной музыке широко использовалось применяемое ещё с XVI веке объединение парных танцев ( павана , гальярда и так далее), что привело в XVII веке к созданию инструментальной сюиты.
В XVIII веке с ростом влияния буржуазии складываются новые формы музыкально-общественной жизни. Постепенно концерты выходят за рамки дворцовых залов и аристократических салонов. В 1725 году А. Филидор (Даникан) организовал в Париже регулярные публичные « Духовные концерты », в 1770 году Франсуа Госсек основал общество «Любительские концерты». Более замкнутый характер носили вечера академического общества «Друзья Аполлона» (основано в 1741 ), ежегодные циклы концертов устраивала «Королевская Академия музыки».
В 1720—1730-е годы наивысшего расцвета достигает клавесинная сюита. Среди французских клавесинистов ведущая роль принадлежит Ф. Куперену , автору свободных циклов, основанных на принципах сходства и контраста пьес. Наряду с Купереном большой вклад в развитие программно-характеристической клавесиновой сюиты внесли также Ж. Ф. Дандре и особенно Ж. Ф. Рамо .
В 1733 году успешная премьера оперы Рамо «Ипполит и Арисия» обеспечила этому композитору ведущее положение в придворной опере — «Королевской академии музыки». В творчестве Рамо жанр лирической трагедии достиг кульминации. Его вокально-декламационный стиль обогатился мелодико-гармонической экспрессией. Большим разнообразием отличаются его двухчастные увертюры , однако представлены в его творчестве и трехчастные увертюры, близкие итальянской оперной «синфонии». В ряде опер Рамо предвосхитил многие поздние завоевания в области музыкальной драмы, подготовив почву для оперной реформы К. В. Глюка . Рамо принадлежит научная система, ряд положений которой послужили основой современного учения о гармонии («Трактат о гармонии», 1722; «Происхождение гармонии», 1750, и другие).
К середине 18 века героико-мифологические оперы Люлли, Рамо и других авторов перестали соответствовать эстетическим запросам буржуазной аудитории. Своей популярностью они уступают остросатирическим ярмарочным спектаклям, известным ещё с конца XVII века. Эти представления направлены на высмеивание нравов «высших» слоев общества, а также пародируют придворную оперу. Первыми авторами подобных комических опер были драматурги А. Р. Лесаж и Ш. С. Фавара . В недрах ярмарочного театра созрел новый французский оперный жанр — опера комик . Укреплению её позиций способствовали приезд в Париж в 1752 году итальянской оперной труппы, поставившей ряд оперу-буфф , в том числе « Служанка-госпожа » Перголези , и полемика по вопросам оперного искусства, разгоревшаяся между сторонниками (буржуазно-демократические круги) и противниками (представители аристократии) итальянской оперы-буфф, — так называемая «Война буффонов».
В напряженной атмосфере Парижа эта полемика приобрела особую остроту, получила огромный общественный резонанс. Активное участие приняли в ней деятели французского Просвещения , поддержавшие демократическое искусство «буффонистов», а пастораль Руссо «Деревенский колдун» ( 1752 ) легла в основу первой французской комической оперы. Провозглашенный ими лозунг «подражания природе» оказал большое влияние на формирование французского оперного стиля XVIII века. Труды энциклопедистов содержат также ценные эстетические и музыкально-теоретические обобщения.
Великая французская революция внесла огромные изменения во все области музыкального искусства. Музыка становится неотъемлемой частью всех событий революционного времени, приобретая социальные функции, что способствовало утверждению массовых жанров — песни, гимна, марша и других. Влияние французской революции претерпел и театр — возникли такие жанры как апофеоз , агитационный спектакль с использованием больших хоровых масс. В годы революции особое развитие получила «опера спасения», поднимающая темы борьбы с тиранией, разоблачения духовенства, прославляющая верность, преданность. Большое значение приобрела военно-духовая музыка, был основан оркестр Национальной гвардии .
Радикальные преобразования претерпела и система музыкального образования. Были отменены метризы; зато в 1792 году открылась музыкальная школа Национальной гвардии для обучения военных музыкантов, а в 1793 году — Национальный музыкальный институт (с 1795 года — Парижская консерватория ).
Период наполеоновской диктатуры (1799—1814) и Реставрации (1814-15, 1815-30) не принесли французской музыке ярких достижений. К концу периода Реставрации наблюдается оживление и в области культуры. В борьбе с академическим искусством наполеоновской империи складывалась французская романтическая опера, что в 1720—1730-х годах заняла господствующее положение ( Ф. Обер ). В эти же годы складывается жанр большой оперы на историко-патриотические и героические сюжеты. Французский музыкальный романтизм нашел наиболее яркое выражение в творчестве Г. Берлиоза , создателя программного романтического симфонизма. Берлиоз, наряду с Вагнером считается также основоположником новой школы дирижирования.
В годы Второй империи (1852-70) для музыкальной культуры Франции характерно увлечение кафе-концертами, театральными ревю , искусством шансонье. В эти годы возникли многочисленные театры легких жанров, где ставились водевили, фарсы. Развивается французская оперетта, среди её создателей — Ж. Оффенбах , Ф. Эрве . С 1870-х годов, в условиях Третьей республики оперетта потеряла сатиричность, пародийность, злободневность, преобладающими стали историко-бытовые и лирико-романтические сюжеты, в музыке на первый план выдвинулся лирический.
В опере и балете второй половины XIX в. наблюдается усиление реалистических тенденций. В опере эта тенденция проявилась в стремлении к повседневным сюжетам, к изображению простых людей с их интимными переживаниями. Самым известным создателем лирической оперы считается Ш. Гуно , автор таких опер как « Фауст » ( 1859 , 2-я ред. 1869 ), «Мирейль» и «Ромео и Джульетта». К жанру лирической оперы обращались также Ж. Массне , Ж. Бизе , в его опере « Кармен » ярче проявляется реалистическое начало.
В последней трети XIX века значительную популярность во Франции приобретают оперы Р. Вагнера . Влияние творчества немецкого композитора сказалось на французской оперной музыке того времени, в частности в опере «Гвендолин» Шабрие (1886), инструментальных произведениях А. Дюпарка, Э. Шоссона .
Важным событием жизни общественной Франции 1870-х годов стала Парижская коммуна 1870—1871 годов. Этот период вызвал к жизни немало рабочих песен, одна из которых — « Интернационал » (музыка Пьера Дегейтера на слова Эжена Потье ) стала гимном коммунистических партий, а в 1922 — 1944 годах — гимном СССР .
В конце 1880-х — 1890-х годов во Франции возникло новое течение, получившее распространение в начале XX века, — импрессионизм . Музыкальный импрессионизм возродил определённые национальные традиции — стремление к конкретности, программности, изысканности стиля, прозрачности фактуры. Импрессионизм нашел наиболее полное выражение в музыке К. Дебюсси , сказался на творчестве М. Равеля , П. Дюка и других. Импрессионизм внес новшества и в область музыкальных жанров. В творчестве Дебюсси симфонические циклы уступают место симфоническим зарисовкам; в фортепианной музыке преобладают программные миниатюры. Морис Равель также испытал влияние эстетики импрессионизма. В его творчестве переплелись различные эстетико-стилистические тенденции — романтические, импрессионистические, а в поздних произведениях — тенденции неоклассицизма.
Наряду с импрессионистическими тенденциями во французской музыке на рубеже XIX—XX веков продолжали развиваться традиции Сен-Санса , а также Франка , творчество которого характеризуется сочетанием классической ясности стиля с яркой романтической образностью.
После Первой мировой войны во французском искусстве проявляются тенденции к отрицанию немецкого влияния, стремлению к новизне и, в то же время — к простоте. В это время под влиянием композитора Эрика Сати и критика Жана Кокто сложилось творческое объединение, получившее название « Французская шестерка », участники которой противопоставляли себя не только вагнерианству, но и импрессионистской «расплывчатости». Впрочем, по словам её автора — Франсиса Пуленка группа «не имела никаких других целей, кроме чисто дружеского, а вовсе не идейного объединения» , и уже с 1920-х годов её участники (среди наиболее известных также Артур Онеггер и Дариус Мийо ) развивались каждый индивидуальным путём.
В 1935 году во Франции возникло новое творческое объединение композиторов — «Молодая Франция», в которое входили в том числе такие композиторы, как О. Мессиан , А. Жоливе , которые подобно «Шестерке» ставили во главу угла возрождение национальных традиций и гуманистические идеи. Отрицая академизм и неоклассицизм , они направили свои усилия на обновление средств музыкальной выразительности. Наиболее влиятельными стали поиски Мессиана в области ладовых и ритмических структур, которые нашли своё воплощение как в его музыкальных произведениях, так и в музыковедческих трактатах.
После Второй мировой войны во французской музыке получили распространение авангардные музыкальные течения. Выдающимся представителем французского музыкального авангарда стал композитор и дирижёр Пьер Булез , который, развивая принципы А. Веберна , широко применяет такие методы композиции, как пуантилизм и сериальность. Особую «стохастическую» систему композиции применяет композитор греческого происхождения Я. Ксенакис .
Значительную роль Франция сыграла в становлении электронной музыки — именно здесь в конце 1940-х годов появилась конкретная музыка , под руководством Ксенакиса был разработан компьютер с графическим вводом информации — UPI, а в 1970-х во Франции зародилось направление спектральной музыки . С 1977 года центром экспериментальной музыки стал IRCAM — исследовательский институт, открытый Пьером Булезом.
Музыкальным центром Франции остается её столица — Париж . В Париже функционирует « Государственная парижская опера » (дает спектакли в театрах Опера Гарнье и Опера Бастилия ), концерты и оперные спектакли даются в Театре Елисейских полей , среди ведущих музыкальных коллективов — Национальный оркестр Франции , Филармонический оркестр Радио Франции , Оркестр Парижа , Оркестр Колонна и другие.
Среди специализированных музыкальных учебных заведений — Парижская консерватория , «Скола канторум», « Эколь нормаль » — в Париже. Важнейшим музыкальным научно-исследовательским центром является Институт музыковедения при Парижском университете . Книги, архивные материалы хранятся в Национальной библиотеке (отделение музыки создано в 1935 ), Библиотеке и Музее музыкальных инструментов при консерватории.
Во Франции проводятся: Международный конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг и Ж. Тибо , конкурс гитаристов, Международный конкурс вокалистов в Тулузе (с 1954 ), Международный конкурс молодых дирижёров в Безансоне (с 1951 ), Международный конкурс арфиста в Париже, а также многочисленные фестивали, в том числе Осенний фестиваль в Париже, Парижский фестиваль музыки XX века (основан в 1952 ), Конкурс пианистов в Эпинале (с 1970 ), конкурс органистов «Гарн-при де Шартр» (с 1971 ), Фестиваль классической музыки в Руане и другие.
Французской музыкальной сцене известны практически все направления популярной музыки, в то же время она породила и ряд специфических национальных жанров, прежде всего — французский шансон .
В современной культуре шансоном называют популярную французскую музыку, которая сохраняет специфическую ритмику французского языка, отличаясь от песен, написанных под влиянием англоязычной музыки. Среди ярких исполнителей шансона — Жорж Брассенс , Эдит Пиаф , Джо Дассен , Мари Лафоре, Саша Дистель, Ив Монтан, Жак Брель , Шарль Азнавур , Лео Ферре , Жан Ферра , Жорж Мустаки , Мирей Матьё , Патрисия Каас и другие. Исполнителей французского шансона обычно называют шансонье. В 1960-е годы популярной разновидностью шансона было направление и йе-йе (yé-yé, yéyé), представленное преимущественно исполнительницами-женщинами, среди них Франс Галль , Сильви Вартан , Брижит Бардо , Франсуаза Арди , Далида , Мишель Торр.
В 1970-е во Франции было очень популярно диско . Многие французские исполнители диско были популярны в Советском Союзе, например, Desireless , Ottawan , Kaoma , Аманда Лир , Далида .
Франция трижды принимала конкурс Евровидение — в 1959 , 1961 и 1978 годах. Победу на конкурсе Евровидение одерживали пять французских музыкантов — Андре Клавье ( 1958 ), Жаклин Бойер ( 1960 ), Изабель Обре ( 1962 ), Фрида Боккара ( 1969 ) и Мари Мириам ( 1977 ), после чего наивысшим достижением французов было второе место в 1990 и 1991 годах.
В 1920-х годах во Франции распространился джаз , крупнейшим представителем которого стал Стефан Граппелли . Со временем французский джаз пережил многочисленные смешения с французскими и латинскими стилями музыки — шансоном, танго, босса-нова; а также стилистические эксперименты в жанрах лаунж и эйсид-джаз . Современные французские джаз-исполнители ( Nouvelle Vague , Art Zoyd , Gotan Project , Karpatt ) чаще всего смешивают джаз с народной и электронной музыкой.
Особо значительный вклад французы сделали в электронную музыку . Жан-Мишель Жарр , проекты Space и Rockets были одними из пионеров этого жанра. В ранней французской электронике центральную роль играл синтезатор , а также эстетика научной фантастики и космоса. В 1990-е во Франции развиваются и другие электронные жанры, такие как трип-хоп ( Air , Télépopmusik ), нью-эйдж ( Era ), индастриал ( Krystal System ) и др.
Специфическим явлением стал французский хаус, отличающийся изобилием эффектов фэйзер и частотных срезов, присущим евродиско 1970-х годов. Учредителями этого направления считаются Daft Punk , Cassius и Etienne de Crécy. В 2000-е годы хаус-диджей Давид Гетта стал одним из самых высокооплачиваемых французских музыкантов.
Рок-музыка во Франции появилась с конца 1950-х годов благодаря таким исполнителям как Джонни Холлидей , Ришар Антони , Дик Риверс и Клод Франсуа , исполнявшим рок-н-ролл в духе Элвиса Пресли . В 1970-е годы во Франции был хорошо развит прогрессивный рок. Среди патриархов французского рока 1960-70-х — прогрессив-рок группы Art Zoyd , Gong , Magma , близкие по звучанию к немецкому краут-року . В 1970-е процветала также сцена келтик-рока , особенно на северо-западе страны, откуда происходят Алан Стивелл , Malicorne , Tri Yann и прочие. Ключевые группы 1980-х — пост-панки Noir Désir , металлисты Shakin’ Street и Mystery Blue . В 1990-е во Франции образовалось подпольное движение блэк-металлистов . Самые успешные группы последнего десятилетия — металлисты Anorexia Nervosa и исполняющие рэпкор Pleymo .
Pleymo также связаны с хип-хоп сценой Франции. Этот «уличный» стиль очень популярен среди некоренного населения, арабских и африканских иммигрантов. Некоторые исполнители из иммигрантских семей добились массовой известности, например K.Maro , Diam’s , MC Solaar , Stromae , Sexion d’Assaut .
Во Франции проходят такие фестивали рок-музыки, как Eurockéennes (с 1989), La Route du Rock (с 1991), Vieilles Charrues Festival (с 1992), Rock en Seine (с 2003), Main Square Festival (с 2004), Les Massiliades (с 2008).