Interested Article - Пентаграмма

Пентаграмма
Пентаграмма Пенроуза

Пентагра́мма (пентальфа, пентагерон; греч. πεντάγραμμον от πέντε «пять» + γραμμή «черта, линия») или Пифагорейский пентакль звёздчатый многоугольник , полученный соединением вершин правильного пятиугольника через одну. Её можно также писать как звёздчатый многоугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника, а также как многоугольник, полученный продлением сторон правильного пятиугольника до точек пересечения.

В культуре

История

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука . планеты Венера , Утреннюю и Вечернюю (см. также , Люцифер ).

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. В Древнем Египте символизировала звёзды. Как сообщает в своей «Новой Энциклопедии Франк-масонства» Артур Уэйт , египтяне называли пентаграмму «звездой псоглавого Анубиса ».

Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак; вера в её оберегающие свойства была столь глубока, что в Древнем Вавилоне её изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Она также для посвящённых являлась могущественным знаком власти. В том же Вавилоне этот знак часто встречается на царских печатях, и, по мнению современных учёных , она олицетворяла собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света». По другой версии, самые древние обозначения пентаграммы символизировали богиню Иштар и загробный мир Дуат .

Древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз.

Пентаграмма встречается на печатях Александра Македонского .

Пентаграмму, по словам Агриппы (XV век), использовали пифагорейцы в качестве отличительного знака принадлежности к их сообществу. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов ( Огня , Воды , Воздуха , Земли и Эфира ). Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

  • ύ — ύδωρ (вода) (самый верхний), символизирующая воду;
  • Γ — Γαια (земля) (левый верхний), символизирующая землю;
  • ί — ίδέα (правый нижний), символизирующая идею, или дух по другой версии — ίερόν (храм);
  • έ — έιλή (верхний правый угол), символизирующая огонь;
  • ά — άήρ (нижний левый угол), символизирующая воздух.

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков , как символ интеллектуального всемогущества.

По версии известного исследователя каббалы Гершома Шолема, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме под именем « печати царя Соломона » из арабских манускриптов.

В арабской магии «печать Соломона» использовалась широко, но первоначально она, заключённая в круге, встречалась относительно редко. Даже тогда, гексаграмма и пентаграмма были взаимозаменяемы, и это название [«печать царя Соломона»] относилось к обеим фигурам.

Гершом Шолем, [A collection of articles on the Kabbalah]. [S.l. : s.n., 1920-1955?].

Пентаграмма находилась и среди символов тамплиеров .

Римский император Константин Великий включил пентаграмму в свою печать и свой амулет, потому что посчитал, что благодаря ей он нашёл истинную веру и принял христианство.

Пентаграмма появляется в поэме « Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь » XIV века. В ней рыцарь сэр Гавейн , племянник Короля Артура , использовал пентаграмму в качестве личного символа, изобразив её на своём щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств — «благородство, вежливость, целомудрие, отвага и благочестие».

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах . Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы» ( англ. Witch’s Foot , нем. Drudenfuß ) .

Пентаграмма из «Оккультной философии» Корнелия Агриппы

В XVI веке в эпоху Возрождения была принята ещё одна символика пентаграммы. Если вписать в неё человеческую фигуру, связав её с пятью элементами четыре стихии : Огонь, Вода, Воздух, Земля, и Дух или Эфир , — то получится изображение микрокосма , знака оккультной «духовной работы» на «материальном плане». Впервые об этом написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей « Оккультной Философии » (по его имени пентаграмма микрокосма называется иногда «пентаклем Агриппы»).

Астролог Тихо Браге пошёл дальше, в своём труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году он опубликовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического Божественного имени Спасителя IHShVH ( יהשוה Пентаграмматон ), где ש — трактуется как символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем יהוה.

Использование пентаграммы как защитного символа от злых духов зафиксировано на рубеже XVIII—XIX века в трагедии « Фауст » Гёте. По сюжету произведения, дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, пробравшись мимо плохо начертанной пентаграммы на входе:

Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: волшебный знак у вашего порога.

Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путём впросак попался?

Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, и промежуток в уголке остался. Там, у дверей, и я свободно мог вскочить.

В XIX веке пентаграмма появилась на картах Таро , после того, как их стали ассоциировать с каббалой .

Перевёрнутая пентаграмма

В первые века христианства перевёрнутая пентаграмма трактовалась как символ Христа . Перевёрнутая пентаграмма имеется на печати равноапостольного римского императора Константина I Великого , сделавшего христианство государственной религией.

В 1405 году иконописец Андрей Рублёв изобразил Христа на фоне перевёрнутой пентаграммы на иконе « Преображение Господне ».

Перевёрнутая пентаграмма изображена на таких высших государственных наградах как Орден Красного Знамени СССР и Медаль Почёта США.

В Каббале

По мнению некоторых каббалистов , перевёрнутая пентаграмма — это Зеир Анпин (греч. микропрозоп — «Малый лик» Творца), который образуют на Древе жизни шесть нижних сфирот : хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, йесод. В то же время Зеир Анпином именуется Тиферет, Божественный Сын, через соединение с которым наш мир может спастись.

Идея некоего плотского существа, символизируемого пентаграммой, чья искупительная жертва служит для одухотворения и продолжения жизни людей, лежит в самой основе авраамических религий . Примеры: это жертвоприношение Авраамом Исаака , древнеиудейский обряд « козёл отпущения », когда грехи народа возлагались на жертвенный рогатый скот, и более поздняя идея жертвенности Христа — пасхального агнца [ источник не указан 192 дня ]

Как символ сатанизма

Знак Бафомета из книги «La Clef de la Magie Noire» Станисласа де Гуайта , 1897

С подачи Элифаса Леви перевёрнутая пентаграмма стала символом Сатаны и сатанизма .

Мы приступаем к объяснению и посвящению Таинственной Пентаграммы. Так что, пусть все безразличные и суеверные закроют книгу; они не увидят ничего, кроме тьмы, или же будут возмущены. Пентаграмма, которая в гностических школах называется Пылающей Звездой, является знаком интеллектуального всемогущества и самодержавия. Это Звезда Магов; это знак Слова, создавшего плоть, и, согласно направлению её лучей, этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягнёнка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец — это знак Спасителя.

Элифас Леви . Учение и ритуал Высшей магии (1854—1856)

При этом на другом изображении Леви изобразил на лбу козла Бафомета прямую пентаграмму, противореча этим сам себе.

В 1897 году это изображение опубликовал в книге «Ключ к Чёрной магии» ( «La Clef de la Magie Noire» ) Станислас де Гуайта , причём по окружности пентаграммы он написал на иврите « Левиафан », а между лучами пентаграммы — « Samael Lilith » на латинице.

В 1969 году символ Гуайта, без последней надписи, опубликовал в своей книге « Сатанинская Библия » Лавей , назвавший его « печать Бафомета », и позже зарегистрировавший его как торговую марку своей организации « Церковь Сатаны ».

Траектория Венеры

«Пентаграмма» Венеры

«Пентаграмма Венеры» — это траектория, которую проходит планета Венера при наблюдении с Земли. Венера находится с Землёй в орбитальном резонансе 13:8 (8 оборотов Земли вокруг Солнца за 13 оборотов Венеры), смещаясь на 144° со времени соединений . Значение 13:8 является приблизительным отношением, ибо 8/13 = 0.615385, а точный оборот Венеры происходит за 0.615187 земного года.

Это небесное явление могло отмечаться древними астрономами, которые одновременно являлись астрологами и связывали небесные явления с философией и мифологией. Ссылки на явление встречаются в современных мистических движениях Нью эйдж .

Пентаграмма и золотое сечение

Иллюстрация золотого сечения , скрытого в пентаграмме

Пифагор утверждал, что пентаграмма, или, как он её называл, гигиея (ύγιεια) (в честь греческой богини здоровья Гигиеи ) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = (1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого цветного сегмента пентакля на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое в свою очередь пересекает параллельно направленную нить (φ).

В кодировках символов

Кодировка Юникод содержит несколько символов со словом «пентаграмма» в названии — это символы от U+26E4 до U+26E7 (в порядке возрастания номеров: ⛤⛥⛦⛧). Различия между первыми тремя символами видны, как правило, при очень большом размере шрифта: в символах U+26E4 и U+26E7 все линии сплошные, а в U+26E5 и U+26E6 при пересечении одна из линий прерывается. Символы пентаграмм не следует путать с символами-звёздами .

На поверхности земли

См. также

Примечания

  1. Кнабе Г. . — Вильямс, 2006. — С. 292—293. — 736 с. — ISBN 5845909066 .
  2. Волкова В. Б. . — МГТУ , 2010. — С. 95—96. — P. 320.
  3. E. Douglas Van Buren [Elizabeth], Symbols of the gods in Mesopotamian art. 1945; Beatrice Laura Goff, Symbols of Prehistoric Mesopotamia. 1963
  4. . Дата обращения: 20 апреля 2012. 9 марта 2012 года.
  5. . Дата обращения: 20 апреля 2012. 30 апреля 2012 года.
  6. . Дата обращения: 20 апреля 2012. 5 июня 2012 года.
  7. Richard Hamilton Green. (недоступная ссылка) // ELH, Vol. 29, No. 2 (Jun., 1962)
  8. Lexikon Heraldik, Gert Oswald, VEB Bibliographische Institut Leipzig, 1984
  9. Станисласа де Гуайта . . — Париж, 1920. — P. 417.
  10. . Дата обращения: 18 августа 2015. 20 сентября 2015 года.
  11. Чарльз, принц Уэльский . // en . — 2010.
  12. Daniel Miller. (англ.) . Daily Mail . Associated Newspapers Ltd (2 августа 2013). Дата обращения: 15 марта 2017. 16 марта 2017 года.
  13. Информационно-аналитический портал Лисаковск ОНЛАЙН (7 августа 2013). Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано из 16 марта 2017 года.
  14. . Интернет портал НУР. Со ссылкой на республиканскую газету Казахстана «Экспресс К» (14 ноября 2010). Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано из 19 октября 2012 года.

Литература

  • Аракелян Г. Б. История пентаграммы , с. 207—270. Гл. 6 в его кн.: Математика и история золотого сечения . М.: Логос, 2014, 404 с. ISBN 978-5-98704-663-0 .
  • // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В. Э. Багдасарян , , ; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М. : Локид-Пресс, 2005. — 495 с.

Ссылки

Источник —

Same as Пентаграмма