Interested Article - Голуби в культуре

Голубь — символ чистоты, света, мира, любви, человеческой души в самых разных культурах .

История и символизм

Древний Восток

Никто точно не знает, когда произошел первый контакт человека и сизого голубя (домашнего голубя) . Возможно, это первая птица, одомашненная человечеством, возможно, в неолитический период . Первые фигурки с их изображением, терракота, относятся к 4500 до н. э. и найдены на территории Ирака .

Голубь упоминается в древних клинописных письменах, например упоминания о голубятнях есть в аккадском псалме искупления, датируемом 2300 г. до н. э., но в тексте не говорится, разводились ли там сизые голуби или какие-то другие .

Первое описание голубей, а также воронов, используемых в качестве средства ориентирования в море (они летели к суше), упоминается в эпосе о Гильгамеше . В «последовательности птиц», где описывается месопотамский потоп, «предшественник» Ноя Утнапишти выпускает голубя, чтобы посмотреть, начала ли вода спадать . Этот мотив снова появляется примерно через тысячу лет у Ноя в Ветхом Завете. Есть упоминание о «птице, разбрасывающей фекалии на улице», вероятно, о голубе, в рукописи 4000-летней давности из Древней Месопотамии .

В Вавилоне изображение голубя имелось на знамёнах — в этом государстве, а также в Ассирии он символизировал царство. Вавилонские слова «голубь» и «родиться» имели схожее звучание, птица ассоциировалась с рождением ребёнка .

В Древнем Египте с помощью голубей доставляли сообщения о разливе Нила . Финикийцы , римляне , персы , евреи (а позднее галлы и германцы ) оставили обильные письменные источники об употреблении голубей для военных , коммерческих и других целей. Первая крупномасштабная коммуникационная сеть с использованием голубей в качестве посыльных была создана в Сирии и Персии около 5 г. до н. э. Из-за своих способностей голубь — символ хорошего посланника, во многих культурах, включая Индию и Грецию .

По легендам, голуби кормили царицу Семирамиду, когда её мать Деркето бросила её ребёнком в пустыне .

Фрагмент фрески в Мари

В шумеро-аккадской мифологии голубь символизировал богиню любви и плодородия Иштар — об этом свидетельствуют археологические терракотовые фигурки богини, на поднятой руке которой часто изображалась эта птица . На настенной росписи дворца Мари (около 1750 г. до н. э.) изображено святилище Иштар, крупный белый голубь сидит на её ладони, и парит в небесах . В храмах богинь любви белых голубей как их символ держали по всему Ближнему Востоку, а позже и в греческих регионах .

Финикийцы, которые были торговыми мореплавателями, жившими в первом тысячелетии до нашей эры на юге Сирии и вдоль побережья Средиземного моря, распространили свою святую белую птицу по всему Средиземноморью как символ своей богини любви Астарты. Голуби, вероятно, содержались в храме Астарты в Пафосе (Кипр), как мы можем заключить из представленных там изображений .

Физической особенностью голубей является то, что в первые дни после вылупления птенцов оба родителя кормят их отрыжкой из зоба , так называемым «голубиным молочком» — питательной смесью, способствующей росту. Эта особенность голубиных в научной литературе не была описана до конца 18 века, однако как предполагают исследователи анималистической символики люди обратили на неё внимание давным-давно и, возможно, именно этот феномен кормления птенцов «молоком» привел к ассоциации голубей с Великой Матерью, чью фертильность они стали символизировать .

Античность

Паррасио Микели. "Венера и Купидон". Картина 16 века.

Греки не только ассимилировали ближневосточную богиню-мать в свою культуру, назвав её Афродитой, но и приняли белого голубя как её символ. У греков голубь продолжает ассоциироваться с Великой Матерью, уже не Иштар, а Афродитой . Голубь (или пара голубей) являются одним из главных атрибутов богини Афродиты (Венеры), и благодаря этому они также стали символом распутства . Со времен античности голуби символизируют любовь и постоянство , пара голубей — согласие, привязанность . Изображение целующихся голубей может намекать на объятия влюбленных . (Впрочем, голубь может быть и, наоборот, атрибутом и Целомудрия , но это видимо, связано с христианскими коннотациями). Возникновению символики способствовало поверье, что голуби образуют брачные пары на всю жизнь .

Храм Афродиты Пандемос на юго-западном склоне Афинского Акрополя был украшен рельефными скульптурами голубей с повязками в клювах. Афродита использовала голубей в качестве вестника — согласно Гомеру, они носили Зевсу амброзию, дававшую бессмертие .

Он также являлся одним из атрибутов древнегреческого героя Геракла , наряду с дубом, жёлудем, змеёй и омелой . Также голубь был атрибутом Афины .

Во время плавания аргонавтов из Эгейского в Чёрное море корабль должен бы пройти между Симплегадами — блуждающими мифическими скалами, расположенными у входа в Чёрное море и уничтожавших проходящие суда. Аргонавты пропустили вперёд голубку и засекли время, за которое можно было беспрепятственно пройти узкий пролив .

Голуби у греков были связаны с предсказанием будущего: святой оракул у Додоны (и, согласно Геродоту, в Фивах тоже) был устроен там из-за чёрного голубя, взлетевшего на дуб .

Одна из версий толкования имени Плеяд , ставших созвездием — «голуби» , тем более, что они были превращены Афродитой в этих птиц .

Птица была для греков не только священным животным; они также давали голубей своим детям в качестве игрушек; ели их, а их фекалии использовались в качестве отличного удобрения . Кроме того, в древней медицине голубь и его фекалии играли важную роль . Польза употребления голубей в пищу объяснялась тем, что эти птицы сами питались полезными травами .

Древние думали, что у голубя нет желчного пузыря , чем и объясняли их миролюбие , так как желчь со времён Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава.

Считается, что в качестве почтовых вестников голуби были использованы в 6 веке до н. э. в Греции . В Древней Греции с помощью голубей передавали имена победителей на Олимпийских играх .

В Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры , которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса .

Римляне приносили голубей в жертву Венере . Эней, сын Венеры, в «Энеиде» последовал за голубями и нашел магическую золотую ветвь .

Также римляне активно потребляли голубиное мясо в пищу, и впервые из-за большого спроса был создан сложный промышленный рынок . Самые большие голубятни содержали 5000 голубей и имели систему труб для подачи еды и воды. Параллельно с использованием голубей в пищу, римляне начали культивировать определённые черты для создания многих пород голубей, которые мы можем увидеть на сохранившихся мозаиках и картинах. Породы римских голубей можно разделить на две группы: полуодомашненные голуби и более зависимые от человека домашние голуби. Римские голуби из голубятни были сильными полезными породами, которые производили ценные мясо и гуано. Когда Римская империя расширилась на север, голуби также впервые распространились за Альпами. Например, в Цурцахе в Швейцарии самые ранние голубиные кости датируются периодом с 10 по 35 г. до н. э. Римский поэт Плавт сообщил о голубях, живущих на крышах домов в Риме во 2 веке до нашей эры, а Элиан писал, что римские дикие голуби очень ручные .

Иудеи

Иудеи приносили голубей в жертву в Храме с целью очищения. Это была единственная птица, доступная для такой процедуры .

Также голубь считался символом Израиля .

Принесение во Храм, картина 17 века

Голуби встречаются и в христианских изображениях, связанных с темой жертвоприношения во Храме — Изгнание торгующих из Храма и Принесение во Храм (Сретение) . В первой из упомянутых сцен Христос изгоняет менял, торговцев волами, овцами и голубями, которые сбегают, хватая свой товар. Животные здесь продавались как священные: овцы и волы для богатых, голуби для бедных, желающих принести жертву . В сцене Принесения во храм жертва Иосифа Обручника именно в виде голубей является свидетельством его бедности . В книге Левита (12:8) об обряде «очищения» матери первенца, требовавшего жертвоприношения, написано соответствующее: «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит её священник, и она будет чиста». Жертва в данном случае требовалась согласно Моисееву закону, требовавшему, чтобы первенец всего живого был посвящен Богу — за ребёнка приносили поэтому выкуп в 5 сиклей (Чис., 18:15-17) . На картинах, посвященных Сретению, взрослые персонажи могут держать пару голубей в качестве указания на тему очищения .

Отголосок связи с Великой Богиней, возможно , есть в строках из « Песни песней »: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» (2:14). Иудеи и христиане толковали эту песни аллегорически, как тоску души по господу.

В Ветхом завете: в сцене с Ноем (см. ниже).

Голубь мира

После Всемирного потопа Ной в первый безрезультатно выпустил ворона, а второй раз не увенчался успехом — он выпустил голубя, который возвратился с оливковым листом в клюве, доказывающей, что где-то обнажилась суша и уже можно пристать, после чего был заключен Завет с Богом ( Бытие , 8: 10—11).

Благодаря этому эпизоду в европейской культуре голубь стал символом хороших новостей и мира, атрибутом мира . Хотя евреи никогда не использовали голубя как символ мира, он приобрел это значение среди первых христиан, что подтверждается святым Августином в его книге « О христианской доктрине» и прочно утвердилось. Ранние христиане в Риме включили в свое погребальное искусство образ голубя, несущего оливковую ветвь, часто сопровождаемый словом «Мир». Кажется, что они заимствовали этот образ из сравнения в Евангелиях, соединив его с символом оливковой ветви, который использовался греками и римлянами для обозначения мира. В оригинальном тексте Библии стоит «лист», который превратился в «ветвь» в переводе на латынь.

В XX веке Голубка Пикассо (Голубь мира) — белый голубь мира , нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях. Один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету . Возник в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира , проходившего с 20 по 25 апреля 1949 года в Париже и Праге.

Пара голубей, обращенных друг к другу — принадлежность фигуры добродетели , которая также может держать щит с оливковой ветвью .

Душа

У многих народов, в том числе и у славянских , душа умершего оборачивалась голубем — отсюда частое изображение птицы на могильных памятниках.

В постбиблейском иудаизме души представляются птицеподобными (Бахир 119), концепция, которая может быть получена из библейского представления о том, что мертвые духи «щебечут» (Исайя 29:4). Гуф, или Сокровищницу Душ, иногда называют колумбарием, голубятней. Это связывает его с родственной легендой: «Дворец Птичьего гнезда», место обитания души Мессии до его появления (Зоар II : 8a-9a). Виленский Гаон прямо заявляет, что голубь является символом человеческой души (Комментарий к Ионе, 1).

В католическом искусстве голубь, вылетающий из уст монахини, может символизировать её душу, возносящуюся на небе. Так святой Бенедикт увидел душу своей сестры святой Схоластики в видении. Аналогичным образом изображается душа святой Репараты и других. В первом случае голубь может сидеть на руке или парить над головой .

Христианство

Самое раннее христианское изображение голубя можно найти в римских катакомбах, где они несут оливковую ветвь, символизирующую библейский Завет и обещание бессмертия. Этот образ мог обозначать здесь «покойся с миром». Это без сомнения, впитало языческие верования, поскольку римляне называли катакомбы «колумбариями» (букв. «голубятнями»), основываясь на идее, что здесь — души умерших, в облике голубей . В христианском искусстве белый голубь стал символом главной из душ — Святого Духа , благодаря новозаветным словам Иоанна Крестителя , описывающим сцену его явления во время Крещения Христова :

Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего в Нем (Ин. 1:32)

В Евангелиях написано даже конкретней: «Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк 3:22). В 536 году Константинопольский Собор официально провозгласил птицу символом Святого Духа.

Как символ Святого Духа голубь появляется, соответственно, в изображениях сцен :

Здесь голубь тесно связан с мистерией божественной любви, жертвоприношением и обещанием вечной жизни в раю .

Изображение пустого трона ( этимасия ) в византийском искусстве, если оно сопровождается изображением голубя и распятия, является символом Троицы .

В том же смысле голубь символизирует Святой Дух в изображениях христианских святых, прославившихся своими литературными трудами, как указание на их вдохновение. В таких сценах он парит у уха святого. В особенности так изображаются следующие персоналии :

Также сказано:

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16).

Голуби также символизируют (Ис., 11:1-2). В таком случае это — семь голубей, парящих вокруг образа Христа или Девы Марии с Младенцем (как правило, в витражах готических соборах). Их могут сопровождать надписи: Sapientia (Мудрость), Intellectus (Разум), Consilium (Проницательность), Fortitudo (Твердость), Scientia (Знание), Pietas (Набожность), Timor (Страх) .

Исследователь символики пишет: «Хотя Троица воспринималась как целиком маскулинная, давняя древняя тесная связь голубя с Великой Богиней ещё остается заметной в христианском искусстве благодаря тому, что голуби парят рядом с Девой Марией» . Некоторые еретические течения идентифицировали голубя Святого Духа с фемининной концепцией Премудрости Божьей , или даже с самой Марией . Крылья голубя в искусстве порой стилизовали в виде буквы «М» — инициала её имени .

Средние века

Голубь, по разным причинам, также является атрибутом отдельных святых:

Это святые, качеством которых были не только вера, но и умеренность c терпением .

« Физиолог » сообщал, что существует много разных видов голубей, среди которых правителем и первым является красный. Красный голубь умиротворяет других и собирает диких голубей в голубятни. Голубь становится искупителем человечества своей кровью и собирает его вместе в единую церковь .

О тоске «овдовевшего» голубя, упомянутой выше будет писать и Вольфрам фон Эшенбах в « Парцифале » . Там же голубь появляется в Замке Грааля каждый год, чтобы принести облатку с Небес. Вообще, эта птица важна для легенд круга Грааля, её изображение — на эмблеме его рыцарей .

Согласно европейскому фольклору — голубь, единственная птица, чей облик не может принять дьявол; также это одно из редких животных, никогда не связываемых с ведьмами .

Ислам

Голубь появлялся на плече пророка Мухаммеда , олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение.

У мусульман голубь — священная птица, носившая Мухаммеду в клюве воду для мытья .

Восток

Большая горлица — самый распространенный вид голубей в Китае. Здесь также имеется древняя связь с Великой Богиней и её плодовитостью. С эпохи династии Тань голуби становятся элементом головного убора «богини, которая посылает детей» .

Современная культура

Кинематограф

См.: Категория:Фильмы о голубях

В 1984 году на экраны вышел советский комедийный фильм « Любовь и голуби », поставленный режиссёром Владимиром Меньшовым по одноимённой пьесе Владимира Гуркина . В фильме главный герой сибиряк Василий Кузякин разводит домашних голубей, ставших одной из центральных тем комедии.

Музыка

  • В 1971 году София Ротару записала песню «Сизокрылый птах» на украинском языке. Эта песня звучит также в фильме « Червона рута ».
  • В 1986 году рок-группа « Звуки Му » записала одну из своих самых известных музыкальных композиций «Серый голубь», в которой исполнитель ставит себя на место уличного голубя — грязного и больного, но тем не менее умеющего летать.
  • В 1991 году в исполнении Аллы Пугачёвой была записана песня «Мой голубь сизокрылый», написанная композитором А. Морозовым на стихи С. Романова.

Библиография

  • Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. ISBN 5-323-01078-6 . С. 167—168.
  • Юссен Б. // / Под ред. М. А. Бойцова и О. Г. Эксле . — М. : ИВИ РАН , 2003. — С. 229—240. — 368 с. — ISBN 5-94067-100-4 .

Примечания

  1. Hope B. Werness. . — A&C Black, 2006-01-01. — 502 с. — ISBN 978-0-8264-1913-2 . 28 ноября 2021 года.
  2. Иванов В. В. , Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира . Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. — М. : Сов. энциклопедия, 1992. — Т. 2 . — С. 346—349 . — ISBN 5-85270-072-X .
  3. . anatomie.unibas.ch . Дата обращения: 29 января 2022. 18 апреля 2021 года.
  4. Борейко В. Е., Грищенко В. Н. Экологические традиции, религиозные воззрения славянских и других народов // . — 3-е изд. — Киевский эколого-культурный центр, 2003. — Т. 2. — 172 с. — (Природоохранная пропаганда. Вып. 27. 2003). — ISBN 966-95302-5-3 , ББК 74.200.51. 8 апреля 2008 года. . Дата обращения: 8 сентября 2008. Архивировано из 8 апреля 2008 года. (недоступная ссылка)
  5. В. Рощаховский. Крылатые курьеры // «Красная звезда» от 14 октября 1986.
  6. Emma Backer. . Culture Trip (12 октября 2016). Дата обращения: 29 января 2022. 29 января 2022 года.
  7. Boria Sax. . — ABC-CLIO, 2001. — 325 с. — ISBN 978-1-57607-612-5 . 1 декабря 2021 года.
  8. Richard F. Johnston, Marian Janiga. (англ.) . — Oxford University Press, 1995. — 336 p. — ISBN 978-0195084092 .
  9. . www.bibleorigins.net . Дата обращения: 5 февраля 2022. 5 февраля 2022 года.
  10. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. ISBN 5-323-01078-6 . С. 167—168.
  11. Robert Graves, Grevel Lindop. . — Carcanet Press, 1999. — 512 p. — ISBN 978-1857542486 . 16 июня 2008 года. . Дата обращения: 7 сентября 2008. Архивировано из 16 июня 2008 года. (недоступная ссылка)
  12. Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. Н. А. Чистяковой. — М. : Ладомир; Наука, 2001. — 237 с. — ISBN 5-86218-288-8 .
  13. Холл. С. 412.
  14. Холл. С. 451
  15. . Дата обращения: 29 января 2022. 14 апреля 2012 года.
  16. . Дата обращения: 29 января 2022. 3 августа 2016 года.
  17. Холл. С. 523
  18. J. C. Cirlot. . — Routledge, 2006-10-19. — 456 с. — ISBN 978-1-134-95889-4 . 1 декабря 2021 года.
  19. Холл. С. 565.
Источник —

Same as Голуби в культуре