Interested Article - Стихии (философия)

«Квадрат противоположностей» — графическое отображение взаимосвязи между элементами

Стихи́и или элеме́нты ( лат. elementa «первовещество»; от др.-греч. στοίχος (сто́йхос) «члены ряда», то есть первоначально «буквы алфавита») в античной и средневековой натурфилософии четыре первоначальных вещества ( огонь , земля , воздух и вода ), к которым также добавлялся « пятый элемент » . Понятие впервые в традиционном смысле было употреблено Платоном , который считал стихии правильными многогранниками, Аристотель развил идею до универсального философского понятия . В Средневековье учение о первоэлементах было одной из теоретических основ алхимии и астрологии .

В древнекитайской философии существует аналогичное учение — У-син , в котором называется пять элементов или стихий; огонь, вода, дерево, металл, земля.

Учение о стихиях в античное время

Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл , который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами как Платон и Аристотель .

По Платону, элементы, являющиеся различными проявлениями первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб , воде — икосаэдр , воздуху — октаэдр , огню — тетраэдр . Пятому возможному правильному многограннику — додекаэдру , по мнению Платона, соответствовал пятый элемент , который использовал Логос , чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:

  • тепло + сухость = Огонь.
  • тепло + влажность = Воздух.
  • холод + влажность = Вода.
  • холод + сухость = Земля.
4 элемента: вокруг Земли (Terre) — Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Feu)

В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента (квинтэссенции, лат. ) — эфира или начала движения . Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести — земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы.

Духи стихий

В связанном с алхимией оккультизме считалось, что у каждой стихии есть свои « духи стихий», элементали : духи воды ундины , духи огня саламандры , воздуха — сильфы , земли — гномы . Эту систематику впервые описал Парацельс . В Апокалипсисе упоминаются «Ангел, имеющий власть над огнем» ( ) и «Ангел вод» ( ).

Впоследствии и в современном фэнтези, и в играх эта идея развилась, так что в каждой мифологии или игре, к каждому биому или стихии причисляются соответствующие фантастические существа. Особенно такая систематика развита в ролевых играх компьютерных , настольных и коллекционных карточных . Также эта систематика прослеживается в стихиях карт Таро и в мастях произошедших от них игральных карт .

«Стихия» в современной науке

Термин «элемент» или «стихия» в настоящее время сохранился в словосочетании « химический элемент », а также в виде прилагательного в термине « элементарная частица ». С элементами-стихиями непосредственно связано понятие стихийное бедствие . Элемент — это первооснова, частица, составляющая нашего мира. Термин «элемент» также присутствует в психологии и тесно переплетается с понятием темперамент .

Стихии в философии индуизма

Изображение чакр на теле человека

Согласно философии индуизма , окружающий нас материальный мир является иллюзией. Эта иллюзия возникает изнутри человека, проецируясь из его чакр , нижние пять из которых являются вместилищами первоэлементов (стихий), в индуизме их называют таттвами :

  1. Муладхара- чакра — содержит метаэлемент Земли, который соответствует твёрдому агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может почувствовать через своё осязание.
  2. Свадхистана- чакра — содержит метаэлемент Воды, который соответствует жидкому агрегатному состоянию вещества.
  3. Манипура- чакра — содержит метаэлемент Огня, который соответствует плазменному агрегатному состоянию вещества.
  4. Анахата- чакра — содержит метаэлемент Воздуха, который соответствует газообразному агрегатному состоянию вещества.
  5. Вишудха- чакра — содержит метаэлемент Эфира, который соответствует волновому и звуковому агрегатному состоянию вещества. При этом эфир описывают как мистическое пространство, не имеющее ни объёма, ни времени. Её можно ощутить через свой внутренний слух (имеются в виду «тонкие звуки», которые улавливаются в результате специальных тренировок).

Алхимия

Система элементов, используемая в средневековой алхимии, была разработана в основном анонимными авторами арабских работ, приписываемых Джабиру ибн Хайяну (умер около 806—816) . Эта система состояла из четырёх классических элементов воздуха, земли, огня и воды, в дополнение к новой теории, называемой ртутно-серной теорией металлов, которая основывалась на двух элементах: сере, характеризующей «принцип горючести» и ртуть, характеризующей «принцип металличности». Они рассматривались ранними алхимиками как идеализированные выражения непреодолимых компонентов Вселенной .

У-Син

Пентаграмма У-Син

У-син ( Пять элементов ; пять стихий ; пять действий ; кит. 五行 , пиньинь wŭ xíng ) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине , гадательной практике , боевых искусствах, нумерологии .

Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Один из вариантов последовательности стихий определён в каноне « Шу цзин », главе « Хун фань ».

См. также

Примечания

  1. от 30 мая 2016 на Wayback Machine // Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. 2008
  2. от 30 мая 2016 на Wayback Machine // Новейший философский словарь. / А. А. Грицанов — Минск: Книжный Дом. 1999.
  3. Norris, John A. (2006). "The Mineral Exhalation Theory of Metallogenesis in Pre-Modern Mineral Science". Ambix . 53 : 43—65. doi : .
  4. Clulee, Nicholas H. . — Routledge, 1988. — P. 97. — ISBN 978-0-415-00625-5 .
Источник —

Same as Стихии (философия)