Interested Article - Горгона Медуза

Горго́на Меду́за (через лат. Medūsa ) или Ме́дуса ( др.-греч. Μέδουσα «защитница, повелительница» ) — наиболее известная из трёх сестёр горгон , чудовище с женским лицом и змеями вместо волос . Взгляд на её лицо обращал человека в камень. Была убита Персеем . Упомянута в « Одиссее » (XI 634).

Своё имя морская медуза получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной горгоны Медузы из греческой мифологии.

Миф

Происхождение Медузы

Младшая дочь морского старца Форкия и Кето (по другой версии, дочь Горгона и Кето ). Единственная смертная из горгон.

По поздней версии мифа, изложенной Овидием в « Метаморфозах », Медуза была прекрасной девушкой с красивыми волосами. Бог Посейдон , превратившись в птицу , изнасиловал Медузу в храме богини Афины , куда Медуза бросилась в поисках защиты от преследования Посейдона. Боги разгневались на Медузу за осквернение храма и приказали Афине наказать её. Афина превратила её волосы в змей и сделала её лицо настолько ужасным, что только один взгляд на неё превращал смотрящего в камень .

Смерть Медузы

«Персей» с головой горгоны; статуя Бенвенуто Челлини

Одним из заданий, данных Персею царём Полидектом, было убийство горгоны Медузы. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес . По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр Грай (которые были также Форкидами, сёстрами горгон), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул лишь в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида . Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, он смог отрубить голову смертной Медузе, одной из трёх сестёр горгон, смотря в отражение на полированном медном щите Афины — ведь непосредственный, прямой взгляд на лицо Медузы обращал всё живое в камень. От сестёр Медузы Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в заплечную сумку.

(И повествует Персей, как) скалы,
Скрытые, смело пройдя с их страшным лесом трескучим,
К дому Горгон подступил; как видел везде на равнине
И на дорогах — людей и животных подобья, тех самых,
Что обратились в кремень, едва увидали Медузу;
Как он, однако, в щите, что на левой руке, отражённым
Медью впервые узрел ужасающий образ Медузы;
Тяжким как пользуясь сном, и её и гадюк охватившим,
Голову с шеи сорвал; и ещё — как Пегас быстрокрылый
С братом его родились из пролитой матерью крови.
( Овидий . «Метаморфозы», IV, 775—790) .
«Голова Медузы», Рубенс (1618)

Во время этого поединка Медуза была беременна от Посейдона . Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона — великан Хрисаор (отец трёхтелого Гериона ) и крылатый конь Пегас . Из капель крови, упавшей в пески Ливии , появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое (по Лукану , это были т. н. : , амфисбена , и василиск ). Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы .

Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой — использовалась Асклепием для спасения людей.

По другой версии, Медуза рождена Геей и убита Афиной во время гигантомахии . Согласно Евгемеру , её убила Афина . В подражание жалам Горгоны Афина изобрела двойной авлос .

Голова Медузы

Роспись амфоры мастера Андокида с изображением добычи Золотого руна Ясоном . Фрагмент с изображением Афины Паллады в эгиде, украшенной головой горгоны Медузы

И в отрубленном состоянии взгляд на голову (лицо) горгоны сохранял способность превращать живых существ в камень. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Кито) — драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию . Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду , царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта , поддерживающего небесный свод неподалёку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко .

Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю , мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду Афины («на грудь Афины» ) — в искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

По Павсанию , её голова лежит в земляном холме около площади Аргоса . Циклопы изготовили голову Медузы из мрамора и установили у храма Кефиса в Аргосе .

Толкование

Согласно античному рационалистическому истолкованию, она была дочерью царя Форка и царствовала над народом у озера Тритониды. Форк обидел Афину и повел в бой ливийцев с озера Тритон, из-за чего пришедший с армией из Аргоса Персей с помощью Афины умертвил эту Медузу ночью — отрезал ей голову и похоронил её под холмом на рыночной площади Аргоса. Этот холм был расположен рядом с могилой дочери Персея Горгофоной . Грейвс считает, что это свидетельствует о захвате Ливии аргивянами, искоренении в ней матриархальной системы и разглашении мистерий богини Нейт .

Карфагенский писатель называет её дикой женщиной из Ливийской пустыни . По другому истолкованию, ещё более простому, Медуза, была гетерой , влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние .

Животное горгона из Ливии описал .

Роберт Грейвс пишет: «Дж. Харрисон указывала („Введение в изучение греческой религии“, гл. V), что Медуза некогда сама была богиней и прятала лицо за устрашающей маской Горгоны, этой отвратительной личины, которая должна была удержать непосвященного от проникновения в её таинства. Персей обезглавливает Медузу, и это означает, что эллины подчинили себе основные святилища этой богини, лишили её жриц масок Горгоны и овладели священными конями, в Беотии было найдено древнее изображение богини с головой Горгоны и туловищем кобылицы. Двойник Персея Беллерофонт убивает ликийскую Химеру, символизируя тем самым отказ эллинов от календаря Медузы и замену его другим календарем (…) Горгоны олицетворяли женскую божественную триаду и носили отпугивающие маски — хмурое лицо с горящими глазами и высунутым между оскаленных зубов языком, — чтобы посторонние случайно не увидели мистерий, посвященных триаде. Для героев Гомера существовала только одна Горгона, чья тень обитала в Аиде („Одиссея“ XІ.633—635), а голова, так напугавшая Одиссея („Одиссея“ XІ.634), оказалась на эгиде Афины для того, чтобы не позволить любопытным проникнуть в тайны скрытых за ней божественных мистерий. Греческие пекари рисовали маски Горгоны на своих печах, чтобы никто лишний раз не открывал дверцу печи и ненароком не испортил хлеб сквозняком.» .

Античные источники

  • Упоминания у Гомера .
  • Гесиод : в поэмах « Теогония » и «Щит Геракла» упоминаются две из пяти сестёр Медузы — Сфено и Эвриала , а также описывается её смерть от руки Персея.
  • Эсхил : в «Прикованном Прометее» говорит о сёстрах Медузы. В его трагедиях образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.
  • Пиндар : в «Двенадцатой пифийской оде» о происхождении флейты говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатлённой криками сестёр Медузы в день её смерти. Описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшие поэтов-романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы горгоны Медузы обращаются в камень от её взгляда. Сообщает о «розовощёкой Медузе» .
  • Еврипид : в «Ионе» героиня Креуса описывает два небольших амулета, доставшихся ей от отца Эрихтония , который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель — благотворная, обладающая целительными свойствами, другая — яд из змеиного тела. Здесь, как и у Пиндара, Медуза — существо двойственное .
  • Овидий : «Метаморфозы», 4-я и 5-я книги. Самое полное оформление легенды.

В искусстве

Изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и с кабаньими клыками. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона.

Отдельная иконография — изображений отрубленной головы Медузы, либо в руках у Персея, либо на щите или эгиде Афины и Зевса. На прочих щитах превращалась в декоративный мотив — горгонейон .

В скифском искусстве — заклинательная чаша- омфалос IV века до н. э. из Куль-Обы ( Керчь ) с 24 головами.

Верования и амулеты

Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид

Горгонейон — маска-талисман с изображением головы Медузы, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Традиция встречается и в Древней Руси .

В русской средневековой культуре

В славянских средневековых книжных легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей — . Волхв , которому удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. Также в славянских апокрифах — «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения . В романе « Александрия » головой овладевает Александр Македонский .

Голова горгоны Медузы как эмблема

Изображение созвездия Персея в атласе Гевелия
  • В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами . В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны.
  • Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона .
  • На старинных картах звёздного неба Персей традиционно изображается держащим в руке голову Медузы; её глаз — переменная звезда Алголь (бета Персея ).
  • Голова Медузы в период классицизма и ампира , воскресившего античные мотивы, в том числе и этот — горгонейон , стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга , красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решетке Летнего сада .
  • Медуза Ронданини стала эмблемой дома Версаче .

В западноевропейской живописи и скульптуре

Копией несохранившейся картины Леонардо да Винчи с изображением головы Медузы (описанной Вазари ) принято считать работу Караваджо. На эту тему писали также Рубенс , Бёклин и другие.

В западноевропейской литературе

  • В IX песне « Божественной комедии » перед Данте предстают три фурии ; беснуясь и визжа, они призывают присутствующую там Медузу превратить его сердце в камень.
  • В « Фаусте » Гёте горгона Медуза бродит по шабашу, приняв образ Гретхен (Маргариты), чем смущает доктора Фауста .
Ограда Летнего сада

В культуре

  • Das Medusenhaupt — работа Зигмунда Фрейда , анализ мифа с точки зрения психоанализа .
  • Горгона Медуза является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Версаче .
  • Медуза упомянута в девятой песне кантики « Ад » « Божественной комедии », где эринии угрожают с её помощью обратить Данте в камень. Вергилий прикрывает рассказчику глаза руками, чтобы тот не увидел смертоносный лик горгоны, а затем на помощь героям приходит ангел.
  • В честь горгоны Медузы назван астероид (149) Медуза , открытый в 1875 году .
  • В репертуаре группы КняZZ есть песня «Горгона», повествующая о любви смертного к заглавному существу в современном мире.
  • Истории Медузы посвящена песня Stare из одноимённого альбома группы Gorky Park .
  • В современной литературе горгона Медуза представлена в книжной серии « Таня Гроттер » в роли Медузии Горгоновой — доцента, заместителя главы Тибидохса, преподавателя нежитеведения.

В кино, мультипликации и играх

Перси Джексон и похититель молний

Также эта получеловек-полузмея, на голове у которой вместо волос извивающиеся змеи , встречается в фильме « Перси Джексон и похититель молний » ( 2010 ), роль исполнила актриса Ума Турман .

Битва титанов

Злобное существо, наполовину человек — наполовину змея, у которой на голове вместо волос кишат змеи, появляется в фильме « Битва титанов » (2010), роль играла топ-модель Наталья Водянова .

Персей

В советском мультфильме 1973 года Горгона предстаёт обольстительной крылатой нимфой с огромными сверкающими и непрерывно меняющимися глазами, коллекционирующей у себя на острове каменные памятники своим жертвам.

Доктор Кто

В британском научно-фантастическом сериале Доктор Кто горгона Медуза появилась как вымышленное создание, ожившее в Земле Фантастики. Её появление произошло во 2-й серии 6-го сезона « Вор разума » (1969), где её сыграла Сью Палфорд.

Путешествие «Единорога»

В этом американском фэнтези горгона Медуза является одним из главных героев. Представлена в виде красивой девушки со змеями в виде волос и способностью превращать врагов в камень. Изначально являлась антагонистом, но позже переходит на положительную сторону. Роль исполнила Кира Клавелл.

В визуальном романе Fate/stay night Медуза участвует как Слуга класса Райдер («Всадник»). Её образ немного отличается от оригинального тем, что у неё нет волос-змей, но её способность обращать всё живое в камень своим взглядом оказывается реальной. В битвах она сражается верхом на белом пегасе по имени Беллерофонт.

См. также

Примечания

  1. Древнегреческое слово μέδουσα является действительным причастием настоящего времени в единственном числе женского рода от глагола μέδω — «защищать, покровительствовать, властвовать».
  2. Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека II 3, 2; 4, 2—3; 5, 12; III 10, 3.
  3. , Theogony 270, and Pseudo-Apollodorus , 1.10.
  4. Гигин. Мифы 151.
  5. Овидий . Метаморфозы VI 120.
  6. Овидий. Метаморфозы IV 794—801.
  7. Philip Freeman. (англ.) . — 2013. — P. 30. — ISBN 9781451609981 .
  8. Публий Овидий Назон. «Метаморфозы».
  9. , Theogony 281; Pseudo-Apollodorus, 2. 42, et al. Harris, Stephen L. and Gloria Platzner. Classical Mythology: Images and Insights. 2nd ed. (New York: Mayfield Publishing), 1998. 234.
  10. Лукан . Фарсалия IX 700—733.
  11. Еврипид. Ион 989—991.
  12. Гигин. Астрономия II 12, 2.
  13. Нонн . Деяния Диониса XXIV 36.
  14. Bullfinch, Thomas [classiclit.about.com/library/bl-etexts/tbulfinch/bl-tbulfinch-age-15.htm Bulfinch Mythology – Age of Fable – Stories of Gods & Heroes] . Дата обращения: 7 сентября 2007. 7 июля 2011 года.
  15. Smith, «Perseus».
  16. Павсаний . Описание Эллады I 24, 7.
  17. Павсаний. Описание Эллады II 21, 5.
  18. Павсаний. Описание Эллады II 20, 6.
  19. Грейвс Р. Мифы Древней Греции.
  20. Гераклит-аллегорист. О невероятном 1.
  21. Афиней . Пир мудрецов V 64, 221b-c.
  22. (Pythian Ode 12); Marjorie J. Milne, «Perseus and Medusa on an Attic Vase» The Metropolitan Museum of Art Bulletin New Series, 4 .5 (January 1946, pp. 126—130) 126.p.)
  23. «Экзотическая зоология»
  24. . a-nomalia.narod.ru . Дата обращения: 28 апреля 2022. 31 августа 2022 года.
  25. от 7 марта 2008 на Wayback Machine
  26. Гёте . «Фауст», сцена Вальпургиева ночь.
  27. Garber, Marjorie, Vickers, Nancy. (неопр.) . — Routledge , 2003. — ISBN 9780415900997 .
  28. Stephenson, A. G. (1997). от 14 августа 2009 на Wayback Machine

Литература

  • // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. — М.: Текст, 2000, с. 51—58.
  • Штолль Генрих . «Мифы классической древности». Том 1. — «Aegitas», 2014. — 408 с.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ». Галерея
Источник —

Same as Горгона Медуза