Interested Article - Окум (село)

Оку́м , Уаку́м , Оку́ми ( груз. ოქუმი ; абх. Уақәым ) — село в Абхазии , в Ткуарчалском районе частично признанной Республики Абхазия , согласно административному делению Грузии — в Гальском муниципалитете Абхазской Автономной Республики . Расположено к юго-востоку от города Ткуарчал в равнинно-предгорной полосе, на правом берегу реки Окуми . В советский период вплоть до 1994 года официально называлось Окуми . В настоящее время абхазскими де-факто в качестве названия села на русском языке чаще используется форма Уакум , однако наименование Окуми продолжает официально использоваться как в русском, так и в других языках. [ источник не указан 217 дней ]

В административном отношении село представляет собой административный центр Окумской сельской администрации ( абх. Уақәым ақыҭа ахадара ), в прошлом Окумского сельсовета . До 1994 года село входило в состав Гальского района .

Границы

На севере сельская администрация (село) Уакум (Окум) граничит с с/а (селом) Чхуартал ; на западе — с с/а (селом) Царча ; на юго-западе — с с/а (селом) Махур ; на юге — с с/а (селом) Первый Гал ; на юго-востоке — с с/а (селом) Гумрыш ; на востоке границей села является хребет Речшха.

Историческое деление

Село Окум исторически подразделяется на 3 посёлка ( абх. аҳабла ) :

  • Абласкираа (Сабулискерио)
  • Агуаюара (Агвавера)
  • Уакум-Агу (собственно Окум)

История

Окум — центр российского Самурзакана

После присоединения Абхазии к Российской империи в 1810 году Окум становится административным центром Самурзакана. Село является центром Самурзаканского участка вплоть до начала XX века , когда Кутаисская губернская администрация переносит центр в Гали , учитывая его местоположение у шоссейной дороги .

Побывавшая во второй половине XIX века в Абхазии итальянская путешественница Карла Серена так описывает Окум: «Радующее взор селение Окум на одноимённой реке является административным центром края. В мае 1876 года оно насчитывало около трёх тысяч душ населения, состоявшего большей частью из князей и дворян, владевших чудными землями, но, к несчастью, не умеющих их эксплуатировать. Кукуруза , местами немного пшеницы — вот, повторяю, единственный продукт этой превосходно орошаемой земли, которая при должном уходе могла бы давать неисчислимые богатства. Достоянием местных крестьян является скот; глядя на их пасущиеся стада, вспоминаешь библейских пастухов, от которых они, кстати, почти ничем не отличаются. Козы и овцы являются объектом постоянного и пристального присмотра, тогда как лошади , коровы и буйволы бродят свободно, — отсюда частые и легкие кражи… В Окуме также есть красивая церковь , которую обслуживают два священника: русский и грузин ; этот последний является главой всех самурзаканских церквей, основанных, как и школы, обществом, находящимся в Тифлисе . В селении есть также базар, где большинство торговцев — мингрелы . Самурзаканцы не занимаются никакими ремёслами: местные пекарь и слесарь — греки . Окум — это создание России . Местные князья из рода Шервашидзе селились в Набакеви на берегу Ингура , между Оцарце и устьем реки» .

В 1851 году в селе Окум была открыта первая в Абхазии школа , где учились дети со всего Самурзакана, а также других регионов Абхазии. Карла Серена описывает школу следующим образом: «Окумскую школу посещало тогда 76 учеников; прилегающий пансион, построенный на средства окрестных жителей, рассчитан на сорок человек. В окумской школе, построенной тридцать лет назад и прекрасно управляемой, программа была настолько полная, насколько это возможно в столь отдалённом от больших центров селении; чтение , письмо , арифметика , начала геометрии , рисование , география , священная история , диктанты, сочинения на библейские темы — вот различные предметы, которые преподавали по-русски два учителя. Один из них — самурзаканец, получивший образование в Тифлисе и в России . Грузинский священник даёт религиозное воспитание и объясняет закон Божий по-грузински » .

Этнолингвистическая история села на рубеже XIX—XX столетий

К концу XIX века Самурзакан уже был чётко разделён на 2 основные лингвистические зоны: абхазоязычную и мегрелоязычную . Первая охватывала верхние (северные) селения Самурзаканского участка; вторая, бо́льшая по территории и численности населения, — нижние (центральные и южные) сёла. Между этими двумя зонами располагались смешанные селения, в том числе Окум. По сообщению Г. Шухардта, в конце XIX столетия «в общинах Бедийской , Окумской , Чхортольской , Гальской , Царчинской слышится абхазская речь; в Саберио , , Дихазургах говорят по-мингрельски» .

По данным переписи 1926 года только 5,4 % жителей Окума назвали абхазский язык родным, однако, судя по сообщениям современников, абхазский в той или иной степени был знаком гораздо более значительному количеству окумцев. Так в 1930 году в своей статье «О Ткварчелах, колхозах и бандитах» указывает на широкое распространение как мегрельского , так и абхазского языка в селе: «Инструктор, который не знает ни мингрельского, ни абхазского языка, мне жаловался в Окумах, что ему трудно втолковать колхозникам — почему 50 % урожая нужно оставить нераспределённым до января . Признаться, и мне это было непонятно, но ясно одно: нельзя посылать в деревню в нынешний момент инструктора, который с крестьянином не может говорить без переводчика» .

Е.Эшба же рекомендует передать село Окум в силу его абхазоязычности в состав этнически преимущественно абхазского Кодорского уезда в статье «Мы требовали и получили настоящую независимую Советскую Абхазию» : «кстати — здесь отмечу, что административное деление уездов несколько не соответствует национальным признакам, где это можно, тщательно пересмотреть административное деление: в частности — я думаю, что 2-3 селения Гальского уезда с населением, говорящим по-абхазски, надо отнести к Кодорскому уезду , как Бедиа , Река , Эшкыт, Копит, Верхний Чхортол , Окум » .

В 1930 году в Абхазии состоялась административная реформа, заменившая старые уезды на районы , и была проведена новая граница между Очамчирским и Гальским районами . Окум, в отличие от трёх селений к северу ( Агубедиа , Река , Чхуартал ), остался в составе Гальского района . Местное абхазское население быстро огрузинилось и полностью перешло на мегрельский язык . Абхазский язык в настоящее время помнят лишь отдельные представители старшего поколения.

Колхоз имени Ленина

В советское время в селе действовал колхоз имени Ленина Окумского сельсовета. В колхозе трудились Герои Социалистического Труда председатель колхоза Георгий Гуджаевич Джгубурия , агроном Кирилл Твириевич Самушия , бригадиры Калистрат Бадраевич Булискерия , Чоколи Ночоевич Квачахия , звеньевые Лаисо Герасимовна Булискерия , Джоджо Пахвалович Гамисония , Сарамида Розановна Джумутия , колхозницы Дзика Дзикуевна Ахвледиани , Жити Несторовна Булискерия , Имена Бадраевна Булискерия , Люба Сикоевна Булискерия и Ала Датуевна Шаматава .

Постсоветский период

В ходе грузино-абхазской войны 1992—1993 годов Окум, как и другие сёла Гальского района , находился под контролем грузинских войск. После войны большая часть жителей покинула село, однако в 1994 году часть окумцев вернулась в свои дома. В настоящее время численность населения Окума сильно сократилась по сравнению с довоенной.

В 1994 году в Абхазии была проведена новая реформа административно-территориального деления, село Окум было передано из состава Галского района в состав Ткуарчалского .

Согласно Московскому соглашению 1994 года о прекращении огня и разъединении сторон село Окум входит в Зону Безопасности , где размещены КСПМ СНГ .

Население

Население Окумского сельсовета по данным переписи 1989 года составляло 3514 человек, по данным переписи 2011 года население сельской администрации Уакум составило 2239 человек, в основном грузины (98,3 %), а также абхазы (1,2 %) .

По данным переписи населения 1886 года в Окуме проживало православных христиан — 2619 человек, мусульман - суннитов не было. По сословному делению в Окуме имелось 29 представителей православного духовенства , 5 представителей «городских» сословий и 2585 крестьян .

По данным той же переписи жители села были учтены как этнические « самурзаканцы » . По данным переписи населения 1926 года 2/3 жителей Окума записались грузинами, остальные — абхазами. Однако абхазский язык в качестве родного указали лишь 5,4 % жителей Окума (или 18,9 % абхазов села), в то время как для остальных окумцев родным языком был мегрельский .

Год переписи Число жителей Этнический состав
1886 2619 самурзаканцы 98,9 %; грузины 0,3 %
1926 2208 грузины 70,5 %; абхазы 28,8 %
1959 3216 грузины (нет точных данных)
1989 3514 грузины (нет точных данных)
2011 2239 грузины (98,3 %)

Интересное

В XIX веке Окум являлся административным центром российского Самурзакана. Около двух лет в период с 1866 года по 1868 год Самурзакан официально именовался Окумским округом .

В селе Окум в 1851 году была открыта первая в Абхазии школа.

В Окуме родился первый премьер-министр Абхазии Важа Зарандия .

Примечания

  1. Данный географический объект расположен в Абхазии , являющейся спорной территорией . Согласно административному делению Грузии , спорную территорию занимает Абхазская Автономная Республика . Фактически спорную территорию занимает частично признанное государство Республика Абхазия .
  2. Согласно административному делению Грузии
  3. Согласно административному делению частично признанной Республики Абхазия
  4. Ткуарчалский и Галский районы // Абхазия. Иллюстрированный атлас. — М. : COUP, 2012. — С. 14—15.
  5. Чирикба В. А. . . — Сухум – Москва : Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии; Институт языкознания Российской Академии наук, 2022. — С. 112, 191, 202—203. — ISBN 978-5-6047056-8-1 .
  6. Данный населённый пункт расположен в Абхазии , являющейся спорной территорией . Согласно административному делению Грузии , спорную территорию занимает Абхазская Автономная Республика . Фактически спорную территорию занимает частично признанное государство Республика Абхазия .
  7. . Дата обращения: 15 мая 2008. Архивировано из 18 мая 2015 года.
  8. Кәарҷиа В. Е. Аҧсны атопонимика. — Аҟәа : 2002. — С. 546. (абх.)
  9. Пачулия В. П. Прошлое и настоящее абхазской земли. — Сухуми : Алашара, 1968. — с. 92.
  10. Серена К. Путешествие по Абхазии. — М. : Абаза, 1999. — с. 33—39.
  11. Серена К. Путешествие по Абхазии. — М. : Абаза, 1999. — с. 36.
  12. Шухардт Г. О географии и статистике картвельских (южнокавказских) языков // СМОМПК. Вып. XXVI. — Тифлис, 1899. — с. 71.
  13. Марыхуба И. Р. Ефрем Эшба (выдающийся государственный деятель). — Сухум : Алашара, 1997. — с. 357.
  14. Марыхуба И. Р. Ефрем Эшба (выдающийся государственный деятель). — Сухум : Алашара, 1997. — с. 305.
  15. . Дата обращения: 15 мая 2008. Архивировано из 13 мая 2008 года.
  16. . Дата обращения: 15 мая 2008. 28 сентября 2011 года.
  17. . Дата обращения: 25 марта 2013. 30 октября 2020 года.
  18. . Дата обращения: 15 мая 2008. 7 апреля 2020 года.
  19. Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии (с древнейших времён до наших дней). — Сухум : Алашарбага, 2007. — С. 230.
Источник —

Same as Окум (село)