Interested Article - Франгулян, Георгий Вартанович

Гео́ргий Варта́нович Франгуля́н ( арм. Գեորգի Վարդանի Ֆրանգուլյան ; род. 29 мая 1945 , Тбилиси , СССР ) — советский и российский скульптор армянского происхождения, профессор Международной академии архитектуры.

Академик РАХ ( 2009 ; член-корреспондент 2001 ). Народный художник Российской Федерации ( 2011 ). Член Союза художников СССР с 1973 года .

Биография

Родился 29 мая 1945 года в Тбилиси в старинном районе Сололаки . Место рождения, по словам скульптора, во многом определило его творческий метод и отношение к жизни:

«Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, среди гор. И мое ощущение пространства было воспитано именно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что орлы летают внизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, тогда и рождаются ощущения, определяющие твою жизнь» .

Имеет армянское происхождение .

Бабушка Франгуляна была пианисткой, в доме приветствовалось всё, связанное с искусством . Атмосфера музыки и творчества создавала определённую ауру, формируя особое отношение к жизни и будущий творческий метод скульптора.

В 1956 году семья Франгуляна переехала в Москву . Здесь будущий скульптор поступил в знаменитую физико-математическую « Вторую школу », известную тем, что помимо мощного математического образования давала ученикам широчайший пласт гуманитарных знаний. В то время там преподавали такие мастера отечественной педагогики, как Феликс Раскольников и . Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам запрещённых авторов , в том числе одного из любимых писателей Франгуляна — Исаака Бабеля . Спустя годы, работая над памятником писателю, установленном в Одессе в 2011 году, скульптор признавался, что колорит и сущность бабелевского языка во многом его сформировали:

«Здесь нет пустых мест, есть невероятная плотность образов и необычный русский язык ….пожалуй, Исаак Бабель — скорее скульптор от литературы»

В школе также работал шекспировед и специалист по античности Владимир Рогов . Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию Софокла « Филоктет » сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссёру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета. Случайно увидев статуэтку, друг семьи, скульптор Михаил Смирнов дал ей высокую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.

В 1964 году поступил на отделение скульптуры Высшего художественно-промышленного училища имени Строганова . В Строгановке Георгий Франгулян воспитывался на пересечении двух школ — Георгия Мотовилова и Александра Матвеева , чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Однако поступить с первого раза в училище будущему скульптору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние специальные заведения, Франгулян поздно начал заниматься и не был достаточно подготовлен, поэтому пришлось ещё год активно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как впоследствии отмечал скульптор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый художник должен быть идеальным рисовальщиком, потому что ремесло формирует личный почерк, определяющий художника как индивидуальность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью .

Ещё учась в Строгановке , Франгулян стал постоянным участником отечественных и международных художественных выставок. На протяжении творческого пути скульптор принял участие более чем в 100 выставках .

В 1983 году создал первое в СССР авторское литейное производство . В то время в СССР существовала монополия на цветные металлы, отлить скульптуру из бронзы было возможно только на государственных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Однако в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в Венгрии , Франгулян попал под обаяние процесса и во дворе своей мастерской построил собственный литейный цех. Желание творить было сильнее обстоятельств, художник рискнул и первым в СССР стал самостоятельно отливать бронзовые скульптуры, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.

Георгий Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе бронзой , мрамором , деревом , керамикой , если нужно, использует воск , стекло , зеркала и даже воду. Особое место в творчестве Франгуляна занимает графика .

Одной из граней графического творчества художника является созданная им оригинальная техника восковых рисунков , отдаленно напоминающая технику энкаустики . В ней работали древние египтяне , создавая знаменитые фаюмские портреты . В своей авторской технике художник использует графит , тушь , акварель и расплавленный воск. Такое сочетание как бы оживляет бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.

В 1990-е годы Георгий Франгулян создал новый жанр, который условно можно назвать «скульптурным дизайном» — оригинальные по своему образному воплощению функциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камни) .

Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в разных городах России и бывшего СССР , а также в Венгрии , Болгарии , Италии , Бельгии .

Творчество

Мастерская

Предмет отдельного интереса представляет собой мастерская художника , расположенная в старинном бревенчатом особняке недалеко от Арбата . Когда-то в соседнем доме работал Илья Репин , а Валентин Серов брал здесь уроки рисования. Помимо пространства мастерской, во дворе расположен литейный цех и галерея скульптурных и живописных произведений. Уникальное, живое пространство, созданное художником, несёт атмосферу прекрасного мгновения жизни, искру эмоции, абсолютной победы над повседневностью.

Во всех произведениях Франгуляна сочетается проникновенный лиризм и трезвый расчёт, тонкая интуиция и высокая профессиональная культура, открытое жизнелюбие и склонность к профессиональному анализу. Фраза скульптора — эпиграф к каталогу выставки, проходившей в Академии художеств — определяет творческое кредо художника: «Можно разрушить храм, но каждая его часть будет нести в себе дух созидания» .

В 2021 году Георгий Франгулян открыл собственную некоммерческую галерею . В просторном двухуровневом помещении, расположенном по адресу: Погодинская улица, дом 2, представлено более 150 работ, в том числе графика и живопись, раскрывающие полувековой период деятельности скульптора. Отдельным блоком в галерее экспонируются эскизы и черновые наброски монументальных работ и памятников, установленных в Москве и других городах мира.

Ежемесячно Георгий Франгулян проводит в галерее бесплатные экскурсии для всех желающих .

Монументальное творчество

Основные монументальные работы

Мемориальные доски

Скульптуры

  • 1967 — Бюст Огняна Михайлова (Найдова-Железова), Московская область, 67-й км Киевского шоссе под Наро-Фоминском, бронза.
  • 1999 — Георгий Победоносец . Территория завода «РИАТЭКС», Угрешская 33, бронза.
  • 2001 — Тумба-Юхансон , Москва, Московский городской гольф-клуб, ул. Довженко, 1, бронза.
  • 2011 — Памятник Дмитрию Лихачёву , Москва, Атриум Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино — ул. Николоямская, д. 1, бронза.
  • 2012 — Кубы — скульптурная композиция на фасаде здания банка «Центрокредит», Москва, ул. 1812 года.
  • 2013 — Бюст Чингиза Айтматова , Москва, Атриум Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино — ул. Николоямская, д. 1, бронза.
  • 2013 — Бюст Егора Гайдара , Москва, Атриум Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино — ул. Николоямская, д.1, бронза.
  • 2018 — Памятник Михаилу Булгакову . Москва, на Большой Пироговской улице.

Надгробия

На Новодевичьем кладбище :

На Ваганьковском кладбище :

На Востряковском кладбище :

На Троекуровском кладбище :

На Армянском кладбище :

  • 1995 — семье Франгулянов.
  • 2000 — Рудольфу Оганову.
  • 2000 — Киму Хачатуряну, гранит.
  • 2016 — Татевосу Суринову, бронза.

На Донском кладбище :

  • Ладья Данте в Венеции
    Ладья Данте в Венеции
  • Ладья Данте (фрагмент)
    Ладья Данте (фрагмент)
  • Памятник Исааку Бабелю в Одессе
    Памятник Исааку Бабелю в Одессе
  • Памятник Александру Пушкину в Брюсселе
    Памятник Александру Пушкину в Брюсселе

Станковое творчество

Одна из главенствующих тем в станковом творчестве художника — тема обнажённой натуры. Это одиночные или парные композиции преимущественно в бронзе , реже в камне, дереве и керамике , детализированные или наоборот, неизменно экспрессивные по выраженному в них движению.

Основные станковые работы:

Авторские знаки и премии

Работы скульптора находятся в Государственной Третьяковской галерее , Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , в Государственном Русском музее , в музеях Сочи , Томска , Тбилиси , Тамбова , Бердянска , Калининграда , а также за рубежом — в Австрии, Венгрии , Болгарии , Италии и др. В частных собраниях России , Италии , Германии , США , Франции , Швеции , Испании , Венгрии , Чехии , Болгарии , Австралии , Англии , Японии .

В фойе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора (1983).

Основные выставки

Награды

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 12 августа 2013. 26 сентября 2013 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 13 августа 2013. Архивировано из 7 марта 2014 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 13 августа 2013. 5 октября 2015 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 12 августа 2013. 26 сентября 2013 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 3 марта 2018. 4 марта 2018 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 18 мая 2009. 28 октября 2010 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2014. Архивировано из 19 октября 2014 года.
  8. Наше наследие. 2005. № 73
  9. журнал «Студия», 1, 1993
  10. (неопр.) . Дата обращения: 12 августа 2013. 26 сентября 2013 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 18 мая 2009. 21 мая 2013 года.
  12. (рус.) . Новая газета (1632658800000). Дата обращения: 14 октября 2021. 9 октября 2021 года.
  13. (рус.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 10 ноября 2021 года.
  14. (англ.) . Дата обращения: 16 августа 2019. 12 апреля 2020 года.
  15. Музей современного искусства Эрарта. (неопр.) . erarta.com . Дата обращения: 16 января 2020. 15 июля 2019 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 13 июня 2022. 29 декабря 2018 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 13 июня 2022. 18 февраля 2022 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 6 мая 2019. 6 июня 2021 года.

Литература

  • .
  • Искусство Георгия Франгуляна
  • Аграновская М. Возвращение к бронзе // Творчество, № 2, 1988
  • Светлов И. Античный цикл Георгия Франгуляна // Декоративное искусство, № 9, 1981* журнал «Ереван» № 6 (55) июнь 2010 г.
  • журнал «Культ личностей» март-апрель 1999 г.
  • журнал «Де факто» 02.2013 № 02(14)

Ссылки

  • // Огонёк, 08.06.2020
  • Творческий метод скульптора Георгия Франгуляна

Same as Франгулян, Георгий Вартанович