Interested Article - Протестантизм в России

Лютеранская конфирмация в Анненкирхе ( Санкт-Петербург , Церковь Ингрии ) на день Аугсбургского исповедания в 500-летнюю годовщину Реформации
Старейшая протестантская Сарептская кирха 1772 г. ( Сарепта-на-Волге , Волгоград )
Крещение евангельских христиан-баптистов , 2008 г., Владивосток

Протестантизм в России — одно из направлений христианства в стране. По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в России насчитывалось 2,56 млн протестантов . Российский религиовед Р. Н. Лункин на основании полевых исследований и данных протестантских церквей сообщает о 3 млн протестантов в России в 2014 году . В стране действует около 10 тыс. протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тыс. из них официально зарегистрированы Минюстом .

Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы . Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране и евангельские христиане-баптисты . В стране также действуют общины англикан , методистов , реформатов (кальвинистов) и др. Евангельскими христианами в России называют себя преимущественно баптисты и пятидесятники . Храмы евангельских христиан получили название домов молитв .

По этнической принадлежности, большинство российских протестантов — русские (79 %). Значительные этнические группы в протестантских общинах также составляют немцы , удмурты , башкиры , украинцы , чуваши и корейцы . При этом, успех национальной миссии евангельских церквей привёл к тому, что протестанты представлены практически среди всех народов России .

Консультативный совет

23 января 2002 года был создан Консультативный совет глав протестантских церквей, куда вошли представители крупнейших протестантских церквей России: баптисты , пятидесятники и лютеране . 23 сентября 2015 года Председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов Алексей Смирнов заявил о выходе РС ЕХБ из Консультативного совета .

Догматические сходства и различия

Большинство российских протестантов признают базовые ценности Реформации: спасение одной верой и одним Писанием. В богослужениях помимо проповеди к исправлению жизни имеют значение только два таинства: крещение и причастие. Однако евангельских христиан-баптистов отличает символический подход в интерпретации таинств, тогда как лютеране настаивают на истинном присутствии Бога в таинствах. Также баптисты отрицают крещение детей, считая, что их несознательность является препятствием для совершения таинства.

Социологический портрет протестанта

Более 90 % современных российских протестантов перешли в протестантизм после 1990 года; протестантами в первом поколении являются 60 % верующих, во втором и более — 40 % . Каждый четвёртый российский протестант — моложе 30 лет (этот показатель почти в два раза выше аналогичных показателей, характеризующих православных верующих) . Одну треть российских протестантов составляют люди от 31 до 55 лет. Женщин в протестантских общинах заметно больше, чем мужчин (70 % и 30 %), однако это соотношение отображает общую для всей России тенденцию. Доля безработных среди протестантов в среднем ниже, чем по стране. Так, в 1999 году, когда уровень безработицы в России составлял 12,4 %, среди протестантов безработных было 8,3% .

Российские протестанты отличаются высокой степенью вовлечённости прихожан во все виды религиозных практик и глубоким пониманием догматов своих конфессий. В ходе опросов 83,3 % протестантов заявили, что посещают церковь не реже 1 раза в неделю .

Социологические исследования описывают российского протестанта как «добропорядочного законопослушного гражданина от 18 до 40 лет со средним достатком». Несмотря на конфессиональные различия, российские протестанты едины по основным мировоззренческим позициям – это консервативная в отношении соблюдения библейских ценностей, демократически настроенная и предприимчивая часть общества .

Большинство пасторов (55,3 %) в российских протестантских церквах — моложе 46 лет. Значительная часть из них получили богословское образование в семинариях, богословских институтах или школах; при этом 40 % протестантских священников имеют высшее образование. Для основной части протестантских пасторов (63 %) служение в церкви является основным местом работы. Пожилых пасторов старше 60-ти лет в протестантских церквях в среднем около 23% .

Основные конфессии

Лютеранская церковь Святой Екатерины

Лютеранство

С XVI века протестантизм отождествлялся в России с немецким лютеранством . Отсюда в русском языке протестантский храм нередко именовался немецким словом кирха . После Северной войны к России отошли прибалтийские территории Ингерманландии , Лифляндии и Эстляндии (а в 1809 году — Финляндии), где местное население исповедовало лютеранство .

Современное российское лютеранство представлено шестью церквями:

Реформатство и пресвитерианство

Вид на реформатскую церковь в Санкт-Петербурге (ныне Дворец культуры работников связи) в 1890-е годы

Первая реформатская община появилась в России в 1629 году в Москве. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 году в Архангельске, затем в 1689 году кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и голландцев, приглашенных на службу в России. После основания Санкт-Петербурга в городе были образованы три реформатские общины — французская, немецкая и нидерландская. Апостольская община и кальвинистские церкви существовали в Российской Империи до 1917 года. В современной России действует , являющаяся преемницей дореволюционных общин и состоящая из одиннадцати Церквей, пасторы и пресвитеры которых образуют Синод, объединяющий Церкви и являющийся их руководящим органом. ЕРЦР исповедует вероучение классического европейского кальвинизма, изложенное в его символических книгах, и развивается самостоятельно, независимо от иностранных реформатских церквей.

Евангельские христиане-баптисты

Баптистский храм Христа (Великий Новгород)

В XIX веке в России началось религиозное возрождение : появились штундисты (слившиеся с баптистами ), а также движение евангельских христиан , которое влилось в 1911 году во Всемирный баптистский альянс . Общее название «евангельские христиане-баптисты» было утверждено на съезде 1905 года в Ростове-на-Дону .

Основные объединения:

Евангельские христиане (прохановцы)

Первоначально внеконфессиональное движение (допуск к причастию всех христиан и другое), истоки которого в такой английской конфессии, как плимутские братья (дарбисты) . Распространенились в России в конце XIX — первой половине XX века. По именам лидеров участники движения в разное время неофициально именовались «редстокистами», затем — «пашковцами», позднее — «прохановцами». В 1944 году объединились с баптистами во ВСЕХБ , однако в 1990-е годы часть евангельских христиан восстановила самостоятельность .

Пятидесятники и харизматы

Лесосибирск. Молитвенный дом пятидесятников. 1999 г. Почтовая марка России, 2001 г., ( ЦФА [АО «Марка»] #690; Mi #922)
Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) , Мурманск

Первые пятидесятники появились в 1907 году на территории Финляндии, входившей тогда в состав Петербургской губернии. В Санкт-Петербурге первая пятидесятническая община возникла в 1913 году (современная Церковь евангельских христиан в духе апостолов ).

В настоящий момент крупнейшими пятидесятническими союзами России являются:

Адвентисты седьмого дня

Заокский адвентистский университет

В настоящее время российские поместные церкви (общины) Церкви адвентистов седьмого дня вместе со странами СНГ и Афганистаном входят в состав её Евро-Азиатского дивизиона (Москва), который в свою очередь делится на несколько унионов (союзов церквей) .

В России также действует самостоятельная Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения .

Англиканство

Англиканская церковь Святого Андрея (Москва)

Методизм и движение святости

Методистский храм в Екатеринбурге
методизм
движение святости

Меннониты

В XVIII веке появились немецкие общины меннонитов и гернгутеров . Однако к концу XX века почти все они эмигрировали в Германию и страны Америки, где именуются « (англ.) ».

Ирвингиане

Новоапостольская церковь в Краснотурьинске (Свердловская область)

Конфессия реставрационистского толка. Своё учение ирвингиане в XIX веке пропагандировали в том числе и в Российской Империи, имея организованные церковные общины в Петербурге, Риге и Ревеле . В Петербурге представители появились в конце 1860-х годов, миссионером был генерал фон Эберг. Число приверженцев было 100—200 человек. В 1905 году, после манифеста о веротерпимости церковь легализовалась и переехала в часовню на бывшей Троицкой улице, современной улице Рубинштейна . Служба шла на немецком языке. В 1933 году весной община ликвидирована.

Ныне в России довольно многочислено ответвление ирвингиан, Новоапостольская церковь .

Реставрационизм

Прочие

Отношения православия и протестантизма в России

Отношения Русской православной церкви с некоторыми течениями протестантизма имеют неоднозначность. В 2008 году руководитель отдела религиозного образования и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии Антон Тучков считает (СХВЕП) «сектой неопятидесятников» . В то же время в 2009 году председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) встретился с представителями Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) — председателем РОСХВЕ С. В. Ряховским , первым заместителем председателя К.В. Бендасом, заместителем председателя, главой Духовного совета РОСХВЕ Маттс-Олла Исхоелем и заместителем председателя по Центральной части России А. А. Дириенко с целью продолжения работы Христианского межконфессионального консультативного комитета, а также объединения усилий по защите христианских нравственных ценностей в России и за рубежом .

Полемический труд против протестантов написал диакон Андрей Кураев («Протестантам о православии»). Протестантами названы прежде всего баптисты, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы . Их объединяют (и, соответственно, противопоставляют Православию) следующие принципы:

  • « Только Писание » при игнорировании или даже критическом восприятии Священного Предания (святоотеческой литературы, постановлений церковных соборов).
  • « Только вера »
  • «Юридизм» ( юридическое понимание Писания ) — юридическое, а не медицинское понимание спасения как оправдания.
  • Мнемонический, а не сакральный характер Причастия.
  • Теория «невидимой Церкви», отличной от её исторического воплощения.
  • Отвержение иконопочитания
  • Отвержение культа святых.
  • Отвержение крещения младенцев (у некоторых групп протестантов)

Российское государство и протестантизм

В царском и имперском периодах российское правительство приглашало в страну специалистов протестантского ( меннонитов ) вероисповедания и не всегда разрешало строить им церкви. Однако Соборное уложение 1649 запретило протестантам проповедовать евангелие Иисуса Христа по причине «совращение из православия», но разрешалось в мусульманских и буддийских регионах страны, а также в среде русских молокан , менонитов, духоборов , староверов и др. За распространение [ источник не указан 995 дней ] Евангелия Иисуса Христа полагалась смертная казнь (отменена в 1905 г.). Ввиду массовой депортации в Закавказье и на Дальний Восток русских баптистов в период 1880—1903 гг. на каторжные работы снизилась численность евангельских христиан в Южной России и в Санкт-Петербурге. Но зато возросло евангельское движение в каторжных регионах империи: на Кавказе, в Поволжье, Сибири и Приамурье. [ источник не указан 995 дней ]

Численность российских протестантов

В конце XIX века в Российской империи было около 5 млн протестантов (включая Финляндию и Прибалтику ).

К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.

В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более миллиона верующих . В середине 2000-х годов прихожанами протестантских церквей считались 2 млн россиян . В 2014 году, на основании полевых исследований и данных протестантских союзов религиовед Роман Лункин заявил о 3 млн протестантов в России .

Вместе с ростом численности верующих протестантов растёт и их доля среди зарегистрированных Минюстом религиозных объединений. Если в 1991 году протестанты составляли 3 % среди всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 году это число достигло 21 % . В 2012 году база данных министерства юстиции РФ содержала информацию о 4,4 тыс. протестантских религиозных объединениях. Тем не менее, значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Так, в справочном издании «Операция мир» содержится информация о 6,5 тыс. протестантских общинах в России в 2000 году . К 2014 году в России действовало около 10 тыс. протестантских церквей и групп.

Крупнейшие протестантские церкви России

В список 10 крупнейших протестантских церквей России входят 4 пятидесятнические объединения, 2 — баптистских , по одной организации лютеран , евангельских христиан , адвентистов и Новоапостольской церкви .

Церковь Конфессия Прихожан Членов Приходов
1 Российский объединённый союз христиан веры евангельской Пятидесятники 594 000 396 000 2300
2 Российская церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 353 000 207 647 2000
3 Евангелическо-лютеранская церковь Лютеране 240 000 76 000 600
4 Объединённая церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 180 000 60 000 500
5 Российский союз евангельских христиан-баптистов Баптисты 110 400 76 070 1818
6 Союз христиан Пятидесятники 105 840 58 800 600
7 Церковь адвентистов седьмого дня Адвентисты 52 067 704
8 Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов Баптисты 77 000 75 000 1000
9 Всероссийское содружество евангельских христиан Евангельские христиане (прохановцы) 665
10 Новоапостольская церковь Ирвингиане 40 000 250

См. также

Комментарий

Примечания

  1. (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 декабря 2011). Дата обращения: 19 сентября 2014. 22 мая 2013 года.
  2. Лункин Р. Н. // Современная Европа : журнал. — М. : Институт Европы РАН , 2014. — № 3 (59) . — С. 133-143 . — ISSN . — doi : . 15 октября 2014 года.
  3. . Дата обращения: 24 сентября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
  4. . Дата обращения: 24 сентября 2015. 25 сентября 2015 года.
  5. Каргина И. Г. // гл. ред. Харсеева В. Л. Теория и практика : журнал. — Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2014. — № 2 . — С. 177-183 . — ISSN . 10 марта 2016 года.
  6. Ирина Каргина. . (по результатам социологических исследований) . Материалы II Всероссийского социологического конгресса . Библиотека Якова Кротова (2003). Дата обращения: 28 февраля 2016. 7 марта 2016 года.
  7. . Дата обращения: 7 августа 2009. 16 мая 2008 года.
  8. (недоступная ссылка)
  9. Фокин Максим. (сентябрь 2011). Дата обращения: 6 сентября 2011. 20 февраля 2012 года.
  10. История ЕХБ в СССР . — М. : Изд-во ВСЕХБ , 1989. — С. 512
  11. / Исаев С. А. // Перу — Полуприцеп. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 423. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7 .
  12. , с. 40—44.
  13. . Дата обращения: 13 июля 2010. Архивировано из 24 февраля 2012 года.
  14. от 21 августа 2016 на Wayback Machine // ИА REGNUM , 14.11.2008
  15. от 9 июня 2009 на Wayback Machine // Служба коммуникации ОВЦС/ Патриархия.ru , 05.06.2009
  16. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Сост. С. И. Иваненко ; Под общ. ред. М. М. Прусака , . — М. : Республика , 1996. — С. 112. — 271 с.
  17. Казьмина О. Е. . Дата обращения: 7 сентября 2014. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  18. Филатов С. Б. , Лункин Р. Н. Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерит // Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов Религия и российское многообразие : Сборник статей. — М. СПб. : Летний сад, 2011. — С. 22 .
  19. Russia, Protestantism in // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton and Martin Baumann. — 2-е. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO , 2010. — P. 2469. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6 .
  20. Russia // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton and Martin Baumann. — 2-е. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO , 2010. — P. 2455. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6 .
  21. Patrick Johnstone, Jason Mandryk. Russia // . — London: Paternoster Publishing, 2001. — 798 p. — (Operation World Series). — ISBN 1-8507-8357-8 .
  22. Jason Mandryk. Russia // . — InterVarsity Press, 2010. — 978 p. — (Operation World Set). — ISBN 0-8308-5724-9 .
  23. . Большой собор РОСХВЕ, который проходит раз в три года, открылся вечером во вторник. За выдвинутого духовным советом в лидеры христиан-пятидесятников епископа Сергея Ряховского проголосовали единогласно все делегаты . Российское агентство международной информации « РИА Новости » (14 октября 2015). — «РОСХВЕ — одно из крупнейших протестантских объединений в России. В его состав входит 27 централизованных религиозных организаций, более 1,3 тысячи зарегистрированных Минюстом местных организаций и более тысячи незарегистрированных религиозных групп.» Дата обращения: 19 ноября 2015. 20 ноября 2015 года.
  24. (англ.) . Lutheran World Federation (15 января 2012). Дата обращения: 19 сентября 2014. 8 января 2014 года.
  25. (англ.) . European Baptist Federation . Дата обращения: 19 ноября 2015. Архивировано из 22 октября 2015 года.
  26. . Adventist Atlas (2011). Дата обращения: 19 ноября 2015. Архивировано из 20 ноября 2015 года.
  27. 6 марта 2016 года.
  28. П.Н. Колесников. . Доклад, прочитанный на Втором конгрессе ВСЕХ . Всероссийское содружество евангельских христиан (апрель 2011). Дата обращения: 19 ноября 2015. Архивировано из 20 ноября 2015 года.
  29. // Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета , 2005. — 197 с.
  30. . Новоапостольская церковь в России. Дата обращения: 19 ноября 2015. Архивировано из 20 ноября 2015 года.

Литература

Ссылки

  • // «Информационно-аналитический портал и гипертекстовая электронная библиотека — «Русская идеология»
Источник —

Same as Протестантизм в России