Interested Article - Спасо-Каменный монастырь

Спа́со-Ка́менный монасты́рь — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви , расположенный на небольшом острове Каменном на Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области .

Один из древнейших монастырей Русского Севера . Закрыт и снесён при советской власти . В начале 1990-х энтузиасты начали первые попытки восстановления ансамбля монастыря. В 2006 году было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Летом на остров можно добраться на катере, организованы частные перевозки туристов, паломников. Зимой транспортировка осуществляется на снегоходах, туры организованы частными компаниями. Устойчивого сообщения с островом нет .

История

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года , когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович , внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича . Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать обитель на том месте, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня . Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём нескольких пустынножителей , которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей- язычников . Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение , так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель стала известной и великим князьям Московским .

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий , Александр Куштский , (сын местного князя Дмитрия Заозерского ).

В 1472 году монастырь был опустошён пожаром — все постройки были деревянными. В раке серьёзно пострадали мощи здешнего насельника преподобного Иоасафа Каменского (+ 1453) .

Спасо-Каменный монастырь, фото 1909 года

В 1478—1481 годы в центре обители был возведён четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный Спасо-Преображенский собор — первое каменное сооружение не только на вологодской земле, но и вообще в пределах всей Русской Фиваиды . Белый камень для него доставляли из Старицы , а кирпич — из Твери . Кирпич представлял собой плоскую плинфу , век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу .

Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей .

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет.

Успенская церковь-колокольня

В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом. 26 сентября 1804 года архимандритом Спасо-Каменного монастыря был назначен Феоктист (Бромцев) , но через 5 лет он был переведён на ту же должность в Краснохолмский Антониев монастырь . При нём восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

В 1892 году по указу Святейшего синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита .

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В июне 1935 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор . Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. Во время Великой Отечественной войны на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков , так как сохранилась Успенская церковь « иже под колоколы » 1540-х годов постройки.

Восстановление монастыря

В 1980-е годы архитектор-реставратор Александр Асафов стал предпринимать усилия по восстановлению построек Спасо-Каменного монастыря. По воспоминаниям Надежды Плигиной: «В 80-х гг. на территории Вологодской области начались разбор и учёт культурного наследия для Свода памятников. Составлением первично-учетной документации по Усть-Кубенскому району занимался архитектор „Союзреставрации“ Александр Асафов. <…> Занимаясь памятниками Пскова, Москвы, Вологды, он всегда мечтал о восстановлении Спаса на Каменном. Составил план работ по реставрации, убедил власти, что это необходимо — и с исторической, и с экологической точки зрения. В 1986 г. поступила первая тысяча рублей на подготовку проектной документации. С 1990 г. производство проектно-сметной документации перешло в архитектурно-реставрационный кооператив „Искра“, где Асафов руководил мастерской „Нестор“. Он же был и главным архитектором проекта. Времена изменились, и теперь можно было вслух сказать о том, что самое идеальное решение — вернуть на остров обитель». Работами по восстановлению монастыря занялся Александр Плигин, впервые приехавший на остров в 1960 году .

Однако в 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове — поставил перед разрушенным алтарём обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей. Должность директора завода и карьеру предпринимателя пришлось оставить. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас, а жена и трое детей стали главными помощниками. На острове трудилась вся семья Плигиных, все его друзья. Жители окрестных сел возили на Спас не только камни для укрепления острова, но и овощи с огородов для работников . Сначала из руин восстало последнее из появившихся тут до революции капитальных зданий — одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков. С восстановлением гостиницы на острове стало возможным размещать хотя бы небольшую бригаду строителей, чтобы использовать время короткого реставрационного сезона эффективно . Помимо гостиницы, при Плигине на острове построена обыденная деревянная часовня, началась реставрация Успенской колокольни — на ней установили купол и крест, повесили колокола . 27 января 2004 года от болезни сердца умер Александр Плигин. Его похоронили на острове .

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого назначен игумен . В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен , а 17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными .

К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы .

С 14 сентября 2012 года обязанности настоятеля были переданы игумену Нестору (Кумышу) .

С 2011 по 2015 год шли работы в трапезной . В 2015 году строители начали воссоздавать братско-настоятельский корпус, но в 2016—2017 годах финансирование было приостановлено .

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви, заслушав прошение митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова), постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь и назначил на должность игумена этого монастыря Дионисия (Воздвиженского) .

7 мая 2018 года был объявлен конкурс на поиск подрядчика, который должен будет провести реставрационные работы в церкви Успения Пресвятой Богородицы с трапезной в мужском Спасо-Каменном монастыре. Из материалов госзаказа следовало: «Все ремонтно-реставрационные работы необходимо вести с максимальным сохранением оставшейся части стен и фундаментов корпуса. Фундаменты корпуса бутовые ленточные на известковом растворе. Кладка сохранившейся стены (наружная и внутренняя), цоколь из красного кирпича на известковом растворе». Работы, по расчётам дирекции, обойдутся подрядчику в 31 969 659 рублей. Это максимальная сумма, которую готов предоставить заказчик . В том же году началось восстановление братского корпуса монастыря

23 сентября 2018 года в монастырь были возвращены мощи преподобного Иоасафа Каменского .

5 мая 2019 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) обратился к пастве с призывом к участию в сборе средств на разбор завалов на месте Спасо-Преображенского собора, и восстановление главного храма монастыря . Были разобраны завалы Спасо-Преображенского собора. Создаётся проект его восстановления

Примечания

  1. . ТАСС (26 мая 2021). Дата обращения: 21 июня 2021. 27 октября 2021 года.
  2. , с. 58.
  3. , с. 59.
  4. Т. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1913. — Т. 25: Яблоновский — Фомин. — С. 373.
  5. Выголов В. П., Удралова Н. В. В край белых ночей. Путеводитель. — М.: Профиздат, 1986.
  6. . Дата обращения: 9 августа 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  7. Дементьев В. от 24 июня 2021 на Wayback Machine // Свет малой родины. Отчина и дедина. — М., 2008. — С. 460—466.
  8. Сальников А. . Красный Север (27 февраля 2019). Дата обращения: 18 июня 2020. 20 июня 2020 года.
  9. . Вологодская митрополия (6 апреля 2017). Дата обращения: 18 июня 2020. 29 ноября 2020 года.
  10. . Дата обращения: 6 ноября 2012. Архивировано из 8 октября 2012 года.
  11. от 7 октября 2017 на Wayback Machine . Монастырский вестник.
  12. . Дата обращения: 6 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  13. Кудрякова М. . вологда.рф (3 июня 2019). Дата обращения: 18 июня 2020. 6 июня 2019 года.
  14. от 6 октября 2017 на Wayback Machine Патриархия.ru.
  15. от 8 июля 2018 на Wayback Machine . Монастырский вестник.
  16. от 25 сентября 2018 на Wayback Machine .
  17. . Вологодская митрополия. Дата обращения: 9 мая 2019. 9 мая 2019 года.

Литература

  • Анохин Д. // Журнал Московской Патриархии. — 2017. — № 7 . — С. 56—62 .
  • Баранов К. В. Заметка о происхождении Паисия Ярославова // Исследования по истории средневековой Руси: к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. — М.-СПб., 2006. — С. 268—272.
  • Дементьев В. В. , Плигина Н. А., Сальников А. К. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи. — Вологда: ФЕСТ, 2008. — 478 с. — ISBN 978-5-86402-2 .
  • Дементьев В. В. . — М.: Вече, 2008. — 528 с.
  • Новикова О. Л. // Очерки феодальной России. — Вып. 12. — М.—СПб., 2008. — С. 38—90.
  • Сказание известно о начале Каменскаго монастыря // Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели / Изд. подг. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. — СПб., 2005.
  • Сойкин П. П. // : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 90—93. — 712 с. — 20 000 экз. ISBN 5-88335-001-1 .
  • Соловьев К. А., Никонова Е. В. // Российский гуманитарный журнал. — 2018. — Т. 7. — № 4. — С. 312—330.
  • Турилов А. А. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики . — 2007. — №  3 (29) . — С. 110—111 .

Ссылки

  • . на сайте sobory.ru .
Источник —

Same as Спасо-Каменный монастырь