Interested Article - Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский)

Конце́рт для скри́пки с орке́стром ре мажо́р , соч. 35 П. И. Чайковского написан в 1878 году , во время пребывания композитора в Швейцарии.

История создания

Котек и Чайковский, 1877 год

К моменту написания концерта Чайковский уже имел опыт написания произведений в концертном жанре ( Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ), однако не чувствовал себя в полной мере свободно в отношении сольной партии скрипки. В работе над ней Чайковскому помогал его друг и ученик по теории музыки скрипач Иосиф Котек . Приехав к Чайковскому в Швейцарию, он привёз ноты ряда свежих сочинений для скрипки с оркестром, в том числе Испанской симфонии Эдуара Лало , и это вдохновило композитора. Концерт был написан всего за месяц. Первое публичное исполнение произведения прошло в частном собрании: партию скрипки исполнил Котек, а автор аккомпанировал ему на фортепиано.

Концерт вначале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру , но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения.

Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский , ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе, где творчество композитора было тогда известно довольно мало, сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому.

Концерт является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре . Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.

В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского .

Первый вариант средней части Скрипичного концерта был использован впоследствии композитором в цикле « Воспоминание о дорогом месте » в качестве Первой части, получившей название «Méditation» («Раздумье»). Кандидат искусствоведения Надежда Туманина признавалась, что не понимает причины неудовлетворённости композитора первой версией. С её точки зрения, она — чрезвычайно интересное и выразительное произведение, к тому же близкое окончательному варианту средней части Концерта по характеру и настроению .

Советский искусствовед Владимир Блок считал Скрипичный концерт прямым предшественником поздней Симфонии ми-бемоль мажор Чайковского, отмечая свойственный им «радостный колорит» .

Состав оркестра

В сопровождающем солирующую скрипку оркестре две партии флейт , две партии гобоев , две партии кларнетов ля и си-бемоль, две партии фаготов , четыре партии валторн фа, две партии труб ре, литавры ля и ре, партии струнных (две группы скрипок , альты , виолончели и контрабасы ).

Строение

Фрагмент солирующей партии из концерта

Концерт состоит из трёх частей общей протяжённостью около 35 минут, вторая и третья части исполняются без перерыва:

  1. Allegro moderato — Moderato assai ( ре мажор )
  2. Canzonetta: Andante ( соль минор )
  3. Finale. Allegro vivacissimo ( ре мажор )

Влияние на культуру

Библиография

Примечания

  1. Туманина Н. В. Симфоническое творчество в период 1878—1885 // П. И. Чайковский. — М. : Наука , 1968. — Т. 2. Великий мастер. 1878—1893. — С. 38. — 487 с. — 12 000 экз.
  2. Блок В. М. // Советская музыка : Журнал. — М. : Композитор, 1961. — Сентябрь ( т. 9 (274) ). — С. 140 . — ISSN . 1 ноября 2022 года.

Ссылки

  • В. Ю. Григорьев, А. В. Комаров. . Энциклопедия Чайковского .
  • на IMSLP
Источник —

Same as Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский)