Interested Article - Винс, Георгий Петрович

Гео́ргий Петро́вич Винс ( 4 августа 1928 , Благовещенск , СССР 11 января 1998 , (англ.) , США ) — потомственный религиозный диссидент , баптистский пресвитер , писатель и поэт. Он был одним из лидеров протестантского подполья в СССР, генеральным секретарём нелегального Совета церквей евангельских христиан-баптистов , соорганизатором акции протеста евангельских христиан-баптистов у здания ЦК КПСС 16—17 мая 1966 года, одним из руководителей самиздатского издательства «Христианин» , создателем и руководителем «Русской миссии благовестия».

Георгий Винс не считал себя политическим противником советского строя, но боролся с атеистической идеологией, за свободу вероисповедания и против вмешательства государства в дела церкви . За свою деятельность он провёл в заключении в общей сложности восемь лет. На Западе, где Винс олицетворял верующих Советского Союза, подвергшихся преследованиям за религиозную деятельность , развернулась широкая кампания за его освобождение. В 1979 году Винса лишили гражданства СССР и вместе с четырьмя другими диссидентами выслали в США в обмен на двух разоблачённых советских разведчиков.

Биография

Происхождение

Внешние изображения
Родители

Георгий Винс был потомственным религиозным диссидентом . По материнской линии его предки были молоканами из Тамбовской губернии , бежавшими от религиозных преследований в Амурскую область Российской империи . Предки Георгия по отцу были меннонитами , голландцами по происхождению . Его прапрадед по отцу Генрих Винс перебрался на Украину из Восточной Пруссии ( Германия ) .

Дед Георгия Яков Винс служил пресвитером баптистской церкви в Самаре и в 1911 году вследствие преследований со стороны царских властей эмигрировал с семьёй в Америку . После революции он вернулся в Россию и возглавил Дальневосточный отдел Всероссийского союза баптистов (позднее реорганизованный в Дальневосточный союз баптистов ). Следом за отцом в Россию с миссионерскими целями вернулся его сын Пётр , к этому времени получивший в Америке богословское образование и служивший пастором русской баптистской церкви в Питтсбурге .

Пётр жил в Благовещенске. Он женился на баптистке Лидии , у них родился сын Георгий . В 1928 году Пётр Винс возглавил Дальневосточный союз баптистов . Во второй половине 1920-х годов в СССР начались репрессии, в том числе и против баптистов . В 1929 году Петра вызвали в ГПУ и недвусмысленно предложили покинуть страну . В ответ он отказался от американского гражданства и принял советское . Уже через полтора месяца Петра отправили в тайгу на принудительные работы . Друзья предлагали ему бежать в Китай через Амур , но он отказался ради миссионерского служения в СССР . С декабря 1930 года он неоднократно подвергался арестам и заключению на различные сроки. У его жены с двухлетним сыном на руках отобрали квартиру и всё имущество, сотрудники ГПУ препятствовали её трудоустройству . Сын Георгий фактически познакомился с отцом в 1934 году, после того, как Пётр вернулся из лагеря после первого срока заключения . Пётр Яковлевич Винс был расстрелян 26 августа 1937 года в Омске . Реабилитирован 20 декабря 1963 года президиумом Омского облсуда за отсутствием состава преступления .

Молодость

Георгий родился 4 августа 1928 года в Благовещенске-на-Амуре . Родители дали ему имя Георгий в честь друга семьи, духовного наставника Дальневосточного союза баптистов Георгия Ивановича Шипкова . После освобождения Петра Винса из лагеря в 1933 году семья некоторое время жила с ним по месту ссылки — в Бийске , затем в 1934 году им разрешили переехать в Новосибирск . С весны 1934 года по июнь 1935 года Георгий жил с бабушкой по матери Марией Чешевой в Благовещенске. Затем семья соединилась и перебралась в Омск .

26 апреля 1936 года отец был вновь арестован. Через девять месяцев его уголовное дело (Винса и ещё 11 однодельцев обвиняли в контрреволюционной агитации в проповедях и подготовке мятежа) развалилось в суде за отсутствием доказательств, и 21 января 1937 года Петра Яковлевича Винса выпустили из тюрьмы. Уже 16 апреля 1937 года Петра Яковлевича арестовали опять. С конца августа 1937 года в Омской тюрьме перестали принимать передачи для него, сообщив, что в списках заключённых он больше не значится. Семья его больше не увидела .

Осенью 1941 года сотрудники милиции вручили семье Винс, как семье врага народа , предписание горсовета о высылке из Омска в Тевризский район Омской области в течение 24 часов. Район этот имел репутацию отдалённого, малонаселённого и голодного. Когда Лидия Винс пришла увольняться с бухгалтерской работы, ей предложили вместо этого срочно оформить длительную командировку в отдалённый филиал предприятия в посёлке Катышка Омской области (ныне — на территории Тюменской области ). Вместе с Георгием и Лидией Винс туда также поехали жившие с ними мать Лидии и двое детей её родного брата Петра, также расстрелянного за религиозные убеждения (его жена была осуждена на 10-летний срок и отбывала наказание на Колыме ) .

В декабре 1941 года по бывшему месту их жительства в Омске пришли сотрудники НКВД с ордером на арест Лидии Винс. Убедившись, что она здесь больше не живёт, чекисты ушли ни с чем. В начале 1944 года семья вернулась из Катышки в Омск. К этому времени в результате смягчения государственного курса в отношении религии члены Омской церкви уже открыто собирались по воскресениям группами для богослужений, и Георгий с матерью начал посещать собрания. В шестнадцатилетнем возрасте, 5 июня 1945 года, Георгий принял крещение в реке Омь от пресвитера Петра Саяпина, только что вернувшегося из пятилетнего заключения .

В 1946 году он с матерью переехал к родственникам в Киев . Там они присоединились к Подольской церкви ЕХБ , где стали петь в хоре, а в конце года Георгий, которому исполнилось 18 лет, был приглашён пресвитером Наумом Коржовым к участию в проповеди .

Внешние изображения
Георгий Винс

В 1954 году Винс окончил Киевский политехнический институт и получил диплом инженера-электрика. Будучи студентом, в январе 1952 года он женился на Надежде Ивановне Лазарук, которая также приняла водное крещение в 15-летнем возрасте . Она окончила в 1960 году английское отделение факультета западноевропейских языков КГУ им. Шевченко и стала учительницей в средней школе .

В 1959 году Георгий был арестован за проведение богослужебного собрания в лесу вблизи Киева и вместе с ещё четырьмя христианами провёл 15 суток в Лукьяновской тюрьме .

Создание нелегальной организации

На рубеже 1950-х и 1960-х годов государство упрочило курс на борьбу с религией, в стране началась хрущёвская антирелигиозная кампания . Под нажимом властей руководство ВСЕХБ (единственного на тот момент легального протестантского союза церквей в СССР, объединяющего не только евангельских христиан-баптистов, но многие общины близких конфессий) предписало пресвитерам «сдерживать нездоровые миссионерские явления» , свести к минимуму крещения молодёжи до 30 лет и принять другие ограничительные меры . Это подхлестнуло и без того растущее недовольство верующих руководством ВСЕХБ и привело к созданию «Инициативной группы» по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов . В августе 1961 года «Инициативная группа», возглавляемая пресвитерами Алексеем Прокофьевым и Геннадием Крючковым, обратилась с требованием о съезде к руководству ВСЕХБ и председателю Совета министров Никите Хрущёву . Хотя ответа от Хрущёва не последовало , идея была подхвачена: по призыву «Инициативной группы» до конца 1961 из разных уголков страны в партийные и советские органы были направлены сотни писем от верующих с требованием разрешить проведение съезда .

В ответ на необычную общественную активность сторонников «Инициативной группы», их вызывали для бесед в «органы», угрожали . В некоторых церквях сторонники «Инициативной группы» пошли на раскол, выйдя из общин и создав свои. Группа информировала сторонников и рассылала свои послания, напечатанные на гектографе .

Внешние изображения
Богослужение в зимнем лесу
(Независимая баптистская церковь в Киеве готовится к совершению Вечери Господней. Георгий Винс был арестован в 1963 году во время проповеди в лесу, на собрании церкви)

В 1964 году «инициативники» создали Совет родственников узников евангельских христиан-баптистов , который после 1966 года возглавила Лидия Винс — мать Георгия Винса. В сентябре 1965 года общины «инициативников» создали самостоятельный церковный союз, альтернативный ВСЕХБ, — Совет церквей евангельских христиан-баптистов . По оценке Л. Н. Митрохина , численность движения в те годы составляла 20—30 тысяч человек .

Роль Винса в Совете церквей

Обложка машинописной 44-страничной брошюры с материалами судебного процесса над Винсом и Крючковым после акции протеста евангельских христиан-баптистов перед зданием ЦК КПСС в 1966 году. Материалы распространялись среди верующих

К октябрю 1961 года Георгий Винс присоединился к требованиям «инициативников», а в мае 1962 года впервые присутствовал на расширенном заседании Оргкомитета движения. Спустя месяц он был отлучён Киевской церковью, руководство которой не одобряло деятельность «инициативников». В ответ Винс и его единомышленники создали свою нелегальную общину. Один из старших «инициативников» Александр Шалашов рукоположил его на служение пастором в этой общине .

В августе 1963 года Винс оставил работу ведущего инженера-конструктора в проектно-строительном институте ради служения в Оргкомитете . В сентябре 1963 года он был избран секретарём Оргкомитета. При создании Совета церквей было избрано его руководство: Георгий Винс стал секретарём, а Геннадий Крючков — председателем .

В 1966 году Винс вместе с Крючковым и другими церковными служителями организовал акцию протеста евангельских христиан-баптистов против вмешательства государства в дела Церкви и преследований у здания ЦК КПСС. Для этого 16 мая 1966 года из 120 городов СССР в столицу прибыли около 500 делегатов от церквей ЕХБ . Делегация просила о встрече с руководителями государства и о назначении правительственной комиссии по вопросам преследований за веру в Советском Союзе, но 17 мая все участники были задержаны, рассажены в автобусы и доставлены в отделение милиции . Часть участников впоследствии отпустили, многие отбыли в заключении 15 суток. Около 30 участников были осуждены на различные сроки .

Винс, являясь одним из организаторов акции, непосредственного участия в ней не принимал, он был арестован вместе с ещё одним из соорганизаторов, Михаилом Хоревым, 19 мая — когда они пришли в ЦК с ходатайством относительно задержанных делегатов . После ареста они содержались в Лефортово , как и участники акции .

Первый срок заключения

29—30 ноября 1966 года состоялся суд над Винсом и Крючковым . Они отказались от адвокатов и использовали судебное заседание для изложения своей позиции ( стенограмма их выступления в дальнейшем распространялась среди верующих) . Обвинение было предъявлено по части 2 статьи 142 УК РСФСР («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви») , помимо организации акции, Винсу инкриминировали религиозное воспитание детей и молодёжи, нелегальное издание христианской литературы, создание Совета церквей, составление коллективного заявления в Конституционную комиссию . Винс и Крючков получили по три года лишения свободы в колонии общего режима .

Винс отбывал свой срок в ИТК «Чепечанка» («Чапечанка») в Чердынском районе Пермской области , заключённые которой заготавливали лес и строили железную дорогу. С мая 1967 года — в лесозаготовительной ИТК «Анюша» в Александровском районе Пермской области. В связи с предложениями КГБ о сотрудничестве , в сентябре 1968 года Винс провёл в лагере голодовку .

Преследование родственников

В 1969 году Георгий вышел на свободу, а в 1970 году была арестована и приговорена к трём годам ИТЛ общего режима мать Винса — Лидия Михайловна, председательствующая в Совете родственников узников. Её осудили на три года колонии за создание Совета родственников узников евангельских христиан-баптистов, юридическую и благотворительную помощь верующим-заключённым . Хотя власти готовы были согласиться на её досрочное освобождение при условии отречения от Бога через газетную публикацию, однако на это Лидия Винс не могла пойти . Она отбыла свой срок в женской колонии Харькова и Днепродзержинска .

Старшая дочь Винса Наталья после окончания школы поступила в медицинский техникум, однако получить диплом ей не разрешили. В 1973 году, перед госэкзаменами на последнем курсе, директор техникума объявил: «Диплома ты не получишь. Медицина и религия несовместимы!» Без диплома она смогла получить работу массажистки в детской больнице, однако и там ей впоследствии заявили, что сектантам среди медиков не место . Сын Пётр примкнул к политическим диссидентам ( Украинской Хельсинкской группе ), его отказывались брать на работу и потом приговорили к году лагерей за тунеядство . Этот срок он полностью отсидел .

Георгий в это время занимался христианским служением. После ареста матери и суда над ней он ушёл на нелегальное положение и был объявлен во всесоюзный розыск . Основными направлениями его деятельности были организационная работа в Совете церквей, работа по религиозному воспитанию детей и молодёжи (в том числе организация воскресных школ, молодёжных лагерей, крещения молодых людей), а также издание христианской литературы .

Второй срок

Внешние изображения
Георгий Винс в заключении

В 1971 году на базе стихийного движения по печатанию христианской литературы было создано нелегальное издательство «Христианин», имевшее множество подпольных типографий в разных регионах СССР. Винс был одним из координаторов издательства. 31 марта 1974 года Винса арестовали в Новосибирске при доставке в нелегальную типографию краски, фотоплёнок с текстом Библии для офсетной печати и различных рукописей — собственных и чужих .

Во время предварительного следствия весной — летом 1974 года сотрудники КГБ неоднократно предлагали Винсу свободу в обмен на помощь в убеждении верующих его Киевской церкви согласиться на регистрацию . Винс отказался .

Винса судил Киевский областной суд по обвинению в «распространении заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», «нарушении законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» и «создании группы, причиняющей вред здоровью граждан». Его приговорили к пяти годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима и пяти годам ссылки . Наказание он отбывал в Якутии , в лагерях строгого режима «Мохсоголлох» , «Большая Марха» и «Табага» . Сам Винс следующим образом описывал своё прибытие в один из лагерей:

— Не приму! — отрезал начальник. — Этого я знаю. — указал он на Анвара, — он уже прошёл через все наши лагеря на Севере! А кто этот? Почему в наручниках? — спросил начальник, указывая на меня.
— Мне так приказали: этапировать его только в наручниках, — ответил конвойный офицер.
— В чём ваше преступление? За что вас судили? — обратился ко мне начальник лагеря.
— Я — христианин! И за веру в Бога лишён свободы на 10 лет, — ответил я начальнику.
— Баптист? — уточнил начальник.
— Да, баптист, — подтвердил я.
— Вези их обратно! Мне ещё не хватало здесь баптистского агитатора! Хорошая пара, — указал начальник на меня и Анвара, — убийца и баптист. Вези обратно .

Внешние изображения
Демонстрация в защиту Винса

В защиту Винса выступали Инициативная группа по защите прав человека в СССР и академик Андрей Сахаров . Как отметил историк Вальтер Заватски , на Западе развернулась беспрецедентная кампания по его освобождению . Международная правозащитная организация Amnesty International признала Винса узником совести . В ноябре 1976 года Палата представителей и Сенат Конгресса США приняли резолюцию, призывающую освободить Георгия Винса . В том же году «Литературная газета» опубликовала статью о Винсе под заголовком «Кого защищают американские конгрессмены». Статья вызвала большой резонанс среди заключённых и офицеров охраны лагеря, где он отбывал наказание .

Обмен

К концу пятилетнего срока, в ноябре 1978 года Винса этапировали в Москву и поместили в следственный изолятор КГБ Лефортово . Здесь его неоднократно переводили в разные камеры, в некоторых из них сокамерники ( и якобы литератор-диссидент) уговаривали Винса написать прошение на имя главы государства Леонида Брежнева о выезде из СССР, однако он отказался .

Внешние аудиофайлы
Интервью Георгия Винса после освобождения и высылки в США
( )
Внешние изображения
Пресс-конференция освобождённых диссидентов в США
(Слева направо: Александр Гинзбург, Валентин Мороз, Эдуард Кузнецов, Георгий Винс, Марк Дымшиц)

13 января 1979 года Винса этапировали самолётом в Якутск и доставили в лагерь «Табага» — досиживать срок. В этот период с ним произошли два ЧП. Когда Винс, отключив напряжение и вывесив предупреждающий плакат, ремонтировал электротехническое оборудование, кто-то включил ток. Винс с ожогами был доставлен в лагерную больницу. Вскоре после выписки оттуда в рабочем цеху на него упали брёвна, и он опять попал в больницу .

При свидании в лагере жена и дети выразили желание жить с ним в ссылке . Жене сообщили в управлении лагерей, что он сослан в одну из деревень вблизи посёлка Берёзово на севере Тюменской области . Из тюменской тюрьмы, через которую Винса везли по этапу к месту ссылки, его забрали сотрудники КГБ и самолётом доставили в Москву. Здесь ему выдали костюм, белую рубашку, галстук, туфли и объявили о лишении его советского гражданства указом Президиума Верховного Совета СССР . Он был выслан из Советского Союза 27 апреля 1979 года .

Высылка произошла в порядке обмена между СССР и США . Двух советских разведчиков Рудольфа Черняева и Валдика Энгера, осуждённых в США за шпионаж на срок по 50 лет каждый, советское правительство обменяло на группу из пяти политзаключённых: Георгия Винса, Александра Гинзбурга , Эдуарда Кузнецова , и Валентина Мороза . Обмен состоялся в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, куда политзаключённые были доставлены из Москвы самолётом « Аэрофлота » в сопровождении двадцати охранников — сотрудников КГБ в гражданской одежде — и врача; кроме них, тем же рейсом летели американские туристы .

Семья (мама, жена и пятеро детей) переехала к Винсу через полтора месяца .

Жизнь за рубежом

Внешние изображения
Георгий Винс и президент США Джимми Картер

Винса тепло приняли в США, где президентом в то время был баптист по вероисповеданию Джимми Картер . На третий день после прилёта президент пригласил Винса в (англ.) , где Картер служил дьяконом и вёл занятия в воскресной школе для взрослых . В дальнейшем Винса также принимал в числе советских диссидентов следующий президент США Рональд Рейган .

7 июня 1979 года Винс выступил перед Конгрессом США: «В течение 62 лет государственная власть в СССР принадлежала Коммунистической партии, исповедующей атеизм. Согласно атеистической доктрине, религия в СССР давно должна была умереть. Однако жизнь показывает, что вера в Бога в нашей стране не только не умирает, она растёт. Это происходит в условиях, когда живой вере во Христа противодействует государственная машина: пресса, радио, телевидение, милиция, прокуратура, суды, тюрьмы, концлагеря и КГБ» .

В 1979 году Винс основал представительство СЦ ЕХБ за рубежом. Он видел свою задачу в том, чтобы «призывать христиан всего мира к молитвенной поддержке и духовной солидарности с гонимыми за веру христианами Советского Союза» . Винс много ездил по стране, рассказывая о преследованиях верующих в СССР и собирая материальные средства для помощи церквям и верующим-заключённым, а также для нелегального ввоза Библий и духовной литературы в Советский Союз . Представительство действовало до конца 1980-х, когда было закрыто по распоряжению руководства Совета церквей, вместо этого ему предложили создать независимую миссию . Винс создал «Русскую миссию благовестия», которая продолжала ту же работу по поддержке верующих в СССР. Кроме того, миссия занималась обширной издательской деятельностью .

15 августа 1990 года указом президента СССР Михаила Горбачёва Георгию Винсу вернули советское гражданство . В августе 1995 года органы госбезопасности России разрешили Винсу ознакомиться с уголовным делом в отношении его отца. Так он узнал, что Петра Яковлевича расстреляли в 1937 году — до этого времени Винсы считали, что он умер в лагерях позднее. В 1963 году родственникам Петра Винса официально сообщили в Омском ЗАГСе, что он скончался в 1943 году от сердечного заболевания; однако место смерти не было указано .

Изгнание из Совета церквей

По мнению историка Ирины Гордеевой , с середины 1970-х в руководстве Совета церквей сформировались жёсткая иерархия с элементами «административно-командной системы» и своеобразный «культ личности» Крючкова . Прежние лидеры, освободившиеся из заключения, отодвигались от принятия решений; характерный для евангельских христиан-баптистов принцип независимости церквей всё чаще попирался; начались «чистки» рядов от «диссидентов» . На этом фоне Винса изгнали из Совета церквей. 17 декабря 1991 года, после нескольких встреч Винса с Советом, состоялось специальное совещание по его вопросу. Как отмечал бывший член Совета Евгений Родославов, обвинения против Винса «были явно голословными, а процесс рассмотрения сопровождался нарушениями всех библейских правил» .

По воспоминаниям бывшего служителя Совета Юрия Куксенко, Винса обвинили в том, что зарубежное представительство якобы занималось политикой; «Русская миссия благовестия» контактировала и осуществляла помощь церквям напрямую, а не через Совет; а Винс «не искал, в первую очередь, встречи с Советом Церквей» и «действовал под влиянием обиды» . Винс, в свою очередь, обвинил Совет в узурпации власти и нарушении принципа независимости каждой отдельной поместной церкви — одного из Семи принципов баптизма . Винсу вынесли порицание и вывели из Совета .

Евгений Родославов и ещё семеро присутствующих служителей отказались голосовать за осуждение Винса. «В перерыве, украдкой, некоторые близкие мне братья-служители стали прощаться со мной, понимая, что вопрос обо мне вскорости будет решён — так же, как и вопрос Г. П. Винса» , — вспоминал Родославов . После этого несколько десятков церквей и групп вышли из Совета церквей и впоследствии организовали Братство независимых церквей евангельских христиан-баптистов (в средней полосе России), либо влились во Всеукраинскую ассоциацию евангельских христиан-баптистов (на Украине и юге России), либо стали независимыми .

В 1993 году Винс письменно обратился в Совет церквей с просьбой разрешить ему выступить на съезде СЦ ЕХБ в Туле и отчитаться о своей деятельности в качестве генерального секретаря за 1969—1979 годы и секретаря Зарубежного представительства за 1979—1988 годы. Эту просьбу поддержали некоторые служители областных объединений Совета церквей. Однако Винса не пустили, и он два дня провёл на улице перед зданием, где проходил съезд .

Внешние изображения
Надгробие

В конце 1980-х годов он перенёс шунтирование сердца, а в 1997 году у него обнаружили злокачественную неоперабельную опухоль мозга, от которой он скончался 11 января 1998 года .

Взгляды

Богословие

Внешние видеофайлы
Георгий Винс проповедует

Георгий Винс исповедовал свойственный баптистам христоцентризм , считая, что Христос должен занимать центральное место в жизни верующего . «Только Христос дарует истинный смысл нашей нынешней жизни и непоколебимый фундамент нашей будущей вечной жизни, которая начинается здесь, на земле, через веру в Сына Божьего» , — отмечал он .

Взгляды Георгия Винса в значительной степени сформировались под влиянием деда и особенно отца, чьи проповеди сохранила и передала ему мать . Он унаследовал приверженность к 7 принципам баптизма , которые стали его проводником в жизни . Первым принципом, из которого вытекают все остальные, является абсолютный авторитет Библии, вера в её безошибочность и богодухновенность. Это аксиома баптистского фундаментализма, который исповедовали Винсы .

Ещё один из 7 принципов утверждает отделение Церкви от государства. Винс настаивал, что главой Церкви является Христос , и никто не имеет права «диктовать или вмешиваться в функции церкви» . Более того, считал Винс, как государство не имеет права диктовать Церкви, оно также не имеет полномочий и в области личных убеждений человека — нет никакой необходимости в посредничестве любого рода между Богом и человеком . Поэтому государство не должно навязывать правила проведения богослужений и вмешиваться в вопросы исповедания . Во время суда над ним в 1966 году Георгий Винс заявил:

У верующих есть большая любовь и уважение к свободе. Мы уважаем свободу поместных церквей и отдельных членов. Совет Церквей не имеет власти повелевать, приказывать. .

Винс также жёстко отстаивал принцип о необходимости крещения исключительно в сознательном возрасте . Для советских граждан решение следовать за Христом могло привести к серьёзным проблемам, и потому его требовалось принимать осознанно, считал Винс .

Для Винса и «инициативников» важно было отделиться от ВСЕХБ, слишком уступчивого перед атеистической властью. Признавая, что большинство верующих ВСЕХБ являются консервативными баптистами, Винс утверждал, что разделение с ними вызвано их неправильным взглядом на отделение Церкви от государства . Правда, к концу жизни он изменил свою точку зрения и перестал соглашаться с агрессивной бескомпромиссной позицией сторонников Совета церквей в отношении верующих ВСЕХБ . Разделения непосредственно в самом Совете церквей, произошедшие после изгнания Винса, вызывали у него большую печаль .

Мировоззрение

Винс рассматривал политическую систему СССР, как противоречащую его мировоззрению . Он был вынужден бороться, чтобы оставаться верным своим убеждениям и сохранить чистую совесть перед Богом . Винсу не нравилось, когда «инициативников» называли «баптистами-реформаторами» , с его точки зрения они ничего не реформировали, а отстаивали библейский взгляд на отношения Церкви и государства .

В СССР Винс пережил убийство отца, несправедливое лишение свободы, потерю всего имущества и даже гражданства. Хотя впоследствии он часто говорил о необходимости перемен в стране, по оценке исследовательницы Дж. Стокер, у него не было злобы или ненависти к советской власти . Винс рассматривал свою борьбу не как борьбу личностей или политических организаций, а как борьбу идеологий. Он боролся с атеизмом , а преследования евангельских христиан-баптистов приравнивал к преследованиям самого Христа. В 1966 году в заключительном слове на суде над ним и Крючковым Винс прочёл своё стихотворение (фрагмент):

Не за разбой и не за злато
Мы перед вами предстоим
Сегодня здесь, как в дни Пилата ,
Христос, Спаситель наш, судим .

В 1979 году, вскоре после прибытия в Америку, другие диссиденты предложили ему подписать протест против Советского правительства, но он отказался: «Я человек мира и не интересуюсь политикой» . Он прилагал большие усилия, чтобы повиноваться законам своей родины, когда они не противоречили его вере . Однако его гражданское неповиновение в отстаивании своих религиозных убеждений можно было интерпретировать как политическую деятельность .

Бескомпромиссная вера обуславливала его решения, принимавшиеся без учёта последствий . В 1930-х годах Пётр Винс проповедовал о необходимости христианам быть готовыми страдать за свои убеждения, и Георгий шёл по стопам отца . Благодаря такой вере он смог противостоять советским гонениям . Впоследствии Георгий рассказывал о своём пребывании в заключении почти с любовью, утверждая, что в духовном смысле эти годы были лучшими годами его жизни, потому что в лагере и тюрьме он был вынужден особенно сильно доверять Христу .

Он никогда не забывал о своей Родине и свою жизнь за рубежом посвятил борьбе за свободу вероисповедания в СССР, а затем помощи баптистским церквям на постсоветском пространстве .

Персональные оценки советских руководителей

Хотя Винс и утверждал, что борется не с политическим институтом, а с идеологией, он иногда давал оценки советским руководителям. Например, в 1983 году в ответ на вопрос, что он думает об Андропове , Винс отозвался о нём как о «самом жестоком из всех лидеров, которые пришли к власти» . С недоверием он отнёсся и к Горбачёву , называя встречи главы СССР с церковными лидерами «рекламными трюками». «Советская Конституция — это просто бумага, а есть неписаные законы, которые отражают то, что сегодня в интересах Советской власти, — заявил Винс в 1989 году. — Сегодня Библии в СССР можно прислать по почте. Завтра, если это будет отвечать интересам правительства, эти Библии будут конфискованы» .

Литературная деятельность

Обложка книги стихов Георгия Винса «Из поэтической тетради»

Две историко-публицистические книги Георгия Винса — «Тропою верности» и «Евангелие в узах» — переиздавались на русском («Тропою верности» — не менее двух раз), «Евангелие в узах» — переведено на английский, перевод был издан в 1995 году и переиздан — в 2014 году .

Книга «Тропою верности» повествует о судьбе отца Георгия Петровича — Петра Яковлевича Винса . Книга «Евангелие в узах» представляет собой развёрнутую автобиографию Георгия Петровича Винса, где он рассказывает о своей жизни, о служении баптистского пресвитера в условиях атеистического общества и о пребывании в тюрьмах и лагерях. Как отметил историк Владимир Попов , «сегодня историю евангельского и правозащитного движения в СССР изучают по книгам Георгия Петровича Винса» .

Георгий Винс был также христианским поэтом. Гимны на его стихи («Нам жизнь дана не для пустых мечтаний», «Молодым капитанам веры», «Христианства радостные зори», «Моя душа» и др.) сегодня исполняются во многих баптистских и других русскоязычных евангельских церквях . По словам историка Вальтера Заватски , Винс «писал стихи, которыми впоследствии суждено было тронуть сердца тысяч людей во всём мире» .

Библиография

  • Винс Г. П. Верные до конца: 1. Семейная хроника. 2. Верность. — Корнталь: Свет на Востоке , 197-. — 140 с.
  • Винс Г. П. . — Русская миссия благовестия, 1998. — 128 с.
  • Винс Г. П. Из поэтической тетради. — Русская миссия благовестия, 1989. — 226 с.
  • Винс Г. П. . — Киев: Компас, 1994. — 254 с.
  • Винс Г. П. Горизонты веры. — Русская миссия благовестия, 1995. — 106 с.
  • Винс Г. П. . — Русская миссия благовестия, 1995. — 62 с.
  • Винс Г. П. . — 2. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1997. — 308 с.
  • Винс Г. П. Пусть воды шумят. Христиане в Гулаге = Let the waters roar. 1989 / перевод Н. Прокопович. — Луцк: Християнське життя: Голос мучеников, 2013. — 238 с. — ISBN 978-617-503-106-3 .
  • Винс Г. П. .
  • Vins G. The Gospel in Bonds. — 2. — Lighthouse Trails Publishing, 2014. — 212 p. — ISBN 978-0989509367 .
  • Vins G. . — D. C. Cook Pub. Co, 1975. — 283 p. — ISBN 978-0912692845 .
  • Vins G. . — Hodder & Stoughton Ltd, 1976. — 256 p. — ISBN 978-0340204177 .
  • Vins G. Moscow Express. — Lighthouse Trails Publishing, 2018. — 119 p.
  • Vins G. Konshaubi - Una Historia Verdadera De Los Creyentes Persiguidos En La Union Sovietica. — Editorial Bautista Independiente, 1988. — 102 с.
  • Vins G. Three Generations of Suffering. — Hodder & Stoughton Ltd, 1979. — 224 p. — ISBN 978-0340250235 .

Семья

Внешние изображения
Семья Винс
(Слева направо: стоят Александр, Евгения, Пётр, Елизавета, Георгий Петрович. Сидят: Наташа, Лидия Михайловна, Надежда Ивановна)

Мать Лидия Михайловна (в девичестве Жарикова) (1907—1985) провела в США последние шесть лет жизни .

Жена Надежда Ивановна (в девичестве Лазарук) (1927—2004) .

Сыновья:

  • Пётр Винс (родился в 1956 году) . В 1970-х годах — советский политический диссидент, член Украинской Хельсинкской группы . Веру родителей не унаследовал. Подвергался преследованиям за свои политические убеждения . В 1978—1979 годах отбыл годичный срок в исправительно-трудовом лагере (формально осуждён за тунеядство) . В постсоветское время занимался бизнесом в России, переехал в Италию .
  • Александр (родился в 1971 году), окончил университет в США, работает преподавателем .

Дочери:

  • Наталья Винс (родилась в 1952 году), работает в христианской миссионерской организации в России. Автор книги мемуаров «Рубежи детства» .
  • Елизавета (родилась в 1961 году), переехала из США с мужем-американцем на Украину, занимается миссионерским служением .
  • Евгения (родилась в 1965 году ), живёт в США, помогает в миссионерском служении .

Комментарии

  1. Термин «подполье» (религиозное, протестантское) широко используется в работах различных историков (Т. К. Никольская, И. А. Гордеева, Н. А. Бондаренко и др.) применительно к деятельности нелегальных церквей евангельских христиан-баптистов.
  2. В середине XIX века прадедушка Георгия Винса Абрам Чешев вместе с девятью родными братьями отсидел год в тамбовской губернской тюрьме за молоканскую веру и «отпадение от православия». Один из братьев умер в тюрьме .
  3. Центр Амурской области — Благовещенск-на-Амуре — и близлежащие к городу сёла являлись местами компактного проживания молокан. Местные власти относились к ним более лояльно, чем в центральных регионах России .
  4. В то время меннониты в Пруссии подвергались серьёзным преследованиям за свой пацифизм и отказ по религиозным причинам воевать в прусской армии при воинственном короле Фридрихе II .
  5. Через десять лет после последнего ареста, когда семья жила уже в Киеве, Лидию Винс вызвали в Киевское областное управление МГБ и устно сообщили в ответ на её многочисленные запросы, что Петра Винса нет в живых. При этом сотрудник МГБ отказался дать письменный ответ, а также сообщить время и обстоятельства смерти . Окончательно семья выяснила судьбу П. Я. Винса только в 1995 году, когда Георгию разрешили ознакомиться с уголовным делом отца .
  6. В 1940-х годах эта церковь проводила богослужения в доме № 6 по улице Спасской, в 1949 году община объединилась с Киевской центральной церковью евангельских христиан-баптистов .
  7. Последний такой съезд проходил в 1926 году.
  8. Письменный отказ противоречил бы заявлениям властей о свободе совести в СССР .
  9. Историк Татьяна Никольская, ссылаясь на документы СДРК , приводит данные из разных документов о 272 и более 400 письмах .
  10. По воспоминаниям одного из создателей «Инициативной группы» Бориса Здоровца, большинство первоначальных лидеров движения не предполагали разделять евангельских христиан-баптистов, раскалывать ВСЕХБ и создавать альтернативный союз. Это была инициатива Геннадия Крючкова, поддержанная влившимся в движение Георгием Винсом: «В начале Движения определяющим девизом было: „Стать в проломе за народ Божий“. Но когда Геннадий Крючков развернул Движение и оно пошло вспять, его определяющим и направляющим девизом, стало: „..выйдите из среды их и отделитесь“» . Справка: Борис Максимович Здоровец — проповедник, один из лидеров «Инициативной группы» на начальном этапе. Был арестован в конце 1961 года, отбыл в общей сложности 10 лет в заключении и 3 года в ссылке .
  11. По данным историка Владимира Попова, увольнение из проектного института было вынужденным, как результат «разоблачительной» «антисектантской» статьи «Живі трупи» в газете «Вечерний Киев» , посвящённой персонально Винсу и его семье .
  12. Стенограмма суда доступна в интернете .
  13. — профессор кафедры истории церкви и миссии Меннонитской библейской семинарии в Элкхарте , Индиана . Автор книги «Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны».
  14. Одна из книг о нём так и называется: «Georgi Vins: Prisoner of Conscience» («Георгий Винс: Узник совести») . В России этот термин в отношении Винса использовала « Независимая газета » в 2008 году .
  15. Ирина Александровна Гордеева — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России средневековья и нового времени РГГУ , автор ряда публикаций по истории гражданского общества в России и СССР .
  16. В 1960-х годах именно обвинение в узурпации власти и нарушении принципа независимости церквей выдвигалось против ВСЕХБ. Этот довод был в числе основных аргументов за разделение баптистов и создание альтернативного Совета церквей .
  17. Однако нигде в доступных серьёзных источниках не говорится об отлучении от Церкви .
  18. До Георгия дошло более 300 конспектов отцовских проповедей. «Через эти краткие конспекты я, став подростком, знакомился с отцом: образом его мыслей, основами его веры и упования» , — вспоминал он .
  19. Дед Георгия, Яков , был автором популярной катехизационной брошюры « Наши баптистские принципы ».
  20. Это ещё один из 7 принципов баптизма — принцип свободы совести, которого придерживался Винс .
  21. В 7 принципах он сформулирован так: «Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрождённым людям».
  22. Такой термин, в частности, использовал Вальтер Заватски в книге «Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны» .
  23. Владимир Александрович Попов — преподаватель истории и теологии Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов .

Примечания

  1. , p. 1—3, 9.
  2. , с. 174.
  3. .
  4. .
  5. , Истоки, с. 12.
  6. , Миссионер из Америки, с. 24.
  7. , Миссионер из Америки, с. 25.
  8. , с. 73.
  9. .
  10. , В разлуке, с. 57—59.
  11. .
  12. , Один путь, с. 39.
  13. , с. 74, 75, 80, 85, 86.
  14. , с. 92—93, 102—116, 123, 125, 126.
  15. , Прощай, отец!, с. 127.
  16. , с. 136, 139—142.
  17. , с. 144, 164—165, 166—167.
  18. , с. 275—276.
  19. .
  20. , с. 276.
  21. , 5. Начало пути.
  22. , с. 412.
  23. , с. 414.
  24. , с. 201.
  25. , с. 412—415.
  26. , с. 201, 202.
  27. , с. 202, 203.
  28. , с. 203.
  29. , с. 206.
  30. .
  31. .
  32. , с. 415.
  33. , с. 44.
  34. , p. 4.
  35. , с. 210.
  36. , с. 232, 234.
  37. , с. 101.
  38. .
  39. , с. 4.
  40. , с. 102.
  41. , с. 234—235.
  42. , с. 1—44.
  43. , с. 29.
  44. , с. 235.
  45. .
  46. , p. 77—79.
  47. . Дата обращения: 20 октября 2018. 2 ноября 2018 года.
  48. , 6. Москва, Лефортово.
  49. , 1. Север.
  50. , с. 593.
  51. , с. 309.
  52. , с. 4.
  53. .
  54. , с. 281.
  55. , Часть 1 Глава 1. Президент в ярости… Врезать им по полной!.
  56. , с. 5.
  57. .
  58. , с. 282.
  59. , p. 67.
  60. , Гражданство, с. 44.
  61. .
  62. , Беседа десятая.
  63. .
  64. , с. 5—6.
  65. .
  66. , с. 80—81.
  67. .
  68. , Беседа одиннадцатая.
  69. , с. 406—407.
  70. .
  71. , p. iii, 84.
  72. , p. 54.
  73. , p. 46.
  74. , Один путь, с. 35.
  75. , p. 48.
  76. , p. iii, 48, 84.
  77. , с. 33.
  78. , p. 49—50.
  79. , p. 52.
  80. , с. 30.
  81. , p. 52—53.
  82. , p. 53.
  83. , p. 60.
  84. , p. 1.
  85. , с. 123, 128, 130 и др..
  86. , p. 9.
  87. , с. 32.
  88. , p. 3.
  89. , p. 66.
  90. , с. 42.
  91. , p. 2—3, 9.
  92. , p. 37—38.
  93. , p. iii.
  94. , p. 58.
  95. , p. 69.
  96. , p. 69—70.
  97. , p. 38.
  98. .
  99. , с. 258.
  100. , Документ № 28. О голодовке Петра Винса, с. 244.
  101. , Документ № 84. О преследованиях Петра Винса, с. 344—346.
  102. , Документ № 62. Бесчеловеческие условия содержания Кирилла Подрабинека и Петра Винса, с. 298—302.
  103. , Документ № 47. Злоупотребления законодательством о труде, с. 270.
  104. , с. 99.
  105. .
  106. , 7. Якутия. Последние дни.

Литература

На русском
  • Алексеева Л. М. . — М. : Зацепа, 2001. — 382 с.
  • Бондаренко Н. А. // Христианское чтение : журнал. — СПб. : С.-Петерб. духовная академия, 2017. — № 1 . — С. 381—405 . — ISSN .
  • // Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы : компьютерная база данных. — М. . 21 сентября 2018 года.
  • Винс Н. Г. . — Рус. миссия благовестия, 2000. — 175 с. — ISBN 978-617-503-107-0 .
  • Головина Т. // Международная христианская газета. 20 августа 2018 года.
  • Гордеева И. А. // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. — М. : РГГУ , 2011. — № 1 (62) . — С. 76—85 .
  • // МГУ ИСТИНА. Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных : интернет-справочник. — М. . 10 января 2019 года.
  • . — М. , 1990. — 15 августа. 6 сентября 2018 года.
  • Дементьев А. А. // Энциклопедия ЕХБ : статья. 14 сентября 2018 года.
  • / составитель Д. И. Зубарев, Г. В. Кузовкин. — М. : Моск. Хельсинкская группа, 2006. — 592 с. — ISBN 5-98440-30-8.
  • // / Правительство Омской области. — Омская Губерния. Портал Правительства Омской области. — Омск.
  • Заватски В. = Soviet Evangelicals Since World War II, by Walter Sawatsky, Herald, 1981. — М. : ИЦ-Гарант, 1995. — 559 с.
  • Здоровец Б. М. . 14 сентября 2018 года.
  • // История евангельского движения в Евразии 3.0 : компакт-диск. — Одесса, 2003.
  • // Русская служба Би-би-си. — 2018. — 27 апреля. 27 апреля 2018 года.
  • Коваленко Л. Е. // Облако свидетелей Христовых для народов России в XIX—XX вв.. — К. : Центр христ. сотрудничества, 2006. — С. 281—290 .
  • Краткие записи судебного процесса над верующими ЕХБ братьями: Крючковым Г. К. (Председателем Совета Церквей ЕХБ) и Винсом Г. П. (Секретарём Совета Церквей ЕХБ). Москва: 29—30 ноября 1966 г. // Архив Российского союза евангельских христиан-баптистов.
  • Куксенко Ю. Ф. . — Titel-Verlag, 2005. — 380 с. — ISBN 3-934583-30-X . от 4 сентября 2018 на Wayback Machine
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. ISBN 5-88812-037-5 .
  • Никольская Т. К. // Релігія в Україні : интернет-ресурс. — 2018. 17 декабря 2018 года.
  • Никольская Т. К. // Богословские размышления : журнал. — 2016. — № 17 . — С. 131—140 . — ISSN . 24 марта 2018 года.
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — СПб. : Издательство Европ. университета в С.-Петербурге, 2009. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8 .
  • // Коммерсантъ : газета. — 2004. — 25 марта ( № 53 ). — С. 5 . 19 августа 2018 года.
  • Патц А. // Международная христианская газета. — 2011. — 14 апреля. 5 сентября 2018 года.
  • Попов В. А. // НГ-Религии : газета. — 2008. — 17 сентября. 18 августа 2018 года.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917—1967). — СПб. : Библия для всех, 2001. — ISBN 5-7454-0594-5 .
  • Сахаров А. Д. // Воспоминания / ред.-составитель: Е. Холмогорова, Ю. Шиханович. — М. : Права человека, 1996. — Т. 2.
  • . Американская мечта русского сектанта. — М. : Зебра, 2012. — 384 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-905629-10-5 .
  • Смирнов Б. . — Книжкин дом, 2016. — 150 с. — ISBN 978-5-04-001793-5 .
  • Совет церквей ЕХБ. // Братский листок (СЦ ЕХБ). — 1966. — Вып. 5 . — С. 3—4 . 25 марта 2018 года.
  • . — 1993. — Октябрь. 6 сентября 2018 года.
На украинском
  • Висовень О. І. // гол. ред. В. П. Коцур Переяславський літопис : зб. наук. ст.. — 2014. — Вып. 5 . — С. 61—68 . 20 августа 2018 года.
На английском
  • . — London: Amnesty International Publications, 1980. — 408 p.
  • And ye Visited Me: A Prison Directory of the Evangelical Christian Baptists in the Soviet Union. — Elkhart, Indiana: International Representation for the Council of Evangelical Baptist Churches of the Soviet Union, Inc, 1984.
  • Bourdeaux M. . — 3 ed.. — Hodder & Stoughton, 1975. — ISBN 0-340-14925-6 .
  • Bourdeaux M. . — Macmillan, 1968.
  • Brown, A. // Profiles of Mennonite Faith. — 2016. — Summer. 9 сентября 2018 года.
  • // Fundamentalist Journal. — 1989. — July/August. — P. 34—38.
  • Corley F. // The Independent . — 1998. — 11 января. 1 сентября 2018 года.
  • Ellis J. Georgi Vins and his Family: a Record in Letters, Poems and Photographs. — Keston College, 1979.
  • Georgi Vins (Wiens) (1928–1998). — Canadian Conference of Mennonite Brethern Churches. 21 июня 2011 года.
  • Georgi Vins: «My Way is a Special One» // Christian Leader. — 1979. — 22 мая.
  • Georgi Vins: Prisoner of Conscience / David C. Cook. — 3 ed.. — 1979. — 285 p.
  • Georgi Vins: «Promoted to Glory» // The Russian Gospel Messenger. — 1998.
  • // The Washington Post . — 1980. — 18 июля. 1 сентября 2018 года.
  • Klippenstein L. // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. — 1985. — № 5 . — P. 1—35.
  • . — 2 ed.. — London: Amnesty International Publications, 1980. — 218 p.
  • . — London: Amnesty International Publications, 1978. — 6 p.
  • Stoker J. / Prof. Alfred Rieber, Matthias Riedl. — Budapest, Hungary: Central European University , Department of History, 2008. — 90 p.
  • Wardin, A. Jacob J. Wiens: Mission Champion in Freedom and Repression // Journal of Church and State. — 1986. — Autumn ( № 3 ). — P. 495—514.
Источник —

Same as Винс, Георгий Петрович