Interested Article - Пять скандх

Пять скандх (кхандх) или «групп привязанности» , Паньчаскандхи ( пали . IAST : pañcakhandhā , санскр. पञ्चस्कन्धी , IAST : pañcaskandhī ) — пять составляющих, необходимых для формирования личности , в соответствии с феноменологией буддизма . В буддийской традиции индивид рассматривается не в плане дуализма души и тела, а как психофизический конгломерат пяти изменчивых скандх, непрерывная флуктуация которых создает видимость личной идентичности . Другими словами, совокупность пяти скандх является основой для представления «Я» индивида.

Будда указывал, что отождествление пяти скандх с «Я» и «самостью» (не путать с понятием Самости в психологии К. Г. Юнга ) является одним из ложных представлений о личности , и отмечал, что духкха или страдание происходит вследствие привязанности к пяти скандхам .

Группы привязанности

Эти группы являются пятеричной классификацией , в которой Будда подытожил все физические и умственные явления существования , и в частности те, которые кажутся невежественному человеку его « эго » или личностью . Следовательно, рождение, старение, смерть и прочий опыт также входят в эти пять групп, охватывающих в действительности всё мироздание .

  1. Форма , материальное рупа ( санскр. रूप , IAST : rūpa ; пали IAST : rūpa-kkhandha ; кит. трад. 色蘊 , упр. 色蕴 , пиньинь sè yùn ) — тело с органами чувств, пять их познавательных способностей (пять «внешних» индрий , бахья-индрии ): зрение , слух , обоняние , осязание , вкус , а также пять соответственных типов материальных объектов восприятия (вишая): цветоформы, звуки, запахи, тактильные ощущения, вкусы . То, что в рупа-скандху входят не только тело с органами чувств, но и внешние чувственные объекты восприятия, стирает границы между субъектом и объектом, организмом и окружающей средой . Форма состоит из четырёх компонентов ( махабхута ): земли, ветра, огня и воды. Понятие «рупа» близко к понятию « материя » в западной философии.
  2. «Чистое» чувство, ощущение ведана ( санскр. वेदना , IAST : vedanā ; пали IAST : vedanā-kkhandha ; кит. трад. 受蘊 , упр. 受蕴 , пиньинь shòu yùn ) — чувственное переживание, возникающее в потоке сознания при контакте одного из пяти органов чувств и ума (шесть индрий: ум — шестая, «внутренняя» индрия ) с объектом восприятия (аламбана) . Речь идёт о действии предметов мира на чувственность, перцепции (эмоции к ведана-скандхе не относятся). Существуют три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются: их яркость пропорциональна их интенсивности .
  3. Совместное постижение, понимание , представления санджня (сання) ( санскр. संज्ञा , IAST : saṃjñā ; пали IAST : saññā-kkhandha ; кит. трад. 想蘊 , упр. 想蕴 , пиньинь xiǎng yùn ) — опознавание объектов пяти видов чувственного восприятия: цветоформ, звуков, запахов, телесных ощущений, вкусов ; познание через соединение элементов, конструирование их единства, концептуализация, идеи . Знаково-понятийное содержание сознания . Речь идёт об аффективной обработке чувственного восприятия и формировании концепций.
  4. Формирующие факторы, опыт, склонности, воля самскара (санкхара) ( санскр. संस्कार , IAST : saṃskāra ; пали IAST : sankhāra-kkhandha ; кит. трад. 行蘊 , упр. 行蕴 , пиньинь xíng yùn ) — впечатление, отпечаток, след, латентная тенденция, оставляемая действием ( кармой ) тела, речи и ума в психике ; также мотивации практически всех видов умственной деятельности (мнений, мыслей, решений, волевых импульсов), которые в дополнение к ощущениям и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. Воля , намерение (четана) являются основой действия (кармы) и движущей силой, закабаляющей в сансаре . При перерождении самскары выступают как «формирующие факторы» тела, органов познания, психики, пола, статуса, окружения и т. д. живого существа, появившегося на свет . Санскара-скандха «собирает», «составляет» другие четыре скандхи . Таким образом, самскара является одновременно и результатом накопления отпечатков прошлой кармы, и «формирующим фактором» при рождении, и источником новой кармы . Речь идёт в первую очередь об осознанном действии.
  5. Различение , избирательное познание виджняна (винняна) ( санскр. विज्ञान , IAST : vijñāna ; пали IAST : viññāṇa-kkhandha ; кит. трад. 識蘊 , упр. 识蕴 , пиньинь shìyùn ; префикс «ви-» , стоящий перед словом « джняна » — «знание », имеет распределительное значение ) — общая способность ощущать, различать, распознавать . Существуют шесть распознаваний (виджнян): зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, ментальное . «Шесть форм распознавания» всегда направлены на объект своей категории . В отличие от санджни — познания через установление связи и соединение, виджняна является познанием через дифференциацию, различение, анализ, выбор . Буддолог А. В. Парибок определяет виджняну как «фокус внимания», обращенный на восприятие какой-либо одной из шести познавательных способностей ( индрий ) . Виджняна в широком смысле объединяет ряд непостоянных и мгновенных различных психических состояний в одну серию , обозначает всю интеллектуальную активность, сознание , тождественна психике ( читта ) и охватывает все психические процессы — от чувственных распознаваний, эмоций и мышления до воли, намерений и внимания , включая понимание результатов действия, не омрачённое эмоциями, запоминание, накопление знаний .

Значение теории пяти скандх

Пять скандх являются одной из основополагающих буддийских концепций и важной частью буддийской доктрины в целом. Только через них воспринимается мир ( сансара ), и ничто не воспринимается не через них. Поэтому, одной из основных систем классификации элементов ( дхарм ) потока бытия служит схема из пяти категорий, соответствующих пяти скандхам. Согласно классификации дхарм, которая появилась в Абхидхарме одной из ранних буддийских школ сарвастивада (вайбхашика) и затем воспроизводилась в разных абхидхармических текстах, а также в «Энциклопедии Абхидхармы» (Абхидхарма-коша) , насчитывается 75 элементов существования . Сансару образуют 72 непостоянные дхармы, называемые «составными» (санскрита-дхармы). Эти 72 дхарма-элемента конституируют сансарический опыт, входят в пять скандх живого существа и распределяются по скандхам следующим образом:

  1. Чувственное, группа формы (рупа-скандха) — 11 дхарм: 5 типов объектов (вишая), 5 познавательных способностей ( индрии ), «непознаваемое» (авиджняпти) — элемент, относящийся к деятельности сознания.
  2. Группа ощущения (ведана-скандха) — 1 дхарма. Ощущение бывает трех видов: приятное, неприятное, а также ни то, ни другое. По характеру ощущение бывает пяти видов: физическое наслаждение и боль, моральное удовлетворение и мучение, а также безразличие. По участию органов чувств различают 6 видов ощущения: 5 видов, возникающих при контакте с органами чувств зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и 1 вид, когда задействован интеллект. С точки зрения времени, ощущение бывает двух видов: прошедшее и настоящее. Буддхагхоша (V в.) рассматривал ощущения с точки зрения спасения: благоприятные, неблагоприятные, безразличные. Хотя дхарма и одна, но она образует группу (скандху) по причине большого разнообразия ощущения и рассмотрения с разных позиций.
  3. Группа различения (санджня-скандха) — 1 дхарма. По Васубандху , суть различения — «схватывание» общего признака или отдельных существенных признаков: длинное, короткое, мужчина, женщина, друг, недруг и так далее. Различение рассматривается так же в аспекте органов чувств (6 видов) и времени (2 вида).
  4. Группа сил (формирующих факторов; самскара-скандха) — 58 дхарм: 44 дхармы относятся к психическим процессам, 14 дхарм относятся к «чистым силам».
  5. Группа сознания (виджняна-скандха) — 1 дхарма; по Васубандху — знание, или представление, в отношении каждого отдельно взятого объекта. Дхарма сознания определяется как общее понятие сознания (без содержания). Различают 6 видов сознания: сознание видимого, сознание слышимого, сознание обоняемого, сознание осязаемого, сознание вкушаемого и сознание ума (нечувственное) — интеллект, понимаемый как осознание предыдущего мгновения.

Из-за пяти скандх возникает привязанность ( упадана ) и страдания ( духкха ).

Бхара Сутта :

Пять скандх — это бремя, а личность есть носитель бремени.
Бремя приносит страдание существам, а избавление от бремени приносит счастье.
Сложив с себя бремя, достойный почитания отдаляется от принятия другого бремени.
Полностью искоренив жажду, достигаешь совершенного покоя.

Доктрина описывает одну материальную ( рупа ) и четыре «умственных» ( нама — «имя», в данном контексте — идеальное) скандхи, которые передают относительный опыт окружающего мира индивида. Отдельно рупа (форма) представляет собой каналы восприятия внешнего мира через органы чувств и объекты чувственного восприятия ; поэтому рупа отождествляется с материальным. Субъект, представляющий собой психосоматическую организацию «нама-рупа», изображается на схемах как лодочник (управитель, ум) и лодка. «Нама-рупа» является четвёртым звеном (нидана) в двенадцатичленной формуле бытия .

Скандхи зависимы друг от друга, поэтому в возникновении опыта и его анализе обычно задействована вся их система. Согласно «Махаведалла-сутте», «что ощущается (ведана), то и воспринимается (санджня), что распознается, то и осознается (виджняна)» .

Порядок скандх имеет важное значение, так как при познании и реакции более «высокие» скандхи находятся в зависимости от более «низких». Четыре «идеальных» скандхи (нама) рассматриваются как элементарный кармический цикл. Сначала — ведана (ощущение чего-то нового, познание), потом — эмоциональное восприятие и опознавание (самджня), сопоставление с имеющимися представлениями. Потом — действие на основании воли и опыта (самскара), и затем — различение и распознавание информации, получаемой от органов чувств и мышления , осознание результата, накопление опыта (виджняна).

На основе схемы из пяти скандх базируется теория буддийской медитации.

Система скандх в некоторой степени коррелируется с теорией К. Г. Юнга, который рассматривал пять основных функций сознания: восприятие, распознавание, оценка, интуиция, акт волеизъявления . Однако психология Юнга опирается на понятие Самости как предельного основания человеческой психики (соответствующее понятию Атмана ), а буддийская философия отрицает субстанциальное существование Атмана .

Скандхи и медитация

Смысл концепции скандх состоит в исследовании опыта для выявления механизма, продуцирующего и репродуцирующего дукху (страдания, неудовлетворенность), и закабаляющего индивида в сансаре . Буддийские авторы рассматривали схему из пяти скандх не только как теоретическое объяснение устройства человека, но и как знания, позволяющие на практике с помощью медитации достичь контроля над всеми психическими процессами, и обрести освобождение от тягот перерождений ( нирвана ).

Функция «собирания» и «составления» других четырёх скандх приписывается самскара-скандхе. Поэтому, четыре остальные скандхи могут рассматриваться как обусловленные, пассивные самскары. В Палийском каноне приводятся списки самскар. В эти списки входят следующие исключительно ментальные явления: намерение (четана), внимание (манасикара), решимость (адхимокша), энергия (вирья), мысленное сосредоточение (самадхи), витарка и вичара (выделение объекта мысли и его обдумывание) и т. п., а также формирующие факторы тела (кая), речи (вач) и мысли (читта). Каждому уровню сосредоточения (шаматха) соответствует прекращение определённых самскар. Например, в 1-й дхьяне прекращается самскара речи, во 2-й дхьяне прекращаются витарка и вичара (сознание пребывает на объекте непрерывно и без ментального усилия). В следующих дхьянах происходит прекращение групп привязанностей (скандх) — ощущений (ведана) и концептуального познания (санджня).

В « Висуддхимагге » Буддхагхоши скандхи указываются как один из объектов аналитической медитации , посредством которой достигают мудрости (праджня) , под которой понимается знание того, что, помимо скандх, нет никакого особого «Я» и «Моё». Есть два способа созерцания скандх: как образ, наделенный концептуализацией , и образ без концептуализации. Первый вид созерцания называют исследующим, второй — устанавливающим. Скандхи исследуются с точки зрения зрения относительной истины и абсолютной истины с целью установления подлинной сущности скандх посредством верного познания (прамана) .

Пять скандх в тибетском буддизме

Ранний буддизм рассматривал личность как соединение пяти скандх. В тантрическом буддизме это представление переносится на самого Будду и заявляется, что он тоже состоит из пяти скандх. И эти скандхи сами по себе являются буддами. В европейской литературе их часто называют « Дхьяни-будды » . Следует отметить, что в санскрите есть слово « дхьяна », но нет слова «дхьяни». и данное выражение неправильно . В тантрических текстах говорится о «пяти Татхагатах » (панча-татхагата) или о «пяти Джинах» (панча-джина). «Джина» — это древний эпитет, прилагающийся к Будде, который первоначально относился к победе над страстями ( тришна ) .

В тибетском буддизме рассматриваются пять Джин, представляющих собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды ( Ади-Будда ). Точнее, пять Джин соответствуют телу Самбхогакая , свободного от страстей и привязанностей, выраженных пятью скандхами. Поэтому их также называют буддами пяти скандх.

  1. Будда Акшобхья соответствует форме (рупа). Считается, что он способствует преодолению омрачения неведения ( авидья ).
  2. Будда Ратнасамбхава соответствует ощущениям (ведана), помогает освободиться от гнева (кродха).
  3. Будда Амитабха соответствует представлению (самджня) и преодолению гордыни (мана).
  4. Будда Амогхасиддхи соответствует опыту, воле (самскара), и преодолению вожделения (рага).
  5. Будда Вайрочана соответствует сознанию, различению (виджняна), и преодолению ревности (иршья) .

Тантрические системы активно работают с пятью скандхами и соответствующими им «пятью Джинами» ( тиб . сангье нга).

См. также

Примечания

  1. Лысенко В. Г. Скандхи // Индийская философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 743. — 950 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-02-036357-1 . — ISBN 978-5-8291-1163-2 .
  2. , с. 76.
  3. , с. 13.
  4. Лысенко В. Г. Рупа // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 574—575. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  5. Лысенко В. Г. Индрии // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 329. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  6. Лысенко В. Г. Скандхи // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литератуоа, 2011. — С. 638. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  7. Steven M. Emmanuel. (неопр.) . — John Wiley & Sons , 2015. — С. 587—588. — ISBN 978-1-119-14466-3 . 11 января 2023 года.
  8. от 3 января 2018 на Wayback Machine Encyclopædia Britannica (2013)
  9. Karunamuni N. D. The Five-Aggregate Model of the Mind (неопр.) // (англ.) . — 2015. — May ( т. 5 , № 2 ). — doi : .
  10. Peter Harvey. (англ.) . — Cambridge University Press , 2013. — P. 56—57. — ISBN 978-0-521-85942-4 . 11 января 2023 года.
  11. Peter Harvey. (англ.) . — Cambridge University Press , 2013. — P. 55—59. — ISBN 978-0-521-85942-4 . 11 января 2023 года.
  12. Charles S. Prebish. (неопр.) . — (англ.) , 2010. — С. 32—33. — ISBN 0-271-03803-9 .
  13. Андросов В. П. Ведана // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 184. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. ISBN 978-5-91944-007-4 .
  14. Лысенко В. Г. Санджня // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 599. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  15. Андросов В. П. Санджня // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 332. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. ISBN 978-5-91994-007-4 .
  16. Лысенко В. Г. Санскара // Индийская философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 716. — 950 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-02-036357-1 . — ISBN 978-5-8291-1163-2 -- ISBN 978-5-98426-073-2 .
  17. Лысенко В. Г. Четана // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 786—787. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  18. Лысенко В. Г. Санскара // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 603. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  19. Лысенко В. Г. Скандхи // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 639. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  20. Лысенко В. Г. Виджняна // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 210. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  21. Андросов В. П. Джняна // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 211. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. ISBN 978-5-91994-007-4 .
  22. Лысенко В. Г. Скандхи // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 640. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  23. Лысенко В. Г. Дхату // Философия буддизма; Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 321. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  24. Лысенко В. Г. Виджняна // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 211. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  25. Парибок А. В. Лекция четырнадцатая // Буддизм Махаяны: Курс лекций / под ред. В. А. Слесаревой. — СПб. : Философский факультет СПбГУ, 2009. — С. 270, 271. — 321 с. — 4 экз. ISBN 5-2345-6789-1 .
  26. Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия : сайт. — Электронная библиотека Института философии РАН, 2018.
  27. Лысенко В. Г. Читта // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 794. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-1 .
  28. Лысенко В. Г. Санскрита-дхармы - асанскрита-дхармы // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 605, 606. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  29. Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2013. — С. 47. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
  30. Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В., Рябов С. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание / под ред. Н. Л. Жуковской. — М. : ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2006. — Т. 2. — С. 68—70. — 600 с. — (Ars Buddhica). — ISBN 5-278-00033-2 (серийный). — ISBN 5-278-00373-0 .
  31. . Дата обращения: 13 декабря 2009. 23 августа 2006 года.
  32. Лысенко В. Г. ПРатитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 551, 552. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  33. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 189. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. ISBN 978-5-91994-007-4 .
  34. Jung C.G. Psyhcologische Typen. GW6.. — Zürich: Bollingen Series, 1967. — С. 578.
  35. . Дата обращения: 13 декабря 2009. 2 января 2010 года.
  36. Лысенко В. Г. Санскара // Индийская Философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 717. — 950 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-02-036357-1 . — ISBN 978-5-8291-1163-2 -- ISBN 978-5-98426-073-2 .
  37. Лысенко В. Г. Санскара // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 604. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-1 .
  38. Конзе Э. Буддийская медитация. Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость / Пер. с англ. . — М. : Издательство Медков С. Б., 2017. — С. 8. — 160 с. — 300 экз. ISBN 978-5-902583-06-6 .
  39. Донец А. М. Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе / под ред. С. П. Нестеркина. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. — С. 29, 30. — 150 с. — ISBN 978-5-7925-0192-8 .
  40. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / под ред. С. В. Пахомова, пер. с англ. И. Беляева. — СПб. : Наука, 2003. — С. 251. — 288 с. — ISBN 5-02-026855-0 .
  41. Загумённов Б. И. "Гирлянда изъянов", или типичные ошибки и неточности в переводах буддийских текстов на русский язык // Буддизм России : буддийский, буддологический журнал / под ред. А. А. Терентьева, М. Н. Кожевниковой. — СПб. : Нартанг, 2005. — № 38 . — С. 122 .
  42. Терентьев А. А. Дхьяни-будда // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 324. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .

Литература

Источник —

Same as Пять скандх