Interested Article - У Цзэтянь

У Цзэтянь ( кит. трад. 武則天 , упр. 武则天 , пиньинь Wǔ Zétiān , палл. У Цзэтянь , 17 февраля 624 16 декабря 705 ) — китайская императрица , правившая Китаем на протяжении сорока лет, с 665 года до своей смерти.

У Цзэтянь появилась в императорском дворе как наложница китайского императора Тай-цзуна , династии Тан . После смерти императора попала в гарем , а затем получила титул супруги его сына — императора Гао-цзуна . Когда Гао-цзун скончался, она долгое время правила страной, меняя на троне своих сыновей, пока в 690 году не заняла трон самолично, отстранив от власти своего сына Жуй-цзуна . Получив власть , она провозгласила новую династию У Чжоу .

Однако после смерти У Цзэтянь, её сын Чжун-цзун снова вернулся на трон в качестве императора восстановленной династии Тан , а после него — снова Жуй-цзун . Она упоминается также под именами У Чжао ( кит. 武曌 , пиньинь Wǔ Zhào , палл. У Чжао ), У-хоу ( кит. 武后 , пиньинь Wǔ Hòu — императрица У) или Тянь-хоу ( кит. 天后 , пиньинь Tian Hòu — Небесная государыня).

Период её правления ознаменовался широкой экспансией Китая , в частности вторжением в Центральную Азию и Корею . При этом, в стране бурно развивалась культура , а религии даосизм и буддизм перешли под покровительство государства. Со времён её правления сохранились такие выдающиеся архитектурные сооружения , как буддийские пещеры Лунмэнь (Драконовы Ворота) и мавзолей Цяньлин .

У императрицы было четыре сына и две дочери, двое из её сыновей становились императорами . Её внук — император Сюань-цзун , правление которого считается « золотым веком » танской династии.

Необычность её царствования заключалась в том, что она приняла мужской титул « император » (хуанди) и была формально единственной женщиной за всю четырёхтысячелетнюю историю Китая, обладавшей верховным титулом. В других исторических случаях женщины-правительницы с титулом «вдовствующая императрица» (тайхоу) фактически правили государством, в то время как их несовершеннолетние сыновья формально занимали трон .

Оценки её правления в исторической литературе отличаются разнообразием, порою диаметрально противоположны — одни [ кто? ] историки рисуют образ жестокой взбалмошной нечестивой царицы, другие [ кто? ] — мудрой просветлённой государыни, всё своё время заботящейся о благополучии страны.

Возвышение

Ранние годы

У Цзэтянь родилась в городе Личжоу (利州) (современное название Гуанъюань провинции Сычуань ), при рождении получила имя У Мэй. Её отец У Шихоу (武士彟) был богатым торговцем леса, мать происходила из знатной семьи Ян. Император Гаоцзу дружил с семьёй У и покровительствовал ей. У Шихоу получил высокую правительственную должность. Семья жила в городе Вэйшуй (совр. провинция Шэньси ).

У росла в богатой семье, слуги выполняли всю домашнюю работу, и она посвящала своё время обучению. Также её образованием занимался отец. Она получила разносторонние знания, в том числе — в области политики и государственного устройства, музыки и литературы .

Наложница императора Тай-цзуна

В возрасте тринадцати лет будущая императрица попала в гарем императора Тай-цзуна в качестве младшей наложницы . Она получила титул цайжэнь (才人 cairen — талантливая наложница) и выполняла секретарские функции, продолжая своё образование.

У так и не стала фавориткой императора и предположительно не была приглашена в его спальню . По её собственным записям [ каким? ] , когда она сопровождала императора, он обратил её внимание на необъезженного жеребца. Тогда она предложила императору попробовать усмирить жеребца сначала железным прутом, потом железной кувалдой по голове, а потом, если не подействует, железным кинжалом вырезать язык у коня. Возможно, этот инцидент напугал императора .

Буддийская монахиня

У императора Тай-цзуна было 14 сыновей, но не было детей от У . После смерти Тай-цзуна в 649 году она, по обычаю того времени, была отправлена монахиней в буддийскую обитель, храм Ганье (感業寺). Однако ещё во время жизни во дворце за ней ухаживал сын императора Ли, который позже занял трон как император Гао-цзун .

Наложница императора Гао-цзуна

Император Гао-цзун навещал её в монастыре и в 654 году забрал её в свой гарем. Довольно скоро император приблизил к себе У Цзэтянь, которая стала наложницей 2-го ранга, а императрица Ван и наложница Сяо были отдалены. Соратники Тай-цзуна и высшая аристократия были оскорблены подобным поведением. Кроме того, и по представлениям того времени, интимные отношения сначала с отцом, а потом с сыном приравнивались к инцесту .

Когда у У Цзэтянь умерла дочь, та обвинила императрицу Ван в намеренном убийстве ребенка. Надёжных данных об обстоятельствах смерти дочери не имеется, и среди исследователей [ каких? ] выдвигалось несколько противоположных гипотез — что убийство было осуществлено императрицей Ван из мести; что, наоборот, У Цзэтянь жестоко убила ребёнка, чтобы обвинить императрицу Ван ; ребёнок умер от удушья из-за врождённого дефекта шеи .

Императрица

В результате скандала в 655 году она стала императрицей, отстранив императрицу Ван . В дальнейшем она принесла Гао-цзуну четырёх сыновей и ещё дочь, принцессу Тайпин .

В сложной борьбе императрице удалось одержать победу и к 660 году все её недоброжелатели были удалены от двора, соперниц «по её приказанию четвертовали и утопили в вине без суда и следствия» [ неавторитетный источник ] . Она добилась смещения неугодных министров и чиновников, заменив их на своих ставленников. Её величайшим триумфом стала расправа над дядей императора [ кто? ] и его кланом.

Управление страной при слабом муже и сыновьях

Период слабости императора Гао-цзуна

Великий Будда Майтрея в пещерах Лунмэнь , построен императрицей У.

Гао-цзун с каждым годом слабел душой и телом, так что в течение последних 23 лет его жизни страной фактически правила императрица У. Она самолично отбирала военачальников, которые вели войны на Корейском полуострове . В результате войн в 668 году было разгромлено государство Когурё и превращено в китайскую провинцию. После этого в 670 году началась война с государством Силла (см. Силла-танские войны ), которая шла с переменным успехом и закончилась перемирием в 676 году . В результате этих войн образовалось государство Объединённое Силла , а позднее (в 698 году) племя мохэ смогло отвоевать часть территории бывшего Когурё и образовалось государство Бохай .

В 666 году она собрала делегацию женщин [ каких? ] на гору Тайшань и провела там религиозные ритуалы .

Колоссально возросло в стране влияние буддизма . В 673 году она собрала средства и сама внесла огромные пожертвования для строительства гигантского Будды Майтреи в пещерах Лунмэнь , который сохранился до настоящего времени. Она основала множество буддийских монастырей и распространила новообнаруженный буддийский текст [ какой? ] с пророчеством о приходе святой женщины-правительницы. При этом императрица объявила Майтреей саму себя, ссылаясь на новонайденные тексты и свидетельства .

В 674 году она приняла титул Тянь-хоу (天后 , «Небесная императрица») и стала именовать себя вместе с императором «двумя государями» . Она основала институт для составления свода биографий знаменитых женщин .

При малейшем подозрении У беспощадно расправлялась с непокорными, внушая придворным благоговейный трепет. По мнению Л. Н. Гумилёва , в устроенных императрицей гонениях на пособников возвышения династии Тан «глухая ненависть китайской знати к династии, которую она считала инородческой, прорвалась и нашла достойного вождя» .

Период правления старшего сына Чжун-цзуна

После смерти супруга в 683 году императрица передала престол старшему сыну Чжун-цзуну , сохранив, однако, реальную власть в своих руках. Чжун-цзуна это не устраивало и он предпринимал попытки изменить ситуацию. У Цзэтянь, обратив внимание на его беспомощность и покорность своей молодой супруге, уже через месяц сослала их и возвела на престол другого сына, Жуй-цзуна . Чжун-цзун был разжалован в князя ( ван ) и сослан в провинцию .

Период правления сына Жуй-цзуна

Жуй-цзун ( Ли Дань ) на протяжении шести лет оставался послушной марионеткой в её руках. Он фактически не посещал никаких правительственных совещаний и не выходил за пределы внутренних покоев императорского дворца . У Цзэтянь усилила тайную полицию, которая помогала устранять врагов, особенно в первые годы правления Жуй-цзуна . Её власть была очень крепкой, официальные лица не допускались к императору, а император не мог вмешаться в государственные дела. Она занялась также укреплением статуса рода У, даровав своим родителям и предкам высокие посмертные титулы . В 686 году она предложила императору передать ему фактическую власть, но тот, понимая неискренность этого намерения, отказался, оставив У Цзэтянь у руля.

Восстание 684 года

Подобное развитие событий вызвало протест танских легистов .

Восстание поднял , граф [ неизвестный термин ] области Ин, который захватил власть в Янчжоу 揚州 ( Цзянсу ). Восстание поначалу было нашло поддержку в регионе, но не смог продвигаться интенсивно и не воспользовался преимуществами своей популярности. При этом советники пытались увещевать императрицу вернуть власть Жуй-цзуну , на что она выдвигала обвинения в сочувствии мятежу и говорила, что этот шаг не приведёт к прекращению восстания. Она послала генерала (李孝逸) на подавление мятежа, поначалу операция была неудачной, но в конце концов он одолел отряды , мятежник пытался бежать, но был убит .

При усмирении вспыхнувших бунтов У Цзэтянь казнила более 20 человек, но ей удалось удержать власть .

Возвышение монаха Хуайи

В 686 году буддийский монах (懷義) стал её фаворитом [ источник не указан 1711 дней ] . Он окружил себя группой молодых головорезов и чувствовал себя во дворце безнаказанно, избивая тех, кто проявлял сопротивление. В 688 году У Цзэтянь поручила Хуайи возглавить широкомасштабное строительство императорского зала собраний ( Минтан ). Когда строительство было завершено, Хуайи был назначен главнокомандующим войска против Восточного Туджу (государства Тюркютов ). Он смог продвинуться вперёд к реке Цзыхэ ( 紫河 ), притоку Янцзы , но не вступил в бой и вернулся назад .

Устранение потенциальных врагов

В 688 году вдовствующая императрица организовала церемонию жертвоприношения духу реки Лохэ (洛水). Для церемонии она созвала старейшин императорского рода Ли, но принцы заподозрили, что она собирается убить всех и захватить трон, и организовали сопротивление. Поднялись Ли Чжэнь и его сын , однако У Цзэтянь смогла одолеть их армии. Она уничтожила 12 боковых ветвей императорского рода, многих замучив или заставив покончить с собой .

Большая пагода диких гусей , достроенная в Чанъане при императрице У.

Император Китая 690—705

Провозглашение новой династии Чжоу

К 690 году позиции У стали настолько прочны, что она свергла сына и 19 октября провозгласила себя императором — событие, не имевшее прецедентов в истории Поднебесной . Тогда же она приняла имя У Цзэтянь и императорский титул «хуанди». «Буддисты [ кто? ] немедленно написали сочинение, доказывающее, что У — дочь Будды и должна наследовать империю у династии Тан . В благодарность за поддержку, императрица издала указ, повелевавший во всех городах страны строить буддийские храмы» . С помощью тайной полиции она поддерживала в стране порядок. Историк Сыма Гуан в XI веке не использовал её новых титулов и называл её всё время «вдовствующая императрица», выражая тем самым несогласие с процедурой узурпации трона и смены династии . [ значимость факта? ]

Ранние годы правления

Завладев троном, У Цзэтянь подняла статус буддизма , поставив его над даосизмом . При этом даосизм также оказывался под её покровительством и получал мощную поддержку. В каждой подчинённой столице ( Сиань и Лоян ) был построен храм Даюнь (大雲寺) и учреждены должности старших монахов, приравненных к герцогам [ неизвестный термин ] . Были построены также храмы предков семи поколений рода У и храмы, посвящённые трём первым танским императорам Гаоцзу , Тай-цзуну и Гао-цзуну , это сопровождалось дарованием титулов .

Первоначально роль тайной полиции была весьма высока, но после инцидента 692 года , который чуть было не привёл к казни четырёх канцлеров и нескольких высших министров, казнь была заменена ссылкой, и волна репрессий ослабла .

В 692 году императрица направила генерала войной на Тибет , этот поход позволил отвоевать 4 области Западного Края , которые заняли тибетцы в 670 году Куча , Керия , Кашгар и Суяб .

В 693 году императрица казнила принцессу Лю (жену Ли Даня , её сына, отстранённого от власти) и его наложницу Доу по навету фрейлины (韋團兒), которая ненавидела Ли Даня и обвинила принцессу в колдовстве. Ли Дань испугался за свою жизнь и не стал даже с ней разговаривать об этом деле. Вэй Туаньэр подготовила также донос на Ли Даня, но императрица получила донос на неё саму и казнила её. Тем не менее императрица лишила сыновей Ли Даня титулов принцев, казнены были также чиновники (裴匪躬) и (范雲仙) по обвинению в секретных встречах с Ли Данем. Слуга вспорол себе живот, поклявшись тем самым в невиновности Ли Даня. Этот поступок потряс императрицу, она приказала врачам вылечить Аня и прекратила изыскания, сохранив Ли Даню жизнь .

В 694 году императрица обеспокоилась тем, что Ли Чжаодэ стал слишком влиятельным после смещения У Чэньсы, и Ли Чжаодэ был отстранён . Тогда же императрица попала под влияние мистиков. Это были в первую очередь отшельник (который позднее получил должность канцлера), утверждавший, что ему 350 лет, и старая буддийская монахиня, утверждавшая, что она и есть Будда, а также иноземец, утверждавший, что его возраст составляет 500 лет. Тогда же императрица стала распространять культ Будды будущего Майтреи , с которым она ассоциировала себя, и пыталась получить поддержку широких слоёв населения . В 695 году её фаворит сжёг ( минтан , 明堂) и (天堂), будучи недовольным тем, что императрица увлеклась врачом (沈南璆). Императрица усомнилась в чудесных свойствах и буддийской монахини, которые не смогли предсказать пожара, та была арестована вместе со своими учениками, и все были переданы в рабство. покончил с собой. Хуайи был также казнён, 500-летний иноземец сбежал. После этого инцидента императрица ослабила свой интерес к мистицизму и больше погрузилась в государственные дела .

Хотя западные и северные границы Танской империи трещали от напора кочевников — тюркютов и киданей , императрица вынуждена была сосредоточить своё внимание на вопросах престолонаследия. Члены семейства У (её родные племянники), и до того приближенные к трону, после провозглашения династии Чжоу видели себя наследниками престола.

Середина правления

В дальнейшем империю стали беспокоить враги на северных и западных рубежах. Весной 696 года армия под командованием генералов и потерпели поражения от тибетских генералов братьев (論欽陵) и (論贊婆). Генерал был разжалован в рядовые, а сильно понижен в звании, но ситуация на фронте в дальнейшем потребовала восстановления их в званиях . В апреле императрица восстановила символ высшей императорской власти древности — девять треножников .

Летом 696 года восстали кидани . Киданьские полководцы и сочли невозможным терпеть несправедливости губернатора области Инчжоу (營州) (современный ) (趙文翽), принял титул (無上可汗). Армия, которая была послана для подавления восстания, потерпела поражение. В войну включился Восточно-тюркский каганат ( тюркюты ) во главе с Капаган-каганом (Ашина Мочо). В 696 году умер Ли, и он покарал семьи Ли и Суня . Но после побед он подключил киданьские силы и обратился против Китая. . Императрица, испугавшись его побед, заключила мир с тюркютами, передав Капаган-кагану многочисленные дары. В 697 году тюркюты смогли победить киданей, казнив Суня .

В 697 году Лай Цзюньчэн снова усилил своё влияние. Он выдвинул лживые обвинения против Ли Чжаодэ (который был оправдан) и готовил обвинения в заговоре против Ли Даня, Ли Чжэ, принцессы Тайпин и принцев семьи У. Принцы семьи У и принцесса Тайпин действовали решительно и обвинили Лай Цзюньчэна в преступлениях, в результате и Лай Цзюньчэн, и Ли Чжаодэ были казнены. После смерти Лая период произвола тайной полиции завершился. Их жертвы были посмертно реабилитированы . В это же время фаворитами императрицы У стали братья и , которым были пожалованы почести и графские [ неизвестный термин ] титулы .

В 698 году и другой племянник императрицы (принц Лян) неоднократно пытались убедить чиновников повлиять на императрицу, чтобы утвердить одного из них наследным принцем — чтобы власть закрепилась за семейством У. В то время канцлером снова стал Ди Жэньцзе (прототип знаменитого персонажа детективных романов Судьи Ди ), известный честностью и принципиальностью. Он был против этой идеи, но предлагал для престолонаследия Ли Чжэ (её сын, бывший император Чжун-цзун, который снова стал императором после её смерти). Это мнение поддержали другие канцлеры — и , а также советник императрицы , который далее убедил братьев Чжанов поддержать этот план. Весной 698 года императрица согласилась, и Ли Чжэ был возвращён из изгнания. Ли Дань предложил передать Ли Чжэ статус престолонаследника, и императрица утвердила статус. Его имя было изменено на Ли Сянь, а потом на У Сянь .

Тюркютский Капаган-каган попросил какого-нибудь танского принца жениться на своей дочери, думая о том, чтобы породниться с танской династией и восстановить Танскую империю под своим патронажем, сместив императрицу У. У Цзэтянь послала к нему внучатого племянника У Яньсю (武延秀) вместо танского принца, но каган отверг его . Теперь, вместо закрепления мира путём династийного брака, он отослал У Яньсю назад и двинул войска на Чжоу, дойдя на юг до области Чжао (趙州, сейчас Шицзячжуан , Хэбэй ), пока не получил отпор .

В 699 году изменилась ситуация в Тибете (Туфань). Царь решил восстановить свою власть, недовольный захватом власти братьями Лунь. Когда Лунь Циньлин был далеко от Лхасы , Триду Сонгцен зарезал его сподвижников и выступил против него, победив в сражении. Лунь Циньлин покончил с собой. Остальные члены семьи Лунь сдались китайским властям. Смута продолжалась ещё несколько лет, и тибетская граница оставалась спокойной .

В 699 году императрица У почувствовала старость и обеспокоилась тем, что после её смерти Ли Сянь и семья У будут враждовать. Она собрала принцев и принцесс клана Ли и У и заставила их принести присягу друг другу .

У Цзэтянь ввела в китайский язык от 10 до 30 придуманных её чиновником иероглифов . Большинство из них по окончании её правления были забыты, но некоторые сохранились как вариантные .

Поздние годы правления

Расширение территории Китая во время правления императрицы У

В последние годы жизни (начиная с 699 года) рассудительность императрицы была поколеблена наплывом старческого сластолюбия. В частности, она приблизила к себе двух братьев Чжан Ичжи и сомнительной репутации, которые стали её фаворитами. Несмотря на увещевания придворных, старая и больная правительница всецело полагалась на преданность Чжанов. Братья Чжаны обрели большое могущество и через них проходили самые важные государственные дела. Разговоры, которые вели между собой принцы и принцессы, передавались Чжанам. Её внук , внучка Ли Сяньхуэй (李仙蕙) и её муж У Яньцзи (武延基) получили приказ покончить с собой . Тем не менее императрица искала молодых талантливых чиновников и привлекала их к высоким должностям. В частности, возвысились и .

В 703 году Чжан Ичжи и Чжан Чанцзун вступили в конфликт с старшим канцлером , который раскритиковал их брата Чжан Чанъи (張昌儀) и отклонил продвижение другого брата Чжан Чанци (張昌期). Чжаны также боялись, что Вэй их казнит, когда императрица умрёт. Поэтому они обвинили Вэя и Гао Цзяня (高戩), которого поддерживала принцесса Тайпин . Они вынудили подчинённого Вэя Чжан Юэ подтвердить свои обвинения, но когда тот предстал перед императрицей, он обвинил Чжанов в том, что его принуждали к лжесвидетельству. В итоге Вэй, Гао и Чжан Шо были отправлены в ссылку, но не были казнены .

Отречение, восстановление династии Тан и смерть

В августе 704 года против фаворитов Чжан Ичжи и Чжан Чанцзуна и против их братьев были поданы обвинения в коррупции. Их братья были смещены, и хотя чиновники (李承嘉) и требовали также смещения обоих фаворитов, императрица отказалась их сместить. Однако канцлер снова выдвинул обвинения в коррупции против фаворитов .

Зимой 704 года императрица серьёзно заболела, и только братья Чжан имели право навещать её, канцлерам это дозволено не было. Это привело к спекуляциям на тему заговора братьев Чжан, чтобы занять трон, и обвинения были выдвинуты повторно. Как только её состояние улучшилось, Цуй Сюаньвэй предложил допускать к императрице только её сыновей Ли Даня и Ли Сяня . Обвинения к братьям нарастали, и императрица позволила провести расследование. Но прежде чем расследование завершилось, императрица принесла извинения перед Чжан Ичжи, тем самым обесценив работу Суна .

Памятник в Цяньлиньском мавзолее , в котором похоронены императрица У и её муж Гао-цзун

Весной 705 года императрица снова серьёзно заболела. , и стали планировать заговор, чтобы убить братьев Чжан. Они подключили генерала , Ли Даня (李湛, иные иероглифы, чем у сына императрицы), (楊元琰) и другого канцлера . Получив одобрение престолонаследника Ли Сяня, заговорщики выступили 20 февраля, убили Чжан Ичжи и Чжан Чанцзуна, окружили (長生殿), где находилась императрица. Они сообщили ей о казни братьев Чжан и вынудили её передать трон престолонаследнику Ли Сяню. Последовало два указа от её имени — сначала о передаче регентства Ли Сяню, а потом о передаче трона ( 22 февраля ). 23 февраля Ли Сянь формально занял трон, а на следующий день императрица под стражей была отведена в пригородный (上陽宮), при этом она именовалась Императрицей-регентшей Цзэтянь Дашэн (則天大聖皇帝) . 3 марта династия Тан была восстановлена, а династия Чжоу прекратилась .

Императрица умерла 16 декабря, последние указы от её имени уже не использовали титул императора, а содержали слова «Императрица-регентша Цзэтянь Дашэн» . В 706 году император Чжун-цзун организовал её похороны в Цяньлиньском мавзолее совместно с её мужем Гао-цзуном около столичного города Чанъань .

Оценки правления

Исследовательница Энн Палудан , специализировавшаяся на биографиях китайских императоров, приводит противоположные оценки. С одной стороны, она признаёт правление У Цзэтянь как весьма успешное, укрепившее и расширившее Китай, удовлетворявшее потребности населения, включая повышение доходов и благосостояния нижних классов. При этом отмечается развитие культуры и укрепление даосизма и буддизма. Однако она отмечает жестокость прихода императрицы к власти. Формирование культа императрицы как «Святой госпожи», по её мнению, сопровождалось привлечением даосизма и буддизма как средств пропаганды , сравнением У Цзэтянь с матерью Лао-цзы и буддой Майтреей как женского божества, обнаружением удобных ей пророчеств и свидетельств. Она также отмечает развивающееся слабоумие в поздние годы её правления и опору на любовников, развитие коррупции и падение морали, что привело к потере репутации и свержению .

В культуре

См. также

Примечания

  1. (англ.)
  2. Paludan, 100
  3. Beckwith, 130, n. 51
  4. . Дата обращения: 1 ноября 2014. Архивировано из 1 ноября 2014 года.
  5. 19 февраля 2008 года. (недоступная ссылка)
  6. 11 октября 2007 года. (недоступная ссылка)
  7. Zizhi Tongjian ,
  8. Zizhi Tongjian , .
  9. Paludan, 93
  10. Zizhi Tongjian , .
  11. Paludan, 98
  12. . Дата обращения: 25 октября 2016. 6 декабря 2016 года.
  13. Paludan, 99
  14. . www.synologia.ru. Дата обращения: 25 октября 2016. 19 октября 2016 года.
  15. Paludan, 97-101
  16. Paludan, 97<
  17. Zizhi Tongjian , .
  18. Zizhi Tongjian ,
  19. Zizhi Tongjian , .
  20. Domesticating the Dharma, Richard D. McBride, 2007. от 1 января 2014 на Wayback Machine
  21. Zizhi Tongjian , .
  22. Zizhi Tongjian ,
  23. Jonathan Wolfram Eberhard. (неопр.) . — University of California Press , 1997. — С. 388. — ISBN 978-0-520-03268-2 . 2 марта 2014 года.
  24. Zizhi Tongjian ,
  25. от 9 октября 2018 на Wayback Machine

Литература

  • C.P. Fitzgerald, The Empress Wu , 2nd ed. (1968).
  • R.W.L. Guisso, Wu Tse-t’ien and the Politics of Legitimation in T’ang China (1978).
  • Christopher I. Beckwith|Beckwith, Christopher I. (2009): Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present . Princeton: Princeton University Press. ISBN 978-0-691-13589-2 .
  • Old Book of Tang , vol. 6.
  • Cotterell, Yong Yap and Arthur Cotterell (1975). The Early Civilization of China . New York: G.P.Putnam’s Sons. ISBN 978-0-399-11595-0 .
  • Empress of China: Wu Ze Tian, by Jiang, Cheng An, Victory Press 1998
  • John K. Fairbank|Fairbank, John King (1992), China: A New History . Cambridge, Massachusetts: Belknap Press/Harvard University Press. ISBN 978-0-674-11670-2 .
  • Murck, Alfreda (2000). Poetry and Painting in Song China: The Subtle Art of Dissent . Cambridge (Massachusetts) and London: Harvard University Asia Center for the Harvard-Yenching Institute. ISBN 978-0-674-00782-6 .
  • New Book of Tang , vols. 4, 76.
  • Ann Paludan (1998). Chronicle of the Chinese Emperors: The Reign-by-Reign Record of the Rulers of Imperial China . New York, New York: Thames and Hudson. ISBN 978-0-500-05090-3 .
  • Rastelli, Sabrina (2008). China at the Court of the Emperors: Unknown Masterpieces from Han Tradition to Tang Elegance (25-907) . Skira. ISBN 978-88-6130-681-3 .
  • Scarpari, Maurizio (2006). Ancient China: Chinese Civilization from the Origins to the Tang Dynasty . Vercelli: VMB Publishers. ISBN 978-88-540-0509-9 .
  • (1971). CHINESE LYRICISM: Shih Poetry from the Second to the Twelfth Century . (New York: Columbia University Press). ISBN 978-0-231-03464-7 .
  • Yu, Pauline (2002). «Chinese Poetry and Its Institutions», in Hsiang Lectures on Chinese Poetry, Volume 2 , Grace S. Fong, editor. Montreal: Center for East Asian Research, McGill University.
  • Сыма Гуан . Хроника Цзы чжи тун цзянь (資治通鑑), vols. , , , , , , , , , , . (издан в 1084 году и позже переведён на русский язык архимандритом Иакинфом (Бичуриным ) [ прояснить ] ).


Источник —

Same as У Цзэтянь