Interested Article - Кыргызская литература

Кыргызская литерату́ра ( кирг. Кыргыз адабияты ) — совокупность письменных и устных произведений на кыргызском языке , история которых берёт начало в XIX веке .

Установленный в 2012 году памятник Манасу Великодушному в московском Парке Дружбы в Левобережном районе города

Дореволюционный период

До возникновения кыргызской письменности литература кыргызов развивалась в форме устного творчества. Существовала традиция устной кыргызской народной поэзии , начиная от лирики и заканчивая эпосом . Из кыргызских поэтических произведений известны пастушеские («Бекбекей») и любовно-лирические песни («Секетбай», «Кюйгон»), кошок (плачи), пословицы и поговорки, сказки, эпосы («Курманбек», «Кедейхан», «Коджоджаш», «Сарынжи-Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Эр-Тоштюк», «Жаныл Мырза», «Эр-Табылды», «Джаныш-Баиш») и другие .

Особо важное значение для кыргызского народа имеет героический эпос « Манас ». Его популяризации способствовали манасчи (сказители), державшие его в памяти . Первые записи эпоса «Манас» и других кыргызских поэм сделали в середине XIX века русский учёный-тюрколог Василий Радлов и казахский учёный Чокан Валиханов . Наиболее значительными манасчи считаются Сагымбай Орозбаков , со слов которого записано двести пятьдесят тысяч строк эпоса, и Саякбай Каралаев , устно передавший самый полный вариант эпоса, достигающий почти полмиллиона строк .

Одной из составляющей кыргызской устной поэзии является творчество акынов (поэтов-импровизаторов) . К концу XIX века в акынской поэзии Кыргызстана выделялось два направления: сторонники прогресса и воссоединения с Россией ( Токтогул Сатылганов , Тоголок Молдо ) и защитники традиционного уклада жизни, противопоставляющие кыргызский народ русскому . В предреволюционные годы начал свою литературную деятельность ученик Токтогула, классик кыргызской литературы Барпы Алыкулов . В своих песнях он разоблачал жестокость ханов , феодалов , показывал тяжесть наёмного труда, жизнь человека под гнётом баев .

Советский период

1920-е годы

После прихода советской власти началась работа по созданию киргизской письменности . Согласно , годом рождения письменной киргизской литературы считается 1924 год, когда вышла первая газета на киргизском языке « Эркин-Тоо » («Свободные горы»): в ней были напечатаны первые стихотворения Аалы Токомбаева и других киргизских поэтов . Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) и «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) положили начало для развития в киргизской литературе социалистического реализма . Первым письменным произведением современной киргизской литературы стало стихотворение А. Токомбаева «Эпоха Октября», опубликованное в первом номере газеты , а первым произведением в прозе — рассказ «Аджар» К. Баялинова (1928). Предпринимались попытки создания драматических произведений, из которых выделяется исследователями пьеса «Кайгылуу Какей» Молдогазы Токобаева . На базе «Эркин-Тоо» сформировался литературный кружок молодых поэтов-революционеров («Красная искра»). Из организованного преподавателем киргизского языка и просветителем кружка вышли писатели Аалы Токомбаев, Джоомарт Боконбаев , Тугельбай Сыдыкбеков , Джусуп Турусбеков , Кубанычбек Маликов , Молдогазы Токобаев, Касымалы Джантошев , Касымалы Баялинов , Мукай Элебаев , Райкан Шукурбеков . Поэзия 1920-х годов в основном опиралась на традиции киргизского устно-поэтического фольклора. Основной темой поэтических произведений того периода было освобождение угнетённых и строительство новой жизни . В конце 1920-х годов дебютировал уроженец республики Николай Чекменёв , выпустив повесть «Пастух Садык», что сделало его основоположником русской литературы Кыргызстана .

1930-е годы

В литературе 1930-х годов проявилось многообразие жанров и направлений. Важное место в произведениях того времени занимала тема труда. В 1930-е годы развивалась киргизская драматургия , появились крупные драматические произведения, среди которых «Не смерть, а жизнь» Дж. Турусбекова и «Золотая девушка» Дж. Боконбаева. Появляются крупные прозаические произведения: романы «Кен-Су» и «Темир» Тугельбая Сыдыкбекова, «Каныбек» Касымалы Джантошева и другие. Поэты 1930-х годов отходят от декларативности и излишней красивости, в их творчестве преобладает гражданский пафос . В 1930-е годы на киргизский язык переводились произведения русской литературы и литературы других народов, чем занимались Джоомарт Боконбаев и Алыкул Осмонов: в тот период русская литература оказала существенное влияние на киргизскую . В 1934 году был проведён Первый всесоюзный съезд советских писателей — делегатами от Советского Кыргызстана были избраны Аалы Токомбаев, Мукай Элебаев, Касымалы Маликов и Джусуп Турусбеков. В это же время на литературное пространство вышли Джоомарт Боконбаев, Касымалы Маликов, Темиркул Уметалиев, Джусуп Турусбеков, Абдрасул Токтомушев , Тугельбай Сыдыкбеков и другие .

1940-е годы

В годы Великой Отечественной войны основной темой киргизской литературы стали подвиги советских людей на фронте и работа в тылу. Многие писатели республики погибли в боях с немецко-фашистскими оккупантами, в том числе Мукай Элебаев, Джусуп Турусбеков, Джума Джамгырчиев, Кусеин Эсенкожоев , Джекшен Ашубаев . Поэты-фронтовики Темиркул Уметалиев, Толен Шамшиев, Сергей Фиксин в своих стихотворениях призывали на борьбу с оккупантом, писали о стойкости и мужестве советских людей. В годы войны также были написаны произведения Джоомарта Боконбаева, Аалы Токомбаева, Алымкула Усенбаева , Какыла Акиева и других. Тема подвига присутствовала и в послевоенный период в творчестве киргизских писателей-фронтовиков Темиркула Уметалиева, Узакбая Абдукаимова , Суюнбая Эралиева , Сооронбая Жусуева и других . В киргизской литературе военных лет также занимали своё место очерки и рассказы о подвигах на войне. В годы войны состав писателей Советского Кыргызстана пополнился эвакуированными из России и Украины писателями: Аделина Адалис , Яков Апушкин, В. Винников, Якуб Земляк , Е. Зоря, А. Кравцов, Евгений Ковский , Михаил Меньшиков , Лев Пасынков , А. Степанов, Георгий Шенгели и другие . В послевоенные годы продолжала развиваться художественная проза — К. Баялинов написал повесть «Счастье», Т. Сыдыкбеков работал над романом «Люди наших дней». Позднее тема войны займёт особое место в творчестве С. Эралиева, С. Джусуева, Дж. Мавлянова. Значительным послевоенным произведением исследователи считают роман «Фронт» У. Абдукаимова. В поэзии же того времени выделяются поэмы «Своими глазами» и «Мелодии комуза» А. Токомбаева, «Кубат», «„Песня“ о белом золоте», «Джыпар» Т. Уметалиева, «Кадыр-аке», «Золотая гора» К. Маликова, поэмы С. Джусуева и Б. Сарногоева . После войны в республику прибывают А. Борцов, Ф. Самохин , , С. Фиксин .

1950—1960-е годы

В 1950—1960-е годы киргизские писатели стали активно обращаться к сложным социальным и нравственным проблемам. Высокого художественного уровня достигли жанры рассказа и прозы. В послевоенной киргизской прозе важное место занимало творчество Ч. Айтматова , повести которого переведены на многие языки мира. Развивался жанр романа как на современные ( Н. Байтемиров , Ш. Бейшеналиев и другие), так и на исторические темы ( Т. Касымбеков ). Киргизская драматургия, начавшаяся в 1930-х годах с переложений на сцену фольклорных произведений, в 1950—1970-х годах стала реалистичной и приобрела современное остросоциальное звучание (К. Маликов, Т. Абдумомунов , М. Байджиев ). В поэзии получили развитие поэма ( М. Абылкасымова ) и различные формы лирики ( М. Джангазиев ). Если ранее киргизская поэзия ориентировалась на классический рифмованный стих, то в 1960—1970-х годах в ней появился и стих свободный (С. Эралиев, О. Султанов и другие) . Русская проза Кыргызстана в 1970-х была богаче поэзии — и в жанровом, и в тематическом отношении. Фактически она была представлена всеми основными эпическими жанрами: очерком (В. Светличный, Л. Дядюченко , А. Дергачёв, А. Жирков), рассказом (Е. Колесников, Г. Адамовский, Н. Коханов, Н. Ямылов), повестью (Ф. Самохин, М. Аксаков , С. Островских), романом ( Н. Удалов , Е. Ковский) . В жанре повести можно было увидеть своеобразный «бум». Тогда в этом жанре работали писатели разных поколений — и Бейшеналиев, и Каимов, и Самохин, и Мавлянов, и Сооронбаева , и другие. Популярность этого жанра была вызвана общественной, художественной потребностью в оперативном, концентрированном воплощении в объёме повести усложнившегося содержания и ускорившихся ритмов современной жизни .

Примечания

  1. — статья из Британской энциклопедии
  2. Кыдырбаева Р. от 22 июня 2020 на Wayback Machine // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 525—530.
  3. , с. 4.
  4. Тойчинов И. от 21 июня 2020 на Wayback Machine // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 206—212
  5. Лебедева Л. И. Киргизская литература // . — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.
  6. , с. 4—5, 100.
  7. , с. 6.
  8. , с. 5.
  9. Орузбаева-Даниярова К. Б., Даниярова А. С. Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи / Под ред. Шварца В. И. — Бишкек : Общественный фонд Санжарбека Даниярова, 2021. — 472 с. — ISBN 978-9967-35-039-7 .
  10. Джолбулакова Ч. А. // Вестник Киргизско-российского славянского университета : журнал. — 2018. — Т. 18 , № 5 . — С. 57–62 . — ISSN . 26 февраля 2022 года.
  11. , с. 7.
  12. / под ред. Жиркова А; редколлегия.: Айтматов Ч ., Горячих В. (ответ секретарь), Сасыкбаев С ., Удалов Н., Фиксин С . и др. — Фрунзе: Советтик Кыргызстан, 1971. — С. 16. — 2859 экз.
  13. / под ред. Жиркова А.; редколлегия: Айтматов Ч ., Сальников А ., Фиксин С ., Токомбаев У . и др. — Фрунзе: Советтик Кыргызстан, 1976. — С. 34.

Литература

  • Самаганов Дж . Писатели Советского Киргизстана (биобиблиографический справочник) / Под ред. Жиркова А. В. — Фрунзе: Кыргызстан, 1969. — 644 с. — 24 000 экз.


Источник —

Same as Кыргызская литература