Interested Article - Бук-Мухаммад

Поход Бук-Мухаммада в Кайтаг
Основной конфликт: Кавказская война
Дата конец 1851 — январь 1852
Место Кайтаг
Причина включение Кайтага и Табасарана в состав Имамата
Итог Победа русских войск
Противники

Флаг Северо-Кавказского имамата Северо-Кавказский имамат

Российская империя

Командующие

Флаг Северо-Кавказского имамата

Генерал Суслов

Силы сторон

200—300 солдат

3000 пехотинцев
600 всадников
4 пушки
2 мортиры

Потери

неизвестно

убито :
3 обер-офицера
142 солдата
ранено :
2 штаб-офицера
30 обер-офицеров
362 солдата
контужено :
1 штаб-офицер
6 офицеров
57 солдат

Бук-Муха́ммад , также Бук-Магоме́д ( лакск. Бюкь-МухIаммад , араб. بق محمد ‎; начало XIX века , Кумух , Кази-Кумухское ханство Дербент , Российская империя , 1852 ) — северо-кавказский военный деятель. Наиб имама Шамиля . Участник Кавказской войны .

Будучи уроженцем знатной кумухской семьи, перешёл в Имамат Шамиля , где был назначен наибом в областях Мукратль и Рисьор. В 1851 году вызвался провести военный поход в Кайтаг и Табасаран , чтобы поднять там антироссийское восстание и установить шариатские законы. Под конец года закрепился в Кайтаге, после чего пришлось держать оборону от русских войск. Бук-Мухаммад был ранен и пленён, после чего его вывезли в Дербент , где он впоследствии и умер.

Биография

Бук-Мухаммад родился в Кумухе — столице Кази-Кумухского ханства , ныне Лакского района Дагестана . Происходил из знатного лакского рода Рашкуевых и входил в свиту Кази-Кумухского хана .

Имя означает в переводе с лакского «Мухаммад, подобный камню» , так его прозвали за смелость и стойкость, к его имени была добавлена приставка «бук» («крепкий, как речной камень») .

Бук-Мухаммад совершил мухаджирство на территорию Имамата. Его назначили наибом областей Мукратль , Рисьор , а также лакских переселенцев, живших там . Постоянным местом жительства наиба в Имамате было поселение лакских мухаджиров в Карахском обществе Рисьор . Поселение называлось «Бук-Мухаммадиль Кула» .

Описывая Бук-Мухаммада, его двоюродный брат Абдурахман из Газикумуха писал, что « Он был искренним богомольцем, и умелым организатором в боях, искренне преданным имаму человеком. Он всегда был доброжелателен к народу. Жители Газикумухского округа его боялись. Он неоднократно совершал на них набеги, предавал эти селения огню. Его имя гремело в этом округе. Его считали одним из лучших наибов и любимцев Шамиля ».

Дореволюционный учёный-историк Гасан Алкадари характеризует его как храброго военачальника, который приобрёл « имя и известность на службе у Шамиля-эфенди » .

Поход в Кайтаг

К концу 1851 года Шамиль собрал военный совет в местности Илиб близ Гергебиля и предложил после неудачного похода Хаджи-Мурата вновь пойти на Кайтаг и Табасаран . Предложение не одобрили, однако из Кайтага и Табасарана шёл поток писем с просьбами присоединить эти области к Имамату Шамиля и установить шариат .

Вскоре Шамиль одобрил поход. Наиба для руководства походом планировалось выбрать по жребию, но Бук-Мухаммад вызвался добровольцем . Неизвестный русский мемуарист, сторонник Имамата, писал, что этот поступок тронул имама и тот снял с себя шапку и пистолет, оправленные серебром, надел их на наиба, а через плечо перекинул хурджины , наполненные монетами на расходы в Кайтаге .

Писарь Шамиля Мухаммад ал-Карахи описывал события следующим образом: « И он послал мухаджира, храбреца Бук Мухаммада ал-Гумуки, наиба Мукарура с людьми из его наибства и мухаджиров Гази Гумука и Ахти. Они выступили числом около 200 человек в начале зимы восьмого года и начали устанавливать среди жителей Кайтага и Табасарана свое управление и порядки, назначая наибов, кадиев и начальников сотен » . По другим источникам, с Бук-Мухаммадом было 300 всадников . Он возглавил отряд мюридов из переселенцев из Кази-Кумуха и Ахты .

Отряд, двигаясь по ночам, проскользнул через Куппа , Цудахар , Сирха и далее прошёл в Кайтаг . Для того, чтобы операция Бук-Мухаммада оставалась скрытной и незаметной, другие наибы Шамиля выехали для отвлекающей атаки в направлении Нижнего Дженгутая , там находилась резиденция генерала Лазарева .

Осенью 1851 года Бук-Мухаммаду удалось закрепиться в Кайтаге, в селе Шиляги .

Как повествует сохранившийся арабоязычный текст XIX века, « В течение нескольких дней этот Бук-Мухаммад обошёл селения Кайтага, в ходе чего он давал исламское воспитание- адаб кайтагцам, обучал их законам всевышнего Аллаха, шариату, и утверждал среди них правила священной войны » .

31 декабря 1851 года князь Аргутинский узнал, что в Кайтаг прибыли горцы. Был составлен отряд, командиром был назначен генерал-майор Сусловым, туда вошли 1 батальон Самурского и 3 батальона Ширванского полков. К русским примкнули и местные из Кубы , Куры , Даракамы , Баршалы, Табасарана, Дербента , Ахты .

Сражение у Шиляги

18 января 1852 года начался штурм Шиляги .

Мухаммад ал-Карахи описывает битву следующим образом :

«…Ранним утром, в день пятницы, враги проникли к ним (защитникам) из-за беспечности встречных, вышедших на битву против них и защитников. Когда умножилось убиение, то уменьшилась численность товарищей Бук Мухаммада. Осталось только около 200 человек, засевших в 5 домах, вновь запылал огонь битвы между ними и врагами. Враги зажгли огонь своих пушек против домов, в которых находились товарищи Бук Мухаммада, до того, что большинство этих домов разрушили. Враги бросались на них в атаку множество раз, но товарищи Бук Мухаммада косили их раз за разом. Враги поднимались раз за разом на крыши их домов, но они сбрасывали их при помощи шашек и в рукопашную. Враги бросали на них через окна огонь и приближались к ним так близко, что они даже ухватились через окно за одно из ружей врагов и враги были вынуждены силой тянуть это ружье от них. Таким образом они давали отпор врагу до тех пор, пока не наполнились их трупами занятые им дворы и улицы».

Генерал Суслов приказал поджечь село, многие засевшие живьём сгорели в домах .

Ночью царские войска отступили, выставив караулы у дорог. При попытке выхода из осады Бук-Мухаммад был ранен двумя или тремя пулями . Раненного оставили в одном из домов, где проходила оборона .

Плен

Бук-Мухаммад был найден русскими солдатами живым и отправлен в Дербент с почтением. Там на третий день он умер и был с похоронен на кладбище Кырхляр .

На знамени Бук-Мухаммада была вышита надпись на арабском языке: « Не теряй смелости. Отнесись равнодушно к опасностям войны. Никто не умрёт ранее предусмотренного (Богом) часа смерти » . Согласно преданиям, на его мече было выгравировано: «Саблей рай приобрётший Бук-Мухаммад» .

Кайтагский поход в российской прессе

В фольклоре

Воспоминания о Бук-Мухаммаде сохранились в народе, он стал популярным героем различных дагестанских фольклорных произведений . В них он изображается как отважный, решительный, благородный герой. Согласно аварской легенде, Бук-Мухаммад участвовал и в битве при Ахульго . В аварском фольклоре, во время плена после шилягинского сражения раненному Бук-Мухаммаду были предложены почести и сохранение жизни, однако тот предпочёл достойную смерть .

В других преданиях он выкрадывает себе невесту из Чечни , а позже ему приходится спасать её из рук царского полковника, увезшего её, чтобы жениться. Бук-Мухаммад в предании предстает как выразитель исламских моральных устоев, а его возлюбленная чеченка изображена как носительница патриархально-родовых традиций с образом девы-воительницы .

В лакских легендах Бук-Мухаммад соперничает с казикумухским ханом и побеждает его в меткости стрельбы. Также наиб встречается в дуэли с Даниял-беком Илисуйским , которого он победил, выбив у того саблю. Даниял-бек в отместку, согласно преданию, во время осады Бук-Мухаммада в Шиляги внушил имаму Шамилю не отправлять наибу подкрепление, убедив, что тот собирается перейти на сторону русских. С целью доказать свою верность Бук-Мухаммад вступил в смертное сражение и геройски умер .

В даргинском предании «Бук-Магомед», бытующем в селении Маджалис , говорится, что он родом из Кайтага и что он « был очень сильным, ловким, храбрым человеком » .

Примечания

Источники
  1. , с. 62.
  2. Доного Х. -М. (рус.) . www.gazavat.ru (27 октября 2009). Дата обращения: 6 мая 2022. 7 октября 2021 года.
  3. ↑ , с. 70.
  4. , с. 80.
  5. ↑ , с. 249.
  6. , с. 112.
  7. , с. 137.
  8. ↑ , с. 81.
  9. ↑ , с. 462.
  10. , Уллу-Кала.
  11. ↑ , с. 19.
  12. (неопр.) . Руниверс . Дата обращения: 6 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  13. , с. 477.
  14. , с. 132.
  15. .
  16. ↑ , с. 71.
  17. , с. 157.
  18. , с. 13.
  19. , с. 72.
  20. , с. 73.
Комментарии
  1. Мукратль — общество, состоящее из жителей селений: Магар , Мукутль , Чукиб , Багинуб и других
  2. Рисьор — общество, состоящее переселенцев; в его состав входили: Дусрах , Косрода , Могроб и других на левом берегу Казикумухского Койсу , где жили в эпоху Шамиля лакские переселенцы. После войны посёлок перестал существовать.
  3. Ибрагим Араканский, Гусейн Гергебильский и Альбури из Хунзаха

Литература

На русском языке
  • Абдурахман из Газикумуха . / ДНЦ РАН, пер. с араб. М. С. Саидова. — Мх. : Дагкнигиздат , 1997. — С. 65. — 868 с. — (Памятники письменности Дагестана). от 20 марта 2022 на Wayback Machine
  • Адухова Ж. М. // VII International Scientific Conference Development of Georgian-Ossetian Relationship dedicated to Ioane Iaghulidze. — Тб. : Universal, 2022. — 13—14 10. — С. 13 . — ISSN . 9 ноября 2022 года.
  • Повествование о походе в Кайтаг наиба Бук-Мухаммада Казикумухского // (рус.) / Ш. Б. Магомедов. — Мх. : Издательство ДГУ, 1999. — 120 с.
  • Гасаналиев М. . — Международный фонд Шамиля, 2009. — С. 62. — 132 с. от 9 ноября 2022 на Wayback Machine
  • Гаджиев Б. И. Уллу-Кала // . — Мх. : Эпоха, 2006. — 382 с. — ISBN 978-5-457-67538-4 . от 9 ноября 2022 на Wayback Machine
  • Алкадари Г. -Э. / В. Г. Гаджиев . — Мх. : Дагкнигиздат , 1994. — С. 137. — 223 с. от 8 ноября 2022 на Wayback Machine
  • Дадаев Ю. У. . — Мх. : Ихлас, 2006. — С. 477. — 504 с. от 18 мая 2022 на Wayback Machine
  • Магомедов Р. М . Даргинцы в дагестанском историческом процессе. — Мх. : Дагестанское книжное издательство , 1999. — Т. II. — С. 462. — 520 с. — 3000 экз. — ISBN 5-297-00577-9 .
  • Мухаммад Тахир аль-Карахи . Глава о набеге Бук Мухаммеда // (рус.) / пер. с араб. А. М. Барабанова; предисл. И. Ю. Крачковского . АН СССР. — М. Л. : Издательство Академии наук СССР, 1941. — 333 с.
  • Омаров Х. А. / отв. ред. Шихсаидов А. Р . — Мх. : ДНЦ РАН, 1997. — С. 249. — 320 с. от 20 февраля 2022 на Wayback Machine
  • . — М. : Ихлас, 2004. — С. 132. — 352 с.
  • / Институт востоковедения РАН. — Мх. : МавраевЪ, 2018. — С. 112. — 352 с. от 9 ноября 2022 на Wayback Machine
  • (рус.) // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. — 2018. — № 16 . — С. 70-74 . — ISSN .
  • Историческая антропология народов Северного Кавказа: актуальные проблемы / науч. ред. Х. Б. Мамсиров. — Нальчик: Кабардино-Балкарский гос. ун-т им. Х. М. Бербекова, 2017. — С. 157. — 227 с.
  • . — Litres , 2017. — 107 с. — ISBN 978-5-457-67204-8 .
На лакском языке
  • ХIажиева Аь. (лак.) // Ас-Салам . — Мх. .
  • БюкьмухIаммад. Лакские эпические песни. — Мх. , 1969.

Same as Бук-Мухаммад