Interested Article - Айдыногуллары

Айдыногуллары ( осман. آیدین اوغللری ‎, тур. Aydınoğulları, Aydın ) — анатолийский бейлик ( эмират ) в городах Смирна , Бирги, Аясолук , а также тюркская династия, основавшая его и правившая им в период между 1308 и 1425 годами. Династия также называется Айдыниды , бейлик — Айдын. Своим названием бейлик и династия обязаны отцу основателя — сельджукскому военачальнику Айдын-бею.

Эмират был расположен в Западной Анатолии , имел выход к Эгейскому морю и контролировал побережье примерно от современного Бодрума до Измира . Столицей бейлика в разные годы были города Бирги, Аясолук (европейские источники называли его Эфес — по расположенному недалеко древнему городу ), Измир . Флот бейлика Айдын был серьёзной угрозой византийским , генуэзским и венецианским владениям в восточном Средиземноморье . Во время правления Умура-бея Айдыноглу против Айдына были организованы антитурецкая лига в 1334 году и крестовый поход — в 1344 году . Бейлик был впервые захвачен османами в 1390 году , а окончательно покорён ими — в 1425 году .

История

Возникновение бейлика

Ко второй половине XIII века на территории Малой Азии существовало два крупных государства, у каждого из которых период расцвета был позади. Византийская империя, уже пережившая распад после захвата Константинополя в 1204 году на Латинскую , Никейскую и Трапезундскую империи, временно возродилась в 1261 году на уменьшенной территории. Конийский султанат , осколок Сельджукской империи , в своё время отвоевавшей у Византии территории, подвергался набегам монголов , постепенно сдавая позиции. Под напором монголов в Анатолию из Средней Азии перекочёвывали тюркские племена. В 1229 году к анатолийской границе сельджукского государства пришёл последний хорезмшах Джелалэддин Мангуберди . В августе 1230 года Алаэддин Кей-Кубад I сразился с Джелалэддином и разбил его в . В 1231 году Джелалэддин умер, а сопровождавшие его в походе воины обосновались в Анатолии, поступив на службу к сельджукам .

Пока существовала Никейская империя , восточная её граница контролировалась укреплениями, а в каждой крепости сидел наместник-архонт. С возвращением Константинополя в 1261 году и переносом в него столицы из Никеи азиатские рубежи Византии стали приходить в запустение. Наместники в крепостях оставались, но центр уже не мог оперативно оказывать им помощь . Укрепляя границы Византии в Малой Азии, Михаил Палеолог к 1280 году закончил строительство крепостей . Кроме того, вдоль правого берега Сангария он построил деревянную стену . Но в 1302 году вследствие сильного разлива Сангарий изменил русло. Укрепления стали бесполезны и, как результат, греки ушли от них . Византия практически не имела армии и без призвания наёмников она была не в силах защищать себя. По сути, греческие наместники были предоставлены сами себе . Серия крепостей тянулась цепочкой на востоке вдоль реки Сангарий до района Белокомы и от Белокомы — до Ахирея ( греч. Αχυράους ) . Однако часть укреплений, расположенных на окраине защитной полосы в районе Ахирея, давно не ремонтировалась и была малопригодной для обороны. Именно в этом месте тюрки впервые смогли прорваться к Эгейскому морю .

Эмират Айдын, как и большинство современных ему анатолийских бейликов, возник как тюркское племенное объединение вокруг династии вождей-правителей. Первоначально, в 1304 году на будущих землях бейлика ( Аясолук , , Бирги, Магнесия ) появился и создал своё государство Саса-бей, действовавший от имени своего тестя, бея эмирата Ментешеогуллары .

Практически в это же время военачальник бея Гермияногуллары Айдын-бей покорил земли в долине Меандра . Вначале Саса-бей и Айдын-бей (или сын Айдына, Мехмед) действовали совместно. Однако они поссорились, и в битве Саса погиб . Земли Сасы были присоединены Мехмедом, сыном Айдына, к своим землям. Так образовался эмират Айдын, имевший выход к морю. Основателем династии был Мехмед Айдыноглу, первый правитель этого государственного образования .

Примерные границы и основные города бейлика Айдын

Мехмед

Мехмед-бей был сыном Айдына. Об Айдыне, эпониме династии, известно только, что в летописи он назван «сатрапом Ионии » и у него было пятеро сыновей .

К 1308 году Мехмед контролировал долины рек Каистр и Мендерес , к 1317 году он захватил верхнюю крепость Смирны, , а в 1328/9 году его сын завоевал и прибрежную крепость города . Таким образом, Мехмед-бей сформировал на завоёванных землях свой собственный бейлик, который был назван именем его отца. Мехмед объявил себя независимым от Гермияногуллары и основал свой собственный эмират . Надпись над главными воротами Большой мечети Бирги (Улу джами) гласила, что город был завоёван Мехмедом Айдыноглу в 707 году Хиджры (1307/8 год) . По османским хроникам эмиром Мехмед стал в 717 году Хиджры (1317 год). Эта дата считается датой приобретения независимости от Гермияногуллары .

Эмир Мехмед разделил княжество между своими сыновьями : Хызыр получил Аясолук и ; Умур — Смирну ; Ибрагим — Бодемию ; Сулейман получил . Самый младший сын Иса остался с Мехмедом в Бирги, личной резиденции Мехмеда и столицей всех территорий Айдыноглу . По словам Аль-Умари , к 1332 году беям Айдына принадлежало шестьдесят городов и триста крепостей. Войско Айдына насчитывало 70 тысяч воинов .

Ибн Баттута в 1333 году посетил Бирги. Он описал богатство «султана Бирги» — Мехмеда . Однако не все города бейлика ещё в то время были развиты одинаково. Аясолук успел возродиться после резни 1304 года и стал конкурентом Смирны, которая подвергалась нападениям и страдала от соперничества между византийцами и турками . Ибн-Баттута побывал и в Измире (Смирне).и записал, что «большая часть города находится в руинах» .

Эгейские эмираты (Ментеше, Айдын, Сарухан , Карасы ), пользуясь своим расположением, создали флот и занялись пиратством, пополняя свою казну за счёт пиратской добычи . Они стали силой, игравшей значительную роль в балканских войнах. Византийский император Андроник III Палеолог , только ставший императором, попытался восстановить империю с помощью Иоанна Кантакузина . Он подписал мирное соглашение с Мехмедом и эмиром Сарухана, чтобы нейтрализовать эти эмираты и эффективнее противостоять османам (1329) . Умур не одобрял договор, заключённый отцом , поскольку тот подразумевал отказ от нападений на Византийские земли. Умур компенсировал это, разоряя венецианские и генуэзские колонии. Знамя бейлика — чёрное колесо на красном поле — наводило ужас на соседние христианские государства . Эвбея, Морея, Крит, Родос и все фракийское побережье стали местом рейдов Умур-бея . В 1332 году стала складываться Лига христианских держав, которая окончательно оформилась в 1334 году в Авиньоне. Первоочередной военной целью лиги должен был стать порт Смирны, отправной точки для экспедиций Умура .

Мехмед-бей умер в начале 1334 года, через несколько месяцев после визита Ибн Баттуты . Похоронен Мехмед, как и его сыновья Умур, Ибрагим и Иса, в построенном им тюрбе в Бирги .

Умур

Кадифекале (на горе) и Прибрежная крепость Смирны.

По словам Ибн-Баттуты, Умур жил в замке Смирны, расположенном на вершине горы . Родившийся в 709 году Хиджры , Умур стал правителем по предсмертному пожеланию своего отца , которое было поддержано другими сыновьями Мехмеда .

Умур был верным союзником и другом византийского императора Иоанна Кантакузина и оказывал ему помощь во время его военных кампаний, особенно во время византийской гражданской войны 1341—1347 годов . Вместе с Кантакузином Умур воевал против Момчила . При господстве Умура бейлик достиг пика своего могущества. Умур — самый известный член династии Айдыногуллары. Никифор Григора назвал его «самым могущественным из сатрапов» . При Умуре эмират Айдын обладал флотом из 350 кораблей и армией из 15 000 человек. Пиратская деятельность и охота на христианские суда привела к объявлению двух крестовых походов против Айдыногуллары папой Климентом VI . В 1348 году флот Умура был уничтожен союзным флотом Венеции , рыцарей Родоса и Кипра . Сам Умур погиб в 1348 году от стрелы, пытаясь вернуть захваченную в 1334 году госпитальерами Смирну .

Хызыр

Photo of a medieval fortress on top a wooded hill
Цитадель Аясолука

Весной 1348 года Хызыр, старший сын основателя бейлика Мехмеда-бея, пришёл к власти в эмирате после смерти более активного и более воинственного брата, Умура. Хызыр в юности получил от отца в управление Аясолук , который и стал теперь столицей бейлика. Годы правления Хызыра прошли в попытках заключить мир на выгодных для Айдына условиях. Хызыр и папа римский Климент VI обменивались посланниками и письмами. В это время в бейлике обосновались консулы основных торговых средиземноморских держав (госпитальеров, Генуи и Венеции), были урегулированы вопросы пошлин .

Готовность Хызыра идти на соглашение с латинянами ознаменовала начало упадка Айдынского бейлика, экономическое положение которого ухудшилось. Из-за прекращения пиратства была потеряна возможность обогащения за счёт добычи, захваченной в военных походах, а доходы от торговли не могли компенсировать эту потерю. Политически княжество продолжало сохранять своё независимое положение, так как силы латинской коалиции были подорваны эпидемией чумы, которая разразилась в это время в Европе .

Хызыр умер около 1360 года . Похоронен в Аясолуке .

Иса

Мечеть Исы-бея в Аясолуке. 1375 год

После смерти Хызыра к власти в эмирате пришёл младший сын основателя и брат Хызыра и Умура, Иса. Он царствовал тридцать лет. При Исе Аясолук процветал и был одним из крупных торговых центров . В 1371 году Иса подтвердил старый договор, заключённый Хызыром с венецианцами в 1348 году . Иса-бей поддерживал дружественные связи с правителем Османского бейлика, Мурадом I. Дочь Исы-бея, Хафса-хатун стала в 1391 году женой Баязида

В битве на Косовом поле Иса-бей с айдынскими воинами находился в османской армии . Мурад погиб в этой битве, и Иса Айдыноглу присоединился к союзу, организованному Алаэддином Караманидом против Баязида. Однако после стремительного похода Баязида в Анатолию для подавление мятежа , Иса-бей первым из беев явился к султану и поклялся в верности. Баязид оставил ему в награду часть бейлика на условиях вассальной зависимости . После смерти Исы-бея в 1390 году эмират был преобразован в санджак .

Оккупация османами и завоевание Тамерланом

Осада прибрежного замка Смирны войском Тамерлана в 1402 году. Иллюстрация к Зафарнаме Язди , Кемаль-ад-Дин Бехзад , 1467

Мало что известно об османском правлении в бейлике, которое длилось с 1390 по 1402 годы. Как только Баязид взял Аясолук, венецианцы попросили его разрешения на экспорт ими зерна. В мае 1390 года султан предоставил им привилегии, которые они получили во время правления Хызыра .

Сыновья Исы-бея Муса и Умур бежали к Тамерлану. Во время битвы при Анкаре воины из Айдына, находившиеся в войске Баязида, увидели своих беев в армии Тамерлана и повернули оружие против османов . Таких перебежчиков из Айдына, по словам Дуки , было 500 человек .

После победы над Баязидом в битве при Анкаре Тамерлан направился к Аясолуку . Жители города сдались, а город был разграблен и сожжён дотла. Вероятно, во время этого пожара был разрушен собор Святого Иоанна, гордость христианского Аясолука . Затем Тамерлан двинулся к Тиру и к Смирне, которую он в декабре 1402 году разрушил, а христианское население города убил. .

Тамерлан вернул управление бейликами прежним династиям и удалился в Самарканд , и между сыновьями Баязида развернулась ожесточённая борьба за власть — османское междуцарствие . Таким образом, с 1402 г. члены династии Айдын получили возможность ещё в течение некоторого времени править княжеством .

Умур II и Джунейд

Южные Балканы в 1410 году.

Тамерлан передал управление Айдынским бейликом сыновьям Исы, Мусе (Исе) и Умуру II. Муса умер в 1403/05 году, и Умур II стал править один , но против него выступил Джунейд (то ли кузен, то ли авантюрист). Соперничество завершилось тем, что Джунейд и Умур породнились (дочь одного стала женой другого), а затем Джунейд отравил Умура в 1405 году и стал единолично править княжеством . Во время междуцарствия, пока сыновья Баязида делили власть, Джунейд спокойно правил эмиратом . Он умело лавировал между сыновьями Баязида, переходя от одного к другому для сохранения своего положения .

В 1421 году умер Мехмед I и Византия попыталась использовать это в своих интересах. Дюзме Мустафа в союзе с Джунейдом подняли мятеж и переправились в Малую Азию . В 1422 году сын Мехмеда I Мурад II пообещал Джунейду вернуть Айдын, надеясь разорвать этот союз. Джунейд предал Дюзме Мустафу и приехал в Измир . В 1422 году Джунейд в сражении под Айасулуком убил сына Умура II Мустафу, который правил в это время в бейлике. Вскоре он развил активную антиосманскую деятельность, начал собирать силы и чеканить свою монету с надписью «Джунейд бин Ибрахим» .

В 1424 году Мурад II захватил бейлики Ментеше, Айдын, Сарухан и Хамид . Бежавший в прибрежную крепость Ипсили Джунейд был осаждён османами . Мурад арестовал Джунейда и казнил с семьёй (1425-26) . В 1426 году был убит последний остававшийся в живых сын Джунейд-бея, Курд Хасан, и Айдынский бейлик окончательно вошёл в состав Османского государства как ил Айдын .

Потомки Айдынидов продолжали проживать в регионе. Известно, что в 1597 году некто Айдыноглу Молла Якуп-бей, происходивший из династии правителей бейлика, построил на месте церкви прибрежной крепости Смирны , самую большую мечеть в Измире .

Представители династии

Даты Имя
1308-1334 Мубаризеддин Гази Мехмед-бей Айдыноглу
1334-1348 Бахаэддин Умур (сын Мехмеда)
1348-1360 Хызыр (сын Мехмеда )
1360-1390 Иса (сын Мехмеда )
1390-1402
1402-1403/05 Муса (сын Исы)
Умур II (сын Исы)
1404 Мехмед II (сын Умура II) (?)
1403/05 Умур II (сын Исы)
1403/5- 1426 Джунейд (возможно, сын Ибрагима сына Мехмеда)

Религия

Религиозная политика беев была двойственной. С одной стороны на западные земли Анатолии в конце XIII века активно стекались дервиши, привечавшиеся беями. Однако тюркские племена всё ещё не отринули шаманизм. Историк К. Жуков подчёркивает: «Самым ярким пережитком прошлой, шаманской практики являлись человеческие жертвы — обычай, который сохранялся в течение столетий после того, как турки впервые вторглись в византийские владения». Ибн Баттута писал, что в Бирги он видел врача-еврея, которого посадили на почётное место на возвышении напротив Мехмеда-бея. Ибн Баттута открыто возмутился таким неуважением исламских норм. Недавно обращённые в ислам тюрки-кочевники легко поддавались шиитскому или христианскому влиянию . По мнению историков, Иса-бей был шиитом , формула клятвы в договоре 1348 года, подписанного Хызыром-беем, была шиитской .

Управление

Управление бейликом облегчалось тем, что беи активно принимали на службу христианских ренегатов, служивших ранее в византийской администрации . У беев Айдына были великие визири, которых брали из духовных лиц ( кади ). Система вакуфов и мюльков широко применялась беями, начиная с Умура, что помогало в освоении захваченных земель .

Экономика

Основным источников доходов для беев Айдына было пиратство. Бейлик получал доходы и от торговли. Главным путём в бейлике была река Мендерес . Аль Умари писал о ней: «…омывающая земли бейликов Денизли и Бирги река Мендерес полна снующих вверх и вниз по течению лодок. На ней виднеются готовящиеся к плаванию корабли гази и торговцев». Город Айасулук был одним из торговых центров восточного Средиземноморья . В бейлике добывали корень солодки, ткали ковры, выделывали кожи, выращивали шафран, кунжут, зерно, производили шёлк, продукты бортничества. Эти товары экспортировались в Европу. Из Европы через Аясолук в Анатолию везли сукно, вина, мыло и прочие товары. Беи Айдына получали доход, взимая пошлину с купцов .

Наука и литература

Беи Айдына покровительствовали ученым, поэтам и переводчикам. Ибн Мелек Фириштеоглу был сыном Абдулатифа Изеддина Фириште, известного кади и собирателя толкований Корана. Фириште переехал в бейлик по приглашению Мехмеда-бея, Ибн Баттута упомянул его в рассказе о посещении бейлика и описал как «набожного и добродетельного». Сын Фириште, Ибн Мелек, многие годы преподавал в медресе в Тире, которое было потом названо его именем. Ибн Мелек был наставником сыновей Мехмеда-бея Исы, Сулеймана и Хызыра. Османский историк XVI века Ташкопрюзаде писал, что Ибн-Мелек учил и самого Мехмеда-бея. Автор словаря османских деятелей Мехмед Сюрейя повторил эти сведения, но это вызывает сомнения. Также Ибн Мелек составил рифмованный тюркско-арабский словарь .

Поскольку тюркские беи, знавшие, как правило, лишь родной язык, поощряли деятельность переводчиков, в бейлике появилась большое количество переводных трудов, причем не только религиозного или художественного, но и научного содержания. Для Умур-бея Айдыноглу был выполнен перевод с арабского сборника историй « Калила и Димна », в сокращении изложена поэма Саади « Бустан », переведено сочинение арабского ветеринара XIII века . Перевод Хюсрев и Ширин был выполнен в 1367 году Якубом бин Мехмедом и посвящён Айдыноглу Исе-бею . Иса-бей собрал в своем дворце многих поэтов, ученых и ремесленников разных религий и народностей. Даже отец византийского историка Дуки сбежал из Византии и укрылся у Исы, зная его репутацию . Автор поэмы «Искендер-наме» Ахмеди (1329—1413) начинал свою деятельность как наставник Хамзы, сына Исы-бея. Затем Ахмеди служил Гермияноглу и Сулейману-челеби , а после битвы при Анкаре — Тамерлану. В Малую Азию поэт вернулся после смерти Тамерлана . Среди сохранившихся манускриптов той эпохи много медицинских, философских, теологических, юридических трактатов. Это демонстрирует широту интересов беев и их стремление приобщиться к античной и современной им культурам .

Наследие

За время независимого существования бейлика членами семьи было построено множество мечетей, медресе, ханов, имаретов, хамамов. Уже в 1313 году Мехмед-бей воздвигает в Бирги мечеть Улу-джами. В 1333 г. Ибн Баттута посетил медресе при этой мечети, где встретился с известным теологом Мухиддином. Арабский путешественник пишет, что тот принял его в окружении рабов, слуг и большого количества учеников . Мечеть Иса-бей была построена в 1375 . Мечеть Мехмеда-бея в Бирги и Исы-бея в Аясолуке были украшены редкой мозаикой периода эмиратов . Другими крупными архитектурными сооружениями Айдынидов являются мечеть Мехмеда в Тире, мечеть Улу-Джами в Тире, мечеть Карахасан в Тире (построил брат или отец Джунейда), медресе Ибн Мелека, мавзолей Мехмед-бея в Бирги и мавзолей Султаншаха . Мечети строили и женщины из семьи. Известны мечети, построенные дочерями Умура и Исы .

Джунейт Ульчер, историк- нумизмат , назвал Айдын «самым известным из региональных княжеств, появившихся после краха сельджукской империи в Анатолии» . Мехмед-бей Айдыноглу первым среди тюркских беев того периода в 712 году Хиджры (1312) назвал себя гази («Воитель Веры»). Только через 15 лет после этого османский правитель Орхан стал в надписях величаться «Султаном гази» . Активная деятельность Айдынидов по вмешательству во внутриполитическую борьбу в Византии была взята на вооружение Орханом и Мурадом . В эпической хронике Дустурнаме османского историка XV века Энвери, сын Мехмеда Умур, был описан как «Лев Бога», ведущий справедливую и святую войну за завоевание «злодеев и неверных христиан» . Имя Умура активно выводилось на первый план при формировании османского флота и морских традиций османов, некоторые источники в XV и XVI веках столетия называли его «отцом османских моряков» , а перед морскими битвами османские моряки клялись именем Умура-бея .

Комментарии

  1. Магнезию, Приину и Ефес ещё прежде успел подчинить себе другой сатрап, Сасан .
  2. О существовании этого Айдынида известно, поскольку найдена отчеканенная им в 1404 году монета .
  3. Пунктиром показаны сомнительные или дискуссионные связи.
  4. Одна из жён Баязида I .
  5. Возможно, помолвленная с Мехмедом I и отданная отцом в жёны рабу Абдуллаху.
  6. Возможно, наоборот - она была женой Умура и дочерью Джунейда.
  7. Убит Джунейдом в 1422 году.
  8. Возможно, она была женой Умура.

Примечания

  1. , p. 39.
  2. .
  3. .
  4. , p. 8.
  5. , p. 218.
  6. , p. 218; .
  7. , p. 218; , p. 217; , p. 19.
  8. , p. 95.
  9. , с. 206.
  10. , p. 127.
  11. , p. 143; , p. 144.
  12. , p. 143.
  13. ; , p. 19.
  14. , p. 22.
  15. , p. 19.
  16. , p. 26—27; ; , p. 104.
  17. , p. 19,28.
  18. , p. 19,34.
  19. , p. 26—27.
  20. , p. 36.
  21. , p. 145.
  22. , Du Sultan de Birgui.
  23. , p. ?.
  24. , p. 172; .
  25. .
  26. , p. 146.
  27. , p. 197—198.
  28. , p. 105.
  29. ; , p. 37.
  30. , p. 28; , p. 146; .
  31. , p. 96.
  32. , p. 154.
  33. , p. 37.
  34. , p. 155.
  35. , table XXIV; ; , p. 134.
  36. , p. 134; .
  37. , p. 135.
  38. , p. 162.
  39. , p. 165.
  40. , p. 163.
  41. ; .
  42. ; , p. 135.
  43. , p. 135; , p. 165.
  44. , p. 136.
  45. , p. 136; .
  46. , p. 136; ; .
  47. .
  48. , p. 113.
  49. .
  50. , p. 15; , p. 111,112,120.
  51. , Table XXIV.
  52. , p. 83–84; , p. 49-50; , p. 136.
  53. .
  54. , p. 129.
  55. , p. 130.
  56. , p. 129—130.
  57. , p. 128.
  58. , p. 154; , p. 133.
  59. ; , p. 844.
  60. , p. 111—112.
  61. , p. 113.
  62. , p. 111.
  63. , p. Tiles.
  64. , p. 368—369.
  65. , с. 30.
  66. , p. 133.
  67. , p. 239.

Литература

  • Григора Никифор. . — СПб. : Тип. Департамента уделов , 1860.
  • Еремеев Д.Е., Мейер М.С. . — М. : Изд-во Московского университета , 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
  • Жуков К.А. . — М. : Изд-во « Наука », Главная редакция восточной литературы , 1988. — 191 с.
  • Жуков К.А. К истории образования Османского государства. Княжество Айдын // Тюркологический сборник 1978. — М. , 1984. — С. 126—139 .
  • Финкель К. . — М. : АСТ , 2017. — 832 с. — (Страницы истории). — ISBN 978-5-17-081975-1 .
  • // Numismatics International Bulletin / R. J. Hebert. — 1986. — Vol. 20, No.1. — P. 22.
  • Alderson A. D. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 181 p. (англ.)
  • Baktır Mustafa. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1999. — Vol. 20. — S. 175—176. (тур.)
  • Başaran M . // Çağdaş Türkiye Tarihi Araştırmaları Dergisi. — 1998. — № 3 . — S. 359—379. — ISSN . (тур.)
  • Baykara T. . — An. : Kültür Bakanlığı, 1990. — Vol. 131. — 120 S. — (Türk Büyükleri Dizisi). — ISBN 9789751707055 . (тур.)
  • Bosworth C. E. . — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2004. — 400 p. — ISBN 9780748621378 . (англ.)
  • Carr M. / Thesis Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy Supervised by: Dr Jonathan Harris. — L. : Royal Holloway, University of London , 2011. (англ.)
  • Carr M. . — Suffolk: Boydell & Brewer, 2015. — 216 p. — ISBN 9781843839903 . (англ.)
  • Foss C. . — Cambr. : Cambridge University Press , 1979. — ISBN 978-052122086-6 . (англ.)
  • Ibn Battûta . / François Maspero; trad. C. Defremery et B. R. Sanguinetti (1858). — P. : F. Maspero, 1982. — Vol. II. — P. 392. — ISBN 2-7071-1303-4 . (фр.)
  • Imber C. . — L. : Macmillan Education UK , 2009. — 448 p. — ISBN 9780230574502 . (англ.)
  • İnalcık H. // Islam Ansiklopedisi. — 2007. — Vol. 33. — S. 443—453. (тур.)
  • Kastritsis Dimitris J. . — Leiden: BRILL , 2007. — 275 p. — ISBN 9004158367 .
  • Korobeinikov D. A. How «Byzantine» were the early Ottomans? Bithynia in ca. 1290–1450 // / I. V. Zaitsev and S. F. Oreshkova, eds.. — Moscow: IV RAS, 2010. — P. 215—239. (англ.)
  • Korobeinikov D. . — Oxf. : OUP Oxford, 2014. — 405 p. — ISBN 9780191017940 . (англ.)
  • Lemerle Paul . . — P. : Presses universitaires de France , 1957. — 304 p. (фр.)
  • Melikoff I. Aydin-Oglu / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill, 1927. — Vol. I. — С. 873. — ( E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936). (англ.)
  • Merçil E. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — Vol. 4. — S. 239—241. (тур.)
  • Nicol D. M. . — Cambr. : Cambridge University Press, 1993. — 463 p. — ISBN 978-052143991-6 . (англ.)
  • Öney G., Bulut L., Çakmak Ş., Daş E., Demir A. . — Museum With No Frontiers, 2013. — 438 p. — ISBN 9783902782212 .
  • Süreyya M. . — İs. : Tarih Vakfi Yurt Yayinlari, 1996. — Vol. 3. (тур.)
  • Setton Kenneth Meyer. . — Washington: American Philosophical Society , 1976. — 530 с. (англ.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Aydın oğullari // . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — S. 1—38. — 372 S. (тур.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Saruhan Oğulları Beyliği // . — Ankara: Türk Tarih Kurumu . — S. 58—62, cild 1. — ISBN 9756945125 .
  • Zachariadou E. A. . — Venice: Istituto Ellenico di Studi Bizantini e Post-bizantini di Venezia, 1983. — (Library of the Hellenic Institute of Byzantine and Post-Byzantine Studies; no. 11). (англ.)
  • Yildiz S.N. // Islamic literature and intellectual life in fourteenth- and fifteenth-century Anatolia / Edited by A.C.S. Peacock, Sara Nur Yıldız. — Würzburg: Ergon-Verlag GmbH, 2016. — P. 197—241. — 419 p. — ISBN 3956501578 .

Ссылки

  • . Kültür Portalı . Дата обращения: 2 июля 2018 .
  • (англ.) . VCoins (5 декабря 2007). Дата обращения: 2 июля 2018.
Источник —

Same as Айдыногуллары