Interested Article - Кимон

Кимон ( греч. Κίμων ; Kímon) (около 512 до н. э. 450 до н. э. , Китий , Кипр ) — полководец и политический деятель Афин периода греко-персидских войн .

Сын Мильтиада и Гегесипилы , дочери фракийского царя Олора , принадлежал к аристократическому роду Филаидов. В качестве рядового воина и главнокомандующего участвовал во множестве сражений (в том числе битве при Саламине и битве при Эвримедонте ). После изгнания Фемистокла в 470 г. до н. э. стал главным политическим деятелем древних Афин.

Во время нахождения при власти сумел воплотить в жизнь ряд широкомасштабных строительных проектов. Благодаря возведённым постройкам имя Кимона косвенным образом связано с историей античной философии. Созданная им удобная оливковая роща «Академия» вначале стала местом собрания членов знаменитой философской школы Платона, а затем эпонимом научных организаций — академий. В Расписной (Пестрой) стое ( др.-греч. Ποικίλη στοά ) преподавал знаменитый древнегреческий философ Зенон Китийский . По месту первоначальных собраний представители его школы названы стоиками .

Вследствие недовольства народа лаконофильством (благосклонностью и уважением ко всему спартанскому) Кимона, его участием в военной кампании по завоеванию острова Фасоса и Третьей Мессенской войне на стороне потенциального врага Афин Спарты, а также использованием методов грязной политической борьбы Кимон был подвергнут остракизму и на время изгнан из города.

Умирая во время военной кампании на Кипре, он приказал своим сподвижникам немедленно отплыть, скрывая его смерть, что и было исполнено; ни враги, ни союзники ни о чём не догадывались. По пути назад афиняне выиграли два сражения (морское и сухопутное) у войска персидского царя около Саламина (по легенде, город основал выходец с острова Саламин в Греции). По выражению древнегреческого историка Фанодема, афиняне благополучно возвратились «под начальством Кимона, за тридцать дней до того умершего» .

Происхождение. Ранние годы

Кимон, по отцу Мильтиаду , происходил из древнего аристократического рода Филаидов . Не менее знатным является его происхождение по женской линии. Матерью Кимона была дочь фракийского царя Олора Гегесипила .

Отец Кимона Мильтиад являлся тираном греческой колонии Херсонеса Фракийского . Обстановка, в которой рос будущий выдающийся военачальник и политик, не имела ничего общего с афинскими реалиями. В то время как в Афинах происходила острая внутриполитическая борьба, которая закончилась изгнанием тиранов Писистратидов и реформами Клисфена , в Херсонесе Фракийском в этом отношении было всё спокойно . Сын тирана города и внук царя Фракии жил в аристократической роскоши и богатстве .

Безмятежное счастье молодого аристократа оборвалось в 493 г. до н. э. Отец Кимона Мильтиад во время Ионийского восстания присоединился к грекам, выступившим против власти персов. После подавления восстания Мильтиад, спасаясь от преследования, был вынужден бежать в Афины, вместе с отцом в Афины попал и Кимон .

Через 3 года, в 490 г. до н. э. Мильтиад победил персидское войско в Марафонской битве . Военная экспедиция персов под руководством Датиса и Артаферна была направлена Дарием I на покорение Афин. Отец Кимона на некоторое время стал национальным героем. Так, к примеру, один из наиболее известных афинских военачальников и государственных деятелей Фемистокл часто повторял: «Лавры Мильтиада не дают мне спать» . Данная фраза впоследствии стала крылатой .

В следующем году Мильтиад во главе афинского войска предпринял поход на остров Парос . Военная экспедиция закончилась безрезультатно . По возвращении победитель битвы при Марафоне был обвинён в обмане афинян . В результате он был признан виновным, и на него был наложен штраф в 50 талантов — баснословная по тем временам сумма . Вскоре Мильтиад умер от гнойного воспаления бедра .

После смерти отца Кимон «унаследовал» невыплаченный штраф. Согласно афинскому законодательству, государственные должники подвергались частичной атимии . Им было запрещено участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты, выступать в народном собрании и обращаться в суд .

В 80-е годы V в. до н. э. ситуация в Афинах характеризовалась напряжённой внутриполитической борьбой . Поддерживаемые простым народом реформы Фемистокла были крайне невыгодны аристократам ( эвпатридам ). Наиболее влиятельные семьи, а именно Филаиды , Алкмеониды и Керики , объединились между собой для противодействия Фемистоклу . Альянс был упрочен политическими браками. Филаид Кимон женился на представительнице Алкмеонидов Исодике. Сестра Кимона Эльпиника вышла замуж за богача Каллия из рода Кериков . Именно Каллий помог выплатить долг в 50 талантов. После этого перед Кимоном открылась дорога в «большую политику» .

Плутарх упоминает трёх сыновей от супруги Исодики — близнецов Лакедемония и Улия, а также Фессала. Примечательно, что имена детей Кимона были созвучными с областями Древней Эллады — Спарты (Лакедемона), Элиды и Фессалии . В других античных источниках указываются ещё 3 сына — Мильтиад (по деду), Кимон (по отцу) и Писианакт. Антиковед И. Е. Суриков не видит в этом противоречий. Так как Кимон женился в позднем возрасте, то вполне объяснимым является наличие более ранних детей .

От битвы при Саламине до остракизма Фемистокла

На карте обозначены места основных сражений с участием Кимона

В 480 г. до н. э. войско Ксеркса вторглось на территорию Греции. После поражения греков под Фермопилами путь на Афины и Пелопоннес для персов был открыт . Наиболее видный афинский политик того времени Фемистокл сумел убедить жителей города в необходимости эвакуации . Большинство граждан было потрясено и угнетено необходимостью отдать родной город на уничтожение врагу без боя. Согласно Плутарху, в это время Кимон совершил демонстративный поступок. Пройдя через Керамик к Акрополю с конскими удилами в руках, он посвятил их богине, помолился, взял щит и спустился к морю. Таким образом, он показал, что государство на данный момент нуждается в бойцах-моряках, а не в сухопутном войске . Во время последующей морской битвы при Саламине сражался рядовым воином, проявил героизм . Сразу же после сражения ему начинают давать важные государственные поручения . Его имя фигурирует среди послов, направленных в Спарту в 479 г. до н. э. .

После окончательного изгнания персов с территории Греции Кимон был назначен афинским стратегом в составе союзного флота под общим руководством спартанского царя Павсания . Во время экспедиции греки захватили у персов Византий . Несмотря на военные успехи, спартанский царь Павсаний из-за своей грубости и недостойного поведения лишился поддержки рядовых греков .

С начальниками союзников Павсаний разговаривал всегда сурово и сердито, а простых воинов наказывал палками или заставлял стоять целый день с железным якорем на плечах. Никому не разрешалось раньше спартанцев набрать соломы на подстилку, принести сена коням или подойти к источнику и зачерпнуть воды — ослушников слуги гнали прочь плетьми.

На фоне недостойного поведения Павсания росла популярность афинских стратегов — Кимона и Аристида . Спартанский царь был свергнут вследствие мятежа и отозван в Спарту. Новым руководителем войска был избран Кимон .

В 477 г. до н. э. Кимон проводит свою первую успешную военную операцию. Осада города Эйона в устье реки Стримона закончилась тем, что возглавлявшиеся Богесом осаждённые персы подожгли город и погибли в огне . Взятие города позволило грекам начать колонизацию привлекательного стримонского региона .

В 476 г. до н. э. Кимон провёл ещё одну удачную военную кампанию. Захватив Скирос , остров в северо-западной части Эгейского моря , он изгнал обосновавшихся там пиратов, которые препятствовали нормальному развитию морской торговли . Согласно легендам на острове был убит мифологический герой и бывший царь Афин Тесей . После усердных поисков Кимон заявил о том, что им найдены останки Тесея. Вне зависимости от того, принадлежали ли доставленные в Афины кости самому Тесею, или нет, данный эпизод прибавил Кимону популярности в народе .

В 471 г. до н. э. изгнал из Византия спартанского регента Павсания. Бывший победитель битвы при Платеях вышел из-под контроля. Он самовольно захватил данный стратегически важный город и управлял им как тиран. Такое положение никого не устраивало, в том числе и спартанцев. Захваченный город вошёл в состав Делосского союза , ещё более усилив афинское могущество . Со взятием Византия связана легенда, согласно которой Кимон во время дележа добычи приказал с одной стороны поставить пленных персов, а с другой положить их золотые украшения. После этого он предложил союзникам выбрать любую из частей, с тем чтобы другая досталась афинянам. Все сочли тогда, что этим дележом Кимон выставил себя на посмеяние. Союзники уносили драгоценности, а афинянам достались нагие тела мало привычных к физическому труду людей. Вскоре друзья и родственники пленных стали выкупать их. Это позволило Кимону собрать весьма большие средства .

В то время, как Кимон всё более и более набирал популярность, другой некогда главный афинский политик Фемистокл её утрачивал. После проведённого остракизма в 470 г. до н. э. Фемистокла Кимон стал «политиком номер один» в Афинах.

От остракизма Фемистокла до остракизма Кимона

Военная деятельность

Во время нахождения при власти Кимон участвовал в трёх военных кампаниях. Несмотря на то, что все они были успешными, осада главного города острова Фасос и помощь спартанцам в Третьей Мессенской войне вызвали недовольство афинян и стали одной из причин последующего изгнания полководца из города.

Вскоре после изгнания Фемистокла Кимон одержал одну из самых громких побед греко-персидских войн в битве при Эвримедонте. Ему удалось за один день одержать «тройную» победу в двух морских и одном сухопутном сражениях над превосходящими силами противника .

Афинянам стало известно, что в устье реки Эвримедонт (на юго-западе Малой Азии) собираются крупные морские и сухопутные силы персов, предназначенные для вторжения в Элладу. Во главе флота из 200 кораблей Кимон прибыл к месту дислокации персов и застал их врасплох. Большинство персов находилось на берегу. В связи с этим грекам удалось разгромить вражеский флот и взять в плен 200 триер. Персы в сложившейся ситуации медлили, так как ожидали пополнение 80-ю кораблями финикийцев, которые были на подходе к месту сражения. Греки, высадившись на берег, навязали бой врагу и разбили сухопутное войско .

На этом сражение не закончилось. По приказу главнокомандующего греки вновь сели на корабли и разбили подходящий к Эвримедонту финикийский флот .

Сокрушительное поражение при Эвримедонте заставило персидского царя пойти на переговоры. В Сузы отправилось посольство афинян, которым руководил зять Кимона, Каллий . Детали заключённого мирного договора (де-факто перемирия, которое имеет название Кимонов мир ) неизвестны, но его условия явно были выгодны для афинян .

В 465 г. до н. э. остров Фасос поднял восстание и заявил о выходе из управляемого Афинами Делосского союза . Формально Делосский союз был образован для совместного противодействия завоеванию персами. После победы над варварами и устранения данной угрозы морской союз утрачивал смысл своего существования. Соответственно жители Фасоса посчитали себя свободными от взятых ранее обязательств. Однако афиняне считали по-другому и не хотели отказываться от владения богатым островом. Во главе военной экспедиции был поставлен Кимон. Разбив в морском сражении флот островитян, он осадил главный город острова. Осада затянулась и продлилась 3 года . Во время этого же похода Кимон освободил свой родной город Херсонес Фракийский .

По возвращении в Афины Кимону пришлось предстать перед судом и защищаться от тяжёлых голословных обвинений. Исследователь античности Института всеобщей истории РАН И. Е. Суриков оценивает происходившее, как «головокружение от успехов» у афинян. Кимона обвинили в том, что он мог напасть на Македонию и завоевать большую её часть, но не сделал этого, так как получил взятку от македонского царя Александра I . На этот раз успешный полководец был оправдан.

Поводом для открытого проявления оппозиции внешней политике Кимона стала Третья Мессенская война . В 469/468 г. до н. э. в Спарте произошло разрушительное землетрясение . Этим событием воспользовались находящиеся на положении, близком к рабству, илоты и подняли восстание. Спартанские власти не могли самостоятельно справиться с возникшей угрозой . О панике спартанцев говорит в частности Аристофан в комедии Лисистрата :

К вам речь моя теперь, лакедемоняне!
Забыли вы, как алтари афинские
С мольбою обнял Периклид-лаконянин
Бледнее снега, хоть в одежде пурпурной,
И помощи просил. А вся Мессения
Тогда восстала, и земли дрожанием
Казнил вас бог. Щитов четыре тысячи
Повёл наш Кимон в Спарту, и пришёл — и спас

Оппонент и потенциальный противник Афин Спарта была ослаблена и находилась на грани гибели. Представитель народной партии Эфиальт заклинал афинян не оказывать помощи спартанцам. Кимон, которого впоследствии обвиняли в лаконофильстве, находясь в зените своего могущества, склонил народ к мнению о необходимости отправить войско для усмирения илотов. С помощью афинского войска непосредственная угроза для существования Спарты была ликвидирована, но оставались очаги сопротивления. Спартанцы надеялись справиться с ними самостоятельно. Однако укрепившиеся на горе Ифома повстанцы настолько яростно защищались, что спартанцам пришлось повторно обращаться за помощью к Афинам. Командующим вновь был назначен Кимон. Его вторая пелопонесская кампания датируется 462 г. до н. э. Даже при содействии афинян овладеть Ифомой не удавалось. В этих условиях спартанцы приняли решение отказаться от помощи и отправить союзное войско обратно домой. Демос в Афинах чувствовал себя глубоко униженным, восприняв высылку своего войска как свидетельство недоверия. Расплачиваться за дипломатический скандал пришлось главнокомандующему. На очередной остракофории в 461 г. до н. э. некогда главного полководца и политика города изгнали на 10 лет .

Общественная деятельность

Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum ( 1553 год )

Некогда бедный юноша, не способный выплатить долг за своего отца — победителя битвы при Марафоне , во время успешных военных действий значительно обогатился. Причём его состояние было получено полностью законным путём, так как полководцу полагалась лучшая и большая, чем остальным, часть военной добычи . Свои богатства Кимон использовал в первую очередь для демонстративных трат на благо граждан. Его щедрость запечатлелась в памяти у афинян. В частности о ней в своих произведениях пишут Плутарх , Аристотель , Корнелий Непот и Феопомп .

Военные труды Кимона возместились сторицей, и это богатство, по общему мнению, было им добыто с честью — на войне от врагов; ещё с большей для себя честью Кимон тратил его на сограждан. Так, например, он велел снять ограды, окружающие его владения, дабы чужеземцы и неимущие сограждане могли, не опасаясь, пользоваться плодами, а дома у себя приказывал ежедневно готовить обед, хотя и скромный, но достаточный для пропитания многих. Каждый бедняк, если хотел, приходил на обед и получал пищу [...] Его постоянно сопровождали двое или трое юношей в богатой одежде, и если им случалось встретить какого-нибудь убого одетого старика из горожан, один из них менялся с ним платьем — зрелище, казавшееся величественным. Те же юноши, щедро снабжённые мелкими деньгами, замечая на площади людей бедных, но порядочных, останавливались подле них и молча вкладывали им в руку несколько монет .

Полученные в ходе военных действий денежные средства позволили Кимону воплотить в жизнь ряд широкомасштабных строительных проектов. Было начато строительство стратегически важных Длинных стен , которые соединяли город с портом Пиреем . Тогда же была возведена южная стена на Акрополе . Кроме сооружений оборонительного характера, Кимон заботился и о досуге граждан. Согласно Плутарху, он «первый отвёл и благоустроил места, где можно было проводить время в утончённых и достойных свободных граждан свободных занятиях и беседах: городскую же площадь обсадил платанами. Академию же, до того лишённую воды и запущенную, превратил в обильно орошаемую рощу с искусно проведёнными дорожками для бега и тенистыми аллеями» . Впоследствии оливковая роща Академия стала одним из любимых мест собраний афинян, в том числе и последователей Платона (т. н. Платоновская Академия ).

На северной стороне Агоры (центральной площади) была воздвигнута одна из самых знаменитых построек древних Афин — Расписная стоя . Она представляет собой портик, расписанный лучшими художниками того времени. Одна из картин изображает отца Кимона Мильтиада во время битвы при Марафоне. В целом росписи Стои современные исследователи считают образцом монументальной пропаганды раннеклассической эпохи .

Благодаря возведённым постройкам имя Кимона косвенным образом связано с историей античной философии. Созданная им удобная оливковая роща вначале стала местом собрания членов знаменитой философской школы Платона, а затем эпонимом научных организаций — академий. В расписной стое ( др.-греч. Ποικίλη στοά — расписной портик) преподавал знаменитый древнегреческий философ Зенон Китийский . По месту первоначальных собраний представители его школы названы стоиками .

Кроме опосредованного влияния на развитие мировой философии, Кимон содействовал видным деятелям культуры того времени. В частности вокруг Кимона сформировался кружок знаменитых учёных, художников, скульпторов и драматургов. Среди них следует отметить крупнейшего живописца V в. до н. э. Полигнота , скульптора Фидия , философа Архелая , писателя Ферекида и драматурга Софокла .

Особо показательным является описанный Плутархом эпизод противостояния Эсхила и Софокла , произошедший в 468 г. до н. э.

Софокл , тогда еще юноша, ставил свою первую пьесу, и архонт Апсефион, заметив несогласия и споры между зрителями, не стал бросать жребий для избрания судей, но, когда Кимон, войдя в театр со своими сотоварищами-стратегами, совершил установленные возлияния богу, остановил их и, приведя к присяге, заставил сесть и судить состязание — всех десятерых, так что каждый оказался представителем от одной из фил. Почёт, каким пользовались эти судьи, возбудил, конечно, в исполнителях особенное рвение и соперничество. Победил Софокл, а Эсхил, опечаленный и удручённый, лишь короткое после этого время пробыл, как сообщают, в Афинах, а затем с досады уехал в Сицилию . Там он умер и похоронен близ Гелы .

В этом рассказе обращает на себя внимание то, каким большим авторитетом пользовался Кимон в описываемый период. Ради него сочли возможным отступить от принятого способа избрания судей на состязаниях драматургов .

Остракизм

Один из остраконов Кимона

Остракизм Кимона относится к чётко датируемым событиям афинской истории. Практически все писавшие об этом событии антиковеды относят его к 461 г. до н. э. Кроме недовольства демоса двумя военными походами, существовал ряд причин, склонивших афинян изгнать успешного полководца и некогда наиболее уважаемого политика из города.

У Плутарха приводится цитата из сочинений древнегреческого драматурга Евполида , в которой отражаются те три главных недостатка, которые приписывало Кимону общественное мнение: пьянство, излишне близкие отношения с родной сестрой Эльпиникой и лаконофильство .

... плохим
Он не был, хоть и был беспечным пьяницей,
Хоть часто ездил даже в Спарту ночевать,
Оставив Эльпинику в одиночестве .

О том, что сплетни о незаконном сожительстве Кимона со своей сестрой ходили во время их жизни, а не являются более поздними измышлениями, свидетельствует найденный остракон с надписью «Пусть Кимон, сын Мильтиада, уходит, взяв Эльпинику» . Учитывая целый ряд исторических нестыковок, антиковед Суриков предполагает, что раздувание сплетен относительно инцестуальных отношений Кимона являлось примером грязной политической борьбы, направленной на компрометирование политического деятеля в древних Афинах .

Упрёки в пристрастии к Спарте имели под собой ряд веских оснований. Верный традициям прошлого, Кимон выставлял своим гражданам образцом Спарту . Его политика «мир среди единоплеменников, война с варварами» была эффективной во время активных военных действий с персами. При отсутствии таковых нарастали внутренние противоречия между основными древнегреческими государствами — Афинами и Спартой. Военная кампания по оказанию помощи потенциальному врагу подвергалась резкой критике со стороны политических оппонентов Кимона. Лаконофильство Кимона уменьшало его популярность в народе.

На остракофории 461 г. до н. э. Кимона изгнали из города.

От остракизма до возвращения в Афины

Перикл — вождь демократической партии, ставший наиболее влиятельным афинским политиком после остракизма Кимона

После изгнания Кимон поселился в своём родном городе Херсонесе Фракийском . Во время отсутствия знаменитого полководца власть получили представители демократической партии, одну из первых ролей в которой играл Перикл . Во внутриполитической жизни был проведён целый ряд преобразований. Внешняя политика новой власти была крайне неэффективной .

Афины ввязались одновременно в две войны — со Спартой и империей Ахеменидов . В обоих случаях афиняне понесли ряд поражений. В 459 г. до н. э. началось восстание в Египте против персидского господства. На помощь повстанцам был послан флот в 200 триер , который потерпел сокрушительное поражение в дельте Нила . Захват острова Эгины привёл к началу Малой Пелопоннесской войны со Спартой и союзными ей государствами .

Во время битвы при Танагре афиняне проиграли. Согласно Плутарху, перед битвой появился Кимон, готовый вместе с согражданами сражаться против спартанцев. Однако государственный совет ( Совет пятисот ), узнав об этом, запретил принимать его в войско. Недруги Кимона предположили, что известный своим лаконофильством, он в ответственный момент возмутит войско и совершит предательство. Узнав об этом, Кимон удалился, прося своих товарищей, которых также обвиняли в лаконофильстве, твёрдо стоять в бою, тем самым сняв с себя обвинения .

Ряд военных неудач вынудил Перикла инициировать досрочное возвращение Кимона в Афины. Согласно Плутарху, между двумя политиками было достигнуто соглашение, согласно которому Кимон отвечал за внешнюю политику (в том числе военные действия), а Перикл за внутреннюю .

Военная кампания на Кипре. Смерть

По возвращении в Афины Кимон заключил мир между древнегреческими государствами и стал готовиться к новой военной кампании . После поражения в Египте, которое внесло перемены в ход военных действий, афинянам требовалось взять реванш. В этом контексте наиболее благоприятным местом представлялся Кипр. Остров населяли эллины, которые сохранили осознание своей этнокультурной принадлежности .

В 450 г. до н. э. на Кипр отправился общегреческий флот в составе 200 кораблей под предводительством Кимона. 60 из них отплыли далее в Египет на помощь повстанцам. Вначале кампания складывалась весьма удачно. Афиняне осадили Китий . Во время осады Кимон умер, то ли от болезни, то ли от ранения. Умирая, он приказал своим сподвижникам немедленно отплыть, скрывая его смерть, что и было исполнено; ни враги, ни союзники ни о чём не догадывались. По пути назад афиняне выиграли два сражения (морское и сухопутное) у войска персидского царя около Саламина (по легенде, город основал выходец с острова Саламин в Греции). По выражению древнегреческого историка Фанодема, афиняне благополучно возвратились «под начальством Кимона, за тридцать дней до того умершего» .

Примечания

  1. , p. 39.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. , с. 227.
  4. , с. 246.
  5. Плутарх. Кимон 19
  6. Фукидид. История I. 112
  7. Владимирская О. Ю. Центр антиковедения СПБГУ (2001). Дата обращения: 14 декабря 2011. 19 июля 2014 года.
  8. Плутарх. Кимон 4
  9. Геродот. История VI. 39
  10. , с. 202—203.
  11. , с. 203.
  12. , с. 206.
  13. Дельбрюк Г. . сайт www.roman-glory.com. Дата обращения: 14 декабря 2011. 24 января 2012 года.
  14. Плутарх. Фемистокл III
  15. Серов Вадим. . Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Дата обращения: 29 августа 2011. 10 ноября 2011 года.
  16. Геродот. История VI. 135
  17. Геродот. История VI. 136
  18. , с. 206—207.
  19. , с. 207.
  20. , с. 211.
  21. Плутарх. Кимон 16
  22. , с. 208—211.
  23. Геродот. История VIII. 50
  24. Лекция 8: Греко-персидские войны. // / Под редакцией И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. — 2-е. — М.:: Издательство «Наука», 1983. — Т. 2. Расцвет Древних обществ. 17 ноября 2011 года.
  25. , с. 168—170.
  26. Плутарх. Кимон 5
  27. , с. 212.
  28. Плутарх. Аристид 10
  29. Плутарх. Кимон 6
  30. Плутарх. Аристид 23
  31. , с. 213.
  32. Плутарх. Кимон 7
  33. , с. 215.
  34. , с. 217.
  35. Плутарх. Кимон 8
  36. , с. 219.
  37. Плутарх. Кимон 9
  38. Плутарх. Кимон 12—13
  39. Фукидид. История I. 100
  40. , с. 221.
  41. , с. 221—222.
  42. , с. 222—223.
  43. , с. 235—236.
  44. Фукидид. История I. 101
  45. Плутарх. Кимон 14
  46. , с. 236.
  47. , с. 240—242.
  48. Аристофан. Лисистрата // Лисистрата: Комедии. — Харьков: «Фолио», 2001. — С. 205. — 624 с. — 4000 экз. ISBN 966-03-1037-4 .
  49. , с. 239—241.
  50. , с. 223.
  51. Плутарх. Кимон 10
  52. Аристотель. . сайт ancientrome.ru. Дата обращения: 4 декабря 2017. 24 января 2012 года.
  53. Корнелий Непот. Кимон 4
  54. , с. 225.
  55. Плутарх. Кимон 13
  56. , с. 227—232.
  57. , с. 231.
  58. , с. 242.
  59. , с. 198.
  60. Плутарх. Кимон 15
  61. , с. 200.
  62. , с. 367.
  63. , с. 370.
  64. , с. 246—247.
  65. , с. 247—253.
  66. Плутарх. Кимон 17
  67. , с. 252—253.
  68. Плутарх. Кимон 18
  69. , с. 253—254.

Античные источники

  • (27)
  • (Книга VI. 136; Книга VII. 107)
  • (Книга I. 98, 100, 102, 112)
  • [lib.ru/POEEAST/PLUTARH/plutarkh4_13.txt Плутарх. Кимон и Лукулл]

Литература

  • Суриков И. Е. Глава IV. Кимон: аристократ, но не олигарх // Античная Греция: политики в контексте эпохи. — М. : Наука, 2008. — 383 с. — ISBN 978-5-02-036984-9 .
  • Курциус Эрнст. Рост могущества Афин // История Древней Греции. — Мн. : Харвест, 2002. — Т. 2. — 416 с. — ISBN 985-13-1119-7 .
  • Cole J. W. (англ.) // L'Antiquité Classique. — 1978. — Vol. 47 . — P. 37—49 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Кимон