Interested Article - Легенда об основании Молдавского княжества

Охота воеводы ( водэ ) Драгоша на зубра .

Легенда об основании Молдавского княжества легенда ( предание ) из молдавско-польской хроники , об основании Молдавского княжества ( господарства ), о том, что «по воевода Драгош пришёл из Венгрии , из места Марамуреш возле реки Марамуреш, охотясь на зубра , которого он убил возле реки Молдова . Он отпраздновал это вместе со своими боярами , страна понравилась ему и он остался, и населил страну своими молдаванами из Венгрии, и был их князем в течение двух лет».

История

Легенду, приведенную выше, можно найти в книге Дмитрия Кантемира «Описание Молдовы», написанной в начале восемнадцатого века на латыни: «…Драгош, сын князя Богдана , решил перейти горы в восточном направлении с тремястами охотников. Во время этого пути он случайно напал на след дикого быка, которого молдаване называли . Преследуя его, охотники спустились к подножию гор. Любимая собака Драгоша по кличке Молда неотступно преследовала зверя, который бросился в реку и там был пронзен стрелами охотников. Собака бросилась за убегающим зубром в бурлящую реку, и быстрое течение поглотило её. В память об этом событии Драгош назвал эту первую на его пути по сю сторону гор речку Молдавой… и пожелал, чтобы на гербе нового княжества была изображена голова дикого быка — зубра » .

Большинство молдавских хроник пишут, что Драго пришёл со своими людьми к реке Молд а ва в 1359 году, но современные историки склонны предлагать более раннюю дату (1345, 1347 и 1352 годы), и с другой буквой в слове, на турецкий лад . В других источниках указано что от река Молд а ва получила свое имя вся страна Молд а вия , с 1350 года самостоятельное государство . А в некоторых источниках кличка собаки воеводы или пастухов, по которой назвали реку, — «Молд а ».

Более полная версия дана анонимным летописцем. Согласно этой версии однажды Драгош со своими спутниками отправился на охоту на диких зверей. В высоких горах он напал на след зубра и, преследуя его, пересёк горы и вышел к прекрасной равнине. Он настиг и убил зубра возле реки под ивой, там же он устроил пир .

Драгош со спутниками по воле Бога решили поселиться в этой стране. Они вернулись и рассказали своим товарищам о прекрасной стране с реками и источниками. Те тоже решили пойти в эту страну и выбрать себе землю, так как она не была населена, и на границе татарские кочевники пасли свои стада. Они попросили Владислава отпустить их, и тот с большим сожалением позволил им переселиться.

И они пошли из Марамуреша вместе с товарищами, их жёнами и детьми, через горы и леса к месту, где Драгош убил зубра, и поселились там, так как им понравилась местность. Они выбрали Драгоша князем и воеводой, как самого мудрого. Так, по воле Божьей, была основана Молдава.

И воевода Драгош первым поселился на реке Молдова, и заселил Байю и другие земли, и постановил, чтобы княжеским гербом для все страны была голова зубра. Правил он в течение двух лет.

Эта же версия была изложена более поздними молдавскими летописцами, включая Григоре Уреке , который добавил к ней несколько важных деталей: « Трансильванские пастухи путешествовали по горам со своими стадами и вышли на зверя, называемого bour (зубр). Начав охоту на него в горах вместе со своими собаками они вышли к реке Молдова. Там зверь устал, и они убили его у места, которое сейчас называется Boureni (Боурень). Они основали деревню и на герб страны поместили голову зубра. Собака, которая преследовала зверя, умерла, а так как её звали Молда, они назвали реку Молда, или Молдова, и всю страну тоже назвали по имени реки Молдовой» .

Версия, записанная Григоре Уреке даёт более правдоподобное объяснение основания Молдавии, почти полностью избегая элементов легенды. Вероятнее всего, произошёл процесс демифологизации легенды, в ходе которого охотники были заменены на пастухов. Уреке также использует «этимологическое доказательство» (название реки произошло от имени собаки, а название деревни от зубра), что может свидетельствовать о попытке рационализировать легенду, чтобы она звучала более натурально .

В примечании Семиона Даскала к повествованию молдавского летописца Григория Уреке говорится о том, что пастухи из Марамуреша во время охоты на тура оказались в долине реки Молдовы , где нашли пасеку русина Ецко, который сообщил им, что «места пустынные… здесь властвуют лишь звери и птицы… и простираются вниз до Дуная, а вверх до Днестра, где граничат со страной ляхов … Поняв эти слова, охотники поспешили в Марамуреш, откуда вывели своих людей в эту страну и других побудили, обосновались вначале у гор и распространились по Молдове вниз. А Ецко-пасечник, как узнал о поселении марамурешцев, сразу же ушел и он в страну ляхов, привёл множество русов и поселил их по Сучаве вверх и по Сирету к Ботошанам». И далее: «Среди пастухов, попавших в эти места, был Драгош, пришедший из Марамуреша, наиболее уважаемый из них. И они поставили его старшим среди них».

Мирон Костин усложняет и развивает легенду о Драгоше, внося в неё элементы народной поэзии. Похожая версия легенды встречается и у влахского летописца . В XVIII веке Дмитрий Кантемир подвергает сомнению правдоподобность легенды, а в конце XIX века Дмитрий Ончиул утверждает, что это был всего лишь миф , придуманный для того чтобы объяснить возникновение головы зубра на молдавском гербе .

См. также

Примечания

  1. По-молдавски — Водэ .
  2. Кантемир Д. . — Кишинёв, 1973. 11 марта 2008 года.
  3. // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  4. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  5. Уреке, Григоре. Летопись Страны Молдавской = Letopiseţul Ţării Moldovei.
  6. Элиаде, М. Залмоксис, исчезающий бог = Zalmoxis, The Vanishing God. — Чикаго: The University of Chicago Press, 1972. — С. 131—163.

Литература

Источник —

Same as Легенда об основании Молдавского княжества