Interested Article - Ткачество майя

Ткачество занимало важную роль в мезоамериканской цивилизации майя . Оно было достаточно хорошо развито для региона. Представлено оно было традиционной майяской одеждой, которая кардинально различалась у мужчин и женщин, жрецов и вождей и т. п.; циновками, которые майя активно использовали, также плетением верёвок и корзин, созданием мозаик из перьев.

Ни одного произведения ткачества майя не сохранилось, однако археологи сумели обнаружить различные предметы, относящиеся к его созданию — это инструментарий, оборудование и т. п. Помимо того, предметы майяского ткачества изображены на многих скульптурных формах , в керамике .

Майя умели шить манту — лучшую ткань в регионе. Она была популярным товаром в майяской торговле . Широко ткаческие товары были представлены на огромных рынках майя в .

Характеристика

Культурная составляющая

Покровительницей ткачей у майя была , дочь богини Луны, отвечавшей за деторождение .

Ткачеством у майя занимались исключительно женщины. Из-за того, что они были практически постоянно беременны, эти два явления — ткачество и беременность — мысленно объединялись у майя. В отличие от тех же инков , у майя ткачество было светским занятием, а ткачихи — простыми людьми .

Майяские ткачи изготовляли одежду — уипилли для женщин и набедренные повязки для мужчин. Увы, образцы этой одежды не сохранились до наших времён, кроме как в качестве изображений на , керамике и в скульптуре .

Процесс ткачества

Майяское веретено напоминало палку, а его длина была от 25 до 30 см, на нём располагался керамический блок противовеса (8 см от конца веретена). Также к веретену прилагалось керамическое блюдо. Описанные выше керамические элементы — всё, что осталось от ткачества майя .

Перед началом ткачества нити окрашивали .

Толкли краски в каменных ступках. В сухом виде они хранились в особых мешочках. Для того, чтобы красители закреплялись на ткани, были необходимы специальные вещества. Изначально майя использовали мочу. Красильщик, работавший в чане с мочой, ненавидел свою работу, и от него всегда дурно пахло. Однако с развитием торговли на огромные майяские рынки в прибыли квасцы, облегчившие работу мастеров майя .

Ткацкий станок майя был стандартен для Мезоамерики. Горизонтальная рейка прикреплялась к столбу или дереву. К шунче — нижней деревянной планке — была привязана основа. Толстая конопляная верёвка тянулась к широкой пояснице ткачихи .

Разнообразие тканей и цветов

Майя активно выращивали хлопок , и он произрастал в огромных количествах и во всех регионах страны. Видов этого растения было два: однолетний, который сеяли ежегодно и многолетний — сорт древесного хлопка Gossypium herbaceum . Второй плодоносил до 5—6 лет .

Растительные и минеральные красители имели символическое значения для майя :

  • Чёрный — цвет обсидиана и изготовляемых из него копий и наконечников стрел, символ войны. Краситель создавали из угля;
  • Жёлтый — цвет спелой кукурузы , символ пищи. Краситель делали из водных окислов железа ;
  • Красный — символизировал кровь. Источников было несколько — красные окислы железа, растение ачиоте, бразильское дерево . Краситель кармин получали из кошенили (по-майяски мукай). Молодые юноши сгоняли их на кактусы, чтобы получить материал для красителя;
  • Синий — символ жертвоприношения. Фирменный майяский оттенок синего можно заметить на росписях в Бонампаке . Изготовлен он был из хроможелезистой глины ;
  • — ценнейший краситель, получаемый из моллюска .

Разнообразие тканей было велико — как местные ткани, так из мексиканские из кролика; с мозаикой из перьев; плотные хлопчатые ткани, пропитанные соляным раствором. Из последних делали . Разнообразие узоров также было велико .

С испанским нашествием ткацкое искусство майя угасло .

У майя широко была распространена ткань манта, однако её образцы не сохранились. Производили её из хлопка в период с 1000 г. до н. э. по 1670 г. н. э., она встречалась она на всех рынках майя и была популярным товаром .

Изготовление одежды

Из уже упомянутой ткани манта изготовляли как уже упомянутые уипилли — женскую одежду, так и набедренные повязки для мужчин, особые жреческие и лидерские одеяния, ткани для украшения идолов, портьеры для храмовых дверей, а также те самые доспехи .

Мозаики из перьев

Искусство мозаики из перьев было распространено у майя. Археологами было обнаружено в достаточном количестве только инкская мозаика, ацтетской — всего два образца, а вот от искусства майя не осталось ни одной мозаики .

Разнообразие пород

Известно, что в обществе майя были амантека — ткачихи, которые создавали эти самые мозаики. Хотя существовал центральный птичник, где разводили экзотические породы, необходимости во множестве подобных заведений не было, так как птицы с яркой расцветкой перьев водились в изобилии .

Стоит отметить ключевые породы региона :

Юкатан
  • ( тох ) — птицы с переливчатым хвостовым оперением.
  • Голубые сойки ( паап ) — стайные птицы, давали оперение синих оттенков.
  • Перепела — давали весьма скромный спектр.
  • Дятлы
  • Фазаны
  • Гокко — птицы с жёлтым хохолком, из их иссиня-чёрные перьев делали одеяния самых богатых жрецов.
  • — её перья шли на обряды майя.
Побережье
Тропические регионы (Петен)
Горные леса (Гватемала)
  • Попугаи — длиннохвостые зелёные, а также красные.
  • Кетцаль — легендарная птица майя, размером с зобастого голубя, в хвосте имеет два золотисто-зелёных пера. Обитает она обычно на высоте 1,2 км над уровнем моря и более. Майя строго карали всех, кто осмеливался убить птицу.

Поимка птиц и техника изготовления

Ловили птиц с помощью птичьего клея или духовых трубок — цонче . Из трубок стреляли глиняными шариками и это позволяло поймать сколь угодно большую птицу. Оба вышеописанных способа позволяли ловить птиц живыми. Автор многих работ на тему майя, учёный, путешественник и исследователь, Виктор фон Хаген , сам попытался поймать птицу кетцал. Ему это удалось, а впоследствии он её изучил и запечатлел на фото .

Мозаики из перьев создавались на ткацком станке. Для начала ткачиха подготавливала станок и раскладывала перья в форме необходимого узора. В ходе процесса ствол пера привязывался к основе и утоку ткани .

В обществе майя были довольно популярны перьевые мозаики. Они висели сзади и спереди мужской набедренной повязки. Шлемы вождей и жрецов украшались перьями птицы кетцаль — теми самыми особенными — золотисто-зелёными. Кроме того, перья служили материалом для актёрских вееров, а также крупных опахал для знати, которыми слуги отгоняли насекомых и обдували аристократов прохладным воздухом. Пример опахал можно заметить на фресках Бонампака . На празднике Шуль храмы получали по 5 знамён от лучших мастеров. Воинские доспехи и щиты также украшались перьями .

У Диего де Ланды можно встретить описание женщины в платье из перьев, а также правителя в шиколес — хлопчатой куртке, украшенной перьевыми мозаиками .

Плетение циновок

Сплетённую из травы циновку майя называли поп . Она была символом власти у майя и ацтеков. Хольпоп, или холпоп ( рус. сидящий на циновке ) — так называли представителя правящего класса, так как он в особой позе сидел на циновке. Также слово поп обозначает трон и является первым месяцем года .

В майяском обществе у циновок было множество предназначений. Простые майя покрывали ею пол. Тарелка с пищей ставилась на циновку. Также её использовал в качестве матраса. Изображение циновок можно заметить на росписях храма в Тикале (700 г. н. э.). Подобные изображения можно заметить на стеле J в Копане , либо на стеле H в Киригуа , также в .

Изготовление циновок занимались как мужчины, так и женщины. Ланда упомянул, что это повседневное занятие майя, и что изготовляют циновки в основном из разных видов ивы . Ни одного экземпляра не сохранилось .

Плетение корзин

Плетение корзин у майя было широко развитым ремеслом. Существовало четыре вида корзин, но ни один экземпляр не сохранился и охарактеризовать эти виды по отдельности не представляется возможным. Единственный источник сведений о плетении корзин у майя — настенные рисунки , керамика и скульптура . В качестве материалов майя использовали тростник , камыш , осоку , траву и лозу . Свои корзины майя раскрашивали. Как видно по рисункам, способов плетения корзин было несколько — одни были связаны диагонально, а на других был рисунок из ступенчатых прямоугольников и небольших квадратов. О внешнем виде корзин в американских регионах можно судить по корзинам инков, обнаруженных в песках Перу . Технология плетения корзин практически не развивалась. Скажем, иракские корзины эпохи неолита (5000 г. до н. э.) практически идентичны американским .

Изготовление верёвок

Так как майя достигли больших успехов в строительстве и мореплавании, им были необходимы качественные верёвки .

Свои верёвки майя плели из плотных волокон растения хенекен ( пенька ). Это растение принадлежит к агавам из семейства амариллисовых, а его листья колючие и мясистые. Агавы были широко распространены в Мезоамерике и майя знали 317 рецептов их использования — это могли быть как сандалии, так и тетивы для луков или лески для рыболовства. Верёвки из агавы использовались как снасти для парусов, также они помогали в строительстве храмов .

Ни самих верёвок, ни даже их изображений не сохранилось, так как майя не считали нужным описывать свой быт .

Примечания

Примечания
  1. , Ткачество майя, p. 223.
  2. , Ткачество майя, p. 224.
  3. , Ткачество майя, p. 225.
  4. , Ткачество майя, p. 223-224.
  5. , Ткачество майя, p. 225-226.
  6. , Мозаики из перьев майя, p. 226.
  7. , Мозаики из перьев майя, p. 227.
  8. , Плетение циновок майя, p. 227.
  9. , Плетение циновок майя, p. 228.
  10. , Плетение корзин майя, p. 228.
  11. , Изготовление верёвок майя, p. 228.
  12. , Изготовление верёвок майя, p. 228-229.
  13. , Изготовление верёвок майя, p. 229.
Комментарии
  1. Подробнее о охоте на птиц, а также изготовлении трубок можно прочесть в книгах Виктора фон Хагена «Джунгли в облаках» и «Индейцы племени хикаке в Гондурасе».

Литература

  • Хаген, Виктор фон. // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Центрполиграф, 2013. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4 .
  • Хаген, Виктор фон. // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Центрполиграф, 2013. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4 .
  • Хаген, Виктор фон. Плетение циновок майя // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Центрполиграф, 2013. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4 .
  • Хаген, Виктор фон. Плетение корзин майя // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Центрполиграф, 2013. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4 .
  • Хаген, Виктор фон. // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Центполиграф, 2013. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4 .
Источник —

Same as Ткачество майя