Interested Article - Временное областное правительство Урала

Вре́менное областно́е прави́тельство Ура́ла (сокр. ВОПУ ) — государственное образование, созданное 19 августа 1918 года в качестве автономии будущего предполагаемого федеративного государства на основании экономического районирования и упразднённое 10 ноября 1918 года .

История

Предшествующие события

С окончанием октябрьского переворота , в Екатеринбурге пробольшевистские силы бескровно захватывают власть, в январе провозглашая Екатеринбургскую губернию , а в марте формируя Уральский военный округ . Однако летом белые войска успешно совершили серию наступательных операций, и уже 25 июля С.Н. Войцеховский успешно берёт штурмом Екатеринбург, продолжая наступать на запад в сторону КОМУЧа , который также двигался навстречу сибирским и чехословацким силам.

Формирование ВОПУ

После освобождения города от красных сил, Екатеринбургская городская дума, а также избранные администрации других городов возобновляют свою работу, возвращаются депутаты Учредительного Собрания от Пермской губернии, одномоментно же начинаются конфликты между КОМУЧем и Временным Сибирским правительством (ВСП) за контроль над Уралом. В это же время предприниматели и интеллектуалы Екатеринбурга всё больше начинают обсуждать будущее возможное политическое устройство Российского Государства, в которой, как считалось в интеллектуальных кругах, должна была быть федеративное устройство по принципу экономического районирования, что развивало идеи автономизма и областничества .

Уже 1 августа в целях разрешения конфликта между КОМУЧем и ВСП созывается , которая должна была бы разрешить вопрос принадлежности новоприобретённых территорий. К 10 августа ВСП при длительных дебатах с местными политическими силами соглашается предоставить новым территориям автономию и сформировать там отдельное правительство :

...обладая фактической властью над освобожденной территорией Урала, передает ее Временному областному Уральскому правительству по всем делам, кроме затрагивающих ведомства военное, путей сообщения, почты, телеграфа и иностранных дел. Премьер-министр ВСП П.В. Вологодский

Однако, даже так ВСП не оставляла попытки сохранять контроль над территориями: Кроль упрекал премьер-министра ВСП за то, что он затянул утверждение акта о передаче региональной власти на Урале местному правительству, но не оспаривал их право на руководство регионом по итогу межпартийной комиссии. Выдвинутые на заседаниях межпартийной комиссии кандидаты в члены правительства прошли через голосование на заседании кабинета министров ВСП уже 13 августа , где ВСП приставила Уполномоченного ВСП по ВОПУ — , который обладал правом вето на все решения совета и простановку действия их решений. Таким образом, была провозглашена автономия со вполне конкретными ограничениями и прямо подчинённая ВСП .

Резкий поворот событий случился 18 августа , когда уже одобренный Совет и комиссия, состоявшая из уральских политических деятелей, слишком ревностно отнеслась к своему автономному статусу, и уведомила министра финансов ВСП И.А. Михайлова , что межпартийная комиссия в одностороннем порядке разрывает все соглашения и договорённости с Сибирской Республикой, формируя Совет ВОПУ и формируя автономию 19 августа , а 20 августа выпуская манифест о своей независимости и отказа от автономного статуса в составе Сибирской Республикой, освобождая себя от любых обязательств .

Борьба между ВОПУ и ВСП

Сразу после провозглашения собственного суверенитета, ВОПУ попыталось назначить на места , и даже в отдельных случаях волостных для решения проблемы спорных территорий между ВОПУ и ВСП. Так, известно о точном установлении фактического контроля и назначенных лиц в Красноуфимском, Камышловском, Кунгурском и Ирбитском уездах, Невьянском районе, Кыштымской и Каслинской волостях. Однако территории ВОПУ, будучи прифронтовой территорией, во многом находились лишь в декларативном или формальном управлении Совета ВОПУ. Гражданские администрации зачастую устанавливались военными, а её устойчивость и легитимность была прямо пропорциональна степени признания оными. В ряде регионов, в частности в Ирбите и Камышлове, местные органы власти и вовсе отказывались признавать власть ВОПУ, и заявляли о своей лояльности ВСП. Большинство уполномоченных ВОПУ первые недели занимались восстановлением работы правительственных органов и учреждением какой-либо власти .

Нередко случалась ситуация, когда ВСП и ВОПУ по сути находились в состоянии замороженной войны, когда их уполномоченные могли совместно управлять одним и тем же уездом, или попеременно отстранять друг-друга от власти, или наоборот эту власть себе получать. Иногда это доводило до полноценных переговоров между сторонами, как это например случилось в Кыштымском округе, которое передавалось бы в полное управление ВОПУ при условии возмещения выделенного предприятиям округа кредита в 4,5 млн руб. Такие попытки перетянуть власть приводили к казусам, когда например уполномоченные назначались на неосвобождённые территории .

Развитие внешнеполитических отношений

В связи с резкими разногласиями и острыми конфликтами с ВСП, 8 сентября состоялись первые переговоры между ВОПУ и КОМУЧем, где ВОПУ рассматривал вариант включения себя в состав КОМУЧа на условиях особой автономии, однако КОМУЧ отказался от предложения ВОПУ, предложив аналогичные условия, которые ранее выдвигало сибирское правительство. Переговоры затянулись, и от них окончательно отказались, как только уральская делегация поняла, что КОМУЧ не пойдёт на какие-либо значимые уступки, кроме как предоставления более широкой экономической автономии .

21 сентября ВОПУ пошла на некоторое потепление отношений с ВСП, приняв проект соглашения о железных дорогах Урала, почтовом и телеграфном тарифах, экономических взаимоотношениях и согласовании деятельности обоих правительств. Однако ВСП в последний момент отказалась подписывать этот проект, и тот исполнялся лишь негласно и неформально, порождая новые конфликты уже из-за инфраструктурных и экономических вопросов .

Так, ВОПУ с сентября пыталась сохранять свой де-факто независимый статус, лавируя между КОМУЧем и ВСП, что быстро превратилось в выторговывание выгодных кредитов, который разменивался на политические уступки, которые были особенно ценны на фоне Государственного совещания в Уфе . Политические амбиции членов совета ВОПУ и их стремление к созданию Уральской автономии вели к всё более частым и активным переговорам, а также сотрудничеством между КОМУЧем, ВСП и ВОПУ. В переговорах с КОМУЧем активно давилась идея о том, что ВОПУ готово сдать территории Сибири, ослабив политический авторитет КОМУЧа :

Я уйду, правительство рассыплется и Комитет увидит тогда Урал в руках Сибири. Л.А. Кроль

Одним из важнейших шагов по построению реалистичной политики сосуществования ВСП и ВОПУ, стало постановление ВОПУ от 9 сентября 1918 года, которое по взаимной договорённости сформировало — коллегиальный исполнительно-представительный орган управления горными предприятиями Урала .

Проектирование будущей автономии и ликвидация ВОПУ

В сентябре была сформирована межведомственная комиссия по согласованию штатов, которая занималась вопросами единообразия оплаты труда и расписания работы штатов ГУ, но с началом государственного совещания в Уфе, когда приближался вопрос о формировании единого российского правительства, комиссия начала работать усерднее, предоставив большое количество постановлений, которые должны были бы составить основу для автономии Урала .

На заседании Совета ВОПУ 24 сентября 1918 года была поставлена задача подготовки выборов в Областную думу Урала, а 10 октября 1918 года утвержден состав комиссии по выработке положения о выбора при Совете ВОПУ, которая разрабатывала концепт автономной Уральской области в составе будущего Российского Государства. Так, планировалось вскоре созывать на замену ВОПУ Уральскую областную думу и преобразовать временное государство во что-то более постоянное. При этом, комиссия следовала принципам автономизации региона и экономического районирования при разработке области и её границ. Один из принятых комиссией в октябре 1918 года проектов предполагал включение в состав Уральской области частей Архангельской и Тобольской губерний .

После создания 23 сентября 1918 года Временного Всероссийского правительства региональные правительства подлежали ликвидации. В Совете ВОПУ впервые об этом заговорили на заседании 4 октября 1918 года В этот день Н.Н. Глассон и А.Е. Гутт высказали мысль об отсутствии перспектив дальнейшей работы и предложили сложить полномочия. Но большинство участников заседания одобрило курс на последовательную замену клиент-патронских отношений с Временным Сибирским правительством признанием верховенства Директории, рассчитывая таким образом сохранить себя как орган региональной автономии. Для этого предполагали всех сибирских представителей на территории Урала заменить на общероссийских . О готовящейся ликвидации ВОПУ впервые было официально объявлено 25 октября 1918 года. Телеграмма от находившегося в Омске главноуправляющего финансов Л. А. Кроля извещала о том, что Временное Всероссийское правительство намерено приступить к скорейшей выработке положения об Уральском областном учредительном собрании и оказать содействие в разработке основ будущей уральской автономии. Осознавая факт необходимости передачи своих полномочий единому правительству, что было необходимо сделать по итогам государственного совещания в Уфе, Совет ВОПУ начал работать с подведениями итогов своей деятельности, и созданию условий для транзита власти ВВП. Огромное значение Совет ВОПУ придавал тому, чтобы вручить на утверждение Временному Всероссийскому правительству законопроект об Уральской областной думе и дать готовый вариант разделения полномочий общероссийского и региональных правительств, дабы сохранить собственную власть в формате автономии .

Как предполагалось Советом ВОПУ, их деятельность в финальные недели должна была лечь в основу будущего федеративного устройства России и стать образцом автономизации. Так, в целях скорейшей реализации замысла 4 ноября 1918 года на заседании Совета ВОПУ была представлена «Схема управления Областью Урала», который утверждал условия самоликвидации ВОПУ: гарантии созыва уральского областного представительного органа, продолжение работы комиссии по выработке положения об Уральской областной думе, сохранение действия всех нормативных актов ВОПУ . Предлагалось также приступить к разработке административных границ Урала, а до учреждения областной автономии назначить главноуполномоченного МВД по Уралу на правах генерал-губернатора, при котором следовало предусмотреть особые должности уполномоченных отдельных ведомств по Уралу. До назначения таких уполномоченных рекомендовали предоставить их права главноуправляющим из бывшего состава ВОПУ и образовать из них коллегиальный орган — Совет по гражданским делам при главноуполномоченном .

Одновременно с этим, начался сбор документов и статистических данных, с целью обоснования границ Уральской области, который продолжался до декабря 1918 года . В обосновании конкретных границ будущей Уральской области авторы исходили из необходимости твердо отстаивать геополитические интересы своего края. В частности, этому служил важнейший принцип — принцип «единства промышленного хозяйства Урала», исключавший «его раздробление между отдельными областями». Второй принцип заключался в создании условий для хозяйственной самодостаточности Урала. Поэтому его территориальным ядром должны были стать все горные округа, располагавшиеся в Уральской горной системе или прилегавшие к ней, а территориальной периферией — лесные массивы, обеспечивавшие промышленные предприятия топливом или потенциально пригодные для этого в будущем, зоны, перспективные для добычи полезных ископаемых, а также территории, откуда на Урал поставлялось продовольствие. В случае экономического тяготения к Уралу отдельных волостей в состав Уральской области следовало включить целые уезды соседних губерний: Туринский уезд Тобольской губернии; Глазовский, Сарапульский и Слободской уезды Вятской губернии; Челябинский, Троицкий и Верхнеуральский уезды Оренбургской губернии; Уфимский, Златоустовский и Стерлитамакский уезды Уфимской губернии; части Архангельской губернии, в том числе полуостров Ямал и остров Новая земля .

Шансов на продолжение деятельности на Урале автономного правительства не стало 4 ноября 1918 года, когда Директория подписала акты о прекращении полномочий всех правительств на востоке России, в том числе и ВОПУ. 10 ноября 1918 года Совет ВОПУ собрался на последнее заседание и объявил об окончании своей деятельности, вся полнота власть перешла Директории, а также ликвидационным комиссиям ГУ ВОПУ .

Государственное устройство

Государственная символика

Государственным символом Временного Областного Правительства Урала является его флаг, утверждённый постановлением №6 от 23 октября 1918 г. «О флаге области Урала»:

...признать двухцветный флаг, состоящий из двух горизонтальных полос – ярко-красной вверху и светло-зелёной внизу, как отличительный знак Области Урала Постановление Совета ВОПУ №6 от 23 октября 1918 г. «О флаге области Урала»

Однако, достоверно известно об использовании флага задолго до постановления Совета ВОПУ, так например в декларации о формировании ВОПУ, также содержалось описание флага ещё до принятия постановления о флаге:

Установить в качестве отличительного знака для Области Урала двухцветный флаг, составленный из двух равных полос, расположенных горизонтально: вверху – ярко-красной и снизу светло-зеленой, скрепленных в одно общее полотнище Декларация ВОПУ от 19 августа 1918 года

Тот активно продавливался для использования на всей территории ВОПУ. Так, 18 октября особо уполномоченному в Алапаевске И.Г. Морозову поступила телеграмма, с сообщением постановления правительства об утверждении его двухполосного флага: одна полоса ярко-красного, другая – светло-зеленого цвета; и предписанием вывешивать стяг над всеми административными зданиями города и района. Этим шагом независимое от Временного Сибирского правительства областное правительство края стремилось подчеркнуть подчиненность и подконтрольность уральских территорий в первую очередь местным властям .

Административное деление

Фактически, ВОПУ не имела собственного территориального деления. Функцию по разделению территорий осуществляли уезды и волости, а также иные территориальные единицы бывшей Российской Империи. Ситуацию усложнял и тот факт, что в связи с тем, что почти всё время существования ВОПУ, та была практически прифронтовой территорией, окружённой КОМУЧем и ВСП, та просто не имела чёткого представления о собственных государственных границах, или сфере собственного влияния. Хоть территория контроля и была довольно обширной (Пермская губерния практически полностью была под контролем ВОПУ), притязания КОМУЧа и ВСП создавали фактор нестабильности и неустойчивости контроля над территориями вне бывшей Пермской губернии.

Совет ВОПУ

Высшей исполнительно-распорядительной и законодательной властью государственного образования был Совет ВОПУ, состоящий из 8 членов (двое из которых по совместительству являются Председателем и Товарищем председателя), каждый из которых представляет собой управляющего одного из восьми Главных Управлений (министерств), которые решали как вопросы, входящие в компетенцию их ГУ, так и вопросы самого государственного образования, разрабатывая, принимая или отклоняя постановления, осуществляя свою политику в соответствии с декларацией .

Законодательная база

Высшим законом в государственном образовании были Постановления Совета ВОПУ, а также циркуляры, указы и распоряжения ГУ ВОПУ. Несмотря на разногласия между ВСП и ВОПУ, последние, понимая политический вес и фактическое положение дел, многие документы ВОПУ представляли собой дубликаты аналогичных документов ВСП, либо их адаптированная версия к специфике Урала и статуса государства, у которого границы не совпадали с губернским и областным делением .

Отдельные документы, в частности по вопросам труда и трудового регулирования брали за основу такие же указы и постановления КОМУЧа .

Политические партии

На территории ВОПУ декларировалась и провозглашалась политическая свобода и свобода слова, продолжали действовать практически все политические партии.

Левые

Левоцентристы

  • Бунд — демократический социализм. На выборах в ЕГД получила 1 из 85 мест.
  • Трудовики — демократический социализм. На выборах в ЕГД получила 1 из 85 мест.
  • ПСР — аграрный социализм. На выборах в ЕГД получила 20 из 85 мест.
  • РСДРП(м) — социал-демократы. На выборах в ЕГД получила 4 из 85 мест.

Центристы

  • КДП — социал-либерализм, рыночный либерализм. На выборах в ЕГД получила 15 из 85 мест.

Правоцентристы

  • — социал-консерватизм. На выборах в ЕГД получила 3 из 85 мест.
  • — мусульманский консерватизм. На выборах в ЕГД получила 1 из 85 мест.

Внешняя политика

Вооружённые силы

С формированием ВОПУ, государственное образование понимало важность создания своих вооружённых сил или соединений. Так, при провозглашении своего суверенитета 19 августа, при поддержке командующего войсками Екатеринбургской группы генерал-майора Р. Гайды было объявлено о проведении мобилизационных мероприятий с 25 августа и началом формирований отрядов с 30 августа при условии передачи военных дел в пользу ВСП и отказа от формирования собственного военного Главного Управления . Однако практически все попытки формирования отрядов заканчивались двумя сценариями — или роспуском отрядов местными военными силами, или переподчинением сил в пользу ВСП, как это случилось с русско-чешскими добровольческими полками , которые формировались на территории ВОПУ, и окончательно перешли под контроль Директории уже 5 ноября .

Права и свободы граждан Урала

Экономика

Банковский и денежный сектор

Одним из значимых вопросов ВОПУ состоял в налаживании экономической ситуации на собственной территории, а именно введение единой валюты и стабилизация товарооборота в автономии. Так, данный вопрос был окончательно решён только к концу октября 1918 года, когда ГУ Финансов ВОПУ приняла постановление о введении вместе с наличностями казначейские знаки и гособлигации Сибирской Республики .

Транспорт и связь

Средства массовой информации

Источники

  1. В.М. Рынков . Временное областное правительство Урала: опыт строительства региональной автономии в условиях гражданской войны // Уральский исторический вестник. — 2019. — № 2 (63) . — С. 96–103 .
  2. Кроль Л.А. За три года. Воспоминания, впечатления и встречи. — Владивосток, 1921.
  3. ГАСО. Ф. Р-569. Оп. 1. Д. 1. Л. 44–44 об, Оп. 2. Д. 3. Л. 83–84; Оп. 3. Д. 31. Л. 43– 46; Д. 33. Л. 12об.; Анти
  4. ГАСО. Ф. Р-569. Оп. 3. Д. 9. Л. 1; СУР ВОПУ. № 2. Ст. 12.
  5. ГАСО. Ф. Р-569. Оп. 3. Д. 39. Л. 13, 13об.
  6. Уральский областник. 1991. № 1. С. 81, 83.
  7. ГАСО. Ф. Р-569. Оп. 3. Д. 54. Л. 24–25об.
  8. Сичинский Е. П. Идеи уральского областничества в годы гражданской войны // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: материалы Междунар. науч. конф. — 1995.
  9. ГАСО. Ф. Р-569. Оп. 3. Д. 61. Л. 2–3об.
  10. ГАСО. Ф. 1951р. Оп.1. Д. 68. Л .45
  11. Собрание узаконений и распоряжений Временного областного правительства Урала (далее — СУР ВОПУ). Екатеринбург, 1918. № 3. Ст. 12. Опубл.: Антибольшевистское правительство (Из истории белого движения). Тверь, 1999. С. 97, 98.
  12. Объявление командующего войсками Екатеринбургской группы генерал-майора Р. Гайды о начале формирования при штабе 2-ой Чехословацкой стрелковой дивизии в г. Екатеринбурге русско-чешских добровольческих полков. 5 ноября 1918 г. ГАСО. Ф. Р-1951. Оп. 1. Д. 57. Л. 177.
  13. ПАСО, ф.41, оп.1, д.120, л.23
  14. Объявление Главного управления финансов области Урала о Постановлении Временного областного правительства Урала. 31 октября 1918 г. ЦДООСО Ф.41. Оп.1 Д.121. Л.21.

Ссылки

Источник —

Same as Временное областное правительство Урала