Interested Article - Колонии Венеции

Морские владения Венецианской республики в XV—XVI веках

Колонии Венеции ( Stato da Mar — «морские владения», или же Domini da Mar ) — различные заморские (в отличие от террафермы ) территории, находившиеся в разное время в той или иной форме зависимости от Венецианской республики .

Понятие

« Stato da Mar » являлось одним из трёх типов владений республики; двумя другими было ( вен. Dogado — герцогство, ducato , во главе с дожем ), то есть собственно Венеция, и Терраферма ( вен. Domini di Terraferma ) — материковые владения в северной Италии. При этом венецианские владения в Италии считались или непосредственно частями территории республики, или временно оккупированными землями.

В научной литературе термин Domini da Mar в узком смысле употребляется применительно к подчинённым Венецианской республике территориям в Адриатике и Восточном Средиземноморье — так называемой Романии , — считавшихся владениями Византийской империи (даже в тот период, когда фактически Византии уже давно не принадлежали). В их число входили часть земель Истрии , Далмации , Негропонта , Мореи ( Королевство Морея ), островов Эгейского моря ( герцогство Архипелага ), Крита ( Королевство Кандия ) и Кипра .

В широком смысле термин «венецианские колонии» распространяется и на поселения венецианских торговцев, которые часто именовались подобным образом: например, у Бари , Туниса , Александрии , Брюгге и Антверпена ; такие поселения, однако, не могут считаться колониями в полном смысле этого слова, поскольку находились в зависимости от венецианского государства в течение очень короткого времени или даже не находились в таковой после основания вовсе . В целом власть Республики в венецианской Романии была представлена «управлением», иначе говоря, постоянным коллегиальным органом исполнительной власти, во главе которого стоял ( вен. Bailo — сокращённое Baiulus Venetorum in Constantinopoli et in toto imperio Romanie ), он же ректор.

Венецианская колониальная торговля

Уже к началу X века купцы из Амальфи и Венеции совершали плавания в прибрежные города Византии и исламского мира. В XI веке к этой торговле присоединяются новые города Апеннинского полуострова, такие как Пиза и Генуя . Торговля, пиратские вылазки и создание новых поселений итальянских городов-государств наиболее оживлёнными были в восточной части Средиземноморья. Именно здесь товары с Востока поступали в европейскую торговую систему . В венецианской торговле невозможно обойти такую её важную часть как работорговля . Через Венецию пролегал ряд важных путей доставки невольников в мусульманские страны (например, подунайские земли — Венеция — Северная Африка; балканский регион — Венеция — Северная Африка ).

В бассейн Черного моря генуэзцы и венецианцы , а вкупе с ними пизанцы , флорентийцы , тосканцы и прочие итальянские купцы стали проникать еще в XII в.

Черноморская работорговля (доставка невольников из северного Причерноморья в Южное, а также, через Босфор — в Египет и Левант ), возникновение которой бельгийский исследователь ( ) относит к началу XIII века , характеризовалась как весьма серьёзное соперничество между Венецией и Генуей, доходившее вплоть до прямых военных столкновений.

Без превосходства западноевропейцев на море было бы невозможно создание колониальных форпостов и бастионов, происходившее на протяжении XI—XIII веков. Морское господство вновь и вновь обеспечивало поддержку предприятиям крестоносцев, а подчас спасало их от разгрома, что в свою очередь было поводом для получения многочисленных торговых преференций в государствах крестоносцев.

Со временем торговые форпосты итальянских купцов на Средиземноморье превратились в полновесные колонии. Это уже не были привилегированные анклавы в приморских городах под эгидой крестоносных королей, греческих императоров или мусульманских султанов, а автономные территориальные образования, крупные и не очень, привязанные к основным торговым путям. Налицо были все социальные признаки колонии — узкая эмигрантская элита, поддерживавшая тесные связи с метрополией, и многочисленное недовольное население другой этнической группы и иной веры.

Развитие торговли шло и в западном Средиземноморье. Посланцы итальянских городов-государств посещали и осваивали большие острова, крупные города Северной Африки, небольшие прибрежные города Пиренейского полуострова. Со временем они вышли за пределы Средиземноморья. Первое зафиксированное в письменных источниках плавание генуэзских кораблей через Атлантику в порты Северной Европы относится к 1277—1278 годам. Венецианцы последовали их примеру лишь в начале XIV века, но после 1325 года их караваны ежегодно проходили через проливы Гибралтара .

Британский историк Джон Норвич в «Истории венецианской республики» сообщает:

(Крит и Кипр) вместе с частью Мореи прославились производством сладкого, крепкого вина, известного как мальвазия (по названию порта Монемвазия , откуда по большей части его вывозили), которое с такой охотой поглощали англичане и их соседи из стран Северной Европы (то есть, в первую очередь Фландрия). В 1330-х годах появился некоторый постоянный стандарт для этого вина, и венецианские купеческие галеры везли его в Англию, где меняли на английскую шерсть… Ее везли во Фландрию, где взамен шерсти грузили на суда кипы одежды фламандского производства — отличного качества шерстяные плащи и платья, продавать которые можно было по всей Европе и даже в Леванте . Этот торговый треугольник приносил такую прибыль, что в 1349 году его национализировали и превратили в государственную монополию.

Эволюция

От первой колонии к наибольшему расширению

Весной 1000 года Венеция, договорившись с другими прибрежными городами, возглавила объединённый флот против пиратов и победила их в День Вознесения Христова , захватив в плен 40 знатных славян. В результате славяне вынуждены были отказаться от взимания дани с Венеции, а Венеция получила часть далматинского побережья — источник камня, древесины и продовольствия. Это территория стала первой колонией Венеции.

Заморская экспансия Венецианской республики началась около 1000 года с завоевания Далмации и достигла своего пика в Четвертом крестовом походе , а именно с приобретением ровно ⅜ территории Византийской империи во владение Венеции, которое отразилось и в новом титуле венецианских дожей — «Dominator quartae et dimidiae partis totius Romaniae» (что означало «Владыка полуторачетвертной доли всей Романии»).

Участие в крестовых походах и основании Латинской империи

Появление владений Венеции в Восточном Средиземноморье и Черноморье неразрывно связано с крестовыми походами .

Без судов венецианцев не обходятся попытки создания крестоносных государств, как например в 1097–1098 гг. в Антиохии и в 1099 г. — в Латакии. В 1082 году венецианцы создали свой особый квартал в Константинополе, а в следующем столетии их примеру последовали соперники. Перед Венецией большие возможности для территориальной экспансии открылись в 1204 году. До 1204 Адриатическая республика довольствовалась влиянием на далматинском побережье.

В 1204 году франкские рыцари-крестоносцы, опираясь на поддержку венецианского флота, взяли приступом Константинополь.

Эпоха Латинской империи после 1204 года (см. IV крестовый поход ) является временем наибольшего расширения её заморских владений.

После разгрома Византии Венеция завладела лучшей частью земель поверженной империи. По условиям договора с крестоносцами ей отошло три четверти военной добычи с города Константинополя и империи, право назначить половину членов комиссии для избрания нового императора Латинской империи и три восьмых от завоеванных земель, а также право свободной торговли в имперских владениях, при этом Геную и Пизу таких прав лишили.

Отныне дож Венеции носил титул «господина трех восьмых [буквально - "четверти и половины четверти"] всея Римской империи». Военная и политическая реальность сложилась таким образом, что венецианцы так и не получили обещанного сполна, но территории в Эгейском море к ним отошли, отчасти в качестве прямых доминионов, отчасти — как владения венецианских вассалов .

В самом Константинополе венецианский дож Энрико Дандоло потребовал целый район, окружавший храм Святой Софии, и земли патриарха, раскинувшиеся до бухты Золотого Рога. Венеции также отошли территории, дававшие ей власть над Средиземноморьем — непрерывная цепь портов, начинавшихся от лагуны и доходивших до Чёрного моря, включая западное побережье континентальной Греции, Ионические острова, весь Пелопоннес, Эвбею, Наксос и Андрос, Галлиполи, Фракийское побережье, город Адрианополь и, наконец, после непродолжительных переговоров с предводителем IV крестового похода Бонифацием , крайне важный остров Крит .

Крит был крупнейшим из территориальных владений Венеции, приобретенных в результате падения Константинополя, в период, когда равновесие между латинянами и греками удерживалось посредством переговоров и военных действий.

В 1207 году на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или Наксосское герцогство ).

Ближний Восток: присутствие в государствах крестоносцев, победа над Генуей

В 1257 году в ходе войны святого Саввы венецианцы вытеснили из Восточного Средиземноморья своих торговых соперников — генуэзцев.

Остатки влияния в Черноморье после падения Латинской империи

После 1261 года, с восстановлением Византии при поддержке Генуи (см. Нимфейский договор ), в черноморском бассейне Венецианская республика оказалась намного слабее Генуи. Если Генуя располагала в Черноморском бассейне целой сетью факторий , опиравшихся на такие мощные города, как Каффа (Феодосия), Солдайя (Судак), Пера на Босфоре, то Венеция имела лишь 2 значительные фактории — в Тане и Трапезунде.

В 1265 году Михаил VIII Палеолог , император возрождённой Византии, опасаясь чрезмерного усиления Генуи, вернул венецианцам часть прав, разрешив их кораблям доступ в Чёрное море.

Венеция стойко, несмотря на явные убытки от ведения торговли в Тане в отдельные периоды, ухудшение торговой конъюнктуры и сокращение притока туда товаров, стремилась удержаться там, а Генуя, напротив, всеми силами добивалась того, чтобы лишить венецианцев доступа в Азовское море, связать Адриатическую республику запретами осуществлять навигацию своих судов в Тану, хотя бы на небольшие (пятилетние) сроки .

Уход с Ближнего Востока после ударов мамлюкского Египта, аннексия Кипра

В XIII-XIV вв. под ударами мамлюкского султаната Египта венецианцы теряют свои восточносредиземноморские владения: в государствах крестоносцев ( княжество Антиохии , графство Триполи , Иеруcалимское королевство ) — после их падения в конце XIII века; в армянской Киликии — после её захвата мамлюкским Египтом в конце XIV века.

В 1489 году Венеция захватила Кипр ( Кипрское королевство ), который с 1426 года находился в вассальной зависимости от мамлюкского Египта (см. Венецианский Кипр ).

Упадок после ударов Османской империи

Восемь турецко-венецианских войн в XV—XVIII веках в конечном счёте истощили силы и привели Венецианскую республику к упадку.

Между первой и второй турецко-венецианской войнами произошло падение Константинополя в 1453 году и повторное, окончательное крушение Византии. Венеция не пришла к Византийской империи на помощь, полагая, что с Османской империей будет легче достичь торгового соглашения, если не помогать грекам. Но в течение более 250 лет после этого Венеции пришлось воевать с турками.

В конце XV с приходом османов в Северное Причерноморье западные европейцы (как генуэзцы, так и венецианцы) окончательно выдавливаются из Чёрного моря. После второй, третьей и четвёртой турецко-венецианской войн Адриатическая республика постепенно теряла как материковые, так и островные территории Греции.

В ходе Кипрской войны 1570-1573 гг. (пятая турецко-венецианская война) османы отбирают последние владения западных европейцев (в первую очередь венецианцев) на Кипре.

После изнурительной Критской войны 1645-1669 гг. (шестая война) венецианцы уступили османам остров Крит .

В ходе дальнейшего османо-венецианского противостояния ( седьмая и восьмая турецко-венецианские или первая и вторая морейские войны) утрачены многие другие территории материковой Греции, но Адриатическая республика удерживала свою власть над Истрией, Далмацией, Корфу и Ионическими островами ( ), вплоть до 1797 года .

См. также

Примечания

  1. Crowley, Roger, Venedig erobert die Welt. Die Dogen- Republik zwischen Macht und Intrige, Stuttgart 2011, S.13.
  2. Mit der komplizierten Frage der Abgrenzung befasste sich etwa Bernard Doumerc: La Tana au XVe siècle: comptoir ou colonie? in: M. Balard (Hg.), État et colonisation, Lyon, La Manufacture 1989, 251—265.
  3. Роберт Бартлетт. Становление Европы: Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. 950 — 1350 гг.. — РОССПЭН , 2007. — ISBN 978-5-8243-0852-5 .
  4. Schaube, Adolf. (нем.) . — 1906.
  5. Hoffmann, Johannes. Die östliche Adriaküste als Hauptnachschubbasis für den venezianischen Sklavenhandel bis zum Ausgang des elften Jahrhunderts (нем.) // Vierteljahrschrift für Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. — 1968. — Nr. 55 . — S. 165–181 .
  6. Мишин, Д.Е. Сакалиба в исламском мире в раннее средневековье. — 1999.
  7. Узлов Ю.А. Северное Причерноморье в эпоху средневековья // Евразийский Союз Учёных (ЕСУ). — 2016. — № 1 (22) .
  8. Карпов С.П. Венецианская работорговля в Трапезунде (конец XIV— начало XV в.) // Византийские очерки: труды советских ученых к XVI международному конгрессу византивистов. — М. : Наука, 1982.
  9. Verlinden, Charles. L'esclavage dans l'Europe médiévale (фр.) . — 1955.
  10. Норвич, Джон Джулиус. История Венецианской республики / перевод. И. Летберг, Наталья Омельянович, Ю. Федоренко. — АСТ, 1982. — С. 950. — ISBN 978-5-17-089565-6 .
  11. Papacostea S. “Quod non iretur ad Tanam”. Un aspect fondamental de la politique genoise dans la Mer Noire au XlVe siecle // RESEE. 1979. T. XVII. N 2. P. 201—217; Balard M. Genes et la Mer Noire (XIIIe—XVe siecles) // Revue Historique. 1984. T. 270. N 1. P. 32—54.

Литература

  • Самарина, Н.; Щербина, А. / История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. — Официальный сайт исторического факультета ЮФУ, 2002.
  • Karpov , Serghei. La Tana veneziana. Vita economica e rapportisociali: i tentativi di superare la grande crisi della metà del Trecento (итал.) // Rapporti mediterranei, pratiche documentarie, presenze veneziane: le reti economiche e culturali (XIV - XVI secolo). Estratto : diario / Ortalli, Gherardo; Sopracasa, Alessio. — Venezia: Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti, 2017. — P. 237—252 . — ISBN 978-88-95996-69-1 .
  • Карпов, Сергей . // Российская история : журнал. — Moscow, 2016. — № 3 . — С. 27—32 .
Источник —

Same as Колонии Венеции