Interested Article - Британский сельский костюм

Семья английского рыбака, 1887 год

Британский сельский костюм ( англ. British country clothing ) — не совсем народный костюм в европейском и русском понимании, так как в силу исторических причин простолюдины, в том числе и крестьяне, носили одежду, почти не отличавшуюся от одежды высших сословий. Тем не менее у одежды английских крестьян, фермеров и рыбаков сформировался неповторимый стиль одежды, который в середине XIX века восприняли и джентльмены, адаптировав под «высокий» стиль. Одной из первых это сделала , графиня Данмор, которая в 1840-х годах снабдила твидовыми куртками (был использован шотландский « Харрис Твид ») своих егерей. Впоследствии, в период конца XIX — середины XX века, этот стиль оказал сильное влияние на мужскую моду, причём не только в самой Великобритании, но и во всём мире, в чём состоит немалая заслуга британской знати, например, будущего короля Эдуарда . В этом и состоит отличие британского сельского костюма от собственно народного костюма. Зато его можно в некоторой степени назвать национальным. Собственно реконструированную крестьянскую одежду носят участники ансамблей народной музыки .

Впоследствии британский сельский костюм был популяризован многими литературными произведениями, фильмами и сериалами, вроде « Аббатство Даунтон », « Дживс и Вустер », « Возвращение в Брайдсхед ».

Этот стиль костюма, как правило, используется для занятий на свежем воздухе, требующих сильных нагрузок: при сельскохозяйственных работах, на охоте, рыбалке и занятии спортом.

Основные характеристики

Так как климат Великобритании довольно прохладный и подвержен осадкам, то цветовая гамма сельского костюма строгая и неяркая, но в то же время мягкая: используются зелёный, коричневый, тёмно-желтый цвета. Костюм характеризуется строгостью линий покроя и спокойными тонами . Все предметы одежды должны быть выдержаны в одном тоне, однако жилет, галстук и носки могут быть и ярко раскрашены. В британском сельском костюме используются грубые, но практичные ткани, такие как твид , вельвет или фланель . Иногда ткань окрашивается в клетчатый или полосатый узор.

Праздничный костюм более яркий, чем повседневный, но светлую одежду одевают редко .

Костюм

Мужчина, одетый в британском сельском стиле

Костюм, как правило, является тройкой, то есть помимо рубашки и штанов предусматривает наличие жилета или безрукавки (тройку английские фермеры и сельхозрабочие носили ещё в середине XX века ). Пиджак однобортный, как правило, на трёх пуговицах, для игры в гольф может носиться пиджак на двух, а также имеет разрез сзади и кожаные заплатки на локтях. Карманы пиджака выкроены по косой линии.

Одной из самых характерных черт британского сельского костюма является широкое использование свитеров и вязаных безрукавок. Особо ценятся свитера с острова Гернси , острова Фэйр-Айл в Шотландии и Аранских островов в Ирландии . Рубашка ( англ. shirt ) светлых, но не очень ярких цветов (например, голубой) и часто является клетчатой. Как правило, используется клетка таттерсол (тэтэсол, англ. ), названная по ткани для попон, производившихся компанией, основанной в 1766 году купцом . Рубахи английских селян XVIII-XIX веков шились из льна и хлопка , по покрою они мало отличались от женских: в отличие от женских, они были короче, не украшались вышивкой, у них были узкие длинные рукава, часто с . Костюм дополняла короткая тёмная куртка с воротником .

Чтобы нижние края штанин не пачкались во время работы, крестьяне в XIX-м и начале-середине XX века подвязывали штаны под коленями .

Наряду с привычными всеми длинными штанами могут использоваться и бриджи , например для игры в гольф . Настоящие же английские крестьяне носили бриджи, изготавливавшиеся из грубого сукна или плиса, до начала-середины XIX века. Штаны изготавливаются из вельвета, допустимы джинсы .

Лондонские костермонгеры — уличные торговцы XIX века, главным образом зеленщики, также обеспечивавшие порядок в насквозь криминализированном Ист-Энде и собиравшие деньги на помощь бедным, украшали свою одежду перламутровыми пуговицами, нашивавшимися на головные уборы и вокруг карманов брюк. Чем больше было пуговиц, тем выше был статус. В 1885 году молодой костеромнгер Генри Крофт обнаружил в одном из заброшенных кораблей, стоявшем в доках, груз ненужных перламутровых пуговиц, после чего пришил примерно 60 тысяч штук на свой костюм и цилиндр . Общий вес такого аутфита составлял примерно 30 кг. Кроме того, Крофт объявил, что отныне каждый район Ист-Энда будет считаться «перламутровым королевством», «правители» которого будут использовать свою власть для сбора денег на благотворительные нужды сообщества. Первым «королём» Крофт провозгласил, разумеется, самого себя. Однако вскоре и другие костермонгеры последовали его примеру. Сейчас в Лондоне насчитывается примерно 50 «королей», передающих свои титулы и функции по наследству, и надевающих обшитые пуговицами костюмы по праздникам (например, проходящем в сентябре празднике урожая ). В подобном костюме в 1975 году был запечатлён известный футболист Бобби Мур вместе со своей семьёй . «Королевы» в дополнение к этому носят широкополые шляпы с перьями .

Особо стоит выделить одежду исполнителей ритуальных танцев, как например, морриса . В наиболее известном варианте морриса — (распространён в Глостершире и Оксфордшире ) танцоры облачены в белые рубахи и брюки, через плечи наброшены перевязи ( англ. baldric ), а шляпы украшены перьями и цветами.

Основой женской одежды англичанок-селянок в старину служила длинная (до колен) рубаха ( англ. smock, chemise ) из белого полотна с прямым разрезом спереди и отложным воротм, со вшитыми широкими рукавами без обшлагов со вставками-ластовицами. Рукава рубахи, по низу украшавшиеся яркой вышивкой, были длинные, у кисти суживавшиеся при помощи застроченных мелких складочек . Поверх рубахи женщины носили длинную тёмную юбку и светлый передник длиной до колен. Юбка собиралась у талии в сборки и отделывался по подолу яркой тесьмой или лентой, передник также украшался тесьмой. В прохладную погоду на рубаху надевали тёмную кофту с длинными рукавами и глубоким вырезом, приталенную в талии. На плечи набрасывали шаль с бахромой. Помимо селянок, этот комплекс одежды в XIX веке носили некоторые фабричные работницы .

Верхняя одежда

Помимо традиционных пальто, в сельском британском костюме используются вощёные куртки ( англ. ) тёмно-серого или чёрного цветов, с отложным кордовым воротом и застёжкой-молнией. Изначально эта куртка была предметов одежды моряков, но позднее она получила распространение и среди крестьян. Она шьётся из хлопка и пропитывается парафином (до 1930-х годов она пропитывалась льняным маслом) . Одна из самых известных фирм по производству таких курток является « Barbour », основанная в 1894 году, а в 1974-м году получившая королевский патент . Ввиду климата, тёплую зимнюю одежду, например, шубы и меховые шапки, не носят. Однако, по состоянию на 1960-е годы, женщины часто вынуждены были надевать шерстяные пальто, а мужчины — шерстяные рубашки и тёплое бельё .

Рабочая блуза из льна, Англия, XIX век. Из собрания Оклендского военно-исторического музея ( Новая Зеландия )

Рабочей одеждой крестьян, пастухов, возчиков и сельскохозяйственных рабочих (например, землекопов , занимавшиеся копанием канав и колодцев ) юга и центра Англии (и, меньшей степени, Уэльса , а также в графстве Уорикшир на севере Англии (согласно статье журнала «Country Life» за 23 мая 1957 г. )) в XVII—XIX веках (а особенно с середины XVIII века ) служила надевавшаяся навыпуск поверх основной одежды широкая, мешковатая и длинная (до колен или голени) блуза-балахон ( англ. , smock , в Беркшире англ. cow gown ) с прямым разрезом и широким отложным воротником (а иногда и с карманами ), красившаяся в белый, светло-жёлтый, серый, бежевый , тёмно-зелёный или синий цвета и украшавшаяся узорами (вышивкой льняными нитями в тон, шнурами также в тон, узорами из отверстий (перфорацией)) и . Основной функцией блузы служила защита одежды от грязи и пыли , но кроме того, она могла скрывать рваную и поношенную одежду под ней . У многих блуза считалась своего рода модным предметом гардероба , существовали даже праздничные блузы ( англ. best frock ), также надевавшиеся и во время воскресных походов в церковь, и которые были белого цвета . По обычаю, обручённая девушка вышивала своему будущему мужу новую блузу . Шилась блуза на дому из хлопка, прочного и плотного льна , тонкой шерсти или ткани англ. dribbet , получавшуюся саржевым переплетением льняных и хлопчатобумажных нитей . Пастухи Фенленда — низины, образовавшейся на востоке центральной Англии после осушения большей части Фенских болот, изготавливали блузы в своих хижинах -времянках во время окота. Рабочая блуза обладала очень простым и в то же время очень архаичным покроем , отдалённо напоминая современный рабочий халат-спецовку. Рукава в блузах вставлялись очень низко, в нескольких дюймах ниже плеча, на манжетах (в случае, если они были) присутствовала сборка для уменьшения ширины и без того широких рукавов . Однако, несмотря на простоту покроя, какого-либо единообразия в английских рабочих блузах нет: в зависимости от местности они различались длиной, характером украшений, и деталями покроя . Выделяют три типа блузы: распашная, застёгивавшаяся на ряд пуговиц до подола; с небольшим вырезом на груди, застёгивавшимся на несколько пуговиц; и застёгивавшаяся на одну пуговицу или вовсе не имевших их (у последнего типа карманы располагались поперёк или вертикально к боковым швам) . Узоры на передней поверхности блузы появляются в XIX веке , с 1860-х годов узоры становятся более сложными . На передней стороне блузы по бокам от разреза могли присутствовать прямоугольные вставки ( англ. boxes ), граничившие по бокам с швами рукавов, а сверху — с плечевыми швами. Иногда узоры в вышивке на воротнике и вставках указывали на профессию носителя (цветы — садовник, посох — пастух) . В целом рабочая блуза вышла из употребления в конце XIX века (в частности, уже в 1880-е годы современники с некоторой долей ностальгии отмечают, что молодёжь меньше носит блузы, предпочитая одежду, аналогичную городской, пускай иногда и низкого качества, но считавшуюся более модной ), дольше всех носили блузы в таких графствах, как Дорсет , Херфордшир и Вустершир , да и то старики и маленькие мальчики (в Дорсетском музее существует экземпляр льняной блузы, сшитой на рубеже XIX-XX веков для деда дарителя этого экземпляра, которому на этот момент было около трёх лет). Одним из последних задокументированных упоминаний носителей рабочей блузы был умерший в 1911 году сельскохозяйственный рабочий Джеймс Стивенс ( англ. James Stevens ) из Херфордшира . С другой стороны, упоминаются скончавшийся в 1914 году сельскохозяйственный рабочий и смотритель местной часовни Джон Тёрни ( англ. John Turney ) из Букингемшира (его фотопортрет, сделанный в 1910 году, был отправлен Ллойду Джорджу), скончавшийся в том же году собиратель вереска Уильям Джеймс ( англ. William James ) из Нортгемптона и скончавшийся в 1915 году фермер Джон Редферн ( англ. John Redfern ) из Дербишира ; все трое также носили рабочие блузы до конца жизни . Утверждается также, что некоторые жители Букингемшира донашивали блузы ещё в 1920-е годы. В Фенленде блузы вместе с традиционным пастушеством стали исчезать после Первой Мировой войны , сообщает Диана де Марли ( англ. Diana De Marly ) в своём исследовании «Working dress: a history of occupational clothing» . Там же говорится, что старые пастухи донашивали блузы вплоть до 1930-х . Тем не менее, в XX веке блуза, после выхода из обихода, ещё оставалась одним из составных элементов восходящего к XIX веку стереотипного облика селянина в целом (т.н. англ. ) и жителя Уэст-Кантри в частности. Таким образом, английская рабочая блуза стала одним из немногих предметов одежды, являвшихся специфическим для английских селян и развивавшихся с годами , что очень важно для народного костюма. Аналогичные блузы бытовали у французов ( фр. ), датчан, швейцарцев, северных немцев и жителей стран Бенилюкса , и также вышли из обихода в конце XIX-начале XX веков . В России конца XIX-начала XX веков такие рабочие блузы носили некоторые городские рабочие, например, металлисты и служащие типографских предприятий.

С 1860-х до 1920-х годов была популярна куртка « » ( англ. norfolk jacket ). Она доходила до бёдер, имела несколько складок на груди и спине, кармашки на груди и более широкие карманы на подоле, а также вшитый тканым поясок, который стягивал куртку по талии. Норфолкская куртка была предназначена прежде всего для охоты. Сейчас норфолкская куртка переживает возрождение, но исключительно в женском гардеробе.

В XIX—XX веках был популярен плащ- макинтош , причём он считался исключительно функциональным, а не модным предметом одежды, поэтому в городе его не носили .

Одежда для сна

В Средневековье в Англии, как и по всей Западной Европе, спали обнажёнными либо в нижнем белье — , а в случае мужчин и в брэ , подштанниках до колен, позднее укоротившихся. В XVI веке в обиход знати и богатых буржуа, как и мужчин, так и женщин входит ночная рубашка , отличавшаяся от дневной рубахи бо́льшей длиной . Однако бедняки, в том числе и селяне, по большей части всё ещё спали в дневных рубахах, поскольку ночнушки были дорогими, и их могли позволить состоятельные люди . В то же время в обиход входит и ночной колпак ( англ. nightcap, night-cap ), представлявший собой невысокую и плотно прилегающую к голове шапку с такими же плотными отворотами. У богачей ночные колпаки нередко расшивались растительным орнаментом, а колпаки бедняков были вязаными и лишены подобного рода украшений. В XVIII веке ночные колпаки становятся высокими и мешковатыми, а поля стали больше и свободнее . В XIX же веке ночной колпак становится конусовидной, сужающейся кверху формы, они как и вязались, так и шились, в качестве тканей использовались шёлк и шерсть (шерстяные вязаные колпаки считались менее модными, нежели шёлковые) . Ночные колпаки были преимущественно белого цвета, хотя существовали красные и полосатые, а в середине XIX века цветные ночные колпаки были популярнее белых . Нередко ночной колпак оканчивался или кисточкой , которые также могли быть цветными. Помимо своего прямого предназначения — поддерживания тепла в голове во время сна и защиты от паразитов, ночной колпак в XVI-XVIII веках также был популярным домашним головным убором (в XVIII веке не в последнюю очередь из-за того, что он прикрывал бритую голову, на которую надевался модный в то время парик ), знать носила ночные колпаки исключительно дома, а буржуа и ремесленники — также и на улице и во время работы . Женщины в постель надевали чепцы, повязывавшиеся под подбородком. В конце XIX века и ночные колпаки, и ночные чепцы выходят из употребления среди молодёжи и людей среднего возраста, старики и старухи же носят их и в начале XX века .

В XIX веке ночные рубашки прочно заняли своё место в гардеробе как и горожан, так и селян, хотя бедняки всё ещё могли спать в дневной одежде или нижнем белье . Женская ночная рубашка ( англ. nightgown ) доходила до пола, обладала стоячим или отложным воротником и длинными рукавами, нередко она украшалась рюшем и кружевами . Мужская же ( англ. nightshirt ) больше напоминала дневную: она обладала отложным воротником, длинными рукавами, прямым разрезом, застёгивавшимся на несколько пуговиц, а подол, разрезанный по бокам, доходил до колен, икр или лодыжек. Сзади подол мог быть длиннее, чем спереди . В 1890-е годы в Англии появляется пижама , в начале XX века активно вытеснявшая ночную рубашку у мужчин в городах , однако селяне (равно как и многие консервативные горожане и старики) продолжали носить и ночные рубашки в первые десятилетия XX века . Тем не менее, к середине XX века, пижама, наряду с нижним бельём — трусами и майкой, стали единственной одеждой для сна среди мужчин, сохраняя эту позицию до сегодняшнего дня .

Женские же ночные рубашки стали постепенно укорачиваться. Появились модели с короткими рукавами, и без них, на бретельках.

Обувь

Туфли-клоги на деревянной подошве, Ланкашир

Для британского сельского костюма характерна прочная обувь с толстой подошвой. Это резиновые (а до XX века — кожаные) сапоги и кожаные ботинки- броги , на которые раньше надевались гамаши и штиблеты . Также гамаши надевались крестьянами и с бриджами .

В отличие от других стран Северной и Западной Европы, в Великобритании не носили деревянные башмаки , однако в Средневековье и раннее Новое время носили патены ( англ. pattens ) — деревянные сандалии с кожаными ремешками, надевавшиеся поверх основной обуви. Впоследствии, во времена промышленной революции в XVIII-XIX вв. (а особенно с 1840-х годов; а по другим данным, ещё с XVI века ), рабочие и крестьяне носили в качестве рабочей обуви башмаки с кожаным верхом и деревянной подошвой. Назывался этот вид обуви на английском так же, как и цельнодеревянные башмаки — ( англ. clogs ), в частности именно такое определение даёт Энциклопедия Британника . Главным достоинством клогов, как и деревянных башмаков, была прочность и дешевизна изготовления, что позволяло обеспечить рабочих обувью. Верх прибивался к деревянной подошве прибивался специальными штифтами , каблуки подбивались специальными металлическими накладками (отдалённо напоминавшими подковы), и поэтому при ходьбе по мостовой обувь издавала характерное клацанье . К 1920-м годам клоги практически вышли из употребления, однако во время Второй Мировой войны произошёл новый (и последний) всплеск популярности данной обуви.

Однако клоги всё же оказали влияние на английский фольклор: существует английский народный танец в башмаках с деревянными подошвами, схожий с нидерландским танцем в кломпах , французскому саботьеру или литовскому клумпакоису .

Головные уборы

Самым популярным мужским головным убором в британском сельском костюме является кепи (вошедшие в гардероб на рубеже XIX-XX веков), также распространены фетровые шляпы, особенно фасона трильби . Также в британском сельском стиле присутствуют мягкие твидовые шляпы, отдалённо напоминающие традиционную русскую шляпу « гречневик » и являющиеся неформальными . В старину крестьяне также носили мягкие фуражки с козырьком . Охотники XIX века носили шляпу охотника на оленей, представлявший из себя кепи с «ушами», завязывавшимися на подбородке или затылке и изготавливавшийся из полосатой твидовой ткани. Этот головной убор широко известен как шляпа Шерлока Холмса . Другим примером головного убора, прижившегося на селе, но в городе уже вышедшем из употребления, является шляпа-котелок . Сейчас селяне также носят шерстяные вязаные шапки и бейсболки. Летом носят соломенные панамы (соломенные шляпы были известны и в XIX веке, они были широкополыми и обладали высокой тульей ).

Сейчас женщины в большинстве случаев ходят с непокрытой головой или носят соломенные шляпки, украшенные лентами и цветами, и бейсболки. Однако до начала XX века женщины, в основном замужние, носили чепцы . На улицу надевали чепцы наподобие капора ( англ. sunbonnet ), подвязывавшиеся под подбородком, шились они на дому . Чепцы были вытеснены косынками , продержавшимися до конца XX века. Также летом носили и вышеупомянутые соломенные шляпки.

Аксессуары

Наряду с галстуком в британском сельском костюме можно использовать и шейные платки (в частности, яркий шейный платок был отличительной чертой докеров , а вышеупомянутые костермонгеры носили красные платки). В прохладную погоду надевается шарф в шотландку .

В XVII веке крестьяне носили суму с бахромой , носившуюся через плечо на длинном шнуре.

Примечания

  1. , с. 188.
  2. , с. 189.
  3. . The Best Guide . Дата обращения: 18 ноября 2019. 8 августа 2019 года.
  4. Rachel Worth. (англ.) . — Wimborne: Dovecote Press, 2002. — 79 p.
  5. Urban HYmns. . Sports.ru (14 апреля 2022). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  6. , с. 13.
  7. , с. 188-189.
  8. Horrocks, A. Richard; Anand, Subhash C. (англ.) . — Elsevier , 2000. — ISBN 9781855738966 .
  9. . The Best Guide . Дата обращения: 18 ноября 2019. 14 августа 2019 года.
  10. Wilfred Mark Webb. XXX. Nightdress // (англ.) . — London: E. Grant Richards, 1907. — P. 288—290.
  11. . Дата обращения: 28 сентября 2022. 27 ноября 2021 года.
  12. , с. 212.
  13. , с. 145.
  14. , с. 146.
  15. , с. 11.
  16. Ирина Жигмунд. (англ.) . Живой Журнал (17 июня 2017). Дата обращения: 10 августа 2022. 11 ноября 2020 года.
  17. , с. 171.
  18. . Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
  19. Гертруда Джекилл . Old west Surrey (англ.) . — London, New York and Bombay: Longmans, Green, and co., 1904. — P. 258-260. — 320 p.
  20. DIana De Marly. (англ.) . — New York: Holmes & Meier, 1986. — 191 p.
  21. , с. 11-12.
  22. .
  23. , с. 147.
  24. . Дата обращения: 1 ноября 2022. 21 мая 2022 года.
  25. . (англ.) . — New York: Dover Publications , 1992. — 273 p. — ISBN 0-486-27142-2 .
  26. Jeffrey Forgeng. Cycles of Time // (англ.) . — Westport, Connecticut; London: Greenwood Press, 2007. — P. 211. — 262 p. — (Daily life through history). 20 сентября 2022 года.
  27. Джоан Нанн. . — М. : Астрель , АСТ , 2003. — 343 с. — 7000 экз. 28 сентября 2022 года.
  28. Christina Walkley, Vanda Foster. (англ.) . — London: Peter Owen, 1978. — P. 48, 73. — 199 p.
  29. Margot Lister. (англ.) . — London: Barrie and Jenkins, 1972. — P. 106. — 178 p.
  30. Sally Mitchell. 6. The Material Substance of Private Life: House, Food, and Clothes // (англ.) . — 2-е издание. — Westport, Connecticut; London: Greenwood Press, 2009. — P. 137. — 336 p. — (Daily Life Through History). 20 сентября 2022 года.
  31. Paul Keers. Night attire // (англ.) . — London: Weidenfeld and Nicolson, 1987. — P. 70-71. — 117 p.
  32. , с. 157.
  33. , с. 158.
  34. , с. 12.
  35. (англ.) . Ascot Top Hats Ltd FAQ . Дата обращения: 10 августа 2022. Архивировано из 18 мая 2015 года.

Литература

  • Народы Великобритании и Ирландии. Англичане. Одежда. // Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х т. / Под редакцией С. А. Токарева, В. И. Козлова, О. А. Ганцкой. — М. : Наука , 1965. — Т. 2. — С. 188-189. — 999 с.
  • Alma Oakes. (англ.) . — London, Batsford; New York: Van Nostrand Reinhold, 1970. — 248 p. — ISBN 0713408553 .
  • Lilla Margaret Fox. (англ.) . — Бостон: Plays, Inc., 1971. — 64 p. — ISBN 0823800873 .

Ссылки

Источник —

Same as Британский сельский костюм