Interested Article - Кинопроектор

Кинопрое́ктор , кинопроекцио́нный аппара́т (от кино… и лат. projicio — бросаю вперёд) — разновидность проектора , предназначенная для воспроизведения движущегося изображения с киноплёнки . Большинство кинопроекторов, за исключением простейших узкоплёночных, кроме изображения кинофильма способны воспроизводить и его звуковое сопровождение . Один или несколько кинопроекторов — основа киноустановки .

Кинопроектор П16-П1 в составе киноустановки «Украина-5»

Киноустановками на основе стационарных кинопроекторов оснащались все кинотеатры до того, как киноплёнку вытеснил цифровой кинопоказ . Для преобразования изображения на киноплёнке в телевизионный видеосигнал используется телекинопроектор . Специалист, управляющий кинопроектором, называется киномехаником.

Историческая справка

Попытки получить на экране движущееся изображение начались почти сразу после появления фотографии . Изобретатели объединяли её с уже получившим распространение зоотропом и другими аттракционами «живых картинок». Первой в истории проекцией «движущейся фотографии» можно считать демонстрацию «Фазматропа», созданного американцем Генри Хейлом ( англ. Henry R. Heyl ). Сеанс, состоявшийся 5 февраля 1870 года на благотворительном спектакле в Филадельфии , принёс изобретателю 650 долларов . Устройство, сделанное на основе «Кинематоскопа» Колмана Селлерса ( англ. Coleman Sellers ), вместо рисунков демонстрировало короткий киноролик из восемнадцати диапозитивов вальсирующей пары. Однако, из-за низкой светочувствительности коллодионного фотопроцесса тех лет прямая съёмка движения была невозможна. Танцоры снимались с длинной выдержкой в неподвижных позах, изображающих разные фазы танца .

« Кинетоскоп » Эдисона.
1891 год

« Кинетоскоп », представленный Томасом Эдисоном ( англ. Thomas Alva Edison ) в 1891 году , уже мог воспроизводить непосредственно отснятое на желатиносеребряную киноплёнку движение, но оказался непригодным для его проекции на экран . Причиной недостатка было равномерное, а не прерывистое движение киноплёнки , и устойчивое несмазанное изображение можно было наблюдать при очень коротких вспышках света, хорошо видимых только через окуляр . В последующие годы усилия конструкторов всего мира сосредоточились на повышении световой эффективности «Кинетоскопа» для возможности коллективного просмотра. Первый шаг в нужном направлении сделал Жорж Демени ( фр. Georges Demenÿ ), в 1893 году использовавший в своем «Фоноскопе» пальцевый механизм для прерывистого перемещения целлулоидной ленты. Каждый кадр просвечивался теперь длительными вспышками через обтюратор с увеличенным вырезом .

«Фантоскоп» Дженкинса,
1895 год

Однако, первым серьёзным конкурентом Эдисона стал его бывший помощник Вильям Диксон ( англ. William Kennedy Dickson ), разработавший в 1895 году « Мутоскоп » . Новый прибор, основанный на принципе быстрого перелистывания блокнота, так же позволял видеть изображение только в окуляре, но гораздо ярче и крупнее. «Кинетоскоп компани» оказалась на грани разорения, и поступившее от Томаса Армата ( англ. Thomas Armat ) предложение купить права на «Фантоскоп» его компаньона Чарльза Дженкинса ( англ. Charles Francis Jenkins ), оказалось спасением. 3 апреля 1896 года доработанный проектор был представлен журналистам под названием « Витаскоп », открыв эпоху экранного кинематографа в США . Именно в этом кинопроекторе впервые использован мальтийский механизм .

Братья Эмиль и Макс Складановские ( нем. Emil Skladanowsky; Max Skladanowsky ) 1 ноября 1895 года представили в Берлине аппарат «Биоскоп», способный проецировать на экран движущееся изображение одновременно с двух киноплёнок шириной 45-мм . Из-за особенностей устройства был доступен показ только очень коротких роликов, склеенных в кольцо, и длящихся не более 5 секунд. Невысокая частота проекции 10 кадров в секунду приводила к заметному мерцанию, утомлявшему зрителей. Чуть раньше Складановских, 21 апреля 1895 года свою проекционную систему «Эйдолоскоп» с 51-мм киноплёнкой представил в Нью-Йорке Вудвил Латам ( англ. Woodville Latham ). Тем не менее, все эти изобретения не обеспечивали нужного качества экранного изображения или были слишком сложны в эксплуатации.

Проекционная установка на основе « Синематографа » Люмьеров. 1896 год

Наиболее успешным устройством для кинопроекции стал « Синематограф », созданный братьями Люмьер в 1895 году во Франции . Им удалось резко повысить световую отдачу за счёт большого КПД обтюратора, полученного благодаря прерывистому перемещению киноплёнки изобретённым ими грейферным механизмом . Аппарат Люмьеров работал на такой же киноплёнке , как и «Кинетоскоп», но оказался пригодным как для съёмки, так и для проекции фильма на экран. Обнаружив, какую прибыль даёт новое зрелище, Люмьеры занялись завоеванием рынка сначала Франции, а затем и других стран. 18 июня 1896 года , всего через два месяца после презентации «Витаскопа», Америка познакомилась с «Синематографом». Техническое превосходство французской проекционной системы оказалось настолько подавляющим, что ей понадобилось чуть более полугода для завоевания рынка США .

Несмотря на свою революционность, «Синематограф» всё ещё обладал рядом серьёзных недостатков, главным из которых были очень короткие фильмы, длительность которых ограничивалась 55 футами . Как и во всех остальных системах, это было обусловлено максимальной массой подающего рулона киноплёнки. Более тяжёлый рулон из-за большого момента инерции препятствовал прерывистому движению киноплёнки и грейфер рвал её перфорацию . Преодолеть эту проблему удалось Вудвилу Латаму, который в 1897 году запатентовал свободную петлю киноплёнки между равномерно вращающимся тянущим зубчатым барабаном и скачковым механизмом . В результате участки непрерывного и прерывистого движения киноплёнки впервые оказались изолированы друг от друга, а изобретение получило название петля Латама .

Театральный немой кинопроектор Cameragraph с противопожарными боксами для киноплёнки. 1907 год

В те же годы у кинопроекторов появилась приёмная бобина : до этого киноплёнка сматывалась в корзину, установленную под аппаратом . В качестве источника света первых кинопроекторов использовались керосиновая или Друммондова лампа , а по мере распространения электричества её заменила лампа накаливания и угольная дуговая лампа . Последняя сыграла определённую роль в новом ограничении длины фильма, достигшем 1000 футов (300 метров ). При частоте немой проекции 16 кадров в секунду на экране действие продолжалось примерно 15 минут, что соответствовало длительности сгорания угольного электрода лампы. Удлинение сеансов потребовало устранения мерцания экрана, быстро утомлявшего зрителей. После 1902 года у обтюратора появились холостые лопасти, сместившие частоту мерцания за порог физиологической заметности . Полностью устранить предел длительности фильма удалось в 1914 году , исключив перерывы на перезарядку с помощью многопостной кинопроекции .

Уже в первые годы кинематографа обнаружилась проблема, связанная с чрезвычайной пожароопасностью нитроцеллюлозы , из которой изготавливали подложку киноплёнки . После нескольких крупных пожаров с человеческими жертвами проведение киносеансов в неподготовленных помещениях запретили . Кинопроекторы стали отделять от зрителей огнеупорной стеной, и оснастили приспособлениями, снижающими опасность возгорания и распространения огня . Лентопротяжный тракт начали изготавливать закрытым, а перед кадровым окном появилась автоматическая противопожарная заслонка . Распространение кинопроекции в домашних условиях стало возможным только после появления узких киноплёнок, первой из которых в 1910 году стала плёнка Pathé шириной 28-мм . Благодаря невысоким скоростям и нагрузкам на перфорацию такие киноплёнки допускают использование менее прочной подложки из диацетата целлюлозы , не представляющей такой опасности возгорания, как нитратная .

Стационарный кинопроектор последних поколений
Kinoton FP-30D

После появления звукового кино устройство кинопроектора ещё более усложнилось. Ручной привод механизма ушёл в прошлое, уступив место электроприводу со стабилизированной скоростью, исключающему детонацию и изменение тона синхронизированной с изображением фонограммы. Кроме того, появился дополнительный узел, воспроизводящий звук. Первая киносистема « Вайтафон » использовала в качестве носителя звука грампластинки , и в аппаратной установили электрофон , синхронизированный с кинопроектором общим приводом . Граммофонный метод быстро уступил место оптической звукозаписи , и в конструкции проекторов появились фотоэлемент и звукочитающая лампа, а позднее магнитная головка . В СССР возможность чтения совмещённой фотографической фонограммы впервые реализована в 1929 году после модернизации немых кинопроекторов «ТОМП-4» .

Дальнейшее совершенствование коснулось автоматизации кинопоказа, прежде всего перехода с поста на пост кинопроекции . Для этого в устройстве появились датчики окончания части и цепи согласования с управляющими блоками аппаратной. Замена угольной дуги ксеноновой лампой высокого давления сняла последнее ограничение времени работы одиночного кинопроектора, позволив объединить его с бесперемоточными устройствами типа плэттер . Это дало возможность демонстрировать полнометражные фильмы с одного большого рулона фильмокопии без перезарядок. В итоге возможности автоматизации были доведены до предела, позволяя управлять кинопоказом сразу в нескольких залах с одного компьютера . К настоящему моменту (2023 год) театральные кинопроекторы почти полностью вытеснены цифровой проекцией и выведены из эксплуатации . Узкоплёночные кинопроекторы продолжают использоваться в качестве винтажного шоу для небольших аудиторий, а также для оцифровки семейных киноархивов.

Устройство и принцип действия

Кинопроектор воспроизводит движущееся изображение путём проекции на экран последовательности из неподвижных диапозитивов , отснятых на обращаемой киноплёнке или отпечатанных на фильмокопии . Фотографии отображают отдельные фазы записанного движения, которые при быстрой смене, благодаря персистенции зрения сливаются, вызывая иллюзию движущегося изображения. В звуковом кино за секунду проецируются 24 кадра, что достаточно для плавности движения на экране при разумном расходе киноплёнки . Для быстрой смены кадров перфорированная киноплёнка прерывисто перемещается мимо кадрового окна при помощи скачкового механизма . В момент смены кадра источник света перекрывается обтюратором , в результате чего на экране не видно движение киноплёнки. Зритель видит изображение только в моменты неподвижного стояния кадра при холостом ходе скачкового механизма .

Четыре фазы работы кинопроектора с двухлопастным обтюратором

На рисунке обозначены четыре фазы совместной работы конического двухлопастного обтюратора (вверху) и мальтийского механизма (внизу). Все звуковые кинопроекторы оснащаются двухлопастным обтюратором, одна из лопастей которого — холостая . Из схемы понятно, что лопасти дважды перекрывают световой поток: при смене кадра и во время неподвижного стояния киноплёнки в кадровом окне. Это необходимо для увеличения частоты мерцания изображения на экране до 48 герц , превышающей порог человеческого восприятия . В немом кинематографе стандартная частота проекции составляет 16 кадров в секунду, поэтому обтюраторы немых проекторов — трёхлопастные, с двумя холостыми лопастями .

В качестве скачкового механизма в большинстве стационарных кинопроекторов применяется мальтийский . Этот механизм меньше других изнашивает перфорацию киноплёнки за счёт выгодных динамических характеристик разгона и торможения. В узкоплёночных проекторах наибольшее распространение получил более компактный и дешёвый в производстве грейферный механизм . Известны кинопроекторы с непрерывным движением киноплёнки и оптическим выравниванием при помощи вращающейся призмы, а также с импульсными источниками света без обтюратора, однако по ряду причин такие конструкции широкого распространения не получили . Все механизмы кинопроекторов приводятся в движение асинхронным электродвигателем .

Лентопротяжный тракт

В отличие от фильмового канала , где киноплёнка перемещается прерывисто, в остальных частях лентопротяжного тракта она движется равномерно. Для предотвращения обрыва участки прерывистого и непрерывного движения киноплёнки изолируются друг от друга при помощи двух петель . Первая петля располагается между фильмовым каналом и тянущим зубчатым барабаном, а вторая перед задерживающим. Тянущий барабан сматывает киноплёнку с подающей бобины , снабжённой тормозным устройством для равномерного натяжения фильма. После фильмового канала, делая вторую петлю, плёнка попадает на задерживающий зубчатый барабан, а с него на приёмную бобину. В узкоплёночных проекторах эти барабаны часто заменяются одним комбинированным, тогда как в кинотеатральных дополняются успокаивающим и звуковым для стабилизации скорости в районе звукоблока . Для равномерной намотки киноплёнки привод бобины оснащён фрикционом или отдельным асинхронным электродвигателем, работающим в режиме глубокого скольжения . Удержание киноплёнки от поперечного смещения, демпфирование натяжения и прижим к барабанам выполняют многочисленные ролики, свободно вращающиеся на подшипниках .

Лентопротяжный механизм кинопроектора Meo-5

Звуковой кинопроектор кроме перечисленных элементов содержит в лентопротяжном тракте один или два гладких барабана, смонтированных на валах массивных маховиков . С приводом механизма гладкие барабаны и маховики никак не связаны, и приводятся во вращение трением киноплёнки . Это элемент звукочитающей системы, предназначенный для демпфирования колебаний скорости киноплёнки и устранения детонации фонограммы. Гладкий барабан оптического звукоблока размещается на отрезке между фильмовым каналом и задерживающим зубчатым барабаном. Магнитный звукоблок театральных кинопроекторов расположен выше проекционного окна перед тянущим барабаном. Такое расположение объясняется стандартным смещением фонограммы относительно изображения, противоположным у оптической и магнитной дорожек 35-мм фильмокопий . В то же время, на 16-мм фильмах обе разновидности фонограмм опережают изображение, поэтому магнитный и оптический звукоблоки кинопроекторов такого формата обслуживаются общим гладким барабаном, расположенным сразу после фильмового канала .

Узкоплёночные кинопроекторы в отличие от аппаратуры для более широких киноплёнок рассчитаны на ход киноплёнки эмульсией к объективу. Это объясняется тем, что узкие киноплёнки изначально разрабатывались для любительского кино, не предполагающего тиражирование фильмов . Контактная печать , доминирующая в профессиональном кинематографе, предусматривает соприкосновение негатива с позитивной киноплёнкой эмульсионными слоями для получения резкого изображения. При зарядке полученного фильма в кинопроектор так же, как в киносъёмочном аппарате — эмульсией к объективу — на экране будет получено зеркально перевёрнутое изображение снятой сцены, поэтому в профессиональных проекторах киноплёнка обращена к объективу подложкой . Узкоплёночные киносистемы рассчитаны на работу преимущественно с обращаемой киноплёнкой, не требующей печати. Поэтому её ход в кинопроекторе совпадает с расположением в кинокамере. Фильмокопии таких форматов печатались оптическим способом через подложку позитивной плёнки, обеспечивая на экране прямое ( конгруэнтное ) изображение .

Лентопротяжный тракт кинопроекторов системы IMAX из-за очень большого шага кадра не оснащается традиционным скачковым механизмом. Вместо него применяется механизм «бегущая петля», основанный на других принципах. Кроме того, такие проекторы не обладают фильмовым каналом в привычном смысле, используя для точного расположения плёнки специальную стеклянную поверхность и вакуумный прижим . Из-за горизонтального хода 70-мм киноплёнки и большой длины фильмокопии IMAX размещаются не на бобинах, а на горизонтальных плэттерах , позднее оказавшихся более удобными и для обычных систем кинематографа.

Осветительно-проекционная система

Осветительно-проекционная система кинопроектора состоит из источника света , проекционной оптики и объектива . Получение сильно увеличенного изображения достаточной яркости облегчается тем фактом, что каждый кадр киноплёнки находится на пути света очень короткое время, не более 1/24 секунды. Благодаря этому, фильм не успевает нагреться до температуры плавления, несмотря на огромную тепловую нагрузку в области кадрового окна. Тем не менее, в кинопроекторах с мощным источником света применяется теплофильтр или интерференционный отражатель, отводящие от киноплёнки значительную часть теплового инфракрасного излучения , и уменьшающие её нагрев .

Осветительно-проекционная система с эллипсоидным отражателем и дихроичным теплофильтром

В качестве источника света в кинопроекторах последних поколений используются лампы накаливания или ксеноновые лампы сверхвысокого давления . До распространения ксеноновых ламп в театральных проекторах использовалась угольная дуга интенсивного горения . Угольной дугой или ксеноновыми лампами могут оснащаться только стационарные кинопроекторы, поскольку такие источники света при работе производят много тепла и озона , и требуют централизованной вытяжной вентиляции .

В зависимости от источника света применяются три основных типа проекционной оптики: конденсорная с отражателем (с лампами накаливания), без конденсора с одним отражателем (с угольной дугой) и с эллипсоидным отражателем и сферическим контротражателем для ксеноновых ламп . Объективы, применяемые в кинопроекторах, принципиально не отличается от используемых в других типах проекционных устройств. Для демонстрации широкоэкранных фильмов перед объективом устанавливают линзовые или зеркальные анаморфотные насадки .

Звукочитающая система

Фильмокопия с тремя разновидностями оптической фонограммы: аналоговой Dolby SR переменной ширины и двумя цифровыми: SDDS и Dolby Digital . Для фонограммы DTS на отдельном диске между аналоговой фонограммой и изображением впечатан временной код

В большинстве кинопроекционных аппаратов используется фотоэлектрическая система чтения оптических совмещённых фонограмм . Колебания интенсивности света, возникающие за счёт переменной ширины или плотности фонограммы, преобразуются фотоэлементом в пульсирующий ток , который затем усиливается звуковоспроизводящей системой или декодируется при помощи ЦАП .

Определённый период развития звука в кино связан с широким распространением магнитных фонограмм , обладавших более качественным звучанием. Вместо фотоэлемента и лампы для чтения таких фонограмм, нанесённых на проявленную фильмокопию, используются магнитные головки . Однако, со временем от этой технологии отказались из-за недолговечности дорожек, склонных к отслоению и размагничиванию. Более высокое качество звукозаписи удалось получить печатью на киноплёнке оптического цифрового кода вместо дорожки переменной ширины. Последние поколения кинопроекторов оснащались звукоблоком, считывающим наиболее распространённые цифровые оптические фонограммы SDDS и Dolby Digital , отпечатанные на фильмокопиях рядом с резервным аналоговым треком Dolby SR .

Некоторые кинематографические системы не предусматривают печать совмещённых фильмокопий , содержащих одновременно изображение и фонограмму. Звук в таких системах воспроизводится с отдельного носителя. Например, система IMAX изначально рассчитана на применение фонограммы на отдельной плёнке . Система цифрового звука DTS также предусматривает отдельный носитель фонограммы — компакт-диск . Поэтому кинопроекторы таких форматов не оснащаются полноценным звукоблоком. Синхронизация звука с изображением в этом случае, так же, как в системе IMAX, осуществляется при помощи временно́го кода , отпечатанного рядом с аналоговой звуковой дорожкой на киноплёнке .

Непрерывность кинопоказа

Максимальная длина одной части , на которые разбивается любая 35-мм фильмокопия, составляет 300 метров, что примерно соответствует 10 минутам экранного времени при частоте 24 кадра в секунду . Максимальная длина части широкоформатных фильмокопий 350 метров. Поэтому, для обеспечения непрерывного показа полнометражных кинофильмов в кинотеатрах используется два или несколько одинаковых кинопроекторов, каждый из которых называется «постом». Пока один пост кинопроекции занят показом одной части фильмокопии, в другой заряжают следующую. Иногда две или несколько частей склеивались в один рулон, чтобы уменьшить количество переходов с поста на пост, но для полнометражных кинокартин перезарядки оставались неизбежными.

Последнее десятилетие работы по плёночной технологии кинотеатры использовали бесперемоточные устройства — плэттеры , позволяющие склеивать все части фильмокопии в один большой рулон и устанавливать в каждом кинозале единственный пост кинопроекции . При этом рулон фильмокопии склеен в кольцо и не требует перемотки на начало. Такая технология в сочетании с централизованным управлением запуском проекторов во всех залах кинотеатра, позволяла максимально автоматизировать кинопоказ и обслуживать все кинозалы одним киномехаником. В некоторых типах проекторов возможна обратная перемотка киноплёнки непосредственно через кадровое окно без перезарядки . В сочетании с большой ёмкостью бобин традиционной конструкции это позволяет автоматизировать кинопоказ с таким же успехом, как и с применением плэттеров.

Кинопроекторы для фильмов 3D

Расположение кадров системы «Стереовижн»

Для демонстрации стереокинофильмов могут использоваться как 2 синхронизированных кинопроектора, каждый из которых показывает свою часть стереопары , так и один кинопроектор, демонстрирующий всю стереопару с одной киноплёнки. Первый способ используется в плёночных кинотеатрах IMAX 3D, однако в других форматах он распространения не получил из-за сложности синхронизации двух проекторов и недостатков использования двух киноплёнок . Наибольшее распространение получили технологии стереокино, основанные на использовании одной киноплёнки, на которой так или иначе располагаются обе части стереопары. При этом для демонстрации такого фильма используется стандартный кинопроектор с установленной вместо объектива оптической насадкой, проецирующей обе части стереопары на один экран, чаще всего через поляризационные светофильтры . В зависимости от расположения частей стереопары используется насадка с призмами или только со стереообъективом, как это было в советской системе « Стерео-70 » или в европейской Hi-Fi Stereo-70 . С 1965 года наибольшее распространение в мировом кинопрокате получила система «Стереовижн» с расположением кадров стереопары друг над другом в пределах стандартного шага, предусматривающая использование призменной насадки на кинопроектор . Широкоэкранный кадр уменьшенной высоты, близкий по размерам к системе « Технископ », занимает половину стандартного шага и не требует анаморфирования. Наиболее популярны две разновидности такого размещения стереопары: Panavision 3D и Technicolor 3D .

Кинопроекторы разных форматов

Для демонстрации стандартными кинопроекторами пригодны фильмокопии, отпечатанные в прокатных форматах, среди которых наибольшее распространение получили форматы на киноплёнке 35-мм.

В СССР на такой киноплёнке существовали три основных формата: « обычный », « широкоэкранный » и « кашетированный ». Эти форматы отличались соотношением сторон экрана, определявшим его размеры и зрелищность киносеанса. В международной практике наибольшее распространение получили аналогичные форматы, отличающиеся от советских лишь незначительно. Для кашетированных форматов разница заключается в доминирующем соотношении сторон, которое в Европе , как и в СССР составляло 1,66:1, в то время, как в США и Северной Америке наибольшее распространение получил стандарт 1,85:1 .

Использование 35-мм киноплёнки даёт возможность показа фильмокопии практически в любом кинотеатре, поскольку 35-мм кинопроекторы наиболее распространены во всём мире. Широкоформатные фильмы, получившие распространение в конце 1960-х годов, требуют специальных кинопроекторов, с другим лентопротяжным трактом и осветительной системой. Однако большинство из них выполнены двухформатными , и пригодны для демонстрации фильмов как на 70-мм, так и на 35-мм киноплёнках .

Для 16-мм фильмов выпускались кинопроекторы, входящие как в состав стационарных киноустановок («Черноморец», КПС-16-2, А-141В), так и передвижных («Украина», «Школьник»). Менее распространёнными были компактные моноблочные киноустановки с усилителем звука и громкоговорителем в одном корпусе с проектором (« Радуга », «Свет-2», «Днепр», Elf-RT2). Кинопроекторы для 8-мм фильмов в СССР выпускались только в немом исполнении, а наиболее дорогие были рассчитаны на стыковку с магнитофоном через синхронизатор «СЭЛ-1».

Для расширения возможностей стационарных театральных кинопроекторов для них выпускались приставки, позволявшие демонстрировать узкоплёночные (как правило, 16-мм) фильмы. Такие приставки представляли собой упрощённый 16-мм кинопроектор без собственного источника света. Они снабжались промежуточным конденсором, который служил для согласования апертуры осветительной системы основного проектора с объективом приставки . Советская приставка «ЮП-1» могла устанавливаться на театральные кинопроекторы КПТ, КП-15 и КП-30 .

Цифровой кинопроектор

В последнее время для кинодемонстрации всё чаще используются цифровые кинопроекторы, обеспечивающие проекцию на большой киноэкран не с плёнки, а с цифрового видеосервера . Конструкция цифровых кинопроекторов основана на совершенно иных принципах действия, и поэтому они считаются отдельным классом устройств. Разрешение типовых проекторов составляет 2К, то есть 2048 × 1080 элементов изображения. Но уже сейчас (2023 год) есть модели, способные воспроизводить контент с разрешением . Это сопоставимо с разрешающей способностью киноплёнки, но на практике цифровая кинопроекция даёт более высокое качество изображения вследствие полного отсутствия механических повреждений киноплёнки и высокой стабильности . Световые потоки некоторых моделей цифровых проекторов превышают 30 000 люмен , не уступая лучшим плёночным образцам. Поэтому все новые кинотеатры оснащаются цифровыми кинопроекторами, а при реконструкции старых плёночное оборудование чаще всего заменяется цифровым. Малые кинозалы оснащаются видеопроекторами, обеспечивающими качество изображения, соответствующее HDTV .

См. также

Примечания

  1. Первоначально IMAX использовал отдельную 35-мм перфорированную магнитную ленту с 7-канальной фонограммой, синхронизированную с кинопроектором. В настоящее время в плёночном IMAX используется цифровой звук на отдельном жёстком диске
  2. Использование двух киноплёнок затрудняет получение идентичных характеристик обеих частей стереопары вследствие раздельной печати и химико-фотографической обработки
  3. За исключением системы IMAX, поскольку для существующих цифровых кинопроекторов разрешающая способность такой киноплёнки пока недостижима

Источники

  1. , с. 63.
  2. , с. 221.
  3. Stephen Herbert, Luke McKernan. (англ.) . Who's Who of Victorian Cinema. Дата обращения: 28 марта 2023. 9 февраля 2023 года.
  4. , с. 56.
  5. . Сам себе режиссёр. Дата обращения: 13 декабря 2014.
  6. , с. 10.
  7. , с. 172.
  8. , с. 75.
  9. . Люди . «Календоскоп» (8 июля 2013). Дата обращения: 5 апреля 2015. 11 апреля 2015 года.
  10. David E. Williams. (англ.) . журнал «American Cinematographer» (10 ноября 2017). Дата обращения: 11 ноября 2017. 12 ноября 2017 года.
  11. , с. 179.
  12. Stephen Herbert. (англ.) . Who's Who of Victorian Cinema. Дата обращения: 30 июня 2015. 15 августа 2015 года.
  13. (англ.) . The Picture Show Man. Дата обращения: 30 марта 2015. 27 октября 2007 года.
  14. , с. 77.
  15. , с. 184.
  16. , с. 19.
  17. , с. 7.
  18. В. А. Устинов. . Архивные технологии . журнал «Техника кино и телевидения» (декабрь 2001). Дата обращения: 2 января 2015. 1 февраля 2015 года.
  19. , с. 368.
  20. , с. 22.
  21. (англ.) . Grahame N's Web Pages. Дата обращения: 25 января 2015. 15 октября 2014 года.
  22. , с. 11.
  23. , с. 499.
  24. , с. 21.
  25. . Журнал «625» (11 июня 2010). Дата обращения: 6 января 2015. 6 января 2015 года.
  26. , с. 72.
  27. , с. 6.
  28. Вадим Кукушкин. . DTF (6 февраля 2018). Дата обращения: 25 марта 2023. 25 марта 2023 года.
  29. , с. 349.
  30. , с. 178.
  31. , с. 150.
  32. , с. 141.
  33. , с. 135.
  34. , с. 133.
  35. , с. 147.
  36. , с. 18.
  37. , с. 66.
  38. , с. 28.
  39. , с. 237.
  40. , с. 8.
  41. , с. 315.
  42. , с. 11.
  43. , с. 385.
  44. , с. 77.
  45. , с. 501.
  46. , с. 56.
  47. , с. 205.
  48. , с. 24.
  49. , с. 436.
  50. Андрей Попов. . «Киномонитор». Дата обращения: 27 мая 2012. 26 июня 2012 года.
  51. , с. 32.
  52. , с. 192.
  53. . Merlin. Дата обращения: 15 июля 2012. 11 июня 2012 года.
  54. , с. 163.
  55. , с. 35.
  56. , с. 210.
  57. , с. 214.
  58. , с. 23.
  59. Терри Д.Бирд. . Патент Российской Федерации . «Патенты России» (27 августа 1997). Дата обращения: 3 сентября 2012. Архивировано из 25 ноября 2019 года.
  60. , с. 96.
  61. .
  62. . НТЦ «Стереокино». Дата обращения: 16 июля 2012. 28 января 2013 года.
  63. , с. 84.
  64. С. Рожков. // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 1 . — С. 39 . — ISSN . 21 апреля 2013 года.
  65. . Кинотеатр «Круговая кинопанорама» (2006). Дата обращения: 12 мая 2012. 26 июня 2012 года.
  66. , с. 30.
  67. , с. 234.
  68. , с. 108.
  69. , с. 56.
  70. . «Мир цифрового кино». Дата обращения: 9 июня 2012. 27 июня 2012 года.
  71. В. Г. Комар. // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 2 . — С. 8 . — ISSN . 21 апреля 2013 года.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. // / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с. от 13 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Г. И. Бурдыгина. Фильмокопии. Свойства, профилактика, реставрация, хранение / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1991. — 207 с. — ISBN 5-210-02490-3 .
  • Я. Бутовский, И. Вигдорчик. Технология монтажа кинофильмов / Т. С. Зиновьева, Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1968. — 127 с.
  • Вейсенберг Е. Конец немого кино. — Л. : «Теакинопечать», 1929. — 32 с.
  • О. Ф. Гребенников. Глава III. Временны́е и пространственно-временны́е преобразования изображения // Основы записи и воспроизведения изображения / Н. К. Игнатьев, В. В. Раковский. — М. : «Искусство», 1982. — С. 105—160. — 239 с.
  • В. Д. Грибов, Н. Н. Усачёв. / Н. Н. Калинина. — СПб. : Редакционно-издательский отдел СПбГУКиТ , 2005. — 42 с.
  • Е. М. Голдовский . Кинопроекция в вопросах и ответах. — М. : «Искусство», 1971. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Е. М. Голдовский . Очерк истории кинопроекционной техники / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1969. — 223 с. — 12 500 экз.
  • Е. А. Иофис . Глава VIII. Демонстрационный процесс // . — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1980. — С. 208—224. — 239 с.
  • А. Н. Каральник. Кинопроекторы для 16-мм кинофильмов / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1988. — 144 с. — 25 000 экз.
  • Б. Н. Коноплёв . Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • А. М. Мелик-Степанян, С. М. Проворнов. Детали и механизмы киноаппаратуры / М. А. Неупокоева. — Л. : ЛИКИ , 1980. — С. 429—443. — 520 с. — 3000 экз.
  • С. М. Проворнов, И. С. Голод, Н. Д. Бернштейн. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1962. — 315 с.
  • С. Н. Рожков, Н. А. Овсянникова. / В. И. Семичастная. — М. : «Парадиз», 2003. — С. 83—84. — 136 с. — 1000 экз. ISBN 5-98547-003-2 .
  • Жорж Садуль . Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М. : «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с. — 10 000 экз.
  • Жорж Садуль . Всеобщая история кино / Б. П. Долынин. — М. : «Искусство», 1958. — Т. 2. — 523 с.
  • Валерий Самохин. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2008. — № 6 . 16 октября 2012 года.
  • Борис Сорокоумов. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2010. — № 6 . — С. 22—29 . 16 октября 2012 года.
  • И. В. Шор. Звуковая кинопередвижка / Н. Гарвей. — М. : Госкиноиздат, 1949. — 576 с.
  • Шорин А. Ф. Как экран стал говорящим / Б. Н. Коноплёв. — М. : «Госкиноиздат», 1949. — 94 с.
  • Кинопроекторы // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. III. — Стб. 529—532.

Ссылки

  • . Кинопроизводственная мастерская. Дата обращения: 17 июля 2012.
  • . Cinematex. Дата обращения: 17 июля 2012.
Источник —

Same as Кинопроектор