Interested Article - Василий Босоногий
- 2021-10-28
- 1
Василий Босоногий (получил известность также как Вася-босоножка , настоящее имя — Василий Филиппович Ткаченко , между 1856 и 1858, Черниговская губерния , Российская империя — 6 февраля 1933 , село Надежда , Северо-Кавказский край , СССР ) — русский странник конца XIX — начала XX века. Получил широкую популярность среди современников благотворительной деятельностью , борьбой против пьянства и сквернословия, а также созданием храма в родном селе, деньги на который собирал в ходе путешествий по Российской империи. Был представлен императорской семье, по вопросам строительства храма находился в многолетней переписке с представителями правящей династии . Экзотический образ жизни и необычная внешность привлекли к нему внимание творческой интеллигенции и светского общества .
Источники единодушны в том, что на путь странничества Василия Ткаченко направил архимандрит Свято-Троицкого монастыря Иона Киевский , канонизированный Русской православной церковью . Среди близких друзей Василия были известный авантюрист и интриган иеромонах Илиодор , почитаемая как провидица Матрона Петербургская и другие известные люди своего времени .
Уже при жизни Василия Босоногого вышли две брошюры, посвящённые его биографии. Фотографии, запечатлевшие внешний облик странника, были сделаны крупными фотографами того времени, среди которых выделяются Карл Булла и сотрудники фотоателье «К. Е. фон Ган и К», работавшего по заказам императорской семьи . В начале XXI века вышла книга и появилось несколько статей о жизни и взглядах Василия Босоногого .
Биография
До 1917 года
Василий Ткаченко родился между 1856 и 1858 годами в Черниговской губернии в семье зажиточного казака (но сам Василий указывал на свою принадлежность к крестьянскому сословию , также крестьянином он назван в официальной справке Хозяйственного управления Святейшего правительствующего синода в 1903 году ) . Встречается утверждение, что он был младшим из сыновей . В возрасте 9 лет он тяжело заболел — на руках и ногах у него появились незаживающие раны (по другой версии язвы покрывали всё его тело ). Когда на 19-й год его родители дали обет поклониться мощам святых угодников, то юноша исцелился, но родители так и не исполнили своё обещание. Вскоре после исцеления семья переселилась в село Надежда Ставропольской губернии . Василий занимался трудовой деятельностью в родном селе: пас свиней, пахал землю, устроился на почтовой станции ямщиком . В 1877 году он женился. По неизвестной причине Василий Ткаченко спустя некоторое время расстался с супругой и передал единственного своего шестилетнего ребёнка на воспитание родным . Развод с супругой он окончательно оформил только в 1890 году . После ухода от жены Ткаченко стал работать извозчиком , кучером , а затем нанялся гуртовщиком к купцу Маснянкину и с его стадом отправился в Москву . Известный ставропольский краевед Герман Беликов утверждал, что чудесное исцеление от тяжёлой болезни сказалось на психике впечатлительного юноши, поэтому дорогу в Москву он «прошёл босым и почти раздетым», «испытывая и закаляя своё тело и дух» .
Из Москвы он прибыл в Санкт-Петербург , где 17 [29] июня 1884 года был зачислен рядовым в лейб-гвардии Егерский полк . Всего через три месяца он тяжело заболел и уже 21 сентября [3] октября 1884 года оказался в Семёновском Александровском военном госпитале . 13 [25] октября 1884 года Ткаченко был признан медицинской комиссией негодным к несению воинской службы , а 21 октября уволен из Егерского полка и снят с довольствия .
После увольнения Ткаченко в поисках дальнейшего жизненного пути пешком направился в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру . В Киеве он встретился с архимандритом Свято-Троицкого монастыря Ионой (Мирошниченко) , у которого были натянутые отношения с монахами Свято-Успенской лавры . Иона дал благословение Василию Ткаченко на странничество . Ткаченко сначала хотел принять монашество , некоторое время исполнял послушания , был келейником , портным и кучером при монастыре, но болезнь и желание собрать деньги на постройку храма в родном селе заставили его отказаться от этого замысла .
Другую версию излагал современный историк православной церкви Анатолий Медведев, основываясь на прижизненной биографии странника, вышедшей в 1903 году в типографии Генералова в Санкт-Петербурге: Ткаченко нанялся гуртовщиком к купцу Мяснянкину, но, не доехав до Москвы, взял расчёт и отправился в Киев. После встречи с архимандритом Ионой Василий Ткаченко не вступил на путь странничества, а поступил в лейб-гвардии Егерский полк, но из-за скоро наступившей болезни был сначала помещён в госпиталь, а затем и уволен в запас. После увольнения из армии он «служил некоторое время на частных должностях» и только после этого стал странником . Герман Беликов просто упоминал о кратковременной военной службе Василия Ткаченко, не связывая её с конкретным периодом его жизни .
Известно, что странническая деятельность Василия Босоногого некоторое время вызывала беспокойство и непонимание церковных властей. В 1894—1895 годах он был выслан из Санкт-Петербурга по этапу за нищенство , а его деятельность в справке Святейшего синода за 1903 год была охарактеризована как происходящая от «религиозной мании » . Нищие видели в Василии опасного конкурента, пытались прогнать его с паперти храмов, несколько раз избивали. В 1896 году киевская полиция изъяла у него посох, который был ему впоследствии возвращён, но уже в Петергофе .
В 1897 году Василий объявил о сборе денег на строительство нового каменного храма в родном селе (первоначально в честь « Священного коронования Императорских Величеств », Знамения Пресвятой Богородицы и Царицы Александры , Герман Беликов писал, что Василий Босоногий был удостоен личного приглашения на коронацию ). Позже было принято решение посвятить храм Николаю Чудотворцу в честь рождения наследника престола . В ходе своих путешествий он собирал деньги на строительство. В 1906 году был возведён фундамент будущего храма, утверждён его архитектурный проект , собраны материалы для строительства и отлиты колокола . Строительство храма было завершено только в 1910 году. Торжественное освящение церкви состоялось 5 [18] декабря 1910 . Храм был расположен на возвышенности перед перекрестком дорог, ведущих в город, с пятью куполами и двумя приделами: в честь преподобного Серафима Саровского и святителя Алексия Московского . Он считался одним из самых красивых в Ставрополье . Храм был выстроен из камня, при нём находился бассейн для освящения и крещения с фонтаном. Площадь рядом с церковью была выложена из чугунных плит. В церкви одновременно могли разместиться 1,5 тысячи верующих . В это время в селе постоянно проживало всего 7,5 тысяч душ обоего пола . Также в своём селе Василий построил странноприимный дом .
До нашего времени сохранилась переписка Василия Ткаченко с представителями императорской семьи по поводу строительства храма. Чаще всего адресатом Василия по этой проблеме была вдовствующая императрица Мария Фёдоровна , которая принимала деятельное участие в получении необходимых разрешений и документов на строительство, другими адресатами были император Николай II и Александра Фёдоровна . Ещё одной формой общения стали подарки, которые Василий Босоногий отправлял в Санкт-Петербург. Для зала заседаний Государственной Думы по его инициативе была написана «икона святых русской церкви, просиявших от разных званий и сословий » (сохранилась фотография иконы, сделанная Карлом Буллой ) . Им также была заказана и подарена наследнику престола икона Алексия, митрополита Киевского и всея Руси .
В письме на имя Николая II по поводу строительства храма Василий указывал свой адрес — Санкт-Петербург, 8 рота Измайловского полка , дом 6, квартира 1 , но монограммист А. Ф. К. в биографии Василия сообщал, что чаще всего во время пребывания в этом городе странник останавливался в Киевском и Ново-Афонском подворьях . В столице Василий Босоногий участвовал с Матроной Петербургской в сборе денег на строительство церкви почитавшейся как чудотворная иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками (была разрушена в советское время) .
Кандидат культурологии Сергей Житенёв определял странничество как обет человека, отказавшегося от семьи и имущества и пытающегося страданиями в скитаниях и поклонении святыням достичь спасения души . Заместитель председателя Московского областного отделения Императорского православного палестинского общества , председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза краеведов России Александр Панин писал, что «Странник воспринимался как некая связь между народом и его необъятными просторами, где жили, подвизались, проповедовали и пребывали своими святыми мощами величайшие угодники и святые» . Монограммист А. Ф. К. писал, что Василий Босоногий выделяется среди русских странников рубежа веков, «поражая своей нравственной мощью каждого, кто хоть раз встретил его» .
Во время странничества Василий молился за верующих, раздавал жития святых , книги и брошюры с назидательным содержанием, призывал отказаться от пьянства и сквернословия, обратиться мыслями к Богу . На четвёртый год своих скитаний Василий серьёзно отморозил ноги, был помещён в больницу и даже соборован в ожидании скорой смерти . В 1903 году Василий побывал на прославлении Серафима Саровского в Саровской пустыни . Свидетельством его высокого авторитета стало то, что он «удостоился чести приветствовать и облобызать руки Государыням Императрицам, супруге и матери Государя-мученика Николая Александровича». В Саров Василий прибыл с придворным конюшенным поездом . При въезде в город царского кортежа он сидел в коляске с одним из царских слуг . Обратно он ехал с гофмейстерским придворным поездом . В качестве дара монастырю Василий пожертвовал серебряную позолоченную лампаду , созданную по оригинальному рисунку, стоимостью 1200 рублей .
В 1913 году Ткаченко присутствовал в Москве на торжестве прославления патриарха Московского Гермогена . Василий Босоногий был лично знаком с Иоанном Кронштадским и Матроной Петербургской . В 1911 году он присутствовал на её похоронах и вошёл в число учредителей и руководителей Общества памяти блаженной старицы Матрёнушки-босоножки .
В советской исторической науке высказывалась точка зрения, что Василий Босоногий особенно был востребован светским обществом после убийства Григория Распутина . В частности об этом писал доктор исторических наук Валентин Дякин в книге « Буржуазия и царизм в годы Февральской революции ». Он относил его появление после некоторого перерыва в петроградских салонах к 20 декабря 1916 [2] января 1917 года и ссылался при этом на информацию из черносотенной газеты « Русская воля » .
После Февральской революции 1917 года
В марте 1917 года газета « Петроградский листок » сообщила читателям, что 16 марта в Чрезвычайную следственную комиссию «при Государственной Думе» доставлен посох Васи-босоножки, которого газета называет юродивым . Сообщалось, что железный посох весит около пуда . На нём выгравирована надпись. Следственная комиссия приняла решение отобрать посох, чтобы Вася-босоножка «не мог использовать посох в целях агитации среди тёмных масс» . Маленькая заметка в газете произвела большое впечатление на товарища председателя Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества Сергея Каблукова , который аккуратно вырезал эту заметку и вклеил её в свой дневник .
Последний раз Василия Ткаченко видели в Петрограде в 1918 году. Известно, что он на некоторое время был арестован за ношение на груди значка Союза Русского народа , который не снимал даже после победы революции . Другую версию его ареста в воспоминаниях о Максиме Горьком сообщал писатель и мемуарист Алексей Демидов :
Горький сидел со мной рядом. Я спросил:
- — Почему арестовали Васю Босоножку? Я видел его в Таврическом дворце за живой изгородью солдат среди разных людей — трогательная картина. Все арестованные валяются на полу, а Вася босой, с длинной, широкой седой бородой, стоит посредине валяющихся и в руках у него посох-палка с серебряным крестом наверху её. Точно Пётр среди первых христиан . Зачем это?
- Завтрак кончился, поднимались из-за стола.
- — А вот пойдёмте ко мне в кабинет, там увидите — почему.
- Из-под бумаги Алексей Максимович вынул фотографическую карточку и показал мне. Вот почему его арестовали.
- На карточке была снята разгульная компания цыган с Лохтиной во главе, где пьяными были Григорий Распутин и Вася Босоножка, с той же палкой — с серебряным крестом наверху.
— Алексей Демидов. Из встреч с М. Горьким
Ещё раз Алексей Демидов вернулся к личности Василия Ткаченко в своём романе «Вихрь (1917)», который вышел первым изданием в 1926 году и впоследствии переиздавался ещё четыре раза. Странник снова был изображён писателем под арестом. Он находится в середине цепи арестованных и стоит впереди них, босой, без шапки и в подряснике . В руке Василий сжимает свой железный посох и словно замер — молчаливо озирает копошащихся вокруг него людей .
Документальные свидетельства о Василии Босоногом обрываются в 1917 году. После этого сохранились только устные и письменные сообщения в воспоминаниях его современников, написанных спустя многие годы. В соответствии с одним из них Василий Ткаченко скончался от старости, работая сторожем при складе, в который была превращена построенная на его деньги церковь. По другому сообщению, он умер от голода . Родственник странника, который в начале 1930-х годов был ещё ребёнком, рассказывал:
Храм, который был построен при участии странника Василия, стоял уже полностью разграбленным и разорённым. Дедушка Василий пришёл к нам в дом. Он помылся, оделся во всё чистое и ближе к вечеру ушёл в Знаменский храм молиться. Я очень хорошо запомнил его в тот день, несмотря на то, что мне было всего шесть лет. Он был радостным, и как будто весь светился. А утром к нам прибежали монашки, которые жили у нас в селе и рассказали, что они нашли дедушку Василия в храме, коленопреклоненным и уже скончавшимся.
— Александр Панин. Странник Василий Босоногий
В сохранившемся до нашего времени свидетельстве о смерти указано, что смерть наступила у него дома 6 февраля 1933 года «от старческой дряхлости». Вскоре после его смерти храм был взорван .
Василий Ткаченко был похоронен на местном кладбище села Надежда. Сохранилась могильная плита с почти нечитаемой надписью .
Современники о Василии Босоногом
Сотрудник журнала « Кронштадтский маяк » описывал внешность странника так: «…с развивающимися прядями серебристых седых волос на голове и мягкой бородой, дополняющей облик библейского мужа. В руках у него, точно жезл Моисея , длинный, окованный серебром, железный посох, весом в полпуда. Босыми ногами он неслышно ступает вперёд, и, остановившись посредине кабинета, глядя на вас своими большими, серыми проникновенными взорами, возглашает: „ Христос Воскресе “» . Другой современник сообщал, что крест навершия был позолочен .
Обычно Василий был одет в голубого цвета новый подрясник , который он носил поверх старого, в память Иоанна Кронштадтского, любившего этот цвет. В подряснике были вшиты два гигантских кармана в виде мешков, наполненных брошюрами и журналами духовного содержания, листками с портретами и гравюрами , изображающими храмы, весом не менее двух пудов . Газета « Вечернее время » в 1912 году писала о страннике Василии, противопоставляя его Григорию Распутину по миросозерцанию и душевному укладу ( фаворит императорской семьи был описан как хитрый, пронырливый человек, мечтающий о карьере): «…простец, с ясными запросами бесхитростной души, типичный странник. Знающие странника Васю близко, все в один голос говорят: Божий человек. Много страдал на своем веку, переносил злобу человеческую, несправедливость. На руках и до сих пор следы от кандалов . Живёт, как птица небесная . Ничего не проповедует. Своего пристанища не имеет. Его все любят и дают приют. Исходил и изъездил всю Россию вдоль и поперёк» . Автор статьи удивлялся, почему Василий так стремится познакомиться с Распутиным. Сам странник объяснял это желание тем, что, он знает, что Распутин — злой и нехороший человек, но не знаком с ним лично и никогда «не говорил с ним на чистоту» .
Русский писатель и мемуарист Сергей Минцлов писал в своём дневнике:
9 мая. Ехал сегодня утром в так называемой трясучке, — омнибусе , ходящем вдоль Невского , и вдруг, вижу, влезает в неё и становится на площадке странник Василий; опять он был, конечно, без шапки и босоногий, в одном тёмно-синем подряснике; все глядели на него с любопытством. Реденькие длинные волосы на голове его намокли; в руке он держал знаменитый жезл свой с крестиком наверху и огромным острым железным копьём внизу — одним из тех, что ставятся на железных оградах, только ещё больше и шире.
Карманы этого святого мужа отдувались от брошюр, собственных его жизнеописаний; он их раздаёт желающим, а если ему дают за это деньги, то тотчас же опускает их в какую-то кружку, хранящуюся за пазухой. Не так давно он судился у мирового за скандал и драку: швейцар в Казанском соборе не впускал его с жезлом, а тот обиделся и, заявив: «Мне император Александр III разрешил всюду ходить с этим посохом, а ты не пускаешь?», взял швейцара за ворот. Произошла потасовка, и порядком помятого святителя ещё и оштрафовали.
— Сергей Минцлов. Петербург в 1903—1910 годах
Начальник департамента полиции в 1912—1914 годах Степан Белецкий в показаниях Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства относил Василия Босоногого к миру юродивых («в духе Мити Козельского »), в котором вращался Григорий Распутин. В то же время он писал, что Распутин побаивался людей из собственного окружения и «ревниво оберегал своё влияние на высокие сферы» от них . Сам Белецкий в воспоминаниях создал яркий образ Василия («старец стоял всегда в монашеском полукафтанье, со значком „Союза Русского Народа“, без шапки и с жалованным посохом на паперти Казанского собора и собирал подаяние на построение храма, причём раздавал открытки со своим изображением во весь рост»), но крайне низко оценивал нравственные качества странника и подчёркивал его близость к Распутину. Белецкий сообщал, что вёл длительную переписку с архиепископом ставропольским , «который разоблачил его [Ткаченко] жизнь и его корысть и требовал отобрания у него книжки для сборов, снятия монашеского одеяния и препровождения на родину». Белецкий утверждал, что Василий «пользовался покровительством Распутина». С этим Белецкий связывал его неприкосновенность, хотя Ткаченко «был на учёте полиции и по другим неблагопристойным поступкам» .
Известный авантюрист и интриган Сергей Труфанов , в то время — иеромонах Илиодор (на одной из фотографий Карла Буллы он изображён в обществе Василия Босоногого за обеденным столом ), в своих воспоминаниях о Распутине утверждал, что может написать целую книгу о Василии Ткаченко . При жизни странника вышли две брошюры с биографией Василия Босоногого. Обе они были изданы в Санкт-Петербурге в 1903 году, но различными издательствами . Современные исследователи отмечали, что информация о страннике в этих брошюрах не всегда совпадает, а иногда и противоречит друг другу .
Василий Босоногий в исторических исследованиях и культуре
В художественной литературе и публицистике советского периода
Мемуарист и журналист, бывший комиссар Временного правительства Александр Вознесенский считал, что Василий Босоногий играл при императорской семье такую же роль, которую после него играли Митя Козельский и Григорий Распутин. Это мнение он высказал в книге «Москва в 1917 году», которая вышла в 1928 году .
Василий Босоногий упоминается в IX картине IV акта пьесы Михаила Булгакова « Батум ». Действие происходит в Петергофе. Министр докладывает императору о преступлении Иосифа Джугашвили , совершённом в Тифлисе , — он подстрекал рабочих к стачке . Николай II, не слушая его сообщение, рассказывает министру историю о том, как странник исцелил министра императорского двора Российской империи Владимира Фредерикса во время пребывания на прославлении Серафима в Сарове. У Фредерикса начались судороги в ноге. Доктора ничем не смогли ему помочь. Василий велел «обыкновенные бутылочные пробки нарезать ломтиками, как режут колбасу, и нанизать на ниточку. И это ожерелье надеть на голую ногу, предварительно намазав слюною под коленом. Владимир Борисович пять минут походил с голою ногой, и всё кончилось!»
В более позднее советское время Василия Босоногого было принято относить к «многочисленным отечественным и импортным чудотворцам, провидцам, предсказателям и кликушам », в число которых входили оккультист Папюс , богомолка Дарья Осипова , странник Антоний , гадалка Гриппа, юродивые Паша Дивеевская , Митя Козельский. Считалось, что они «исполняли функцию самых доверенных лиц и советчиков Николая II и Александры Фёдоровны» в период после удаления француза Филиппа и до появления при дворе Григория Распутина. Доктор философских наук Александр Григоренко , ссылаясь на свидетельство Сергея Труфанова , утверждал, что у императора было правило: «сначала выслушать „ старцев “ и „ блаженненьких “, а потом уже министров» .
Церковный историк и деятель экуменистского движения , доктор философии Сергей Большаков так описывал спустя многие десятилетия в книге «На высотах духа» свою встречу с Василием Ткаченко в раннем детстве: «Дело было зимою, в январе, в большой мороз при солнце. Гляжу, движется к нам высокая, необыкновенная фигура: старик в синем подряснике, с непокрытой головой, седые волосы, бородатый. В руках у него был посох из чёрного дерева с короной наверху. Что меня больше всего изумило: старик шел в лютый мороз, по снегу, босиком — и ноги у него не были красные, отмороженные, но розовые, словно он шёл по мягкому ковру. Я остолбенел…»
В современном российском краеведении, публицистике и исторической науке
Серьёзное внимание к личности Василия Босоногого после длительного периода забвения привлёк петербургский историк православной церкви Анатолий Медведев. Он разместил в изданиях Санкт-Петербургской епархии две статьи о страннике в 2001 и 2002 годах . В 2011 году известный краевед, кандидат естественных наук, старший научный сотрудник Ставропольского краеведческого музея имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве Герман Беликов в соавторстве с доктором химических наук Борисом Синельниковым издал книгу «Храмовое ожерелье Северо-Кавказских епархий», отдельная глава в ней посвящена биографии Василия Босоногого и истории создания им храма в селе Надежда .
Уже в 2014 году Алексей Панин напечатал в журнале « Нижегородская старина » большую статью о Василии Ткаченко . В том же году, дополненная и расширенная, она была издана в виде книги. В ходе работы над биографией своего героя Панин использовал материалы из , Российского государственного военно-исторического архив , . Фотографии некоторых из наиболее важных архивных документов размещены в тексте книги. В ней также приводятся редкие снимки из фондов Центрального Государственного архива кинофотодокументов в Санкт-Петербурге и Российского Государственного архива кинофотодокументов в Красногорске Московской области .
В 2016 году биография «Блаженный Василий Босой» вошла в сборник «Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской » (составитель — хранительница Архива Святейшего синода в фондах РГИА Марина Данилушкина), где были собраны 24 жизнеописания наиболее известных юродивых города на протяжении трёх столетий .
Петербургский краевед Андрей Гусаров относил Василия Босоногого к городским юродивым , но считал, что он резко выделялся на их фоне. Краевед писал, что после известных событий на посохе странника была сделана надпись: «Сей посох дан страннику Василию его императорским величеством по резолюции в Петергофе». Он отмечал в поведении странника некоторое честолюбие и экзотику в одежде: «с собой он обычно носил небольшие брошюры с историей своих путешествий. Если Василию подавали милостыню, он её прятал за пазухой в специальную металлическую кружку» . Доктор исторических наук Николай Яковлев считал, что в эпоху максимального влияния Григория Распутина роль других «мистических друзей» императорской семьи резко снизилась. Ситуация радикально изменилась после убийства Распутина в декабре 1916 года. «В великосветских кругах столицы вакуум , образовавшийся с убийством Распутина, пытаются заполнить — снова бормочет безумный „Вася-босоножка“», — писал Яковлев . Эту же мысль высказывал доктор исторических наук Сергей Фирсов , специалист по проблеме взаимоотношений Русской православной церкви и государственной власти в XX веке, в книге «Николай II: Пленник самодержавия». Он утверждал, что после убийства Распутина в декабре 1916 года в светском обществе Петрограда вновь заговорили о Мите Козельском и Васе-босоножке. Историк так комментировал это явление: «„Свято место“ не пустовало» .
В фотоискусстве и кинематографе
В коллекции «Образ богомольца» фонда «Возрождение культурного наследия» находится 21 фотография Василия Босоногого . Среди снимков присутствуют работы крупных российских фотографов, таких, как Карл Булла , запечатлевший, например, Василия Босоногого у стола, на котором развёрнут архитектурный проект храма в Надеждине . Фотоателье «К. Е. фон Ган и К», работавшее с 1891 года по заказу императорской семьи и базировавшееся в Царском Селе на Широкой улице в доме Бернаскони, сделало снимок «Божий человек Василий Босоногий среди духовенства Саровского монастыря » (17—20 июля 1903 года) . Главный специалист отдела научно-справочного аппарата Российского государственного архива кинофотодокументов Ирина Князькова установила, что фотографом фирмы, который занимался фотографированием и киносъёмкой Саровских торжеств, был Александр Ягельский .
В 1911 году Всемирный почтовый союз выпустил почтовую открытку с изображением храма Знамения Пресвятой Богородицы в честь Ангела Наследника Цесаревича Алексея Николаевича в селе Надеждино, на которой был изображён Василий Босоногий, стоящий на фоне выстроенного на собранные им деньги храма .
В 2018 году был снят короткометражный фильм «Странник Василий» — совместный проект театра кукол «Добрый жук», ВИА-mult «Живая традиция» и студии BUCKSBRIDE, посвящённый судьбе Василия Ткаченко. В основе сценария лежит старинный казачий духовный стих « Грешный человече» . Действие игровой части фильма разворачивается в 1991 году, когда трое мальчиков поднимаются на гору Бударку (около Вшивого озера в районе села Дёмино ), чтобы запустить воздушного змея . Там Василий Ткаченко в юности пас коров. Один из героев обнаруживает необычную находку и после этого видит сон… С этого момента начинается мультипликационная часть фильма .
Примечания
- Комментарии
- В XIX веке разница в исчислении юлианского и григорианского календарей составляла 12 дней. В XX и XXI веках разница составляет 13 дней.
- Историк православной церкви Анатолий Медведев утверждал, что Василий Босоногий побывал в Палестине и поклонился святым местам . Монограммист А. Ф. К. и хранительница Архива Святейшего Синода Марина Данилушкина упоминали о поклонении Василия Гробу Господню в Иерусалиме . Другие исследования не содержат подобного сообщения.
- Проект храма принадлежал ставропольскому архитектору Владиславу Эдуардовичу Лобановскому .
- Кандидат исторических наук Андрей Терещук отмечал существование в общественном сознании начала XX века сразу нескольких типов неоднозначной религиозности: старцы (монахи, отмеченные благодатью, способные предостеречь потенциальных грешников от греховных помыслов), «божьи люди» ( миряне - аскеты , играющие роль посредников между Богом и людьми в качестве пророков), юродивые (по доброй воле отказываются от материальных благ и не соблюдают общепризнанные правила поведения, обычно вращаются среди подонков общества, пытаясь их исправить), странники (для них характерна физическая и ментальная неустроенность, связанная с пониманием несовершенства мира, которая отличает их от паломников — туристов, путешествующих по святым местам)… При этом чётких границ между ними не существовало .
- Ещё позже эта заметка была отмечена Александром Солженицыным . Он счёл нужным включить её в текст книги «Узел III: Март Семнадцатого» романа-эпопеи « Красное колесо » .
- Местный краевед Степан Пинаев утверждал, что Василий «увидел собственными глазами» разрушение храма. В настоящее время Знаменский храм снова возведён в Надеждино, но уже на другом месте (там, где стояла Никольская церковь, также разрушенная в советское время) и по другому проекту .
- Источники
- , с. 5.
- ↑ , с. 6.
- , с. 159, 168.
- ↑ , с. 57.
- ↑ , с. 120.
- ↑ , с. 23—24.
- ↑ , с. 114.
- , с. 24.
- ↑ , с. 121.
- ↑ , с. 35.
- ↑ , с. 126.
- , с. 92.
- ↑ , с. 122.
- , с. 36, 42—43.
- , с. 43.
- , с. 47.
- ↑ , с. 12—13.
- ↑ , с. 123.
- , с. 48.
- ↑ , с. 124.
- , с. 60.
- , с. 120, 123.
- ↑ , с. 57.
- , с. 6—8.
- , с. 55.
- ↑ , с. 115.
- , с. 168.
- , с. 11—12.
- ↑ , с. 58.
- , с. 158.
- ↑ , с. 131.
- ↑ , с. 137, 141.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 166.
- ↑ , с. 138.
- ↑ , с. 190.
- , с. 165—166.
- ↑ , с. 139.
- , с. 194.
- , с. 163—190.
- , с. 182—183.
- , с. 188—189.
- , с. 159.
- , с. 12.
- , с. 83.
- , с. 143.
- , с. 13.
- , с. 56.
- , с. 63, 146.
- , с. 92, 94.
- ↑ , с. 127.
- ↑ , с. 100, 102.
- ↑ , с. 59.
- , с. 107.
- ↑ , с. 127—129.
- ↑ , с. 116—117.
- , с. 263.
- , с. 111—114.
- .
- , с. 160.
- , с. 33.
- , с. 60.
- , с. 247.
- , с. 146.
- , с. 195.
- ↑ , с. 195—196.
- , с. 140.
- , с. 196.
- ↑ , с. 132.
- , с. 150.
- , с. 179, 182.
- , с. 152.
- ↑ , с. 3.
- ↑ , с. 133.
- , с. 154.
- , с. 103—104.
- , с. 362.
- , с. 49.
- , с. 129.
- .
- , с. 1—13.
- , с. 39.
- , с. 563—564.
- , с. 130.
- , с. 19—20.
- , с. 57—60.
- , с. 113—115.
- , с. 119—146.
- , с. 1—208.
- , с. 238—244.
- , с. 111.
- , с. 308.
- , с. 395.
- , с. 125.
- , с. 65.
- , с. 141.
- , с. 109.
- , с. 66—81.
- , с. 184—185.
- .
Литература
- Источники
- А. Ф. К. Странник Василий. — СПб. : Тип. Генералова, 1903. — 13 с.
- Белецкий С. П. Показания // Падение царского режима. Стенографические отчёты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Редакция П. Е. Щёголева . — Л. : Государственное издательство, 1925. — Т. IV. Записки А. Д. Протопопова и С. П. Белецкого. — С. 117—533. — 534 с.
- Белецкий С. П. Григорий Распутин // Святой чёрт. Сборник. Автор предисловия и составитель А. В. Кочетова. — М. : Книжная палата , 1990. — С. 10—78. — 319 с. — 500 000 экз. — ISBN 5-7000-0235-3 .
- Вознесенский А. Н. // Москва в 1917 году. — М., Л.: Государственное издательство, 1928. — С. 36—43. — 196 с. — 3600 экз.
- Большаков С. Н. Старец Василий. Александро-Невская лавра // . — Брюссель : Жизнь с Богом , 1971. — С. 19—22. — 44 с.
- Демидов А. // Красная новь : Журнал. — 1928. — Март ( № 3 ). — С. 239—249 .
- Дякин В. С. Буржуазия и царизм в годы Февральской революции // Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны (1914—1917). — Л. : Ленинградское отделение издательства « Наука », 1967. — С. 234—311. — 373 с. — 2000 экз.
- Минцлов С. Р. 1904. // . — М., Берлин : DirectMedia, 2016. — С. 64—137. — 367 с. — ISBN 978-5-4475-8328-6 .
- // Петроградский листок : Газета. — 1917. — 17 марта.
- Российская империя в фотографиях. Конец XIX — начало XX века / The Russian Empire in Photographs: Late 19th — Early 20th Centuries. Ред. и сост. Е. Е. Колоскова . — М. : Лики России, 2004. — 303 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-8741-7140-7 .
- С. В. Т. Странник Василий. — Санкт-Петербург: Типолитография Корпуснова, 1903.
- Труфанов С. М. Святой чёрт (Записки о Распутине). — М. : Directmedia, 2016. — 242 с. — ISBN 978-5-4475-8343-9 .
- Ф. М. // Вечернее время : Газета. — 1912. — 16 марта. — С. 3 .
- Научная и научно-популярная литература
- Беликов Г. А. , Синельников Б. М. Церковь во имя Знамения Пресвятой Богоматери // Храмовое ожерелье Северо-Кавказских епархий. — Ставрополь: Северо-Кавказский Государственный Технический Университет , 2011. — С. 113—115. — 312 с. — 1000 экз.
- Григоренко А. Ю. Колдовство и колдуны на Руси // Сатана там правит бал. Критические очерки магии . — Киев : Украина, 1991. — С. 116—140. — 25 000 экз. — ISBN 5-319-00427-3 .
- // Вечерний Ставрополь : Газета. — 2018. — 14 июня.
- Гусаров А. Ю. Григорий Распутин. Жизнь старца и гибель империи. — М. : Центрполиграф , 2016. — 320 (FB2) с. — ISBN 978-5-2270-7259-7 .
- Данилушкина М. Б. // Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской. — М. : Воскресенiе, 2016. — С. 238—244. — 560 с. — ISBN 5-88335-078-X .
- Князькова И. В. // Вестник архивиста : Журнал. — 2007. — № 1 . — С. 66—81 . — ISSN .
- Криволапова Е. М. // Литературоведческий журнал : Журнал. — 2003. — № 24 . — С. 138—234 .
- Медведев А. В. // Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости : Журнал. — 2001. — Январь ( № 24 ). — С. 57—60 .
- Медведев А. В. // Ведомости Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря : Журнал. — 2002. — Декабрь ( № 12 (129) ).
- Панин А. Н. . — Нижний Новгород : Издательский отдел Нижегородской епархии , 2014. — 208 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9036-5756-8 .
- Панин А. Н. Странник Василий Босоногий // Нижегородская старина : Журнал. — 2014. — № 39—40 . — С. 119—146 .
- Пинаев С. Храмы надежды // . — Ставрополь: Сервисшкола, 2010. — С. 165—166. — 348 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-9397-8699-6 .
- Терещук А. В. Глава 3. «Божий человек» // Григорий Распутин. Последний «старец» империи. — СПб. : Вита Нова , 2006. — С. 111—168. — 528 с. — 1500 экз. — ISBN 5-9389-8103-4 .
- Фирсов С. Л. Глава 4. У бездны на краю: Великая война и царь // Николай II: Пленник самодержавия. — М. : Молодая гвардия , 2010. — С. 330—434. — 576 с. — ( Жизнь замечательных людей . Том 1279). — 5000 экз. — ISBN 978-5-2350-3382-5 .
- Яковлев Н. Н. Набат брусиловского прорыва // . — М. : Эксмо , 2003. — С. —322. — 352 с. — (Новейшая история). — 4000 экз. — ISBN 5-6990-1574-4 .
- Художественная литература и публицистика
- Булгаков М. Батум // Собрание сочинений в 5 томах. — М. : Художественная литература , 1992. — Т. 3. Пьесы. — С. 512—572. — 703 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-280-02814-2 .
- Демидов А. Вихрь (1917). 2-е изд. — М., Л: Государственное издательство, 1928. — 456 с.
- Солженицын А. И. // Звезда : Журнал. — 1991. — Август ( № 8 ). — С. 25—36 . — ISSN .
- 2021-10-28
- 1