Православная иконография Иисуса Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
Сошествие Иисуса Христа в ад ( церк.-слав. Соше́ствїе во а҆́дъ ; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα , лат. Descensus Christi ad inferos ) — догмат , исповедуемый историческими христианскими церквями ( римско-католической , православными , древневосточными , восточнокатолическими ) и церквями ранней протестантской реформации ( лютеранской , кальвинистской , англиканской , цвинглианской ), согласно которому после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву . Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Считается, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за богослужением Великой субботы .
Иногда это учение понимается не в буквальном, а метафорическом смысле .
Выражение «сошествие в ад» является переводом греческого выражения κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα , («katelthonta eis ta katôtata») или латинского descendit ad inferos , которые употребляются в тексте Апостольского Символа веры .
Греческое τὰ κατώτατα ( ta katôtata , «самый низ») и латинское inferos («нижнее») может также переводиться как « преисподняя », «подземный мир», «обитель мёртвых».
О сошествии в ад евангелисты прямо не говорят. В канонических книгах Нового Завета есть лишь отдельные упоминания апостолами о пребывании Христа в аду :
Из пророчеств о сошествии во ад богословы выделяют :
Христианская традиция, по мнению епископа Илариона (Алфеева) , из анализа этих библейских текстов делает следующие выводы :
В христианстве сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа и явилось пределом уничижения Христа и в то же время началом его славы . Согласно христианскому вероучению, Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам . Таким образом, учение Церкви рассматривает сошествие во ад как неотъемлемую часть искупительной жертвы Христа. Церковь считает, что души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву , были выведены Христом из ада в райские обители (где до этого времени были только Моисей (Мф. 17:3) [ источник не указан 1601 день ] , Илия , Енох и благоразумный разбойник ) .
Наиболее подробно тема посещения Иисусом преисподней раскрывается в апокрифической литературе. Из данных сочинений можно выделить:
…Сойдет Сын Божий… и будет в образе вашем. И князь мира… прострет руки свои на Него, и повесят Его на древе, и убьют, не ведая, кто Он. И сойдет Он во ад, и нагим и опустошенным сделает всю призрачность его, и возьмет в плен князя смерти и сокрушит всю силу его и воскреснет в третий день, взяв с Собой некоторых праведников, и пошлет проповедников Своих по всей вселенной…
…увидели выходящих из гробницы трёх человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: « Возвестил ли Ты усопшим? » И был ответ с креста: « Да » .
— Евангелие от Петра. 10:38
Подразумевается, что Христос перед воскрешением был в загробном мире и проповедовал там усопшим. Так в апокрифе находят отражение зарождающееся у христиан предание о путешествии Спасителя в ад, которое в дальнейшем появится в « Евангелии от Никодима » (не ранее III в.) и тема проповеди Христа в аду ( керигмы ) .
…Иисус сказал: « Блажен ты, возлюбленный мой Варфоломей, что узрел чудо сие, и ныне все, о чём бы ты ни спросил меня, возвещу тебе. Ибо когда Я исчез с креста, тогда Я сошел во ад, чтобы вывести [оттуда] Адама и всех иже с ним, по ходатайству Михаила Архангела » .
Христос рассказывает о разговоре между адом, смертью и Велиаром , что нашло отражение в христианской церковной гимнографии (данный распространённый гимнографический сюжет присутствует в том числе у Ефрема Сирина (в «Нисбийских песнопениях» ) и Романа Сладкопевца ) .
Наиболее полно сошествие в ад описано в третьей части « Евангелия от Никодима » ( III век ), которое, несмотря на его апокрифичность, Церковь разрешала читать верующим. «Евангелие от Никодима» оказало огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, обрядности , а также иконографии самого эпизода .
«Евангелие от Никодима» затрагивало вопросы, которые волновали христиан, уже отмежевавшихся от иудаизма: Всегда ли существовали рай и ад? Где пребывают пророки , предсказавшие пришествие Христа, а также души всех умерших? В апокрифе утверждается идея воскресения во плоти, бывшая предметом дискуссии различных групп первых христиан; даётся развёрнутое описание рая и ада, лишь упоминавшихся в раннехристианских сочинениях; по ходу повествования воскресшие сообщают, что были в аду «от века» (отсюда комментаторы текста делают вывод, что автор евангелия считает, что ад был всегда, а рай берёт своё начало с Явления Христа, преобразившего всю вселенную) .
В России на основе апокрифов, в том числе и «Евангелия от Никодима», был составлен сборник « Страсти Христовы » , его первоначальная версия появилась, вероятно, ещё в царствование Алексея Михайловича . Сборник формировался и дополнялся на протяжении второй половины XVII и в течение всего XVIII века. До настоящего времени сборник «Страсти Христовы» читается в среде старообрядцев .
В этом сборнике в отдельной главе « О воскресении Христове и о сошествии его во ад » рассказывается, что « Исус Христос сниде во ад, диявола гоня » и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Ад в рассказе, так же как и в «Евангелии Никодима», представлен персонифицированным: « отвещав же ад глаголя », « рече ад ко диаволу ».
Силы небесные, стоя перед вратами ада, многократно обращаются к нему, говоря: « …возьмите врата вечная и внидет Царь Славы », а на вопрос ада, кто является этим царём, отвечают: « Господь крепок и силен, Господь силен в брани ». Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому « треглавниче и вельзауле преокаянне », что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: « помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши ». Но врата не выдерживают и « падоша сами » повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который « сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий ».
В аде Христа встретили ликующие « святии пророцы и праведницы » и пророк Давид , играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.
И сказал Господь, взяв десницу Адамову: « Мир тебе и детям твоим. Праведникам Моим ». Адам, простёршись перед Господом, со слезами молил Его громким голосом: « Прославляю Тебя, Господи, что Ты принял меня и не дал торжествовать врагам моим. Господи Боже мой, я воззвал к Тебе. И Ты исцелил меня, Господи! Ты извел душу мою из ада »… И Господь, простёрши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним .
— «Евангелие от Никодима», главы 24—25
Рассмотрение догмата о сошествии Христа в ад имеется в трудах ряда отцов церкви , которые рассматривали эту тему прежде всего в контексте учения об Искуплении .
Тема сошествия Христа в ад присутствует в сочинениях христианских авторов, начиная со II века . Из раннехристианских авторов об этом писали Поликарп Смирнский , Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Мелитон Сардийский , Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан . Первые авторы в основном развивали тему воскрешения Христом ветхозаветных праведников, однако начиная с Мелитона Сардийского (ум. ок. 190 года ) в богословскую традицию входит утверждение, что после своей крестной смерти Спаситель душой сошёл в ад «и Душой овладел всем адом» . Уже в трудах писателей II—III веков сложилась совокупность представлений о сошествии в ад, впоследствии воплощённая в «Евангелии Никодима» .
В сочинениях Ипполита Римского (ум. ок. 235 года ) уже содержатся упоминания о проповеди в аду Иоанна Предтечи и о сокрушении Христом ада: « привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле и во аде » .
Тертуллиан (ум. ок. 220 года ) в своём сочинении «О душе» , пишет, что Христос, имея не только божественную, но человеческую природу, исполнил «закон» и « … по образу человеческой смерти почив в преисподней, и не прежде взошел к высоте небес, чем спустился в преисподнюю земель, чтобы там патриархов и пророков сделать причастными Себе » .
Из богословов первых веков христианства наиболее часто тема сошествия во ад присутствует в сочинениях Оригена (ум. в 254 году ). Он рассматривает следующие аспекты данного вопроса :
Особо в своём толковании на Послание к Римлянам Ориген рассматривает вопрос разрушения Христом ада и его победы над дьяволом. Он считает, что дьявол был побеждён Христом и лишён своей власти, но так как только при втором пришествии дьявол должен быть повержен окончательно, то Ориген называет его « не столько царствующим, сколько разбойничающим » ( лат. non tam regnari, quam latrocinari ) .
Златоуст в своих трудах неоднократно обращался к вопросу сошествия Христа во ад. Он особо подчёркивает, что сошествие Христа во ад было предсказано ветхозаветными пророками:
Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведёт его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы ( Пс. ); а Исаия говорит другими словами: врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе ( Ис. , ), разумея здесь ад .
Святитель Иоанн часто возвращается к образу « медных врат » из пророчества Исаии . При этом он всегда акцентирует внимание, что Христос не « открыл врата медные », но « сокрушил врата медные ». Этим он показывает, что сошествием Христа во ад последний стал бесполезен — « … стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить? » .
Основной идеей Златоуста является, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти — « Им сила смерти разрушена », но при этом замечает, что это не означает, что « истреблены грехи умерших прежде пришествия Его » . Вопрос о том, кого вывел Христос из ада, у Златоуста решается однозначно: освобождены были только те, кто веровал в истинного Бога.
К одним из самых ярких сочинений святителя, в котором он говорит о сошествии Христа в ад, относится его « Огласительное слово на Пасху ». В нём Иоанн Златоуст в торжественной форме воспевает победу Иисуса над адом и смертью:
Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти… Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
В « Церковной истории » Евсевия Кесарийского приводится рассказ о проповеди апостола Фаддея эдесскому царю Авгарю , в котором апостол рассказывает царю о Христе: « …Он смирил Себя и умер, как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивавших от начала мира, как сошел один, а восшел к Своему Отцу с великим множеством людей » .
В его знаменитом « Слове на Пасху » (которое длительное время читалось в этот праздник, пока не было заменено аналогичным творением Иоанна Златоуста) он так говорит о сошествии Христа в ад и о совершенном там им деле спасения: « Сегодня спасение миру — как видимому, так и невидимому! Христос [воскрес] из мертвых — восстаньте с Ним и вы; Христос [взошел] к Себе — восходите и вы; Христос [вышел] из гробов — освобождайтесь от уз греха. Врата ада отверзаются, и смерть истребляется, и ветхий Адам отлагается, и новый совершается. Если кто во Христе новая тварь, обновляйтесь… Пасха Господня, Пасха, и снова скажу „Пасха“ в честь Троицы. Она для нас праздников праздник и торжество торжеств… » .
В трудах Григория Богослова есть и стихотворные творения, посвященные победе Христа над адом ( «О самом себе» : Сегодня великий Христос от мертвецов, с которыми смешался, // пробужден, и отразил жало смерти… )
Вопрос о сошествии Иисуса Христа в ад и о роли данного события в спасении им людей рассматривался и протестантскими богословами. Мартин Лютер в своей проповеди в Торгау в 1533 году , основываясь на Священном Писании , обосновал данный догмат и отметил, что вся полнота Христа (то есть и божественная и человеческая природа) сошла в ад . Догмат о сошествии Христа в ад был включён в Аугсбургское исповедание ( 1530 год ), самый ранний из официальных вероисповедальных документов лютеран .
После смерти Лютера среди его последователей возникли споры — к чему отнести сошествие Христа в ад: к продолжению его страданий или к триумфальному Воскресению . Для разрешения этих споров в Формуле согласия , подписанной лютеранскими теологами 29 мая 1577 года, устанавливалось, что верующим достаточно знания, что сошествие в ад свершилось, и что Христос «уничтожил ад для всех верующих». Вопросом же, каким образом это произошло, задаваться не следует, так как ответ на него, вместе с другими тайнами, не доступными для понимания, будет открыт в «ином мире» .
Жан Кальвин в своём сочинении « Наставления в христианской вере » ( 1536 год ) рассматривает сошествие Христа в ад как его триумф над смертью и окончательную победу над дьяволом: « В итоге, сражаясь с державой дьявола, с ужасом смерти, с муками ада, Иисус Христос одержал победу и стал триумфатором, дабы мы больше не страшились в смерти того, что наш Владыка упразднил и уничтожил » .
Англиканская церковь в своём основном вероучительном документе « 39 Статей » утверждает: « Как Христос умер за нас и был погребён, так следует веровать, что Он сошёл в ад » (3-я статья) .
В различных литургических традициях воспоминанию о погребении Христа и его сошествии в ад посвящены последние два дня Страстной недели — Великая пятница и Великая суббота , тема раскрывается также в текстах Пасхальных богослужений . В богослужении суточного круга сошествие Христа в ад символизирует великое повечерие .
Тема сошествия Христа в ад широко используется Православной церковью в богослужебных текстах Октоиха (воскресные службы), постной и цветной триодей .
В Октоихе сошествие во ад является одной из центральных тем, которая тесно переплетается в песнопениях с крестной смертью Христа и его Воскресением :
- Ты разрушил еси сокрушение Христе, и окаянство, во вратех и твердынях адовых… .
- Егда пригвоздился еси на древе крестнем, тогда умертвися держава вражия… и ад пленен бысть державою Твоею, мертвыя от гробов воскресил еси, и разбойнику рай отверзл еси… .
- Врата смерти и вереи, Твоею смертью сокрушил еси Безсмертне… .
В нескольких песнопениях Октоиха упоминается, что перед проповедью Христа в аду побывал и проповедовал там Иоанн Креститель , стоящий «посреде закона и благодати», между Ветхим и Новым заветами, предвосхищая пришествие Христа. Эта тема, идущая из раннехристианских преданий, раскрывается также в службе Усекновения главы Иоанна Предтечи, части Минеи праздничной .
В песнопениях Октоиха используются апокрифические образы, схожие с образами «Евангелия Никодима», которые стали также основой иконографии данного сюжета: «Христос сокрушает „вереи“ („замки“, „засовы“), „печати“, „врата“ и „твердыни“ ада, разрывает „узы“, которыми были связаны мёртвые, расхищает „сосуды“ дьявола». Ад представляется как темница, в которой томятся души умерших, избавление из неё стало возможным только после победы Христа над дьяволом .
Тема сошествия Христа в ад и победы над ним присутствует как в предпостовых службах (например, суббота мясопустная ), так и в богослужении Великого поста :
- Христос воскресе, разрешив узы Адама первозданнаго, и адову разрушив крепость. Дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть и ад с нею, и Христос воцарися, распныйся и воскресый…
— Богослужение Субботы мясопустной
- Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад, и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаюся изрыгнути Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми; древо бо сия паки вводит в рай.
— Служба Крестопоклонной недели
Богослужебные тексты цветной триоди, которые начинают использоваться с Пасхальной полунощницы, наполнены радостью Воскресения Христова, однако затрагивают тему его сошествия в ад. В цветной триоди содержится одно из самых известных песнопений на данную тему:
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняяй неописаный .
Упоминание о сошествии Христа в ад содержится в древнем Апостольском Символе веры , который широко используется в католической богослужебной и молитвенной практике .
В толковании на Апостольский Символ веры Катехизис Католической Церкви говорит:
Часто встречающиеся в Новом Завете утверждения, что Иисус «воскрес из мертвых» подразумевают, что, прежде чем воскреснуть, Он побывал там, где пребывают мертвые… Иисус сошел в ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали .
В богослужении латинского обряда тема сошествия Христа в ад используется в пасхальный период . В гимне провозглашения Пасхи , который завершает Литургию Света, первую часть богослужения навечерия Пасхи, поётся:
Это ночь, когда разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем .
В средневековье в некоторых странах во время пасхальной процессии от символического Гроба Господня к алтарю исполнялся антифон Cum rex gloriae, в котором говорилось о встрече в аду Христа с душами, там заключёнными. До настоящего времени сохранился местный обычай исполнять переложение антифона на польский язык (Gdy Król wieczenej chwały) при шествиях ко Гробу Господню .
Тема схождения Христа в ад и освобождения им томящихся там душ звучит также в многочисленных пасхальных гимнах и песнях .
В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад» , сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова , что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмового оформления (в российской православной иконографии вплоть до середины XVIII века не было другой иконы Воскресения Христова с изображением исхода Христа из гроба). Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку . К ранним примерам изображения сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).
Большой иконографический извод «Сошествия во ад» отличается изображением Христа, изводящего из ада Адама и простирающего руку к Еве , а также изображением ангелов, окружающих Голгофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча , возвестивший в Аду о приходе Мессии, и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и «сонмы праведников». Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник .
На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа ). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана , закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображённый в виде Силена . Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны — мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.
На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов — персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки — это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан верёвками.
Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жён-мироносиц у гроба Господня , и ещё реже — с изображением Страшного суда .
Варианты иконографии :
Стоит отметить иконы двух выдающихся русских иконописцев — Рублева и Дионисия , а также фрески, в частности, в Мироже .
В западноевропейском искусстве сюжет был не очень редким и присутствовал как в повествовательных циклах, так и в виде отдельных изображений. Он не имел строго канона изображения, в отличие от иконописи, и, в отличие, например, от Благовещения , сильно варьировался по позам и персонажам. В число выведенных Иисусом людей входят Адам и сын его Сиф , Моисей , Давид , Исайя , а также Симеон Богоприимец и Иоанн Креститель .
Среди произведений строит отметить клеймо « Маэсты » Дуччо , картины Джотто , Себастьяно дель Пьомбо , Якопо Беллини , Фра Беато Анджелико , Алонсо Кано , Иеронимуса Босха , гравюру Дюрера , а также картину Поля Сезанна . В западном искусствознании обычно употребляется термин «Христос в лимбе » (Christ in Limbo), точно обозначая конкретный круг ада, куда спустился Иисус. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах) ад изображен в виде пасти гигантского левиафана , наполненной людьми.
Бог или герой , спускающийся в подземное царство, чтобы вернуть оттуда умершего, — хорошо известный сюжет античной мифологии :
Здесь внове был тогда я,
Когда нисшел могучий Посетитель,
Победоносным знаменем сияя.
С ним отошли Адам, наш прародитель,
И
Авель
, сын его, и
Моисей
,
Народа вождь и Господа служитель,
Ной
,
Авраам
,
Давид
— пример царей…
А ведать надо, что до тех святых
На свете не было души спасённой.