Interested Article - Боснякский национализм
- 2020-04-12
- 1
Боснякский (бошнякский) национализм ( босн. bošnjački nacionalizam, bošnjaštvo ) — это национализм , отстаивающий национальную идентичность боснякского этноса и продвигающий его культурное единство . Не следует путать с общебоснийским гражданским национализмом ( босн. bosanski nacionalizam, bosanstvo ), который продвигает национальную идентификацию всех граждан Боснии и Герцеговины , независимо от их этнорелигиозной принадлежности . Ранее босняки также именовались мусульманами ( босн. muslimani ).
История
Боснийская национальная идентичность зародилась в Средневековье , но первоначально не имела никакого этнорелигиозного подтекста. Существовавшие в период османского владычества турецкие термины «Boşnaklar», «Boşnak taifesi», «Bosnalı takımı», «Bosnalı kavmi» означали просто «народ Боснии» и использовались для обозначения всего населения Боснии .
В 1878 году Османская империя потерпела поражение в русско-турецкой войне , по итогам которой значительная часть европейских владений османов были потеряны. Босния оказалась оккупирована австро-венгерской армией. Австрийская администрация поощряла строительство боснийской нации, которая рассматривалась как объединение всех жителей Боснии, исповедующих три религии, равные друг другу в правах . Во многом это делалось из боязни австрийцев перед сербским и хорватским ирредентизмом , поскольку на конец XIX века пришел расцвет национализма .
Однако интеграционная политика Австро-Венгрии столкнулась с препятствиями. Хорватские и сербские общины Боснии, исповедуя разные религии ( католицизм и православие соответственно), противились навязыванию общебоснийской идентичности . В связи с этим, боснийское самосознание находило сторонников главным образом у мусульман Боснии, отчасти из-за доминирующего положения последних во времена османского правления, в то время как сербские и хорватские националисты причисляли боснийских мусульман к своим народам . В 1910 году был создан Боснийский сабор ( босн. Bosanski sabor ), являвшийся законодательным органом. От мусульман в нем заседала Мусульманская народная партия, существовали также непарламентские «Мусульманская прогрессивная партия» и «Мусульманские демократы» .
В 1891 г. мэр Сараево и писатель Мехмед Капетанович в своём журнале «Бошняк» (Bošnjak) в своей статье написал:
В то время, как хорваты утверждают, что православные — наши злейшие враги и что сербство — это то же самое, что и православие, сербы изнуряют себя, привлекая наше внимание к какой-то фальшивой истории, посредством которой они сербизировали весь мир. Мы никогда не будем отрицать, что принадлежим к южнославянской семье; но мы останемся босняками, как наши предки, и никак иначе. — Мехмед Капетанович, 1891
Создание Югославии основывалось на идее югославизма — идее единства сербов, хорватов и словенцев , при этом существование боснийской нации не признавалось . В 1919 году была создана (Jugoslavenska muslimanska organizacija, JMO) , стремившаяся защитить права бошняков. Партия имела своих представителей в правительстве в 1928 году и в 1935-1938 годах, преследуя своей целью сохранение территориального единства Боснии и Герцеговины в противовес планам создания хорватской автономии, в состав которой вошли бы населенные хорватами земли Боснии . Старания ЮМО потерпели неудачу, и в 1939 году была создана хорватская бановина в результате соглашения Цветковича — Мачека .
В апреле 1941 года нацистская Германия вторглась в Югославию и оккупировала ее совместно с фашистской Италией . При поддержке стран Оси усташи создали Независимое Государство Хорватия ( хорв. Nezavisna Država Hrvatska, NDH ). Лидеры усташей в своих заявлениях провозглашали бошняков «хорватами-мусульманами», даже называли их «наичистейшими, наименее испорченными в расовом отношении хорватами» . На практике Босния и Герцеговина оказалась присоединена к Хорватии без каких-либо прав автономии, на бытовом уровне были сильны ксенофобские настроения по отношению к бошнякам, католическая пресса называла их «язычниками», а в правительстве НГХ не было ни единого мусульманина. В конце 1941 года часть боснийских мусульман написала письмо с требованием предоставления автономии .
С созданием Социалистической федеративной республики Югославия Босния и Герцеговина получила статус автономии в виде Социалистической республики в составе федерации. При этом, за бошняками не признавался статус отдельной национальности. Их называли «славянами-мусульманами» или «мусульманами» (Muslimani, муслимани), выделяя по религиозному признаку. В 1948 году в переписи населения им предлагалось называть себя «хорватом-мусульманином», «сербом-мусульманином» или «мусульманином, не определившимся со своей национальностью» . Лишь в 1971 году правительство Югославии признало бошняков отдельным народом .
В 1970 году в свет вышла статья Алии Изетбеговича под названием «Исламская декларация» ( босн. Islamska deklaracija ), в которой изложены мысли о сосуществовании западной модернизации и исламской традиции. В 1983 году Изетбегович был осуждён на 5 лет тюремного заключения за продвижение исламско-националистических идей. В 1990 он стал одним из основателей Партии демократического действия , которая стала основной политической организацией мусульман Боснии. Боснийская война , шедшая с 1992 по 1995 гг., окончательно закрепила национальную идентичность бошняков. В 1993 году был возрождён термин «бошняк», заменивший термин «мусульманин» .
Примечания
- Jack David Eller. . — University of Michigan Press, 1999. — С. 262.
- Babuna Aydın. Die nationale Entwicklung der bosnischen Muslime. — Frankfurt: Peter Lang, 1996. — С. 32. — ISBN 3-631-47740-6 .
- ↑ Velikonja Mitja. Religious Separation and Political Intolerance in Bosnia-Herzegovina. — Texas A&M University Press, 1992. — ISBN 1-58544-226-7 .
- Ramet Sabrina P. Nationalism and the 'Idiocy' of the Countryside: The Case of Serbia. — LIT Verlag Münster, 2008. — С. 74-76. — ISBN 3-03735-912-9 .
- // Routledge. — 2003. — С. 110 .
- Кузьмичёва Л.В. Босния и Герцеговина в 1878-1914 гг.. — Москва: Издательство Московского университета, 2008. — Т. 1. — С. 495. — (История южных и западных славян). — ISBN 978-5-211-05388-5 .
- Jack David Eller. . — University of Michigan Press, 1999. — С. 263.
- Motyl, Alexander J. Encyclopedia of Nationalism, Volume II. — Academic Press, 2001. — ISBN 0-12-227230-7 .
- Motyl, Alexander J. Encyclopedia of Nationalism, Volume II. — Academic Press, 2001. — С. 56. — ISBN 0-12-227230-7 .
- Ivo Goldstein. // RADOVI - Zavod za hrvatsku povijest : журнал. — 2006. — ISSN .
- ↑ Motyl, Alexander J. Encyclopedia of Nationalism, Volume II. — Academic Press, 2001. — С. 57. — ISBN 0-12-227230-7 .
- Banac, Ivo. The National Question in Yugoslavia: Origins, History, Politics. — Cornell University Press, 1988. — С. 287-288. — ISBN 0-8014-9493-1 .
- 2020-04-12
- 1