Interested Article - Пояс Пресвятой Богородицы

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (XVII век, Русский музей )

Поя́с Пресвято́й Богоро́дицы ( греч. Ζώνη τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου ) — христианская реликвия , принадлежавшая, по преданию, Деве Марии , матери Иисуса Христа . В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы » ( греч. Μνήμη τῆς καταθέσεως τῆς τιμίας Ζώνης τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου ), совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю ).

История

Эммануил Тзанес . Чудо святого Пояса (2-я пол. XVII века, музей Бенаки )

До конца IX века нет письменных упоминаний о Поясе Богородицы. Существуют два рассказа о происхождении пояса Богородицы, один из них в Минологии Василия II , другой в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века .

Синаксарь Константинопольской церкви X века сообщает, что пояс Богородицы хранился в городе Зила (Ζήλα), а при императоре Юстине II ( 565 578 годы ) пояс был перенесён из Зилы в Константинополь в Халкопратийскую церковь , в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег; см.также Агиосоритисса ). .

В конце IX века Иосиф Песнописец (?—883) написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии .

В Минологии Василия II рассказывается, что пояс и риза Богородицы хранились в Иерусалиме ; при императоре Аркадии ( 395 408 годы ) пояс был перенесён в Константинополь из Иерусалима и положен в небольшой ковчег. При императоре Льве VI ( 886 912 годы) его четвёртая жена Зоя , которая была бесноватая, во сне увидела видение. В видении Зоя была оповещена, что от пояса получит исцеление. Лев VI открыл ковчег, достал пояс и передал его патриарху. Патриарх растянул пояс над головой Зои, после этого Зоя получила исцеление, нечистый дух вышел из неё. Пояс был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью.

После этих событий патриарх Евфимий ( 907 912 годы) составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление её храма в Халкопратии .

Как сообщает Никифор Каллист Ксанфопул в своей книге «Церковная история», написанной в XIV веке , пояс хранился вместе с молоком Богородицы в Халкопратийской церкви .

Само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность (в месяцесловах он отмечен знаком «малый праздник»).

Тропарь
На греческом На церковнославянском (транслитерация)
Тропарь глас 8 (Ἦχος πλ. δ') Θεοτόκε ἀειπάρθενε, τῶν ἀνθρώπων ἡ σκέπη, Ἐσθῆτα καὶ Ζώνην τοῦ ἀχράντου σου σώματος, κραταιὰν τῇ πόλει σου περιβολὴν ἐδωρήσω, τῷ ἀσπόρῳ τόκῳ σου ἄφθαρτα διαμείναντα· ἐπὶ σοὶ γὰρ καὶ φύσις καινοτομεῖται καὶ χρόνος· διὸ δυσωποῦμέν σε, εἰρήνην τῇ πολιτείᾳ σου δώρησαι, καὶ ταῖς ψυχαῖς ἡμῶν τὸ μέγα ἔλεος Богоро́дице Присноде́во, челове́ком покро́ве, Ри́зу и По́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, безсе́менным Рождество́м Твои́м, нетле́нна пребыва́ющи: о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя, тем же мо́лим Тя, мир гра́ду Твоему́ дарова́ти, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость

Католицизм

Существует православное и католическое предание о том, что Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение свой пояс с Неба. Сюжет распространён в католической живописи ( лат. Sacra Cintola ). Образ работы Нери ди Бичи , около 1470—1475. Епархиальный музей в Сан-Миниато

Одна из версий латинского апокрифа «Переход Марии» ( лат. Transitus Mariae ), основанного на греческой версии апокрифа « Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы » , упоминает, что в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома . Согласно этой версии апокрифа, когда апостолы открыли гробницу, чтобы Фома мог убедиться в погребении Божией Матери, тела Богородицы там не оказалось. Тогда Фома рассказал, что ему было явлено, как Богородица возносится на небо, и просил её дать ему благословение. Тогда Богородица сбросила ему пояс, которым была опоясана . По этой причине в католичестве пояс называется . Кратко этот апокриф пересказан в Золотой легенде . Этот сюжет часто используется в живописи Флоренции . По одной из версий, реликвия была привезена из Иерусалима в 1141 году купцом из Прато Микеле Дагомари и хранится в .

Местонахождение

После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения целого пояса или частей этой реликвии:

Сирийский пояс

Возвращение части пояса Богородицы в сирийский город Хомс

В сирийском городе Хомс хранится пояс, также изготовленный из верблюжьей шерсти и расшитый золотыми узорами. Согласно преданию, пояс около 400 лет находился в Индии, где, согласно житию, принял мученическую смерть св. апостол Фома . В 476 году пояс был доставлен в Сирию и спрятан в алтаре древней церкви, которая на арабском называется «Ум аль-Зуннар» (заложена в 59 году , в нынешнем виде здание церкви существует с 1853 года). Долгие столетия считалось, что пояс был утерян. Пока в 1953 году пояс не был случайно обнаружен и выставлен для поклонения верующих.

Длина сирийского пояса составляет 75 сантиметров. Свернутый в форме круга пояс хранится в специальном серебряном сосуде, имеющем форму цветка. Во время активных боевых действий в городе Хомс здание церкви пострадало. Пояс был вывезен за пределы города в более безопасный район. После выхода боевиков из центральной части города Хомс стали возможными реставрация здания и возвращение в церковь реликвии. Торжественное возвращение реликвии в Хомс состоялось 15 августа 2014 года. Церковь Пояса Богородицы в Хомсе принадлежит сиро-яковитской церкви . И хотя резиденция её предстоятеля находится в Дамаске , большинство приверженцев этой ветви христианства проживают в Индии. Что косвенно подтверждает версию о почти четырехвековом пребывании находящейся нынче в Хомсе святыни на индийской земле.

Народное почитание

Народно-христианские представления наделяли пояс Богородицы свойствами сильнейшего оберега при родах . Так, английская королева Елизавета Йоркская заплатила немалые деньги некоему монаху за использование «пояса Богородицы» при родах. Хорваты опоясывали роженицу, которая долго не могла разродиться, «поясом Богородицы» ( хорв. Gospin pasac ), принесённым из церкви. В Сербии женщину на сносях заранее опоясывали верёвкой, которая всю ночь провисела в церкви у иконы Богородицы. Словенцы Каринтии считали, что роды облегчает двухметровая лента velikost Marije , продаваемая в церквях. У македонских греков матери, несчастливые в детях, незадолго до родов старались раздобыть у побывавших в Фокее паломниц «пояс Богородицы» ( греч. ζώνη της Παναγίας ) из выделанной кожи.

Принесение в Россию в 2011 году

В 2011 году часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию . Группа афонских монахов, сопровождавшая пояс, на специально арендованном самолёте и специальных поездах за 39 дней посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь . Маршрут перемещения пояса Пресвятой Богородицы по России был специально определён в виде восьмиконечного православного креста. По приблизительным оценкам, поясу поклонились более 3,1 млн паломников.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 16 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  2. Mathews T. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy // University Park, Penn. and London, 1971. P. 33
  3. . Дата обращения: 19 апреля 2015. 24 сентября 2014 года.
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот Исаак Сирин ». — С. 58-68. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-048-6 .
  5. Краегранесие канона: «Ἰσχὺν με τὴν σὴν ζῶσον, ἁγνὴ παρθένε. Ἰωσήφ» — «Крепостью мя Твоею опояши, Чистая Дево. Творение Иосифово» // . от 15 марта 2015 на Wayback Machine
  6. иллюстрированный византийский манускрипт конца X века , написанный неизвестным автором
  7. . Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано из 7 ноября 2017 года.
  8. у Льва было две жены с именем Зоя: вторая жена — Зоя Заутца и четвёртая жена — Зоя Карбонопсина
  9. Textes grecs édités et traduits en Latin par M. Jugie // Patrologia orientalis. Tom. 16. fasc. 3. 1922. P. 505
  10. . Дата обращения: 2 октября 2017. 11 сентября 2016 года.
  11. . Дата обращения: 18 июня 2014. 2 сентября 2009 года.
  12. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых. // сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. — М. : Когелет, 1999. — 175 с. — ISBN 5-93348-003-7 .
  13. . от 11 сентября 2017 на Wayback Machine .
  14. . от 18 ноября 2017 на Wayback Machine . The Assumption of Mary.
  15. . Дата обращения: 17 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  16. . Дата обращения: 17 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  17. . Дата обращения: 17 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  18. . Дата обращения: 17 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  19. . Дата обращения: 17 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  20. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 307-331. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  21. ექვთიმე თაყაიშვილი, არქეოლოგიური მოგზაურობანი და შენიშვნანი, წ. II, ტფ. 1915
  22. . Дата обращения: 24 ноября 2011. 26 ноября 2011 года.
  23. . Дата обращения: 24 ноября 2011. 26 ноября 2011 года.
  24. . Дата обращения: 29 ноября 2011. 26 сентября 2011 года.
  25. Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. Cambridge-Mass., 2003. С. 195.
  26. . от 20 октября 2011 на Wayback Machine .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Пояс Пресвятой Богородицы