Interested Article - Война стандартов

Война́ станда́ртов конкурентная борьба между несовместимыми техническими спецификациями систем или устройств за доминирование на рынке. Война стандартов развязывается в начальных периодах развития технологий, когда преимущества тех или иных подходов неочевидны. Часто ей способствует отказ одной из конкурирующих компаний от создания открытого стандарта . Подобные войны характерны для стран с рыночной экономикой , основанной на конкуренции . В странах социалистического блока и в СССР с плановой экономикой эти явления наблюдались крайне редко, поскольку государственные решения о единых стандартах принимались на стадии проектирования, или технологии копировались с победившего на Западе формата.

Существенную часть войн стандартизации составляют войны форматов , ведущиеся между разными производителями мультимедийного оборудования сходного назначения.

Аудиокассеты разных форматов: компакт-кассета и

XIX век

  • Железнодорожная колея : широкая колея против стандартной . В начальный период строительства железных дорог в США на северо-востоке страны использовалась стандартная на сегодняшний день европейская колея , тогда как в большинстве южных штатов предпочтение отдавали колее с увеличенной шириной 5 футов , позднее получившей название «русская». В феврале 1886 года проигравшие в Гражданской войне южные штаты согласились принять «Конвенцию о единой колее», и с июня того же года в США установлен европейский стандарт на расстояние между рельсами .
  • Постоянный и переменный ток война токов »): в 1880-х годах началось бурное распространение электрического освещения, в котором участвовало множество компаний, использующих как один, так и другой тип электропитания. При этом постоянный и переменный ток мог использоваться как для низковольтного освещения интерьеров, так и для высоковольтных дуговых ламп на улицах. Изобретение в середине того же десятилетия электротрансформатора коренным образом изменило ситуацию: переменный ток стал использоваться повсеместно, но для передачи на большие расстояния его напряжение повышалось, а на стороне потребителя понижалось. « Электрическая осветительная компания » Томаса Эдисона , который обладал патентами на оборудование постоянного тока, пыталась противостоять распространению систем переменного тока, заявляя о его смертельной опасности . Впоследствии этот спор, в котором Эдисону противостояли Никола Тесла и Джордж Вестингауз , стал известен как война токов , продолжавшаяся в США вплоть до XXI века .
  • Музыкальные шкатулки : разные производители использовали свои собственные стандарты валиков и барабанов, на которых записана мелодия. Их размеры и форма отличались не только у основных марок, но могли даже изменяться в зависимости от модели. В результате, покупка любой из музыкальных шкатулок вынуждала владельца приобретать валики той же фирмы, которая выпустила само устройство.

1900-е годы

  • Форматы механических пианино : в противоположность большинству разновидностей развлекательных механизмов, стандарты которых редко удавалось согласовать друг с другом, надвигающаяся проблема кодировки бумажных перфолент для записи мелодий разрешилась на самом раннем этапе развития технологии. В 1908 году в Буффало была принята конвенция, установившая международный стандарт лент для пианол, ширина которых должна была быть только 11,25 дюйма (286 мм). Таким образом, любой рулон с записанной мелодией мог быть воспроизведён любым механическим пианино.
  • Перфорация киноплёнки : в начале XX века в мире существовали два несовместимых стандарта перфорации 35-мм киноплёнки — американский и французский. В США использовалась прямоугольная перфорация по 4 на каждый кадр, а в Европе круглая с более редким шагом . Оба стандарта обладали своими преимуществами, но по мере распространения кинематографа прямоугольная перфорация Эдисона оказалась более выносливой в кинопрокате. Поэтому в 1908 году Международный конгресс кинопредпринимателей принял американский вариант в качестве всеобщего стандарта перфорации киноплёнки . В дальнейшем он был усовершенствован путём скругления углов, и дошёл до наших дней под названием «Kodak Standard» (KS) .

1910-е годы

  • Валик фонографа и пластинка граммофона : типы носителей для механической звукозаписи конкурировали с 1890-х годов, когда параллельно изобретённому в 1877 году Эдисоном фонографу с цилиндрическими валиками стала распространяться система Эмиля Берлинера с записью на плоский диск. Несмотря на очевидный недостаток, заключавшийся в неравномерной скорости записи внутри и снаружи радиуса диска, новая технология давала огромное преимущество, позволяя легко тиражировать фонограммы прессованием с металлической матрицы.

1920-е годы

  • Вертикальная и поперечная механическая звукозапись: в ответ на распространение грампластинок с поперечными колебаниями иглы в дорожке постоянной глубины, Эдисон разработал свой собственный дисковый формат с аналогичной фонографу глубинной записью алмазной иглой. За счёт её вертикального, а не поперечного движения, звуковая дорожка шла строго по спирали, но менялась её глубина. Поэтому пластинки Эдисона оказались значительно толще, чем от обычного граммофона, и кроме того, из-за другого типа записи были непригодны для воспроизведения на нём. Точно так же граммофонные пластинки нельзя было слушать на аппаратах Эдисона. Французская Pathé Records в 1906 году тоже начала выпускать грампластинки с глубинной записью, но, в отличие от эдисоновских, их звуковая дорожка была гораздо шире и не столь глубокая в расчёте на сапфировую иглу. Так что, несмотря на схожесть принципов, эти два формата звукозаписи также были несовместимы. В результате обе технологии оказались совмещены с появлением во второй половине XX века стереофонической грамзаписи, где поперечные колебания несут информацию о суммарном сигнале, а вертикальные — о разнице между каналами .
  • Узкоплёночный кинематограф: в 1923 году почти одновременно в США и Франции начат выпуск узкой киноплёнки для любительского кинематографа. В США компания Eastman Kodak запустила производство 16-мм киноплёнки , а французская фирма Pathé представила 9,5-мм киноплёнку. Оба типа выпускались на новейшей для своего времени негорючей подложке из диацетата целлюлозы , что позволяло устраивать киносеансы в неприспособленных с точки зрения пожарной безопасности помещениях, и даже в домашних условиях. Попытки двух компаний договориться о создании общего формата оказались безуспешными, и некоторое время стандарты существовали параллельно . Однако неудобное расположение перфорации по центру и трудности размещения ставшей вскоре обязательной оптической фонограммы привели к падению популярности 9,5-мм киноплёнки «Пате-Бэби», в конце концов уступившей рынок американскому конкуренту.

1930-е годы

  • Телевизионная развёртка — начало развития электронного телевидения сопровождалось одновременным использованием множества совершенно несовместимых стандартов количества строк и кадровых частот. Например, в Германии с марта 1935 года телевизионный растр состоял из 180 строк, тогда как в Великобритании и на ленинградском телецентре в СССР вещание велось при разложении на 240 строк . Московский телецентр передавал изображение, состоящее из 343 строк в стандарте, действовавшем в это же время в США и Польше . В 1936 году 240-строчное телевидение в Великобритании стало соседствовать с новейшим стандартом «BBC-1», рассчитанным на 405 строк изображения. Изображение этих стандартов можно было видеть только на телевизионных приёмниках с точно таким же количеством строк. Телевизоры других стандартов, принимающие такой сигнал, не давали вообще никакого изображения. Однако проблема не была фатальной, поскольку из-за очень широкой полосы частот видеосигнала электронного телевидения его приём за пределами прямой видимости антенны передатчика в те годы был невозможен, а телевизоры выпускались в ничтожных количествах. Поэтому приём телепередачи «чужого» стандарта был практически исключён.
  • «Негативная» перфорация: в 1938 году был предложен единый международный стандарт перфорации киноплёнок всех типов. До этого в негативных и контратипных киноплёнках использовалась перфорация « Белл-Хауэлл » в виде усечённой с двух сторон окружности, а в позитивных прямоугольная Kodak Standard. В итоге, единый стандарт в виде позитивной перфорации был принят только в СССР, и вся советская киносъёмочная и кинокопировальная аппаратура оказалась несовместима с импортной киноплёнкой . Компания Eastman Kodak наладила выпуск киноплёнки с позитивной перфорацией специально для советского рынка, постепенно доведя его до миллиона погонных метров в год . После распада СССР выпуск киноплёнок был прекращён на всей территории СНГ , и общемировой стандарт «Белл-Хауэлл» негативной перфорации был де-факто принят и в России .

1940-е годы

  • Долгоиграющая пластинка с частотой вращения 33,3 об/мин ( Columbia Records ) против «миньона» Extended Play 45 об/мин ( RCA Victor Records ). Война окончилась мирным путём, поскольку каждый из форматов получил собственную рыночную нишу. Кроме того, почти все выпускаемые проигрыватели вскоре были способны проигрывать оба типа пластинок. В СССР долгоиграющие грампластинки начали выпускать лишь в середине 1950-х годов .
  • Кадровая частота телевидения: к концу десятилетия окончательно узаконена несовместимость двух оставшихся к тому моменту телевизионных стандартов разложения 480i в Северной Америке (принят в 1941 году) и 576i в Европе (принят в 1948 году). Из-за разных стандартов частоты переменного тока кадровые частоты (60 и 50 герц соответственно) также не совпадают . Проблема проявилась позднее, при расширении международного обмена телепрограммами, в том числе с помощью построенных радиорелейных линий передачи. Разница кадровых частот и количества строк оставалась трудноустранимым препятствием всю вторую половину XX века, до появления цифровых технологий интерполяции. В первые годы сосуществования двух систем перевод из одной в другую мог быть выполнен только путём оптического преобразования с экрана кинескопа .

1950-е годы

  • Широкоформатный кинематограф : первая массовая широкоформатная киносистема « Todd AO » в 1955 году использовала нестандартную частоту съёмки и проекции 30 кадров в секунду. Величина была выбрана, чтобы снизить заметность мелькания на очень больших экранах. В результате печать обычных фильмокопий картин, снятых в этом стандарте, требовала пропуска каждого пятого кадрика для сохранения нормального темпа движения при проекции со стандартной частотой 24 кадра в секунду. На экране это выглядело бы как неприятные «подёргивания». Провинциальная киносеть, оснащённая обычной проекцией, была чрезвычайно важна для кинопродюсеров, и фильмы снимались одновременно двумя камерами: одна снимала в формате «Тодд-АО» с частотой 30 кадров в секунду, а другая снимала в формате « CinemaScope » со стандартной частотой . Это привносило такие сложности в съёмочный процесс, что после двух первых фильмов формат был изменён, и частота съёмки и проекции «Тодд-АО» снижена до общепринятой .
  • Цветное телевидение : 25 июня 1951 года телесеть CBS начала регулярное цветное вещание по первому в истории США стандарту с последовательной передачей цветных полей . Для приёма изображения использовались телевизоры этого же стандарта с обычным чёрно-белым кинескопом, перед которым вращался диск со светофильтрами трёх основных цветов . Особенности такого принципа передачи вынудили разработчиков использовать кадровую частоту и количество строк, совершенно не совместимые с принятым в 1941 году стандартом 480i . В результате десять миллионов телевизоров, уже находившихся на тот момент в эксплуатации, не показывали вообще никакого изображения CBS . Перспектива эскалации Корейской войны и многочисленные жалобы телезрителей вынудили Министерство обороны США запретить производство цветных приёмников с октября 1951 года «в целях экономии стратегического сырья» . Запрет был снят только в 1953 году, до этого момента производство любых цветных телевизоров для свободной продажи на территории США считалось незаконным . Позднее Конгресс США постановил, что все новые системы цветного телевидения должны быть совместимы с существующими, и новый стандарт NTSC уже полностью соответствовал этому требованию.
  • Напряжение бортовой сети автомобилей : в 1950-е годы большинство автопроизводителей отказались от стандарта 6 вольт в пользу 12 вольт. Это объясняется распространением электростартёров , требующих слишком больших пусковых токов при низковольтном питании .

1960-е годы

  • Форматы аудиокассет: 8-дорожечная аудиокассета , и компакт-кассета конкурировали только в Северной Америке, так как коаксиальные бесперемоточные кассеты в Европе были почти неизвестны. Популярность восьмидорожечных картриджей, полученная ими в первые годы после появления, постепенно сошла на нет, благодаря необходимости физического перемещения магнитной головки при переключении соседних композиций. Это налагало серьёзные ограничения на достижимое качество звука. В результате конкуренцию выиграла компакт-кассета с более высоким конструктивным потенциалом. В Европе ей пришлось конкурировать с более крупной кассетой , разработанной Grundig [ источник не указан 517 дней ] . В данном случае решающую роль сыграл отказ Philips , разработавшей компакт-кассету, от лицензионных требований, что поспособствовало быстрому освоению этого формата японскими производителями. Попытка Sony перехватить рынок выпуском Elcaset , более качественных, но и более крупных, не увенчалась успехом. Точно так же, конкуренция между микрокассетами разработки Olympus и миникассетами производства Sony закончилась победой первых, поскольку безвальная конструкция Sony оказалась нежизнеспособной. Steno-Cassette аналогичного диктофонного назначения получили свою рыночную нишу, оставшись де-факто национальным стандартом Германии.
  • Вещательные форматы музыкальных УКВ-радиостанций . В США и Западной Европе конкурировали два типа модуляции : амплитудная и частотная . Система ЧМ-радиовещания с широкополосной модуляцией, разработанная Мюррэем Кросби ( англ. Murray G. Crosby ), была более помехоустойчивой, чем система компаний «Зенит» и « General Electric » с амплитудной модуляцией и пилот-тоном . Однако, последняя была совместима с поддерживаемыми FCC государственными радиосервисами. Поэтому, большинство УКВ-приёмников тех лет снабжались переключателем с одной системы на другую.
  • Война форматов катушечных видеомагнитофонов в Японии, не начавшись в полную силу, была прекращена после вмешательства Ассоциации электронной промышленности Японии (EIAJ) в конфликт между Sony и Panasonic . В результате был разработан общий стандарт (англ.) с шириной магнитной ленты 1 дюйм , вскоре ставший международным. Через некоторое время этот же стандарт был реализован и в СССР, где начался выпуск катушечных видеомагнитофонов семейства «Электроника-500» .

1970-е годы

  • Различные методы кодирования квадрофонии : , , и другие. Из-за войны форматов и проблем с размещением четырёх колонок в жилых помещениях квадрофония не прижилась в бытовой звукозаписи.
  • . В 1975 году Sony выпустила кассетные видеомагнитофоны формата Betamax , длительность непрерывной записи которых впервые достигла двух часов, достаточных для полнометражного фильма . Год спустя аналогичный по характеристикам формат VHS представила компания JVC . Форматы несовместимы: кассеты Betamax невозможно просмотреть на видеомагнитофоне VHS, и наоборот. Началась одна из самых известных «войн» в истории радиоэлектроники, к концу десятилетия завершившаяся уверенной победой VHS . Главными причинами считаются отсутствие у VHS лицензионных ограничений, относительная простота и надёжность VHS-видеомагнитофонов, а также принципиальный отказ Sony поддерживать порноиндустрию . В СССР первый кассетный видеомагнитофон «Спектр-203 Видео» формата VCR был выпущен в 1974 году, а стандарт VHS стал распространяться в СССР значительно позднее окончания войны форматов .
  • Форматы первых видеодисков : LaserDisc (LD), Video High Density и . Массовая аудитория предпочитала видеодискам с готовыми фильмами кассетное видео с возможностью самостоятельной записи, в том числе с телеэфира или с видеокамеры . Поэтому эти стандарты не смогли найти широкого рынка сбыта, через несколько лет выйдя из употребления. Некоторым исключением можно считать лазерные диски LD, ставшие нишевым продуктом и до сих пор популярные среди любителей качественного видео. Последние ценят их за возможность быстрого поиска по оглавлению и совместимость с широкоэкранными телевизорами. Выпуск LaserDisc был прекращён почти сразу после появления DVD .

1980-е годы

1990-е годы

2000-е годы

  • Последовательные шины для обмена данными с периферийными устройствами : IEEE 1394 (FireWire) и USB . Первые версии этих шин не считались конкурентами, поскольку стандарт USB 1.1 предполагал максимальную скорость 12 Мбит в секунду, против 400 у FireWire. Однако распространение IEEE 1394 так и не вышло за рамки сегмента профессионального мультимедийного оборудования, такого как цифровые видеокамеры, а появление в начале 2000-х версии USB 2.0 , достигшей скорости передачи данных в 480 Мбит/с, привело к уходу IEEE 1394 с рынка .
  • Форматы цифровой звукозаписи высокого качества ( Hi-Fi ): DVD-Audio против SACD . Несмотря на все попытки заменить формат Audio CD , ни одна технология так и не смогла этого добиться. С одной стороны, это произошло из-за массового распространения аудиоформатов с потерями , таких как MP3 и AAC ; с другой стороны, рассчитанные на требовательных слушателей форматы высокого качества не вызвали интереса у массового потребителя из-за более высокой цены носителей, ограниченного ассортимента записей и, зачастую, невысоких требований большинства слушателей к качеству звучания.
  • Диски DVD+R (W) против DVD-R (W). Победителя не нашлось: в новых устройствах была реализована поддержка всех форматов, а стоимость дисков DVD-R(W) и DVD+R(W) со временем сравнялась. Конкуренция между ними не была полноценной войной стандартов, поскольку эти диски механически совместимы и по основным характеристикам одинаковы.
  • : формат HD DVD проиграл формату Blu-Ray .

2010-е годы

Другие известные примеры

См. также

Примечания

  1. . Инновационный дайджест РЖД. Дата обращения: 15 ноября 2019. 1 ноября 2019 года.
  2. Захар Радов. . Новые Известия (12 декабря 2007). Дата обращения: 15 ноября 2019. 15 ноября 2019 года.
  3. Peter Fairley. (англ.) . IEEE Spectrum (15 ноября 2012). Дата обращения: 15 ноября 2019. 15 ноября 2019 года.
  4. , с. 34.
  5. (фр.) . CINEMATOGRAPHES. Дата обращения: 13 апреля 2015. 8 мая 2015 года.
  6. . «Кинопроект». Дата обращения: 29 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  7. , с. 376.
  8. , с. 35.
  9. , с. 9.
  10. . LiveJournal (5 июня 2014). Дата обращения: 17 ноября 2019. 17 ноября 2019 года.
  11. , с. 35.
  12. Владимир Маковеев. // «Broadcasting» : журнал. — 2006. — № 5 . 30 мая 2013 года.
  13. Лев Лейтес. // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 7 . — С. 67 . 20 февраля 2014 года.
  14. Eric Westman. (англ.) . Early Television Stations . Early Television Museum. Дата обращения: 27 октября 2012. 22 ноября 2012 года.
  15. А.Е.Пескин, В.Ф.Труфанов. / И. С. Балашова. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2004. (недоступная ссылка)
  16. , с. 373.
  17. Леонид Коновалов. . Кинофотопроцессы . Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения: 19 мая 2012. 24 апреля 2012 года.
  18. . Хроника . Энциклопедия отечественного кино (1 марта 1990). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  19. , с. 33.
  20. Леонид Чирков. // «625» : журнал. — 1998. — № 7 . — ISSN . 11 января 2012 года.
  21. , с. 377.
  22. , с. 548.
  23. , с. 46.
  24. Ed Reitan. (англ.) . Сайт о системах цветного телевидения (24 августа 1997). Дата обращения: 2 февраля 2014. Архивировано из 5 января 2010 года.
  25. (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 10 февраля 2014. 30 августа 2021 года.
  26. (англ.) . History of early color television. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 6 декабря 2006 года.
  27. Яндекс.Дзен . Дата обращения: 15 ноября 2019. 15 ноября 2019 года.
  28. Дата обращения: 23 октября 2017. Архивировано из 7 апреля 2014 года.
  29. В. П. Самохин. Что есть что . Stereo&Video. Дата обращения: 16 августа 2014. 3 августа 2014 года.
  30. .
  31. Игорь Мягченков. // « Эксперт » : журнал. — № 306 . 26 мая 2019 года.
  32. . Политехнический музей в Москве. Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из 5 ноября 2012 года.
  33. . Stereo&video (30 сентября 2013). Дата обращения: 18 ноября 2019. 29 сентября 2020 года.
  34. Андрей Кожемяко. . iXBT.com (14 ноября 2018). Дата обращения: 24 ноября 2019. 14 ноября 2018 года.
  35. . Дата обращения: 21 марта 2019. 21 марта 2019 года.

Литература

  • Л. П. Аполлонова, Н. Д. Шумова. / В. Г. Корольков. — М. : «Энергия», 1973. — С. 4—14. — 72 с. — 50 000 экз.
  • Е. М. Голдовский . Глава II. Почему фильмокопии имеют перфорации? // Кинопроекция в вопросах и ответах. — М. : «Искусство», 1971. — С. 24—40. — 225 с.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук, И. Б. Системы узкоплёночного кинематографа // Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М. : Искусство , 1979. — С. 34—38. — 440 с.
  • В. Е. Джакония. Глава 15. Преобразователи телевизионных стандартов // . — М. : «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 377—386. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1 .
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2011. — № 2 (20) . — С. 43—52 . — ISSN .
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2015. — № 1 (35) . — С. 31—40 . — ISSN .
  • Леонид Чирков. // «625» : журнал. — 1998. — № 1 . — ISSN . (недоступная ссылка)

Ссылки

  • // switched.com, 24 сентября 2010 Архивировано из первоисточника
Источник —

Same as Война стандартов