Пизапиа, Джулиано
- 1 year ago
- 0
- 0
Джулиано да Сангалло ( итал. Giuliano da Sangallo ), при рождении Джулиано Джамберти ( итал. Giuliano Giamberti ; 1445 , Флоренция , Тоскана — 16 октября 1516 , Флоренция ) — итальянский архитектор , военный инженер и скульптор эпохи Возрождения флорентийской школы . Среди лучших последователей Филиппо Брунеллески и Леона Баттисты Альберти во второй половине XV века он был любимым архитектором Лоренцо Медичи Великолепного , а затем двух римских пап, Юлия II и Льва X, энтузиастом в изучении классических древностей, создателем произведений, ставших образцами архитектуры эпохи Возрождения, новатором в военном деле.
Джулиано был сыном Франческо Джамберти ди Бартоло, резчика по дереву, придворного мастера семьи Медичи и, вероятно, также мастера-строителя. Его младший брат Антонио да Сангалло Старший (1455—1534) — архитектор и инженер; племянник — Антонио да Сангалло Младший (1484—1546), также архитектор, строитель Палаццо Фарнезе в Риме, другой племянник Джулиано — Бастиано да Сангалло (1481—1551) по прозванию Аристотель да Сангалло , архитектор и живописец один из помощников Микеланджело при росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане . Аристотель да Сангалло известен также тем, что строил по проекту Рафаэля Палаццо Пандольфини во Флоренции.
Сын Джулиано да Сангалло — скульптор Франческо да Сангалло (1494—1576). Джулиано, как и его младший брат Антонио, обучался в среде ремесленников, резчиков, каменщиков и скульпторов во Флоренции второй половины XV века. Прозвание «Сангалло» происходит от наименования августинского монастыря во Флоренции у Ворот Сан-Галло (( итал. Porta San Gallo ). Братья Джулиано и Антонио много лет жили за пределами ворот Сан-Галло и были строителями монастыря .
Джулиано был учеником Франчоне (Francione), плотника, резчика по дереву, краснодеревщика и мастера фортификации. Во время юношеского пребывания в Риме между 1465 и 1469 годами Джулиано изучал остатки античных сооружений, выработав привычку на протяжении всей своей жизни делать зарисовки, возможно, с целью написания архитектурного трактата . С 1470 года братья Джулиано и Антонио работали архитекторами во Флоренции. Джулиано быстро стал любимым архитектором Лоренцо Медичи Великолепного, который в 1480 году поручил ему строительство виллы Поджо-а-Кайано , ставшей образцом итальянской виллы эпохи Возрождения .
Для Лоренцо он также проектировал постройки несохранившегося монастыря у ворот Ворот Сан-Галло (( итал. Porta San Gallo ), сакристию базилики Санто-Спирито (1492) и, возможно, церковь Сан-Сальваторе-аль-Монте во Флоренции .
Джулиано да Сангалло, наследник и интерпретатор флорентийской архитектурной традиции, заложенной Филиппо Брунеллески , активно участвовал в формировании художественной культуры своего времени, разрабатывал и собственные новаторские решения на основе изучения античных построек. В 1488 году Лоренцо Медичи, преследуя политические цели, послал Джулиано в Неаполь , к королю Ферранте, с моделью дворца (проект не был осуществлён). К этому же периоду относятся проекты базилики Мадонны дель Умильта в Пистойе и не построенного здания на Виа Лаура. Лоренцо также поручил Джулиано различные фортификационные работы в рамках общего плана по укреплению обороны Флоренции. Он доверил ему проект новой крепости Поджо-Империале в Поджибонси (Тоскана, 1488—1511) .
Лоренцо Медичи скончался в 1492 году, в 1494 году семью Медичи изгнали из Флоренции. Джулиано, посвятив себя постройке церкви Санта-Мария-делле-Карчери в Прато (1484—1495), покинул Флоренцию. В 1492 году по поручению Пьеро де Медичи он был в Милане , где встречался с Леонардо да Винчи и Браманте , чтобы представить модель виллы Поджо-а-Кайано и, возможно, нового дворца для Лoдовико иль Моро . В 1494 году он отправился во Францию.
Между 1495 и 1497 годами Джулиано проживал в Савоне (Лигурия), строил дворец кардинала Джулиано делла Ровере (будущего папы Юлия II). Затем он отправился в Прованс , делал зарисовки руин древнеримских сооружений: Триумфальной арки и театра в Оранже . Он также работал в Сиене , а между 1499 и 1500 годами отправился в Лорето , чтобы позаботиться о куполе святилища « Святого Дома » итал. Basilica della Santa Casa ).
Когда на папский престол вступил Юлий II , Джулиано да Сангалло, трудившийся при Александре VI над устройством деревянного потолка в базилике Санта-Мария-Маджоре , оскорбившись тем, что новый папа возложил дальнейшее строительство собора Святого Петра не на него, а на Браманте , покинул Рим. После смерти Браманте в 1514 году Юлий II вызвал Сангалло обратно и поручил ему сооружение Палаццо Мальяно, а также привлёк его к постройке Собора Святого Петра, но совместно с Рафаэлем , поэтому Джулиано снова уехал во Тоскану и занялся возведением укреплений города Пизы . При папе Льве Х он опять явился в Рим, чтобы руководить работами по возведению собора Святого Петра, но был уже для этого слишком стар . Оставаясь верным языку раннего Возрождения даже в эпоху « римского классицизма » начала XVI века, эпохи Рафаэля и Браманте, Джулиано да Сангалло оказался «вне времени», представителем устаревшей эстетики периода кватроченто .
Вернувшись во Флоренцию в 1515 году, он умер там на следующий год. Его последней работой следует считать проект фасада церкви Сан-Лоренцо , разработанный для конкурса, проведённого в 1516 году папой Львом X среди самых известных художников того времени.
Во Флоренции Джулиано построил много светских зданий, в которых переосмысливал композиционные идеи Брунеллески, Альберти и Микелоццо. Джулиано да Сангалло приписывают Палаццо делла Герардеска, Палаццо Кокки Серристори на площади Санта-Кроче (ранее считался построенным Баччо д’Аньоло), Палаццо Гонди (1490—1501), созданное по образцу Палаццо Медичи-Риккарди . Он также участвовал в разработке проекта Палаццо Строцци , для которого подготовил макет, но мы не знаем, соответствует ли он окончательному проекту, поскольку Сангалло не участвовал в строительстве . Устройство кьостро монастыря Сан-Пьетро-ин-Винколи , которое приписал архитектору Дж. Вазари , «опровергается договорами того времени» .