Interested Article - Дезидерио да Сеттиньяно
- 2021-03-14
- 1
Дезиде́рио да Сеттинья́но , настоящее имя Дезидерио де Бартоломео ди Франческо ( итал. Desiderio da Settignano, Desiderio de Bartolomeo di Francesco ; около 1430, , Тоскана — 16 января 1464 , Флоренция ) — итальянский скульптор , по прозванию «Железо» (Ferro), работавший в период кватроченто — раннего итальянского Возрождения , представитель Флорентийской школы .
Биография
Дезидерио происходил из семьи резчиков по камню из Сеттиньяно в Тоскане (ныне восточный пригород Флоренции) . Долгое время считался учеником Донателло , но более вероятно, что он прошёл обучение в большой флорентийской мастерской, которой руководили Бернардо и Антонио Росселино (хотя влияние Донателло на творчество да Сеттиньяно несомненно) .
В 1453 году Дезидерио был принят в цех каменщиков и резчиков по дереву (Arte dei Maestri di Pietra e Legname) во Флоренции и вскоре после этого начал работать над головами херувимов для фриза, пересекающего фасад капеллы Пацци во втором монастыре базилики Санта-Кроче . В 1461 году он закончил одно из своих главных творений — дарохранительницу для базилики Сан-Лоренцо . В 1461 году создал киворий , предназначенный к установке в Капелле причастия церкви Сан-Лоренцо, посвящённой святым семьи Медичи , Косме и Дамиану (в левом трансепте церкви), со стоящей фигурой Младенца Иисуса .
К другим известным работам Дезидерио относятся бюст Мариетты Строцци, дочери Лоренцо, умершей в 1451 году, она была одной из самых красивых девушек в патрицианских кругах Флоренции (1462, Музей Боде , Берлин); рельеф с образом Мадонны и Младенца на углу Палаццо Панчатики (Palazzo Panciatichi); портретный бюст молодой девушки (музей Барджелло ); деревянная статуя Марии Магдалины (1455) над её алтарем в церкви Санта-Тринита (законченная Бенедетто да Майано ); и бюст в Палаццо Пубблико в Форли .
Дезидерио да Сеттиньяно скончался в 1464 году во Флоренции в возрасте 34 лет. Наиболее известным из его учеников был .
Характеристика творчества
Наследие скульптора представлено в основном портретными бюстами , барельефами , скульптурами и рельефами надгробий . Для большинства его работ из мрамора характерна тщательная обработка поверхности, которая позволяла добиться удивительно тонких светотеневых градаций . Произведениям Дезидерио свойственны изящество линий, ясность композиции , поэтическая цельность образов. Также отмечается, что Дезидерио да Сеттиньяно в совершенстве владел разработанной Донателло техникой «скиаччато» ( итал. rilievo schiacciato ), то есть «уплощённого, сдавленного», или «живописного рельефа» (имеется ввиду тонкая проработка формы) .
Среди скульптур, созданных Дезидерио да Сеттиньяно, особо выделяются портреты детей. Американский историк искусства Фредерик Хартт назвал скульптора «величайшим мастером детских портретов за всю историю» .
По определению В. Г. Власова «изображения детей и молодых, мягко улыбающихся флорентинок — непосредственных, хрупких, с реминисценциями уходящего стиля готики», несмотря на то, что скульптор умер очень рано, «успели сформировать школу следующего поколения мастеров», которые создали «ещё более нежные портретные образы, подёрнутые дымкой грусти, с чувством, незнакомым античному искусству», и «более мягкого, идеального стиля», чем у художников школы Донателло. К этим последователям школы Дезидерио следует отнести Мино да Фьезоле и Бенедетто да Майано .
Галерея
-
Мадонна с Младенцем. Ок. 1455.
-
Святая Елена. 1460—1464. Мрамор. Музей искусств Толидо, Огайо, США
-
Мадонна с Младенцем. Ок. 1460. Мрамор. Художественный музей Филадельфии
-
Мария Магдалина. 1455. Дерево (закончено Бенедетто да Майано ). Церковь Санта-Тринита , Флоренция
-
«Прекрасная флорентийка». 1450—1475. Терракота, роспись. Лувр, Париж
-
Бюст Мариетты Строцци. 1462. Мрамор. Музей Боде , Берлин
-
Иоанн Креститель (по модели Дезидерио да Сеттиньяно). Ок. 1490. Терракота, роспись. Национальная галерея искусства, Вашингтон
-
Святой Лаврентий. Терракотта. Церковь Сан-Лоренцо, Старая сакристия, Флоренция
-
Надгробие Карло Марсуппини. 1453, церковь Санта-Кроче , Флоренция
-
Благословляющий Иисус. Статуя табернакля базилики Сан-Лоренцо, Флоренция
-
Бюст ребёнка. Ок. 1460. Мрамор. Национальная галерея искусства, Вашингтон
-
Смеющийся мальчик. 1460—1464. Мрамор. Музей истории искусств , Вена
Примечания
- Редактор Л. П. Анурова. Дезидерио да Сеттиньяно // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — Белый город . — М. , 2006.
- Hartt F. History of Italian Renaissance Art: Painting, Sculpture, Architecture. Prentice-Hall, Inc., and Harry N. Abrams Inc., New York. — С. 252
- . Дата обращения: 2 октября 2017. 24 марта 2016 года.
- Mack Charles R. Tabernacle of the Sacrament // International Dictionary of Art and Artists: Art, Chicago/London: St. James Press, 1990. — P. 109
- Herbermann Ch. Desiderio da Settignano // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1913 от 16 февраля 2023 на Wayback Machine
- Дезидерио да Сеттиньяно // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Власов В. Г. «Живописный рельеф» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 641—642
- Frederick Hartt. History of Italian Renaissance Art: Painting, Sculpture, Architecture. Prentice-Hall, Inc., and Harry N. Abrams Inc., New York. — С. 253
- Власов В. Г. Дезидерио да Сеттиньяно // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 290. — ISBN-5-88737-005-X
Библиография
- Cardellini A., Desiderio da Settignano, Mil., 1962.
- Planiscig L. Desiderio da Settignano. Wien, 1942
- от 24 марта 2016 на Wayback Machine (англ.)
Ссылки
- (итал.)
- 2021-03-14
- 1