Interested Article - Академия художеств

Мария Башкирцева . В студии. 1881

Академии художеств — творческие сообщества и организации мастеров искусства, знатоков и любителей художеств, а также высшие специальные учебные заведения, призванные сохранять и развивать традиции искусства, участвовать в «формировании эстетических воззрений эпохи, критериев и норм художественного творчества, создания на этой основе художественной школы профессионального образования» . Первые Академии художеств возникали в эпоху Возрождения в Италии в связи с формирующимся интересом к античности как актуальной основе художественного творчества. Они вырастали из ремесленных сообществ и мастерских художников, в которых проходили начальную подготовку их ученики и подмастерья.

Школы для подготовки художников учреждались частными лицами, просветителями и меценатами, а также государственными деятелями и монархами. Поэтому в эпоху классицизма XVII—XVIII веков большинство академий в странах Западной Европы и России именовались королевскими или императорскими. В иных случаях основой будущих академий были университеты или частные рисовальные школы . Но и они требовали поддержки общества и правительств. Рисовальные школы давали ученикам начальные знания в искусстве живописи, рисунка и ваяния, а также образование всем желающим посвятить себя изучению искусства. Такие школы, а также периодические и постоянные выставки картин, становились средством художественного просвещения. Например, рисовальная школа Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, вечерние рисовальные классы Академии художеств, Московского Училища живописи, ваяния и зодчества , Центрального училища технического рисования барона Штиглица , школы рисования при благотворительных обществах и промышленных предприятиях.

Без деятельности академий невозможно представить развитие художественной культуры XIX—XX веков. Но наряду с этим академии часто «превращались в оплот консерватизма и подвергались критике со стороны представителей новаторских художественных течений» . Этим объясняется возникновение частных «академий», а по сути рисовальных студий, создаваемых передовыми художниками: Академии Жюлиана , Каррьера и Рансона в Париже , школа А. Ашбе в Мюнхене .

Академии художеств в странах Западной Европы. История возникновения

В Древней Греции академией называлась философская школа, основанная в 388 г. до н. э. Платоном по образцу пифагорейского братства. Она получила название от священной рощи на северо-западе Афин, где, по преданию, был похоронен древнегреческий герой Академ (Эхедем). Роща была обнесена стеной, там находился алтарь муз, святилище Зевса и гимнасий , в помещении которого и в прилегающих садах Платон собирал своих учеников . В эпоху итальянского Возрождения с целью изучения античной философии в 1462 г. во Флоренции при дворе Козимо Медичи Старшего при участии М. Фичино была создана Платоновская Академия .

В 1542 г. в Риме с целью изучения античной архитектуры и правил, изложенных в трактате Витрувия , выдающимся зодчим и теоретиком А. Палладио была основана Витрувианская Академия , или Академия доблести (Accademia della Virtu). В 1561 г. Джорджо Вазари организовал Академию рисунка во Флоренции, в 1577 г. — такую же в Риме. В 1585 г. в Болонье живописец Лодовико Карраччи вместе с братьями Агостино и Аннибале на основе местной цеховой корпорации организовал знаменитую впоследствии Болонскую Академию — « Академию вступивших на правильный путь » (Accademia degli Incaminati), при этом подразумевался «путь благовоспитанных молодых людей». В 1593 г. живописец-маньерист Федерико Цуккаро основал в Риме Академию святого Луки , по имени покровителя всех живописцев. В 1603 г. в Риме основана « Академия рысьеглазых » (Accademia dei Lincei), в 1657 г. во Флоренции — Флорентийская Академия Опыта . В XVI веке только в Италии насчитывалось около пятисот Академий.

В 1587 году (в некоторых источниках называется 1583 или 1600 год) Хендрик Гольциус , Корнелис Харлемский и Карел ван Мандер организовали в Харлеме (Нидерланды) Харлемскую академию художеств , или, как её позднее стали называть, Харлемскую академию маньеристов. В 1622 году Академию живописи открыл в Утрехте караваджист Геррит ван Хонтхорст . В 1663 году была основана Королевская академия изящных искусств в Антверпене , в 1696 году академия была открыта в Гааге , в 1694 году была создана Лейденская академия рисунка . В 1673 году великий герцог Тосканы Козимо III Медичи создал Флорентийскую академию в Риме (l’Accademia Fiorentina nell’Urbe), располагавшуюся в Палаццо Мадама во главе с художниками стиля барокко Чиро Ферри и Эрколе Феррата .

Во Франции в эпоху короля Людовиком XIV , в 1648 году стараниями кардинала Мазарини учреждается Королевская Академия живописи , которую возглавил первый портретист короля Шарль Лебрен , и Королевская академия скульптуры « l’Académie de peinture et de sculpture », к которой Ж.- Б. Кольбер в 1671 году присоединил Королевскую академию архитектуры « l’Académie d’architecture », реорганизованную в 1699 году Жюлем Ардуэн-Мансаром . Её возглавил выдающийся французский архитектор, теоретик и педагог Франсуа Блондель Старший . Отдельно существовала Королевская академия надписей , созданная для прославления деяний короля Людовика. После первой французской революции академии соединились в Национальный институт искусств и наук (Постановление 5-го фруктидора III года: « Il у a pour toute la république un Institut national, chargé de recueillir les découvertes, de perfectionner les arts et les sciences ».)

Во время Французской революции работа академии была приостановлена, а затем она была переименована в Академию живописи и скульптуры (Academie de Peinture et de Sculpture). В 1816 году произошло объединение с двумя другими художественными организациями: Музыкальной академией (основанной в 1669 году) и Академией архитектуры (основанной в 1671 году), в результате чего образовалась Академия изящных искусств . С 1817 года она стала называться Национальной высшей школой изобразительных искусств (École Nationale Supérieure des Beaux-Arts ENSBA), но в просторечии её продолжали именовать парижской Академией художеств. Школа изобразительных искусств имеет независимое положение относительно других академий, но ежегодно участвует в общих заседаниях. Она разделяется на пять отделений и имеет значительный капитал для обеспечения премий и проведения конкурсов.

В 1666 году указом Людовика XIV была создана Французская академия в Риме для продолжения обучения и совершенствования в искусстве французских художников, выигравших престижную Римскую премию ( фр. Prix de Rome ).

В XVII столетии Академии художеств создавались по желанию правительств. Кружки художников превращались в академии с назначением их членам содержания для устройства выставок и заграничных путешествий. Примеру Франции стали следовать и другие европейские правительства. По образцу парижской стали устраивать академии художеств в больших центрах Германии . С 1694 года действовала Академия художеств в Берлине , с 1692 г. — в Вене . Берлинская академия, точно так же как и венская, была преобразована в конце XIX века : ей предоставлено самоуправление, подобно университетам. Кроме Берлина и Вены, академии художеств существуют в Мюнхене , Дюссельдорфе , Нюрнберге и Штутгарте .

В 1706 году в Болонье живописец и гравёр Джампьетро Дзанотти и другие художники встретились в Палаццо Фава (доме богатого мецената и художника Эрколе Фава), чтобы основать новую академию. «Академия живописцев» (Accademia dei Pittori) была торжественно открыта в доме учёного Луиджи Фердинандо Марсили 2 января 1710 года. Её статут был утвержден папой Климентом XI в октябре 1711 года, и академия получила название «Академия Клементина» (Accademia Clementina). Новая Академия стала частью Института свободных наук и искусств (Istituto delle Scienze e Arti Liberali), основанного при поддержке папы 12 декабря 1711 года. В 1714 году Институт изменил свое название на Accademia delle scienze dell’Istituto di Bologna. Академия Клементина занимала первый этаж Палаццо Поджи (в то время Палаццо Челлези), Академия наук находилась этажом выше, а ещё выше — астрономическая обсерватория. В Академии Клементина преподавали три члена знаменитой семьи художников-декораторов Галли Бибьена : Фердинандо, Франческо и Джузеппе, а также: Витторио Бигари, Гаэтано Гандольфи, Эрколе Лелли, Франческо Росаспина и Анджело Вентуроли. Академия Клементина была закрыта в 1796 году после наполеоновского вторжения в Италию. В 1802 году наполеоновская администрация основала новую Национальную академию изобразительных искусств (Accademia Nazionale di Belle Arti di Bologna) в зданиях бывшей церкви иезуитов и монастыря Сант-Иньяцио, построенных Альфонсо Торреджиани между 1728 и 1735 годами. В 1805 году название академии было изменено на «Reale Accademia di Belle Arti». В 1815 году, после падения Наполеона и возвращения папской власти, академия была снова переименована в «Accademia Pontificia di Belle Arti». После объединения Италии она стала Королевской (Regia Accademia di Belle Arti di Bologna).

В Англии живописец-портретист Дж. Рейнолдс и другие художники в 1768 г. основали Королевскую Академию искусств в Лондоне . В начале XX века лондонская Royal Academie of Arts; действовала как частное общество: правительство с своей стороны не предпринимало мер, содействующих развитию искусств, кроме устройства рисовальных классов. С 1802 г. Академия искусств действовала в США.

Академия художеств в России

В России, начиная с правления императора Петра I принимаются меры, содействующие развитию художеств. Пётр вызывает из-за границы гравёров, живописцев, архитекторов, а затем предполагает открыть преподавание искусств в задуманной им «Академии наук и курьёзных художеств» . Свой план создания академии царю предоставляли механик А. К. Нартов , архитектор Ж.-Б. А. Леблон , живописец Л. Каравакк . Архитектор П. М. Еропкин до своего отъезда в Италию в 1716 г. предлагал план учреждения в Санкт-Петербурге «Архитектурной экспедиции». Однако со смертью Петра Великого в 1725 году эти начинания прервались .

План Петра отчасти осуществился в царствование Екатерины I и Анны Иоанновны . Проект Академии разрабатывал известный историк В. Н. Татищев . С 1724 г. в составе Санкт-Петербургской Академии наук действовала Гравировальная палата, в которой было введено преподавание гравирования, рисования, живописи и «орнаментной резьбы». Однако при бедности условий, в которые поставлено было преподавание искусств, Академия наук (позднее Академия наук и художеств) не могла образовывать художников, но успешно готовила мастеров, исполнявших делавшиеся академии заказы.

Множество сделанных учениками копий с известных картин знакомили общество с западноевропейской художественной культурой. При Елизавете Петровне преподавание искусств в Академии наук и художеств было значительно поднято, что вызвало мысль о необходимости учредить для этого образования самостоятельную школу, отдельно от Академии наук. С полным успехом развил эту мысль И. И. Шувалов , представивший императрице предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию» . Тогда и была основана Императорская Академия художеств .

Список академий художеств

В России

Исторические
Действующие

Вне России

В Европе
В США
В других странах

См. также

Примечания

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь.— М.: Эллис Лак, НИИ истории и теории изобразительных искусств Российской академии художеств, 1997.— С. 21-22.
  2. Указ. соч. С. 22.
  3. Словарь античности. Пер с нем. — М. : Прогресс — 1989. — С. 18
  4. Власов В. Г. Медичи школа // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. V, 2006. С. 407—417
  5. Власов В. Г. Академии художеств, академизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 105—110
  6. Власов В. Г. Предпосылки и условия возникновения академического искусства в России // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 229

Литература

  • Дубова О. Б. Становление академической школы в западно-европейской культуре / О. Б. Дубова ; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. — Москва : Памятники исторической мысли, 2009. — 238 с. — 300 экз. ISBN 978-5-88451-260-3 .
  • : Between Renaissance and Romanticism / edited by Anton W. A. Boschloo, Elwin J. Hendrikse, Laetitia C. Smit, Gert Jan van der Sman. — 's-Gravenhage : SDU Uitgeverij, 1989. — 592 p. : ill. — (Leids Kunsthistorisch Jaarboek, ISSN ; nr. V–VI (1986–1987)). — ISBN 90-12-05899-6 . — OCLC .
  • Pevsner N. : Past and Present : [ англ. ] / by Nikolaus Pevsner; new preface by the author. — Reprint of the 1940 ed. — New York : Da Capo Press, 1973. — x, xiv, 323 p. : illus. — ISBN 0-306-71603-8 . — LCCN . — OCLC .
  • Trnek R. Gemäldegalerie der Akademie der bildenden Künste in Wien : illustriertes Bestandsverzeichnis / Bearbeitung und Zusammenstellung: Renate Trnek. — Wien : Gemäldegalerie der Akademie der bildenden Künste in Wien, 1989. — 366 s. : Ill. — OCLC .
Источник —

Same as Академия художеств