Interested Article - Божество

Битва бога Нинурты (справа) с Анзу (слева). Прорисовка ассирийского барельефа из храма Нинурты в Нимруде , 865—860 годы до н. э.

Божество́ мифологический персонаж высшей мифологии , могущественное, высшее сверхъестественное существо ; обладает способностями большими, чем у обычных людей, но взаимодействует с людьми, в положительном или негативном ключе, выводя их на новые уровни сознания за рамками обычной жизни ; что-либо иное, почитаемое как божественное ; термин относится к таким понятиям как Бог , боги , богини .

Боги в качестве могущественных сверхъестественных существ являются основными персонажами большинства мифов в рамках развитых мифологий. В архаических мифологических традициях образы богов выражены слабо или вовсе отсутствуют. В политеистических религиях присутствует вера во многих богов, в монотеистических — в единого Бога . Генотеизм , разделяя представления о множественности богов, в то же время утверждает главенствующее положение некоторого одного божественного начала . В рамках монолатрии представление о существовании многих богов сочетается с постоянным поклонением одному божеству .

Этимология

Классическая античная литература в повествованиях о языческих богах или о некотором божестве, обычно употребляется слово θεῖον . Этим же словом чаще всего пользовались ранние отцы и учители Церкви ( Иустин Философ , Климент Александрийский ). Слово θεότης получило широкое распространение начиная с отцов каппадокийцев и, обычно применяется по отношению к христианскому Богу . В том же значении используется слово θειότης , встречающееся в патристической литературе, однако, намного реже. Григорий Нисский предположил, что слово θεότης произошло от слова «зрение» (ἐκ τῆς θέας), что означает «наделение Бога в первую очередь зрительной, созерцательной способностью» .

Термин отсутствует в масоретском тексте , в Септуагинте и в церковнославянском переводе Ветхого Завета ; имеется в Синодальном переводе того же текста. Появляется в Новом Завете применительно к Единому Богу ( греч. θεῖον, θεότης) и к языческим богам ( δαιμονίων ) .

«Божество» произведено от «бог», общеславянского слова , которое восходит к праслав. *bogъ . Славянские языки не обнаруживают достоверных следов индоевропейского наименования бога, верховного божества ( *dyḗus ) и с древнейших времён используют для этой цели особое слово *bogъ , с одной стороны, близкое по форме и инновационному значению др.-перс. bаga- (ср. авест. bаga , 'господь', 'бог', др.-инд. Бхага и др.; в первоначальном значении — удача, доля , счастье ), а с другой стороны, так же тесно связано с древней производной лексикой, обнаруживающей исходное значение 'богатство' — *bogatъ , *ubogъ , а через её посредство — с индоевропейского лексикой, имеющей значение 'доля', 'делить', 'получать долю', 'наделять'. По причине этой сложности различных связей предлаганется две версии — исконного происхождения и заимствования из иранских языков . В частности, лингвист Макс Фасмер не считал гипотезу о заимствовании убедительной .

Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову , богом в славянской мифологии называлось божество и доля , счастье, которое божество может дать человеку (слово родственно названию богатства и др.); противопоставлялся небогу , обездоленному . Бог выступал в качестве второй части многих славянских имён богов: Белобог , Чернобог , Дажьбог , Стрибог . Н. И. Толстой также писал, что первоначально слово бог было связано с представлениями о благе, богатстве, о персонаже, который наделяет благом, богатством .

Высшая мифология

Под божествами обычно понимаются мифологические персонажи высшей мифологии, в отличие от мифологических существ низшей мифологии демонов и духов . Божества действуют преимущественно в мифическое время первотворения , тогда как персонажи низшей мифологии вмешиваются в жизнь людей, встречаются с ними, превращаются в них, поэтому во многих мифологиях они имеют преобладающее значение по сравнению с персонажами, наделёнными божественном статусом. Многие персонажи низшей мифологии связываются с шаманским культом ; в регионах, где присутствует развитый шаманизм , включая Сибирь и Южную Азию, персонажи низшей мифологии, связанные с шаманским культом, часто в иерархическом плане подчинены высшим божествам, с которыми также ведёт общение шаман. В ритуальном плане сфера низшей мифологии связана с такими явлениями, как суеверия, колдовские и магические обычаи и обряды, а божества пантеона соответствуют общеплеменному или общегосударственному культу .

В мифологических представлениях политеизма различий между людьми и богами существенно меньше, чем в представлениях современных монотеистических религий. В политеизме божества не считались всеведущими или всемогущими и редко понимались как неизменные или вечные .

Развитие представлений

Различные образы бога в рамках развитых религиозно-мифологических традиций характеризуются как комплексные по составу элементов, однако нередко они имеют глубокие исторические истоки. Архаические мифологии в основном содержат представления о духах , демонах и др.; в них нет четких представлений о боге, но присутствует ряд элементов его образа. Одним из самых архаичных источников образа божества являются представления о культурном герое . Этот тип мифологического персонажа и более поздний образ демиурга связаны с актами творения или устроения мира, хотя бы и на элементарном уровне. Позднейших богов также нередко представляли как «делателей», хотя, по этнографическим данным, данный компонент образа бога иногда несёт второстепенное значение. Так, в мифологии ительменов дух-ворон Кутх , творец и устроитель мира, не только не почитается, но подвергается поношению и насмешкам, потому что земля им была устроена очень плохо, создав такие вещи, как горы, тайга, пропасти, вулканы. В ряде мифологических традиций считается, что бог-творец потерял интерес к созданному им миру, из-за чего молить его о чём-либо не имеет смысла. Так, многие африканские мифологии содержат образы «праздных богов». У бога-творца нет заметной роли в индейских мифологиях , либо такой персонаж отсутствует совсем .

Другим источником образов боге были представления о духе-учредителе и покровителе возрастных инициаций . От имени этого персонажа инициированным сообщались социальные нормы. Этот персонаж имел важнейшее религиозно-идеологическое значение верховного охранителя морали, а затем стал основой более комплексного образа племенного бога. В наиболее архаичных образах богов натурмифологические элементы — олицетворения природных объектов и явлений, таких как небо, солнце, луна, гроза и др. — первоначально не имели существенного значения. Если в архаических традициях есть образы богов, имеющие натурмифологическое происхождение, они, как правило, олицетворяют грозные и опасные по отношению к человеку явления природы. Олицетворение природных сил дополняется страхом перед грозной стихией или хозяйственным интересом. Так, в андаманских мифологических традициях Пулугу (Билику) олицетворяет разрушительные силы сезонного муссона. тунгусо-маньчжурской мифологии представлен покровителем охоты, хозяином зверей и др.

В большей или меньшей мере сформировавшийся образ бога присутствует в государственных обществах. Наиболее ранним типом является племенной бог, отразивший племенную интеграцию. Это в первую очередь бог-воитель, именем которого племенем ведётся борьба с другими племенами или их объединение. Персонаж характерен для воинственных племен: бог-воитель Нгаи в мифологии масаев , Тандо в традициях ашанти , в мифах жителей островов Фиджи , на которых племенем мбау была подчинена большая часть других племён. В мифологиях Центральной Америки воинственные божества, такие как Уицилопочтли , Тескатлипока , Ицамна , Кукулькан , предположительно, восходят к племенным богами .

Имена многих кельтских богов являются этнонимическими, связанными с наименованиями племён: Аллоброкс — бог племени с названием аллоброги, Арамо соответствует племени арамиков, Арвернорикс — арвернам, Бриксантос — бриксантам, богиня Дексива — дексиватам, Воконтия — воконтиям и др. Если племя завоевателей формирует вокруг себя союз племён , который развивается в государство, боги разных племён объединяются, образуя политеистическую систему, а бог завоевателей ставится во главе этой совокупности. Большинство из многочисленных древнеегипетских богов происходят от местных номовых божеств; они сохраняли связь с локацией их происхождения. Главой пантеона считался по очереди бог, связанный с преобладающи номом — Ра , Амон ( Амон-Ра ), Гор . Шумеро-вавилонский пантеон возглавлялся вначале шумерским Энлиля , позднее вавилонским Мардуком . Древнеиндийский пантеон , предположительно, также преимущественно сформировался племенными богами; во всяком случае вначале, его возглавил воитель Индра . Более сложной считается схема создания совокупности античных греческих богов , собранных из крито-микенской, малоазиатской, эллинской и др. традиций. Могут быть прослежены местные племенные истоки ряда греческих богов, включая эпидаврского Асклепия , микенскую Геру , аркадскую Артемиду , аттическую Афину и др. То же относится и к некоторым римским богам : сабинскому Квирину , арицийской Диане , этрусским Меркурию , Минерве , Юноне , возможно, Юпитеру . Происходит и изменения в функциях богов, включая появление таких, как защита неприкосновенности государства, в том числе от внешнего врага, поддержка внутреннего строя, освящение власти правителя, понимаемого в качестве любимого сына бога или главного бога, помазанник бога. В новых представлениях происходит выстраивание связей между богами, родственных, генеалогических, иерархических, распределение функций бога по профессиональному принципу, впрочем, не чётко .

Стихийным путём появлялись новые образы богов, включая страдающих и гибнущих — земледельческих божеств, олицетворений жизни растений. На умирающего и воскресающего бога возлагались надежды обездоленного населения, воспринимавшего его как спасателя. Страдающие боги-спасатели включали египетского Осириса , вавилонского Таммуза (Думузи), сирийского Адониса , фригийского Аттиса , в некотором смысле фригийско-фракийского Диониса .

Пантеоны в древних государствах формировались в связи с конкретными историческими условиями. Политеизм представляет собой наиболее обычную, почти повсеместно засвидетельствованную форму религиозно-мифологической системы, которая соответствовала структуре древних государств. Во всех таких системах выделялось главное божество, включая греческого Зевса , вавилонского Мардука , Брахму в брахманизме и индуизме , японскую Аматэрасу . Однако это главенство обычно не означало подавления остальных образов богов. Монотеизм сделал веру в единого Бога своим главным догматом . Христианский монотеизм, в отличие от иудейского и исламского , имеет компромиссную форму: единый Бог понимается как святая Троица , в трёх лицах (ипостасях) .

Изучение

Вопрос происхождения представлений о Боге является предметом дискуссий. Влияние богословской позиции о внушении образа Бога первым людям прямо через божественное откровение наблюдается в ряде научных направлений, включая концепцию « прамонотеизма », основном характерной для католической венской школы этнологии, которую возглавлял с Вильгельм Шмидт и согласно которой верования даже самых «отсталых» народов имеется древний образ верховного небесного существа .

Мифологическая школа , представленная такими авторами как Якоб Гримм , Макс Мюллер и др., рассматривали богов в качестве олицетворений природных сил, в основном небесных тел и явлений, включая небо, грозу, солнце, луну и др. Согласно этим авторам, непонимание человеком древности причин, по которым двигаются светила, меняется погода и т. п. и объяснение этого через действия сверхъестественных существ породило образы могущественных божеств явлений и стихий, таких как небо, солнце, гроза и др., ставших объектами поклонения, которых необходимо умилостивить и задабривать. С течением это возвышенно-мифологическое видение меняется, небесные боги «спустились» на землю, стали представляться в человеческих или животных эпических и сказочных образах. Концепция мифологической школы потеряла влияние по мере накопления с 1870-х годов этнографических материалов, согласно которым многие архаичные мифологические традиции включают существенно более древние элементы, чем астральная индоевропейская мифология .

Эволюционная школа истории культуры, представленная такими исследователями, как Эдуард Тайлор , Джон Леббок , Юлиус Липперт и др., считала, что появление представлений о великих небесных богах и монотеистические верования являются позднейшим этапом развития религиозно-мифологической сферы. Направлением этой концепции была теория «манизма» Герберта Спенсера , в которой возникновение понятия Бога связывалось с культом предков ; бог, по этой версии был обобщённым предком. Многие представители эволюционистского направления обращались к эвгемеристическому толкованию мифов — боги являются реальными людьми-предками. Другая точка зрения принадлежит Джеймсу Фрейзеру , предполагавшему, что представления о Боге возникли в результате того, что люди разуверились в своих способностях магическим путём влиять на мир и стали считать, что есть высшие существа, которые управляют миром. Близкой является позиция немецкого этнографа К. Прёйса, согласно которому Бог представляет собой «олицетворённые колдовские акты», «действующие субстанции», «стягивающие к себе волшебные действия многих других субстанций». Другую схожую теорию сформулировал немецкий учёный Герман Узенер , исходивший преимущественно из древнеримских имён богов, и считавший, что древним человеком, страшившимся всего неизвестного, были олицетворены и обожествлены каждое в отдельности действие и явление окружающего мира, в результате чего сформировалось вначале представления о «мгновенных» богах, позднее — о видовых, или «особых», чьи имена имели значения только простых эпитетов; позднее люди забыли значения эпитетов, ставших собственными именами богов, в итоге возникли образы великих божеств античности .

В рамках фрейдизма образ Бога понимается в качестве сублимата подавленного образа отца: «каждый создаёт бога по образу своего отца», а образ богини-матери — сублимата образа матери. Представители французской социологической школы, основателем которой был Эмиль Дюркгейм , отвечали на вопрос происхождения образа Бога, опираясь на социальную психологию . Дюркгейм понимал Бога как олицетворение социальных сил, которые воздействуют на человека, но остаются непонятными для него, в результате каждая форма общества создаёт собственные представления о Боге .

Примечания

  1. (англ.) . British Museum .
  2. ↑ .
  3. ↑ .
  4. ↑ , с. 565.
  5. , p. 378.
  6. ↑ , с. 565—566.
  7. ↑ , p. 461.
  8. , p. 179.
  9. , p. 70.
  10. ↑ , с. 202—203.
  11. ↑ , с. 161.
  12. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 181—182.
  13. .
  14. , pp. 473—474.

Литература

Same as Божество