Архангельское-Тюриково
- 1 year ago
- 0
- 0
Уса́дьба «Арха́нгельское» — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX века. Усадьба расположена на берегу старицы Москвы-реки в городском округе Красногорск Московской области , в 2 км к юго-западу от города Красногорска . Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Усадьба известна с 1584 года — в то время она находилась в совместном владении вотчинника и конюха Осипа Матвеева, сына Рязанцева. По фамилии Уполоцкого усадьба носила название Уполозы. Числилась она в Горетовском стане Московского уезда .
В 1623 году Уполозами владели Немир и Григорий Киреевские, которым усадьба перешла по купчей 1617 года и «полюбовной записи» 1618 года. Как и при Уполоцком, в селе существовала церковь Михаила Архангела, уже получившая придел Святого Николая .
В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нём деревянная церковь. Именно в этом году наименование Архангельское, по сельской церкви, появляется в документах. На селе числится шесть крестьянских дворов .
В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские . В 1678 году Архангельское, принадлежавшее князю Я. Н. Одоевскому , имело «двор попов, двор боярский, двор скотный, шесть дворов дворовых». Всего в селе проживало двадцать человек, в примыкавшем к нему Захаркове было показано «14 дворовых и 2 бобыля» .
С 1681 по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому . В селе уже значится каменная церковь Михаила Архангела, которая и дошла до нашего времени. В Архангельском уже насчитывалось 85 человек крепостных .
С 1703 до 1810 года усадьба оставалась в роду Голицыных . Первый из этого рода владелец усадьбы, Д. М. Голицын , получил её через свою жену, урождённую Одоевскую, родственницу Черкасских .
При императрице Анне Иоанновне Дмитрий Михайлович Голицын был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском. Сохранив старый дом, Голицын построил в усадьбе новый деревянный на 13 комнат, обращённый к Москве-реке. Между домом и рекой был разбит французский регулярный парк , который стал центром современного парка усадьбы. В 1736 году Голицын был арестован, его имущество описано и конфисковано .
В 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу , однако новый этап её развития связан с сыном Алексея Дмитриевича, Николаем . В 1780-х годах он начал постройку главного усадебного, так называемого «Большого дома» и изменения в усадебном парке. Во время посещения Парижа в 1780 году за 1200 ливров Н. Голицын заказал проект нового дворца местному архитектору Жаку-Жако Герну . Будучи послом при королевском дворе Швеции, Голицын пригласил механика и инженера Норберга в Россию для работы над машиной, подающей воду в фонтаны усадьбы и осуществляющей водоснабжение дворца .
Строительство усадебного дома началось в 1784 году , предположительно, автор проекта даже не приезжал в Россию, и работы велись под руководством другого зодчего. На это указывает, в частности, отказ от изображённого в проекте Герна подвала и кольцевого цилиндрического свода вокруг центральной опоры под парадным круглым залом . Дальнейшее строительство осуществлялось под руководством итальянца Джакомо Тромбара , в 1779 году приехавшим в Россию вместе с Джакомо Кваренги . На первом этапе был реконструирована (или возведена вновь) левая оранжерея с двумя зимними флигелями . Перед одним из флигелей — западным — появился фонтанный резервуар, цветники, свинцовая скульптура. В 1786 году завершилось возведение Римских ворот в виде руин и дороги от них мимо оранжереи и цветника, которая сохранилась до настоящего времени. Большой дом начал строиться после сноса старого деревянного, работы растянулись на долгие годы. В начале 1790-х годов были устроены две террасы над партером парка, декорированные мраморной скульптурой. Чуть позже была построена лимонная оранжерея с летними павильонами симметрично лавровой. В правой части парка был устроен павильон «Каприз» (53×9 м), сохранившийся в перестроенном виде до наших дней . Под прямым углом к нему расположился ещё один павильон, известный у Голицыных под наименованием «Библиотека», вероятно, там хранилось всё, что осталось от богатейшей библиотеки Д. М. Голицына, конфискованной у хозяина в 1737 году, частью разрозненной и возвращённой его сыну .
После своей отставки (1792) Голицын практически не занимался устройством усадьбы — отделка внутренних помещений дворца так и не была завершена. В 1809 году хозяин усадьбы скончался, после него Архангельское, обременённое долгами, унаследовала супруга князя Мария Адамовна .
Строительные работы ещё не были завершены, когда в 1810 году усадьбу за 245 тыс. рублей приобрёл князь Н. Б. Юсупов . В состав имения вошёл и небольшой завод по производству стекла . Князю Юсупову усадьба была нужна для поддержания своего авторитета в столице, размещения художественных коллекций и реализации задуманных театральных проектов .
В 1812 году усадьба, захваченная французами, была разграблена. Бунт крепостных крестьян привёл к уничтожению господского имущества, прежде всего многих картин и внутреннего убранства дворца. В январе 1820 года пожар уничтожил значительную часть коллекций и причинил серьёзный ущерб зданию. Для восстановления были приглашены московские зодчие: И. И. Жуков, О. И. Бове , Дж. А. Артари , С. П. Мельников, В. Г. Дрегалов. Работами руководил архитектор Е. Д. Тюрин , а непосредственное выполнение было поручено крепостному архитектору Ивану Борунову. Приглашённые художники де Куртейль, Колумбий и Рунжи при участии крепостных живописцев заново расписали залы дворца. Были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты. Стукко , декоративную лепку, орнаментальные росписи выполняли русские, в том числе крепостные, мастера. В 1829—1830 годах под руководством архитектора были перестроены стены террас и завершены работы по парку.
Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем». Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время её посетили такие выдающиеся деятели русской культуры, как историк и писатель Н. М. Карамзин , поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский , литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв , художники В. А. Серов , А. Н. Бенуа , К. Е. Маковский , К. А. Коровин , музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский . Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I , Александр II и Александр III , а также Николай II .
В 1901 году архитектором П. В. Харко был проведён ремонт и реставрация отдельных помещений главного усадебного дома. В 1910 году художник И. И. Нивинский провёл реставрацию росписей и гризайлей главного дома . В 1913—1914 годах реставрационные работы во дворце проводились И. И. Нивинским и архитектором Р. И. Клейном [ уточнить ] .
После революции усадьба была реквизирована , в 1919 году превращена в историко-художественный музей . Позднее, в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков ), изменившие вид на долину Москвы-реки .
С 1945 года по середину 1990-х годов на территории усадьбы находилась база спортклуба ЦСКА , в частности, футбольной и хоккейной команд.
В результате работы Джакомо Тромбара над полуротондой усадебного дома с колоннами ионического ордера появился высокий бельведер . С противоположной стороны усадебный двор фланкирован колонными галереями на « палладианский манер », но в отличие от архитектуры самого А. Палладио , они сделаны открытыми: «alla francese» (итал. «на французский лад»). Такие галереи типичны для русской усадебной архитектуры . Выходящая к партеру парка подпорная стена нижней террасы была дополнена двухмаршевой лестницей, украшена балюстрадой с вазонами, статуями и бюстами античных богов, героев и философов. Крепостной архитектор В. Я. Стрижаков по проекту С. П. Мельникова построил въездную арку, замкнувшую курдонёр (парадный двор).
Среди парковых павильонов выделяются «Каприз», Манеж и Библиотека в форме ротонды (ныне — «Чайный домик»). Павильоны строил архитектор, выходец из Тессинского кантона итальянской Швейцарии, Ф. И. Петонди . В начале XIX века весь комплекс парковых павильонов именовали «Капризом». В 1819 году по проекту Е. Д. Тюрина построили «Храм Екатерины» и начали возведение театра .
Значительную ценность представляют собой скульптуры в интерьерах дворца, на наружных лестницах и в аллеях парка. Они многочисленны и разнообразны: от копий известных античных и барочных статуй до оригинальных произведений итальянских скульпторов XVIII века. В усадьбе находилась специально заказанная Н. Б. Юсуповым копия произведения А. Кановы « Амур и Психея » (в настоящее время — в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге).
Интерьеры дворца построены по анфиладному принципу и оформлены в стиле русского классицизма . На втором этаже находится двусветный овальный зал, самый большой во дворце. Он расположен по главной оси здания и всего дворцово-паркового ансамбля, вид на который открывается из окон зала. В западной анфиладе — «Античный зал» с оригинальными произведениями античной скульптуры, по сторонам которого симметрично расположены два октогональных (восьмигранных в плане) «Салона Робера».
Князь Н. Б. Юсупов был одним из крупнейших коллекционеров западноевропейской живописи, как и многие российские меценаты, он собирал картины французского романиста Юбера Робера . В собрании дворца — двенадцать картин этого художника. Во дворце имеется «Зал Тьеполо», в котором находятся две больших картины выдающегося венецианского живописца Джованни Баттиста Тьеполо : «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры». Собрание живописи дворца включает более двухсот картин западноевропейских художников голландской, фламандской, французской и итальянской школ XVII—XVIII веков. Среди них: четыре морских пейзажа Клода Жозефа Верне , две картины Габриэля-Франсуа Дуайена , «Портрет неизвестной» работы Антониса Ван Дейка .
Интерьеры дворца обставлены мебелью бидермайера и русского ампира , изделиями из бронзы первой трети XIX века. Уникальна обширная коллекция западноевропейского и восточного фарфора XVIII—XIX веков, а также собрание русского фарфора и изделий собственной Юсуповской фарфоровой мануфактуры, действовавшей в усадьбе в 1814—1839 годах. Частично сохранилось собрание Юсуповской библиотеки, насчитывавшей к началу XIX века более шестнадцати тысяч томов .
В 1791—1799 годах князь Н. Б. Юсупов был директором Императорских театров и неоднократно устраивал в Санкт-Петербурге и Москве гастроли итальянских театральных трупп. Именно он пригласил в Россию в конце 1791 или в начале 1792 года выдающегося итальянского художника-декоратора Пьетро ди Готтардо Гонзаго . Наследник Павел Петрович и Мария Фёдоровна сразу привлекли итальянского художника к работам в Павловске, но к императорскому двору его не допускали (возможно, потому что Гонзаго был масоном) .
По просьбе Н. Б. Юсупова Гонзаго подготовил проект постройки театра в Архангельском к прибытию в усадьбу императора Александра I . Но самому Гонзаго приехать в Архангельское не удалось. Не отпускала Дирекция Императорских театров. В своей мастерской при Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге Гонзаго подготовил двенадцать «перемен» декораций. «Театр Гонзага» торжественно был открыт 8 июня 1818 года в присутствии императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Собственная театральная труппа Юсупова состояла из крепостных балерин, певиц и музыкантов, живших в его московском доме.
В проектировании театра по эскизам Гонзаго (его рисунки сохранились в музее усадьбы) принимал участие московский архитектор О. И. Бове , практические работы в 1817—1818 годах осуществляли архитекторы Е. Д. Тюрин, С. П. Мельников, В. Я. Стрижаков и артель плотников Осипа Иванова. Театр был деревянный, наружные стены оштукатурены и выкрашены в золотистый цвет. Зрительный зал опоясывает внушительная колоннада, хотя зал невелик — он вмещает всего двести пятьдесят человек .
Обычно ставили отдельные балетные сцены и дивертисменты с пением и танцами. Однако театр в Архангельском вошёл в историю не спектаклями, а благодаря творчеству выдающегося итальянского художника. Театр так и называли: «Театр Гонзага» . До нашего времени сохранились подлинные занавес (6 х 8 м), иллюзорно продолжающий архитектуру зала, и четыре перемены декораций, а также небольшие копии, сделанные учениками. Декорации, хранящиеся в Архангельском, — единственные подлинники . Остальное обширное наследие — это эскизы, натурные зарисовки и графические фантазии мастера. 30 июня 1969 года к пятидесятилетию музея-усадьбы Архангельское в театре состоялся «спектакль декораций»: под музыку Россини зрителям показали четыре декорации Гонзаго .
Николай Борисович Юсупов помимо работы в Дирекции Императорских театров с 1789 года управлял петербургской Шпалерной мануфактурой , а в 1792—1800 годах заведовал Императорскими Стеклянным и Фарфоровым заводами. В 1814 году он устроил в Архангельском мануфактуру, на которой, аналогично его другим предприятиям (оркестрам и театру), работали прошедшие специальную выучку крепостные крестьяне. Юсупов организовал «живописное заведение» — школу , где преподавали французские мастера, лучших учеников посылали продолжать обучение в Санкт-Петербург. Школой руководил французский живописец Н. де Куртейль (Куртей) , с 1822 года — мастер из Севра — (?—1835).
В мастерских Архангельского делали только роспись; «бельё» (белые, нерасписанные изделия) заказывали на Императорском заводе в Петербурге, на частном , или во Франции. Образцами служили произведения французские и русские гравюры, в том числе с известных картин, портреты и ботанические атласы. В процессе решения композиционных задач связи формы и декора простое копирование переходило в творчество, пусть и наивное. Это придавало изделиям юсуповского фарфора особенное очарование, оттенок теплоты, изящества с некоторой долей провинциальности.
Юсуповская роспись представляет собой оригинальный стиль русского классицизма , смягчённый мироощущением народных мастеров. После смерти владельца усадьбы в 1831 году завод просуществовал недолго, и в конце 1839 года был закрыт как «недоходный». Многие изделия юсуповского фарфора позднее были утрачены, часть из них экспонируется в Музее керамики усадьбы Кусково .
В 1983 году в усадьбе Архангельское проходили съёмки музыкального фильма « » — оперетты венгерского композитора Франца Легара . В кадрах фильма хорошо видны интерьеры усадьбы. Например, вид газона перед Усыпальницей Юсуповых .
В 2009 году Банк России в рамках серии «Памятники архитектуры России» выпустил двадцатипятирублёвую серебряную монету с изображением элементов архитектурного ансамбля усадьбы: Большого дворца с террасой и фонтаном, храма-усыпальницы (Колоннады) и статуи лежащего льва . В честь 100-летия основания Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Банк России 1 апреля 2019 года выпустил в обращение две серебряные памятные монеты номиналом 3 рубля и 25 рублей .
В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на её территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзаго и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе .
Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзаго. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) были открыты для экскурсионного посещения 30 апреля 2009 года, а Театр Гонзаго — с 10 июня 2009 года. Для осмотра также открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII в. в «Колоннаде», в «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвящённая юсуповскому фарфору, на которой будут представлены экспонаты из 11 ведущих музеев России (открытие — 30 апреля 2009 г.), выставки современных художников в «Кладовой над оврагом» и Нижнем зале «Колоннады».
В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».
Неподалёку от усадьбы расположен Музей техники Вадима Задорожного . В 2005 году было объявлено о строительстве вблизи усадьбы первого в России «города для миллионеров» — автономного городского поселения Рублёво-Архангельское , рассчитанного на 30 000 жителей, имеющих высокий и сверхвысокий достаток.
Указом Президента России от 18 октября 2017 года № 493 государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-усадьба „Архангельское“» отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации .
В начале 2020 г. СМИ стали распространять информацию, что согласно новому проекту на территории 300 га музея-усадьбы «Архангельское» планируется коммерческая застройка. Это вызвало общественный резонанс, потребовались разъяснения по проекту. По информации директора «Архангельского» Вадима Задорожного, разработанный Институтом Генплана Москвы проект по заказу музея-усадьбы «Архангельское» прошёл историко-культурную экспертизу, согласование в правительстве и прокуратуре Московской области, Министерстве культуры РФ, а также процедуру общественных обсуждений и был утверждён 26 мая 2020 г. Согласно документу исторический ландшафт усадьбы и территория вокруг неё будут сохранены и даже расширены на 105 га .
Директор государственного музея-усадьбы «Архангельское» — .
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 388 «О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы „Архангельское“ в Московской области» территория в пределах охранных зон усадьбы передавалась в совместное использование музея-усадьбы «Архангельское» и Центрального военного клинического санатория «Архангельское».
Однако до выхода постановления правительства Московской области «Об утверждении границ территории и зон охраны усадьбы „Архангельское“ Красногорского района» в 2001 году режимы охранных зон были подкорректированы так, что исторические рощи Архангельская, Захарковская, Воронцовская, где запрещалось строительство, превратились в «зону регулируемой застройки». Причём из общей площади охранной зоны — около 800 га — федеральная собственность была оформлена только на 62 га; остальная территория стала сдаваться в аренду, в частности, Аполлоновая и Горятинская рощи (в 2004 году они были сданы в аренду для «культурно-оздоровительных целей», а через 4 года состоялось переоформление: рекреация с правом застройки) . Росохранкультура и музей-усадьба подали иск о признании договоров недействительными.
16 августа 2011 г. Министерство обороны РФ объявило о проведении аукциона о продаже участка земли, 12 га которой входят в охранную зону усадьбы, а 0,8 га находятся на территории усадьбы. Иск музея-усадьбы об отмене аукциона находится в стадии рассмотрения. 10 февраля Арбитражный суд Москвы признал недействительным приказ министра обороны Анатолия Сердюкова от 21 июня 2011 года о выставлении на торги участка чуть более 20 гектаров в охранных границах музея-усадьбы «Архангельское».
25 марта 2013 года заместитель председателя Московского областного отделения ВООПиК на встрече с Путиным пожаловался ему :
Действительно, за неё [Архангельское] уже более 10 лет ведётся борьба различными общественными организациями и дирекцией музея. Но тем не менее наша деятельность начинает всё больше и больше напоминать какой-то бесконечный сериал, когда мы выигрываем суды, но тем не менее продолжается строительство. Буквально в субботу активисты были вынуждены пикетировать против очередной незаконной вырубки, которая уже была признана незаконной. В настоящее время продолжается лоббирование сокращения охранных зон буквально в десять раз. Почему-то этим занимается один из богатейших людей России – Виктор Вексельберг . И это не секрет, что его структуры владеют земельными участками в Архангельском. Мы просто не понимаем, почему мы вынуждены доказывать какие-то очевидные вещи, что нельзя строить посёлок рядом с театром Гонзаго , что нельзя осваивать Лохин остров , эти панорамы знаменитые.
В ответ на это ГК « Ренова » выпустила пресс-релиз, в котором заявила :
Еще в середине 2000-х годов структуры Группы разработали проект обустройства вблизи «Архангельского» паркового комплекса и рекреационной зоны, предназначенных для отдыха москвичей и жителей области. Однако до сих пор ни областное, ни федеральное министерства культуры так и не согласовали проект. При этом, все судебные инстанции к настоящему времени подтвердили законность позиции ГК «Ренова».
А 27 марта 2013 г. Вексельберг назвал сообщённые Евгением Соседовым сведения недостоверными .